Скачать 105.09 Kb.
|
ЛИКБЕЗ. Литература — http://litra.lik-bez.com 003.11.11.010 Гоголь Н. В.1. Согласны ли вы с высказыванием критика, утверждавшего, что в «Ревизоре» герои «сами себя высекли»? Обоснуйте свою точку зрения. 2. Докажите на материале первого действия комедии «Ревизор» справедливость слов Гоголя: «Никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого облика». 3. В комедии «Ревизор» две развязки. Укажите их. 4. Есть ли «мертвые души» в повести «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения. 5. Расположите героев-помещиков в «Мертвых душах» в той последовательности, в какой они появляются в поэме. Какой принцип положен Гоголем в основу этой последовательности? 6. Согласны ли вы с высказыванием В. Набокова, что «Собакевич — самый поэтический персонаж в книге»? Обоснуйте свою точку зрения. 7. Укажите тематику лирических отступлений в поэме.
8. Что дало основание А. Герцену так охарактеризовать «Мертвые души»: «Велико достоинство художественного произведения, когда оно может ускользать от всякого одностороннего взгляда»? Прочитайте отрывок и выполните задания ниже. Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагорожонном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там все благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!» — «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казенной чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями. Чичиков и Манилов подошли к первому столу, где сидели два чиновника еще юных лет, и спросили: — Позвольте узнать, где здесь дела по крепостям? — А что вам нужно? — сказали оба чиновника, оборотившись. — А мне нужно подать просьбу. — А вы что купили такое? — Я бы хотел прежде знать, где крепостной стол, здесь или в другом месте? — Да скажите прежде, что купили и в какую цену, так мы вам тогда и скажем где, а так нельзя знать. Чичиков тотчас увидел, что чиновники были просто любопытны, подобно всем молодым чиновникам, и хотели придать более весу и значения себе и своим занятиям. — Послушайте, любезные, — сказал он, — я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол, а если вы не знаете, что у вас делается, так мы спросим у других. Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно. — Позвольте узнать, — сказал Чичиков с поклоном, — здесь дела по крепостям? Старик поднял глаза и произнес с расстановкою: — Здесь нет дел по крепостям. — А где же? — Это в крепостной экспедиции. — А где же крепостная экспедиция? — Это у Ивана Антоновича — А где же Иван Антонович? Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу. Н.В. Гоголь, «Мертвые души» 9. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 10. Покупку чего именно хочет оформить Чичиков в приведенной сцене? 11. Кто из героев «Мертвых душ» главным образом будет способствовать разоблачению аферы Чичикова? 12. Какой прием иносказательной выразительности использует Гоголь при описании присутственного места: «Герои наши видели... какую-то серую куртку... которая, своротив голову набок... выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол»? 13. Как в литературоведении называется изобразительное средство, с помощью которого Гоголь характеризует «шум от перьев» в присутственном месте? 14. Какое средство психологического изображения героев использует Гоголь, характеризуя и молодых чиновников, и чиновника-старика? 15. Выпишите из приведенного фрагмента слово, которое повторяется несколько раз и характеризует безликость чиновников (со слов «Герои наши видели» до «казенной чернильницы» и со слов «Чиновники на это ничего не отвечали» до слов «очень внимательно»). Слово выпишите в любой форме. 16. Какова роль данного эпизода в раскрытии собирательного образа чиновничества в «Мертвых душах»? 17. Какие основные приемы сатирического изображения, использованные Н.В. Гоголем в «Мертвых душах», развиваются в творчестве русских писателей XIX — XX веков? Укажите авторов и названия произведений. Прочитайте отрывок из произведения и выполните задания, приведенный после него. Городничий. Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего... Воротить, воротить его! (Машет рукою.) Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую тройку; черт угораздил дать и вперед предписание. Жена Коробкина. Вот уж точно, беспримерная конфузия! Аммос Федорович. Однако ж, черт возьми, господа! Он у меня взял триста рублей взаймы. Артемий Филиппович. У меня тоже триста рублей. Почтмейстер (вздыхает). Ох! и у меня триста рублей. Бобчинский. У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на ассигнации-с, да-с. Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки). Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали? Городничий (бьет себя по лбу). Как я — нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов... Анна Андреевна. Но этого не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой... Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте! Артемий Филиппович (расставляяруки). Уж как это случилось, хоть убей, не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал. Аммос Федорович. Да кто выпустил — вот кто выпустил: эти молодцы! (Показывает на Добчинского и Бобчинского.) Бобчинский. Ей-ей, не я! и не думал... Добчинский. Я ничего, совсем ничего... Артемий Филиппович. Конечно, вы. Лука Лукич. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит...» Нашли важную птицу! Городничий. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые! Артемий Филиппович. Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и рассказами! Городничий. Только рыскаете по городу и смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые! Аммос Федорович. Пачкуны проклятые! Лука Лукич. Колпаки! Артемий Филиппович. Сморчки короткобрюхие! Все обступают их. Бобчинский. Ей-богу, это не я, это Петр Иванович. Добчинский. Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того... Бобчинский. А вот и нет; первые то были вы. Н. В. Гоголь «Ревизор» 18. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 19. Назовите фамилию героя, о котором упоминает Городничий. 20. К какому сословию принадлежат изображенные в данном фрагменте герои? 21. Ответ Городничего на реплику жены представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении? 22. Речь Городничего в данной сцене сопровождается комментариями «машет рукою», «бьет себя по лбу», «грозит самому себе кулаком» и др. Как в драматургии называются подобные авторские комментарии? 23. Городничий произносит фразу: «Чему смеетесь? — Над собой смеетесь». Как называют изречение, отличающееся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? 24. Жена Коробкина не участвует в основном действии, появляется только в приведенной сцене. Как называется такой персонаж? 25. Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера? 26. Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки? Прочитайте отрывок из произведения и выполните задания после него. Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света. Веселость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть», — подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!» — сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади. Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке, подле которой стоял будочник и, опершись на свою алебарду, глядел, кажется, с любопытством, желая знать, какого черта бежит к нему издали и кричит человек. Акакий Акакиевич, прибежав к нему, начал задыхающимся голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека. Будочник отвечал, что он не видал ничего, что видел, как остановили его среди площади какие-то два человека, да думал, что то были его приятели; а что пусть он, вместо того чтобы понапрасну браниться, сходит завтра к надзирателю, так надзиратель отыщет, кто взял шинель. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу. Старуха, хозяйка квартиры его, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на одной только ноге побежала отворять дверь, придерживая на груди своей, из скромности, рукою рубашку; но, отворив, отступила назад, увидя в таком виде Акакия Акакиевича. Когда же рассказал он, в чем дело, она всплеснула руками и сказала, что нужно идти прямо к частному, что квартальный надует, пообещается и станет водить; а лучше всего идти прямо к частному, что он даже ей знаком, потому что Анна, чухонка, служившая прежде у нее в кухарках, определилась теперь к частному в няньки, что она часто видит его самого, как он проезжает мимо их дома, и что он бывает также всякое воскресенье в церкви, молится, а в то же время весело смотрит на всех, и что, стало быть, по всему видно, должен быть добрый человек. Н.В. Гоголь, «Шинель» 27. К какому роду литературы относится произведение, из которого взят фрагмент? 28. Назовите направление литературы второй половины XIX века, к которому относится творчество Гоголя. 29. Каким элементом сюжета является приведенная в данном фрагменте сцена? 30. Какое изобразительно-выразительное средство использует Гоголь: «кулак величиною с чиновничью голову»? 31. Как называется композиционный элемент, являющийся средством характеристики героя: «волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу»? 32. Укажите название значимой подробности, использованной Гоголем: «с башмаком на одной только ноге». 33. Назовите прием сатирического изображения, к которому прибегает Гоголь: «он бывает также всякое воскресенье в церкви, молится, а в то же время весело смотрит на всех, и что, стало быть, по всему видно, должен быть добрый человек». 34. Как и с какой целью в приведенном фрагменте сочетаются элементы трагического и комического? 35. Каковы основные черты «маленького человека» Гоголя и в каких еще произведениях русской литературы встречается этот герой? 36. Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, «неглупым человеком»? 37. Есть ли тема любви в повести «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения. 38. За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести «Шинель»? 39. Почему только два героя «Мертвых душ» имеют биографию? 40. Согласны ли вы с утверждением В. Набокова, что Чичиков — «низкооплачиваемый агент дьявола»? Обоснуйте свою точку зрения. |
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс Ответ на основной вопрос: Согласны ли вы с тем, что литература дает понимание себя самого? |
Аналитическая критика картезианского cogito «Я» оказывается фактическим описанием, но не логическим доказательством. А также подвергается логической критике картезианской положение... |
||
Критика — сфера специализированной творческой деятельности, связанной... Критика сочетает в себе черты нескольких других видов творческий интеллектуальной и эстетической деятельности — науки, искусства,... |
Митрополит Антоний (Храповицкий) почему господь иисус христос не называл себя богом Божества Христова, основанных на том, будто Сам Спаситель никогда не называл Себя Богом. Особенно искусно разработаны эти возражения... |
||
Предисловие к новому изданию Но что мы при этом выигрываем? Мы можем чувствовать себя благодаря этому в праве выводить суждения, высказывающие что-то о действительном... |
План: Динамика структуры “свободного романа” “Время в романе: метаморфозы его календаря” Вместе с тем, мы согласны с мнением М. М. Бахтина, что любое сочинение можно трактовать и глубже, чем задумал сам автор, хотя, верней... |
||
Инструкция : «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего... Инструкция : «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером... |
Для начинающих Однако мы не осознаем, что сами являемся источником собственных ощущений. Неприятные события нашей внешней жизни отражают неуравновешенность... |
||
По закону револьвера. Дикий Запад и его герои «Юрий Стукалин. По... В действительности благородный Уайетт Эрп вдруг оказывается содержателем публичного дома и хвастливым лгуном; защитник простого народа... |
Виктор Лихачев «Единственный крест» «Возвращение на Мару», книгу хочется назвать краеведческой: это яркие увлекательные, остросюжетные произведения, в которых дышит... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |