7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка.5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка»,всего- 34 часа
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой ,Т.С.Шмагиной,включающим программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 7класс»(М.:Просвещение,2010), рабочую тетрадь,хрестоматию музыкального материала,фонохрестоматию,методическое пособие «Музыка.7 класс» (М.:Просвещение,2006)
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным,культурным традициям своего народа,родного края,формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на Татарстанской земле,где живы традиции наших предков,поэтому в содержание рабочей программы для 7 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Симфоническая музыка в произведениях татарских композиторов»
При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного)содержания.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются:анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:
-совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности(композитор-исполнитель-слушатель);
-знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
-понимать особенности претворения «вечных»тем искусства и жизни в произведениях разных жанров(опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др);
-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения ,используя приемы пластического интонирования,музыкально-ритмического движения,импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
-осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
-выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
-использовать различные формы индивидуального ,группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-совершенствовать умения и навыки самооразования;
-прививать любовь и интерес к музыке, к культуре ,к природе, к живописи и литературе.
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
I.Особенности музыкальной драматургии сценической музыки -18ч
Урок 1. Классика и современность
Значение слова «классика».Понятия классическая музыка,классика жанра,стиль. Разновидность стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого
Урок 2.В музыкальном театре. Опера
Презентация Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная драматургия.Конфликт.Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие.Виды опер.Либретто.Роль оркестра в опере
Урок 3.Опера М.И.Глинка «Иван Сусанин»
М.И.Глинки «Иван Сусанин»
отрывки из оперы Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.Более глубокое изучение оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» Драматургия оперы-конфликтное противостояние двух сил(русской и польской).Музыкальные образы оперных героев
Урок 4,5.Опера А.П. Бородин Опера «Князь Игорь»
Знакомство с русской эпической оперой А.П.Бородина «Князь Игорь» Драматургия оперы-конфликтное противостояние двух сил(русской и половецкой).Музыкальные образы оперных героев
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы
Урок 6.В музыкальном театре. Балет
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.
Урок 7,8. Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»
Знакомство с балетом Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра
Урок 9 Героическая тема в русской музыке
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
Урок 10,11.В музыкальном театре. Мой народ – американцы. Д. Гершвин «Порги и Бесс» 1
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.
Урок 12,13 Опера Ж. Бизе «Кармен»
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Урок 14.Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»
Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Урок 15.Сюжеты и образы духовной музыки
Музыка И.С. Баха – язык всех времен и народов
Современные интерпретации сочинений И.С.Баха.»Высокая месса»-вокально-драматический жанр.Музыкальное «зодчество»России,в творчестве С.В.Рахманинова
Урок 16.Рок-опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – Супер-звезда»
Углубление знакомства с рок-оперой. Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы-конфликтное противостояние.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Урок 17.Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского
Знакомство с музыкой Д.Б.Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».Музыкальные образы героев симфонической сюиты
Урок 18 «Гоголь – сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю
«Ревизские сказки»
Знакомство с музыкой А.г.шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н.В Гоголя. «Гоголь-сюита»-ярчайший образец симфонического театра.Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика
II .Особенности драматургии камерной и симфонической музыки-16ч
Урок 19.Музыкальная драматургия – развитие музыки
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Урок 20 Два направления музыкальной культуры: светская и духовная
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений.
Духовная, светская музыка, камерная музыка
Урок 21. Камерная и инструментальная музыка.
Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.
Урок 22.Транскрипция.
Транскрипция-переложение музыкальных произведений.Транскрипции-наиболее популярный жанр концерно-виртуозных произведений
Урок 23.Циклические формы инструментальной музыки
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитлй на примере А.Шнитке
цикл«Прекрасная мельчиха»Шуберт.
Урок 24,25.Соната
Углубление знакомства с музыкальным жанром соната. Сонатная форма:композиция,разработка,реприза,кода.Соната в творчестве великих композиторов:Л.ван Бетховена,С.С.Прокофьева ,В.А.Моцарта
Урок 26,27,28.Симфоническая музыка
Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Ф.Шуберт,П.И.Чайковский,Б.Б.Шостакович
Урок 29,30 Симфоническая музыка в произведениях татарских композиторов
Изучение творчества известных композиторов татарстана. Симфонии. Особенности драматургического развития в жанре симфонии
Урок 31.Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси
Знакомство с симфонической картиной «Празднества»К.Дебюсси.Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества».Живописность музыкальных образов симфонической картины
Урок 32.Инструментальный концерт
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.
Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна
Урок 33.Дж.Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»
Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере Рапсодии в стиле блюз» Симфоджаз
Урок 34.Пусть музыка звучит!
Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка.Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.Повторение пройденногом материала.Муз.угадайка.ребусы,кроссворды
Учебно-тематическое планирование
по музыке
класс 7
Учитель Гафарова Зульфия Загитовна
Всего 34 часа, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы Критской Е.Д
Учебно-методическое пособие
1.Интернет-ресурсы
2.Поурочные планы по программе Е.Д.Критской
3.Учебник по программе Е.Д.Критской
4.Музыкальное сопровождение и оформление.В.В.Фадин
5.Энциклопедический словарь юного музыканта. В.В.Медушевский,О.О.Очаковская
6.Музыка.Поурочные планы по программе В.В.Валиева,Т.И.Науменко
7.Музыка «Я познаю мир»С.В.Истомин
8.методическое пособие «Музыка в школе», ежемесячный журнал
9. Методическое пособие с электоронным приложением.Уроки музыки1-8 классы.Серия «Современная школа»
10.Г.Зайнашева «Серебряные голоса», песни для детей
11.Аудио и видео-материалы
12.4000 караоке .Русские и зарубежные песни, поизведения
13.1500 караоке татарских песен
Минимум содержания программного материала 7 класса
№
|
Тема раздела
|
количество
отведенных часов
|
1
|
«Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»
|
18ч
|
2
|
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
|
16ч
|
|
всего
|
34ч
|
|