программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика
Магистратура по направлению 520300 – «Филология»
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация (степень) «магистр»
Аннотация
Курс по выбору «Современный русский язык: стилистика» предназначен для магистрантов филологического факультета. В рамках курса рассматриваются современные проблемы зарубежной и отечественной стилистики. На практических занятиях приобретаются навыки анализа научных текстов, написания статей, рефератов и курсовых работ, составления библиографии. В качестве материала для исследования используются тексты СМИ, произведения современной и классической литературы, разговорная речь, деловые документы и т.д. Значительное внимание уделяется изучению фатической, метаязыковой и магической функций языка. Слово и текст рассматриваются как носители культурного и национального наследия русского языка.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Стилистика современного русского языка» являются:
изучение стилистической системы современного русского языка; признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы.
освоение теоретических основ соответствующей области лингвистического знания.
Место дисциплины в структуре ООП
Вариативная часть. Профессиональный цикл. Курс по выбору.
1 курс
1 семестр
Данная дисциплина предназначена для магистрантов и является частью магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире». Поскольку дисциплина начинает профессиональную подготовку магистра (преподается в I семестре I курса), ее изучение подразумевает наличие у обучающихся специальных знаний и умений, и навыков, приобретенных в бакалавриате.
Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, так как предоставляет теоретические знания и вырабатывает практические навыки, необходимые для полного освоения курса «Стилистика русского языка». 3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) Универсальные компетенции:
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1);
способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций развития словообразования и морфологии (М-ОНК-2);
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере грамматики слова для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).
б) инструментальные компетенции:
владение русским языком как иностранным в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной и профессиональной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);
владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру (М-ИК-2);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);
владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).
в) системные компетенции:
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);
владение навыками участия в работе научных, педагогических, производственных и др. коллективов на основе глубокого понимания коммуникативных процессов (М-СК-4).
Профессиональные компетенции
а) Общепрофессиональные компетенции:
знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);
владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);
владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);
владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);
владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);
умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);
умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);
умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9);
способность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (М-ПК-10);
владение навыками последовательного устного и письменного перевода разностилевых текстов с основного и второго языков на родной и с родного на данные языки (М-ПК-11);
способность и готовность к участию в разработке научных, культурных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (М-ПК-15);
владение навыками подготовки научных, научно-популярных, литературно-художественных, публицистических и др. изданий, работы с официальными и историческими документами (М-ПК-16);
владение навыками организации научно-исследовательских и производственных работ для решения конкретных задач в соответствии с магистерской программой (М-ПК-17).
Профильные компетенции:
Знание уровневой системы русского языка (фонологии, лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса) и принципов ее функционирования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
специфику стилистики как уровня языковой системы и как область научного знания;
системные явления в области стилистики СРЯ;
основы современных теоретических концепций соответствующей области лингвистики;
основные положения ведущих научных школ стилистики и предлагаемые ими принципы стилистического анализа;
особенности актуальных процессов в области стилистики и развития стилистических норм.
Уметь:
определять стилистическую принадлежность текста;
анализировать текст на основе полученных теоретических знаний;
использовать в научных и практических целях соответствующие толковые и фразеологические словари;
хорошо излагать свои мысли в письменной и устной форме в соответствии с речевой ситуацией.
Владеть:
навыками самостоятельного чтения современной лингвистической литературы по изучаемым вопросам;
навыками работы с электронными корпусами русского языка, в частности с «Национальным корпусом русского языка» (www.ruscorpora.ru).
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в течение одного (первого) семестра, составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. В том числе: 18 часов – лекции, 18 часов - семинарские занятия, 36 часов – самостоятельная работа.
№
п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр | Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
|
| лекции
| с.р.с.
| семинары / практические занятия
| с.р.с.
| -
| 1
| Вводная лекция. Направления современной стилистики.
| I
| 1
| 1
|
| 1
| 2
| -
| 2
| Основные понятия стилистики. Виды коннотаций.
| I
| 2, 3
| 2
|
| 2
| 4
| контрольная работа
| 3.
| Функции языка
| I
| 4
| 1
|
| 1
| 2
| -
| 4.
| Формы существования национального языка
| I
| 5
| 1
|
| 1
| 2
| -
| 5.
| Функциональные стили
| I
| 6,7
| 2
|
| 2
| 4
| тест
| 6.
| Разговорная речь
| I
| 8, 9
| 2
|
| 2
| 4
| контрольная работа
| 7.
| Официально-деловой стиль
| I
| 10
| 1
|
| 1
| 2
| -
| 8.
| Научный стиль
| I
| 11
| 1
|
| 1
| 2
| тест
| 9.
| Публицистический стиль
| I
| 12,13
| 2
|
| 2
| 4
| тест
| 10.
| Язык художественной литературы
| I
| 14,15
| 2
|
| 2
| 4
| тест
| 11
| Стилистические средства русского языка
| I
| 16
| 1
|
| 1
| 2
| контрольная работа
| 12.
| Тенденции развития стилистической
Системы современного русского языка
| I
| 17,18
| 2
|
| 2
| 4
| контрольная работа
| 13.
|
| I
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
| Итого
|
|
| 18
| 18
| 18
| 18
|
| * Тесты выполняются по Интернету в рамках самостоятельной работы студентов.
4.2. Содержание дисциплины
Стилистика как филологическая наука. Стиль. Стилистическое значение слова. Функции языка. Формы существования национального языка
Виды коннотаций. Оценочный, эмоциональный, социально-жанровый, функционально-обусловленный и другие компоненты значения.
Функции языка. Коммуникативная, познавательная, регулятивная, метаязыковая, фатическая и другие функции языка.
Формы существования национального языка. Литературные и нелитературные формы. Разговорная речь. Функциональные стили. Язык художественной литературы.
Разговорная речь. Отличительные черты разговорной речи: спонтанность, открытость, неофициальность и др. Основные способы номинации в разговорной речи. Использование элементов разговорной речи в разных функциональных стилях и языке художественной литературы. Функциональные стили. Критерии выделения функционального стиля. Официально-деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль
Официально-деловой стиль. Подстили официально-делового стиля: законодательный, административный и дипломатический стиль
Научный стиль. Основные жанры научной речи. Особенности устной и письменной формы научного стиля. Терминология.
Публицистический стиль. Соотношение понятий язык СМИ и публицистический стиль. Эволюция публицистического стиля. Жанры публицистики и их языковые характеристики Специфические черты публицистической метафоры. Язык рекламы
Язык художественной литературы. Эстетическая функция языка как доминирующая функция ЯХЛ. Понятие художественной картины мира Литература традиционализма и модернизма. Особенности стиля 5. Рекомендуемые образовательные технологии
Курс предполагает широкое использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий. Письменные домашние задания и тесты выполняются в электронной форме и высылаются преподавателю по e-mail. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В качестве основного средства текущего контроля предлагаются аудиторные и внеаудиторные письменные задания (контрольные работы). В качестве дополнительной формы текущего контроля тестирование. Форма промежуточного контроля – зачет.
.
Примерный список вопросов к зачету
Основные понятия стилистики: стиль, стилистическое значение.
Содержание понятия стилистическое значение: виды коннотативных значений слова.
Оценочный компонент значения слова
Социально-жанровый компонент значения слова.
Функционально обусловленный компонент значения слова.
Временной и территориальный компоненты значения слова.
Эмоциональный и экспрессивный компоненты значения слова.
Схема коммуникативного акта и ее связь с функциями языка.
Функции языка и их распределения в функциональных стилях.
Коммуникативная и воздействующая функции языка.
Познавательная функция языка
Фатическая и метаязыковая функция языка
Регулятивная функция языка и ее проявление в разных функциональных стилях
Магическая функция языка.
Шарль Балли как основатель современной функциональной стилистики.
Основные параметры функционального стиля.
Разговорная речь. Основные стилистические особенности.
Специализация метафоры в разговорной речи.
Научный стиль и его стилистические особенности.
Специализация метафоры в научном стиле.
Публицистический стиль и его стилистические особенности.
Специализация метафоры в языке СМИ.
Официально-деловой стиль и его стилистические особенности.
Язык художественной литературы как разновидность речевой деятельности.
Специализация метафоры в языке художественной литературы.
Современные тенденции в развитии стилистической системы языка.
Взаимодействие функциональных стилей в русском языке. Влияние разговорной речи на публицистический стиль, официально-делового стиля на разговорную речь и т.д.
Стилистические функции единиц разных уровней языка.
Соотношение понятий «функционального стиля» и «функционально ориентированного текста».
Роль В.В.Виноградова в развитии отечественной стилистики.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
№ п/п
| Автор
| Название книги / статьи
| Отв. редактор (для коллективных работ)
| Место изда-ния
| Издатель-ство
| Год изда-ния
| 1
| Арнольд И.Р.
| Стилистика современного английского языка.
|
| М.
| Просвеще-ние
| 2000
| 2
| Арутюнова Н.Д.
| Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт
|
| М.
| Наука
| 1988
| 3
| Балли Ш.
| Французская стилистика.
|
| М.
| УРСС
| 2003
| 4
| Вежбицкая А.
| Язык. Культура. Познание.
|
| М.
| Русские словари
| 1997
| 5
| Виноградов В.В.
| Проблемы русской стилистики.
|
| М.
| Высшая школа
| 1981
| 6
| Винокур Г.О.
| О языке художественной литературы.
|
| М.
| Высшая школа
| 2009
| 7
| Винокур Т.Г.
| Закономерности стилистического использования языковых единиц
|
| М.
| Либроком
| 2000
| 8
| Кара-Мурза Е.С.
| Русский язык в рекламе. – Цикл статей на портале «Русский язык».
|
|
| www.gramota.ru.
| 2001
| 9
| Кожина М.Н.
| Стилистика русского языка: учебник / Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., В.А.Салимовский
|
| М.
| Флинта: Наука
| 2008
| 10
| Колесов В.В.
| «Жизнь происходит от слова...».
|
| СПб.
| Златоуст
| 1999
| 11
| Корнилов О.А.
| Языковые картины мира как производные национальных менталитетов.
|
| М.
| КДУ
| 2011
| 12
| Костомаров В.Г.
| Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики.
|
| М.
| Гардарики
| 2005
| 13
| Санников В.З.
| Русский язык в зеркале языковой игры.
|
| М.
| Языки славянской культуры
| 2002
| 14
| Солганик Г.Я.
| Практическая стилистика русского языка.
|
| М.
| Академия
| 2006
| 15
| Чудинов А.П.
| Россия в метафорическом зеркале.
|
| Екате-ринбург
| УрГПУ
| 2001
| 16
| Словари
| Большой толковый словарь русского языка
| Под ред. С.А.Кузнецова
| СПб.
| Норинт
| 2000
| 17
| Даль В.И.
| Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт.
|
| М.
| Русский язык
| 1998
| 18
|
| Краткий справочник по русскому языку
| Под ред. П.А.Леканта.
| М.
| АСТ-Пресс Книга
| 2010
| 19
|
| Стилистический
энциклопедический
словарь русского языка
| под ред. М. Н. Кожиной.
| М.
| Флинта: Наука
| 2004
| 20
|
| Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика.
| Под ред. Г.И.Скляревской
| СПб.
| Эксмо
| 2006
| 21
| Баш Л.М., Боброва А.В. и др.
| Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология
|
| М.
| Цитадель
| 2001
| 22
|
| Фразеологический словарь русского языка
| Под ред.
А.И. Молоткова
| М.
| Астрель-АСТ
| 2006
|
в) Интернет-ресурсы и программное обеспечение:
Энциклопедия Кругосвет: www.krugosvet.ru
Национальный корпус русского языка: www.ruscorpora.ru
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: www.gramota.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:
доступ к Интернету в аудиторное и внеаудиторное время;
использование на занятиях компьютерного проектора и интерактивной электронной доски;
доступность указанной литературы и словарей.
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология».
Разработчик: доцент кафедры русского языка
филологического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова О.Н.Григорьева |