Скачать 2.35 Mb.
|
Пояснительная записка Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При составлении рабочей программы учитывалось содержание экспериментальной работы образовательного учреждения по теме «Формирование ценностных ориентаций обучающихся I и II ступеней обучения» (обучающиеся 6 класса Б включены в процесс реализации эксперимента), в связи с чем переосмыслена содержательная сторона курса литературы, каждая тема рассматривается с учётом осмысления и интериоризации (присвоения) учащимися общенациональных базовых ценностей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень диагностических работ обучающего и контрольного характера; перечень учебно-методического обеспечения. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы через формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, природа, человечество. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков через формирование чувств и эмоций школьников. Без человеческих эмоций, как утверждали древние философы, нет и не может быть человеческого поиска истины. Только развивая чувства и опираясь на них, мы можем достигнуть правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев, их чувства, эмоции и поступки. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя-шестиклассника и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения. Программа первого концентра рассчитана в 5 классе на 3 часа в неделю, в 6 и 7 классах на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература» С учётом осуществления школой экспериментальной деятельности одним из результатов обучения литературе в 5-6 классах является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей, которые будут положены в основу содержания каждого конкретного урока и учтены при календарно-тематическом планировании: гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. Составляющие этих общенациональных базовых ценностей включают в себя следующие нравственные ориентиры, рассматриваемые практически в каждом из произведений учебной программы по литературе: Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой). Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение школьников к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета, в том числе «Литература» у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Следует отметить, что в данной программе также соблюдается преемственность в вопросах духовно-нравственного воспитания обучающихся, в частности обозначенные выше общенациональные ценности являются ключевыми ценностями в государственной программе начального образования «Школа-2100». Педагогические условия, обеспечивающие развитие базовых общенациональных ценностей 1.Опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка»). 2.Сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания литературы как предмета, формирующего духовную сферу человека, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету. 3.Использование святоотеческого наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования. 4.Интеграция учебных предметов «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка». Основанием для интеграции будут служить совместные усилия педагогов литературы, изобразительного искусства и музыки по формированию обозначенных ценностей на основе общности изучаемых тем, сходстве изучаемых объектов и явлений, единстве ведущих идей, заложенных в программах В основу формирования нравственных ценностей на уроках литературы положен деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности: - эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений); - интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления); - познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний); - творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.); - исследовательский (выполнение различных исследовательских работ). В числе методов духовно-нравственного воспитания будем придерживаться тех методов, которые выделяет профессор С. И. Маслов и которые положены в основу проекта экспериментальной деятельности: методы эмоционально-ценностного акцентирования, пробуждение адекватных эмоций и эмоционально-ценностных противопоставлений. Метод эмоционально-ценностного акцентирования заключается в том, что учитель всеми способами организует осознание учащимися своих переживаний или духовно-нравственной ценности объекта изучения, в частности текста художественного произведения, биографии писателя и т.д. Метод пробуждения адекватных эмоций предусматривает такую организацию процесса обучения, чтобы передаваемое содержание пробуждало нравственный эмоциональный отклик в учащихся. Метод эмоционально-ценностных противопоставлений состоит в том, что учитель, показывая противоположные ценности, обостряет переживание у учеников нравственных чувств. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» Реализация рабочей программы обеспечивает достижение обучающимися 6 класса Б следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции (эмоциональность); умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия); умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи (чувство прекрасного); любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; возрастающий интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов будут служить тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; методика акцентного вычитывания текста. Метапредметные результаты Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые представлены ниже в таблице 1. Таблица 1
|
Пояснительная записка Статус документа ... |
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов |
||
Пояснительная записка. Статус документа Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной... |
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... |
||
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
||
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике... ... |
Пояснительная записка Статус документа «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой... |
||
Пояснительная записка. Статус документа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
Пояснительная записка статус документа Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2005 г.) и учебника «Литература 7... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |