Валерии Владимировны «Литературное чтение»




Скачать 363.48 Kb.
Название Валерии Владимировны «Литературное чтение»
страница 1/2
Дата публикации 03.10.2014
Размер 363.48 Kb.
Тип Решение
literature-edu.ru > Литература > Решение
  1   2
Литературное чтение

По учебнику Лазаревой Валерии Владимировны «Литературное чтение»

Пояснительная записка:

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с литературными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста.

Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета. Литература, как часть культуры, знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человека и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка, его воспитание.

Задачи данного курса:

1) освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмыслении нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности;

2) ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров;

3) развитие навыка чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;

4) развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.

Решение этих задач зависит от уровня сформированности у ребёнка навыка чтения. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребёнком механизма чтения, развитие технических навыков и совершенствование качеств чтения, особенно такого, как осознанность.

Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно-значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания, сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

Система нравственного воспитания, реализуемая на уроках, выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений учащихся путём осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств, характеризующих отношения человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма.

Глубокому освоению учениками эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включённые в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий, обращённая прежде всего к жизненному опыту и проблемам ребёнка. Поэтому в число программных произведений вошли не только обязательные тексты русской и зарубежной литературы, но и произведения современных писателей и поэтов, многие из которых уже стали классикой детской литературы.

Решение задач литературного образования учащихся предопределяет в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы и формирования у учеников навыков полноценного чтения и анализа художественного текста, поскольку нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение и извлекаются и осваиваются ребёнком в процессе читательской деятельности. Поэтому в основу построения курса литературного чтения заложено требование, «чтобы младшие школьники всё глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах». Это определяет практическую направленность курса литературного чтения. Всё, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.

В начальной школе формируются представления об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа произведения, формируется умение видеть картину, нарисованную автором, понять его мысль, разделить его чувства. Учащиеся, наблюдая за героями произведения, получают первоначальные представления о характере героя и способах его создания в фольклоре и литературе. Умение представить художественное произведение целостно и выделить эпизоды, увидеть, как проявляется характер человека в поступке, оценить его – ведущее читательское умение и главное условие соотнесения художественного произведения с жизнью.

Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста.

В курсе литературного чтения мы начинаем знакомить учащихся с произведениями живописи для более полного представления детьми образной природы литературы и искусства в целом.

Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также развития речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещённого в учебниках. Содержание и формы работы со словами и словосочетаниями в этом разделе позволяют не только отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории Родины.

Главная задача развития ребёнка на уроках литературного чтения – это формирование способности передавать информацию, извлекаемую им из художественного текста, другим людям. Основу и логику процесса развития речи составляет постепенное убирание «опор» в речевой деятельности, движение от изложения к сочинению, от действий по образцу и алгоритму – к созданию своего собственного текста, от подражания - к творчеству. Основное содержание работы над развитием речи учащихся заключается в следующем:

--- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного;

--- формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, своё суждение, своё рассуждение;

--- создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем на уровне творчества;

--- развитие способности выразительно читать художественные тексты, передавать слушателям своё внутреннее видение и эмоциональное состояние;

--- формирование навыков анализа и редактирования своего текста.

Четвёртый год обучения является заключительным в начальном образовании детей. Задачи завершения начального периода литературного образования ребёнка определяют содержательный аспект курса «ЛЧ» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и читательских умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения.

Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объёма, например «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого, «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина, «Недопёсок» Ю. И. Коваля и др. расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: сказок О. Уайльда, А. Д. Толкиена, Я. Экхольма, дети знакомятся с произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для детей, но и для взрослых.

Традиционный для системы начального литературного образования проблемно-тематический принцип построения программы и возможности осмысления учащимися сложных нравственных проблем определяют логику построения курса ЛЧ этого года. Причём программа в её литературоведческом аспекте выстроена так, чтобы нравственные проблемы анализировались глубоко и объёмно: подробно и основательно – на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно – используя возможность лирики.

Отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным направлениям начального литературного образования. Прочитав произведение, ученики могут самостоятельно составить сюжетный план, характеристику героя, увидеть в тексте основные элементы стиха, определить ведущее настроение и прочитать лирический текст соответственно ему и т. д. монографический принцип изучения произведений позволяет выйти с учащимися на освоение понятия «стиль автора». Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем, в средней и старшей школе. В итоге четвёртого года обучения учащиеся овладевают следующими терминами: повесть, идея, стиль автора, ирония, фантастика, олицетворение.

Материал четвёртого года обучения структурирован по ведущим нравственным проблемам, осмысление которых началось в прошлые годы. Но уровень постановки проблемы, неоднозначность решения соответствуют возросшим возможностям учеников и приобретённому ими жизненному опыту. Идёт осмысление таких понятий, как патриотизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание. Учащиеся разбираются в сложных взаимоотношениях людей, осознают возможность существования в жизни человека горя и страданий, подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед.

Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок и рассказов, ведут читательские дневники с аннотациями и рецензиями на прочитанные самостоятельно произведения. Последний вид деятельности особенно характерен для завершающего этапа начального образования школьников.

В четвёртом классе дети уже осознанно, по собственному выбору, расширяя программу, заучивают наизусть не менее 25 стихотворений и 3 – 5 прозаических художественных текстов.


Содержание программы. 4 класс.

1. Круг чтения

1) В школе жизни.

Ю. М. Нагибин «Зимний дуб», «Заброшенная дорога»

Э. Н. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко»,

«Меховой интернат»

Ю. И. Коваль «Недопёсок»

В, А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

И. А. Аксаков «Шоссе»

А. А. Григорьев «Тополю»

Н. Н. Матвеева «Лето»

Э. Э. Мошковская «Лесная, 5»

В. Д. Берестов «Лось»

2) «Мы в ответе…»

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

К. Г. Паустовский «Барсучий нос», «Растрёпанный воробей», «Корзина с еловыми шишками»

А. П. Платонов «Путешествие воробья»

Г. Х. Андерсен «Ромашка», «Соловей»

«Журавлиные перья» (Японская народная сказка)

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Б. Л. Пастернак «За поворотом»

Д. С. Самойлов «Сказка»

А. А. Дольский «Исполнение желаний»

О. Уайльд «Звёздный мальчик»

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

В. П. Крапивин «Рассекающий пенные волны»

Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

3) «Сто фантазий»

А. А. Усачёв «Фантазёр»

Э. Э. Мошковская «Такая, в общем, история»

Ю. Мориц «Попугай и утка», «Сто фантазий»

О. Е. Григорьев «Витамин роста»

К. Булычёв «Путешествие Алисы»

В. Д. Берестов «Честное гусеничное», «Мать-и-мачеха»

Ф. Д. Кривин «Учёные сказки», «Жизнь на Земле», «Солнце», «Зелёные цистерны»

И. О. Халифман «Отступившие в подземелье»

Я. Л. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Г. Полонский «Никто не поверит»

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Левингстон»

4) Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам.

В. Ю. Драгунский. «Расскажи мне про Сингапур»,

«Что я люблю и чего не люблю», «Девочка на шаре», «На Садовой большое движение»

М. М.Зощенко «Галоши и мороженое», «Через 30 лет»

А. П. Чехов «Случай с классиком», «Кто виноват?»

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

Ю. П. Левитанский «Мальчики»

Б. Ш. Окуджава «Король»

В. Д. Берестов «Первый день войны»

Ю. П. Мориц «После войны»

Е. А. Благинина «Шинель»

5) «Россия, Родина моя…»

Н. М. Языков «Мой друг, что может быть милей…»

А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»

И. А. Бунин «Вечер»

Н. М. Рубцов «Звезда полей», «Родная деревня»

Д. С. Самойлов «Рассвет», «Осень»

В. Д. Берестов «Подмосковье», «Рожок»

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Рабочая программа учителя начальных классов Чернышовой Валентины...
«Литературное чтение» Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. «Начальная школа XXI века» М.:...
Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Аннотация к рабочей программе по предмету «Литературное чтение» умк «Школа России» 1-4 классы
Рф от 06. 10. 2009 №373 (ред от 26. 11. 2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного...
Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2012)
Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Литературное чтение. 1 класс
Учебник Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. «Литературное чтение. 1 класс» Изд-во «Просвещение»
Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет Литературное чтение
Программа: Школа России. Литературное чтение 2 класс. В. Г. Горецкий; В. П. Канакина. Традиционная система. Сборник программ для...
Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Рабочая программа по литературному чтению класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы по предмету «Литературное чтение»...
Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учеб-но-методического...
...
Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Рабочая программа по литературному чтению
«Литературное чтение» для 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы...
Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Валерии Владимировны «Литературное чтение» icon Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции