№
урока
|
Наименование разделов, тем.
|
Всего часов
|
Из них на соч.,
излож.
|
Теория литературы
|
Примечание, ИКТ
|
|
Введение
|
2 часа
|
|
|
|
1
|
Литература как искусство слова.
Роль устного народного творчества. Сказки как любимый жанр детей всех времен (добавлено)
|
|
|
|
д.з.: представить по 1 сказке разного вида (добавлено)
|
2
|
Литература как вид искусства. Чтение и литература. Книга и читатель.
|
|
|
|
|
|
Часть 1.От чего захватывает дух.
|
52
часа
|
7 часов
|
|
|
|
Раздел 1. Жизнь по законам чести.
|
13 часов
|
3 часа
|
|
|
3
|
Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателей. Н.С.Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны».
|
|
|
|
|
4
|
Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными. А.Дюма «Три мушкетёра» (главы).
|
|
|
Приключенческая литература.
|
|
5
|
А.Дюма «Три мушкетёра» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма. Что такое дружба
|
|
|
Литературный герой.
|
презентация
|
6
|
А.Дюма «Три мушкетёра» (главы). Вражда мушкетёров и гвардейцев - вражда благородных людей.
|
|
|
Портретная характеристика героя.
|
|
7
|
Н.Г.Долинина «Честь и достоинство». Эссе как жанр литературы.
|
|
|
Эссе
|
|
8
|
Р/Р №1 Чтение о обсуждение сочинений в форме эссе. (анализ домашних сочинений)
|
|
дом. соч. 1
|
Эссе
|
|
9
|
Ж. Верн – удивительный писатель. Понятие о литературном герое.
|
|
|
|
|
10
|
Ж.Верн «Дети капитана Гранта». Портретная характеристика героев
|
|
|
|
|
11
|
Ж.Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Герои, живущие по законам чести.
|
|
|
|
|
12
|
Ж.Верн «Дети капитана Гранта» Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна.
|
|
|
|
фильм
|
13
|
Ж.Верн «Дети капитана Гранта». Роман-открытие, роман-учебник.
|
|
|
|
|
14
|
Р/Р №2 Подготовка к сочинению
|
|
|
|
|
15
|
Р/Р №3 Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести».
|
|
соч. 2
|
|
|
|
Раздел 2. Шифры и клады.
|
10 часов
|
1 час
|
|
|
16
|
«Законы» приключенческой литературы. Отличительные особенности приключенческой литературы.
|
|
|
|
|
17
|
К.Г. Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете.
|
|
|
|
|
18
|
Э. По «Золотой жук». Тайна золотого жука. Сюжет и композиция рассказа.
|
|
|
Сюжет, композиция
|
|
19
|
Р-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе.
|
|
|
Сюжет, композиция
|
|
20
|
Многообразие человеческих характеров в романе «Остров сокровищ».
|
|
|
|
презентация
|
21
|
Р-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Честь и ценность человеческой жизни.
|
|
|
|
|
22
|
Р-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Проблематика романа.
|
|
|
|
|
23
|
А. Рыбаков «Кортик». Тайны повести.
|
|
|
Сюжет, композиция
|
|
24
|
А. Рыбаков «Кортик». Динамика развития событий в приключенческой литературе.
|
|
|
|
фильм
|
25
|
Р/Р №4 Сочинение по разделу «Шифры и клады».
|
|
соч. 3
|
|
|
|
Раздел 3 Экстремальные ситуации.
|
6 часов
|
1 час
|
|
|
26
|
Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы. В.М.Гаршин «Сигнал» (добавлено)
|
|
|
|
|
27
|
Экстремальные ситуации в жизни Д. Лондона. «Любовь к жизни». Рассказ как жанр.
|
|
|
Жанр рассказа
|
|
28
|
Д.Лондон «Любовь к жизни». Человек в единоборстве с судьбой.
|
|
|
Жанр рассказа
|
|
29
|
Б. С. Житков «Механик Салерно». Сюжет, композиция.
|
|
|
Жанр рассказа
|
|
30
|
Б. С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
|
|
|
|
|
31
|
Р/Р №5 Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации».
|
|
соч. 4
|
|
|
|
Раздел 4 «Как мы становимся взрослыми»
|
10 часов
|
1 час
|
|
|
32
|
Тематическое и жанровое своеобразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Некрасов «Крестьянские дети» (добавлено)
|
|
|
Автор и его герои
|
|
33
|
М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). Марк Твен и его маленькие герои.
|
.
|
|
Писатель, автор, рассказчик
|
|
34
|
«Приключения Гекльберри Финна». Большие события и маленькие герои в литературе.
|
|
|
Автор и его герои.
|
|
35
|
Приключение- игра и приключение -жизнь в повести «Приключения Гекльберри Финна».
|
|
|
Автор и его герои.
|
|
36
|
«Приключения Гекльберри Финна». Автор и рассказчик.
|
|
|
Автор и его герои.
|
фильм
|
37
|
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий». Название повести.
|
|
|
Писатель, автор, рассказчик
|
|
38
|
Море Пети и море Гаврика. Роль пейзажа в произведении.
|
|
|
|
|
39
|
Автор и герой произведения.
|
|
|
Автор и его герои.
|
|
40
|
Взросление героев, путь от приключений – игр к суровой жизни.
|
|
|
|
|
41
|
М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.
|
|
|
|
презентация
|
42
|
Р/Р №6 Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми».
|
|
соч. 5
|
|
|
|
Раздел 5 Правда истории и вымысел.
|
9 часов
|
1 час
|
|
|
43
|
Историческая правда и исторический вымысел в литературе.
|
|
|
Вымысел
|
|
44
|
В.А. Каверин «Два капитана « (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.
|
|
|
Вымысел и авторский вымысел.
|
|
45
|
В.А. Каверин «Два капитана « (главы). Роль капитана Татаринова в жизни Саши Григорьева.
|
|
|
|
|
46
|
События, характеризующие развитие характера героя. (Летчик Григорьев и штурман Климов. Капитан Григорьев на войне).
|
|
|
|
фильм
|
47
|
Смысл названия романа «Два капитана».
|
|
|
|
|
48
|
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация в художественном произведении.
|
|
|
Легенда
|
|
49
|
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Рассказчик-герой в художественном произведении.
|
|
|
Монолог и диалог.
|
|
50
|
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.
|
|
|
Вымысел и авторский вымысел.
|
презентация
|
51
|
Р/Р №7 Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел».
|
|
соч. 6
|
|
|
|
Раздел 6 Романтика неизведанного.
|
3 часа
|
|
|
|
52
|
Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе. Способы создания художественной выразительности в поэзии.
|
|
|
|
|
53
|
Стихи о прекрасном и неведомом. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи. (Н. Гумилёв, В. Маяковский, М. Светлов, Д. Самойлов, В. Берестов).
|
|
|
Рифма и ритм
|
|
54
|
Проверочная работа №1
|
|
|
|
|
|
Часть 2 Что можно увидеть с закрытыми глазами.
|
16 часов
|
1 час
|
|
|
|
Раздел 1 «Мир, затерянный в нас».
|
2 часа
|
|
|
|
55
|
Фантастическая литература и её читатель. «Законы» фантастической литературы. Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе.
|
|
|
Фантастика. Научная фантастика.
|
|
56
|
А.Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.
|
|
|
Фантастика. Научная фантастика.
|
|
|
Раздел 2 «Научная и «ненаучная фантастика».
|
8 часов
|
2 часа
|
|
|
57
|
Фантастика как средство выражения авторского замысла в произведении А.Беляева «Голова профессора Доуля». Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы.
|
|
|
|
презентация
|
58
|
А.Беляев «Голова профессора Доуля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством.
|
|
|
|
|
59
|
Два типа учёных в произведении А. Беляева.
|
|
|
|
|
60
|
Р/Р №8 Сочинение «Ответственность учёных перед человечеством».
|
|
соч. 7
|
|
|
61
|
Н.В. Гоголь «Портрет» и «ненаучная» фантастика. Роль художественной детали в тексте.
|
|
|
художественная деталь
|
|
62
|
Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
|
|
|
|
|
63
|
Р. Бредбери «И грянул гром». Последствия поступков человека для будущего.
|
|
|
художественная деталь
|
|
64
|
Р/Р №9 Сочинение по разделу «Научная и «ненаучная фантастика».
|
|
соч. 8
|
|
|
|
Раздел 3 «Сказка и фантастика»
|
6 часов
|
1 час
|
|
|
65
|
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.
|
|
|
Сказка как жанр фольклора (виды)
|
|
66
|
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.
|
|
|
|
презентация
|
67
|
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Связь с фольклором.
|
|
|
Поэма как литературный жанр.
|
|
68
|
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма как литературный жанр.
|
|
|
|
|
69
|
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Отличие от волшебной сказки.
|
|
|
|
презентация
|
70
|
Р/Р №10 Сочинение по части 2 учебной хрестоматии «Что можно увидеть с закрытыми глазами».
|
|
соч. 9
|
|
|
|
Часть 3 В лабиринте событий
|
5 часов
|
1 час
|
|
|
71
|
Детективная литература и её читатель. жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы.
|
|
|
Детектив. Особенности сюжета и композиции
|
|
72
|
Э. По «Убийство на улице Морг» как классический детективный рассказ. Сюжет и композиция.
|
|
|
Сюжет и композиция
|
|
73
|
А. Конан Дойл «Горбун» Герой и второй герой в детективе.
|
|
|
|
|
74
|
А. Конан Дойл «Горбун» Особенности композиции и сюжета.
|
|
|
Сюжет и композиция
|
|
75
|
Р/Р №11 Сочинение по части 3 учебной хрестоматии «В лабиринте событий».
|
|
соч. 10
|
|
|
|
Часть 4 Я и другие
|
15 часов
|
1 час
|
|
|
76
|
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.
|
|
|
Повесть и рассказ.
|
|
77
|
В.Г. Короленко «В дурном обществе». Повесть как литературный жанр. Судьбы героев повести. Драмы взрослых и драмы детей.
|
|
|
|
презентация
|
78
|
В.Г. Короленко «В дурном обществе». Средства создания характеров героев.
|
|
|
Средства создания характера героя.
|
|
79
|
В.Г. Короленко «В дурном обществе». Роль интерьера в художественном произведении.
|
|
|
|
|
80
|
В.Г. Короленко «В дурном обществе». Уроки добра и справедливости в повести.
|
|
|
|
|
81
|
В.Г. Короленко «В дурном обществе». Смысл названия и основные идеи повести.
|
|
|
|
|
82
|
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль.
|
|
|
Сказка и быль.
|
презентация
|
83
|
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Средства создания характера героя.
|
|
|
|
|
84
|
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Средства создания характера героя.
|
|
|
Средства создания
х-ки героя.
|
|
85
|
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Роль пейзажа в художественном произведении.
|
|
|
Пейзаж
|
|
86
|
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повести.
|
|
|
Повесть
|
|
87
|
Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы). Средства создания характеров героев в автобиографической повести.
|
|
|
Повесть
Автобиографическое произведение
|
|
88
|
В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.
|
|
|
|
|
89
|
Стихи о детях: Д.Самойлов «Из детства», Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка». Стихи и проза.
|
|
|
Стихи и проза.
|
|
90
|
Р/Р №12 Сочинение по части 4 учебной хрестоматии «Я и другие».
|
|
соч. 11
|
|
|
|
Часть 5 Мы не можем без них или они без нас?
|
11 часов
|
1 час
|
|
|
91
|
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. А.П. Чехов «Каштанка».
|
|
|
Писатель-анималист
Язык художественного произведения
|
мультфильм
|
92
|
«Собачий мир» в рассказе А.П. Чехова «Каштанка». Читательская интерпретация.
|
|
|
Интерпретация
|
|
93
|
«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. Куприна «Ю-ю». Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».
|
|
|
Язык художественного произведения
|
|
94
|
«Всем кошкам кошка» в произведении К. Чапека «С точки зрения кошки». Интерпретация художественного произведения.
|
|
|
Интерпретация
|
|
95
|
Жизнь – животным (рассказ о Д. Даррелле). Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».
|
|
|
|
|
96
|
Смешное и трогательное в произведении Д.Даррелла «Гончие Бафута».
|
|
|
Язык художественного произведения
|
|
97
|
Друг, который никогда не предаст, в произведении Д.Даррелла «Гончие Бафута». Герои-животные, их место в художественной литературе.
|
|
|
|
|
98
|
Неповторимый мир в рассказе Э.Сетон-Томпсона «Чинк». Язык художественного произведения.
|
|
|
Язык художественного произведения
|
|
99
|
Мир животных в стихах. (Б.Заходер, С.Есенин, В.Инбер, Н. Глазков, И.Бунин, В.Маяковский, Н.Заболоцкий).
|
|
|
Стихотворная интонация
|
презентация
|
100
|
Стихотворный размер, стихотворная интонация. (Б.Заходер, С.Есенин, В.Инбер, Н.Глазков, И.Бунин, В.Маяковский, Н.Заболоцкий).
|
|
|
Стихотворная интонация
|
|
101
|
Р/Р №13 Сочинение по части 5 учебной хрестоматии «Мы не можем без них или они без нас?».
|
|
соч. 12
|
|
|
102
|
Обобщение изученного. Проверочная работа №2
|
|
|
|
|
|
Итого:
Количество часов на изучение произведений 87
Количество развитий речи 13
Количество сочинений 12
Количество проверочных работ 2
|
|
|
|
|