Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ»




Скачать 156.87 Kb.
Название Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ»
Дата публикации 03.10.2014
Размер 156.87 Kb.
Тип Внеклассное мероприятие
literature-edu.ru > Литература > Внеклассное мероприятие
Открытое внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе

«М.Ю.Лермонтов и Кавказ»

Цели урока:

  1. Образовательная - познакомить учащихся с основными фактами биографии М.Ю.Лермонтова, связанными с Кавказом; проводить исследовательскую работу.

  2. Развивающая – развивать навыки творческого воображения, выразительного чтения.

  3. Воспитательная – формировать нравственные и эстетические чувства и убеждения.

Оформление класса: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы, плакаты.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды, вставка книг, портрет писателя.

Сценарий вечера

Учитель: Добрый вечер, уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена творчеству М.Ю. Лермонтова, а именно страницам жизни и творчества, связанных с образом Кавказа (Слайд 1)

Как я любил,
Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных громких бурь.

М. Ю. Лермонтов. «Измаил-Бей».

Ведущий 1: Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. (Слайд 2)

«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не облагородил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов», – писал критик Белинский.

Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь.

«Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль, виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымнная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник: все, все в этом крае прекрасно».

Чтец Султанова Марьям. (Слайд 3)

Хотя я судьбой на заре моих дней, 
О южные горы, отторгнут от вас, 
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: 
Как сладкую песню отчизны моей, 
Люблю я Кавказ!

Ведущий 2.  (Слайд 4) За свою короткую двадцатисемилетнюю жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева трижды возила его на Кавказ к Горячим Водам – так раньше назывался Пятигорск.

(Слайд 5) Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этих поездок, и ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих Водах он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих Вод бывал на празднике горцев, где слушал песни, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года, затем в шестилетнем и десятилетнем возрасте.

Дом, в котором поселились тарханцы, стоял у подножья Горячей горы. Из дома открывался прекрасный вид на Машук и отроги Горячей горы, покрытые кряжистым низким дубом, буком, ясенем, кизилом. В 1832 году Лермонтов так вспоминал кавказские рассветы:

Чтец. Ибашева Джамиля:  (Слайд 6) «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов, они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда».

Ведущий 2 :Красоты Кавказа и чувства, связанные с ним, побудили поэта называть себя «сыном Кавказа». (Слайд 7)

Чтец Ибашева Джамиля :«Синие горя Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордится он ею!..»

Ведущий 2.  (Слайд 8) 29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А.С. Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта».

Чтец Нугаева Карина:
Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?... издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он - с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

_____________________
А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Ведущий 1. Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по всему Петербургу.

По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о непозволительных стихах» сослан на Кавказ.

В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск (Слайд 9 из кинофильма «Лермонтов»)

Ведущий 2. На Кавказе шла война. Вокруг Пятигорска на скалистых отрогах гор стояли пикеты казаков, предохраняющие город от набегов горцев. По ночам раздавались окрики часовых. Время от времени гремели выстрелы. Поднявшись на Горячую гору, будущий поэт мог увидеть всю горную цепь Кавказа и розовый в ранний рассветный час двуглавый Эльбрус.

В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость.

Ведущий 1. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта.

Чтец. Шерифофа Алина

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой: 
Они меня в младенчестве носили 
И к небесам пустыни приучили. 
И долго мне мечталось с этих пор.
Все небо юга да утесы гор.
Над детской головой моей венцом
Свивались облака твои седые; 
Когда по ним, гремя, катался гром, 
И пробудясь от сна, как часовые, 
Пещеры откликалися кругом, 
Я понимал их звуки роковые, 
Я в край надзвездный пылкою душой 
Летал на колеснице громовой!..

Ведущий 2. Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. В  изображении  Кавказа Лермонтов показал край синих гор и мужественных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы:

В  1828 году четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». В это время он учится в Московском университетском благородном пансионе. Поэмы – первые произведения, посвященные Кавказу. Они были навеяны поэту впечатлениями детских лет.

Чтец. Шихалиева Хабсат

Лежал ковер цветов, узорный,
По той горе и по холмам;
Внизу сверкал поток нагорный, 
И тек струисто по кремням... 
...Черкешенки к нему сбежались, 
Водою чистой умывались.
Со смехом младости простым 
На дно прозрачное иные 
Бросали кольца дорогие, 
И к волосам своим густым 
Цветы весенние вплетали…

Ведущий 1: Лермонтов интересовался старинными преданиями горцев, рассказами о событиях, которые происходили в то время на Кавказе. Он записывал их где-нибудь в поле или в горах при свете костра. Из окон дома, в котором поэт жил в Пятигорске, открывался широкий вид на кавказский хребет.

Чтец Шихалиева Ашура

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
                Люблю я Кавказ. 

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
                Люблю я Кавказ. 

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
                Люблю я Кавказ!..

Ведущий 2 :В творчестве М.Ю. Лермонтова можно легко найти мотивы фольклора народов Кавказа. Например, в поэме «Мцыри». На создание центрального эпизода поэмы – битвы с барсом – Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигре и юноше, одно из самых любимых  в Грузии произведений народной поэзии.

Чтец. Иманова Диляра (Слайд 10)

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть 
И таи два раза провернуть 
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил, 
И мы, сплетясь как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле 
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден 
В семействе барсов и волков 
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей 
Забыл я – и в груди моей 
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык 
К иному звуку не привык… 
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз… 
Зрачки его недвижных глаз 
Блеснули грозно – и потом 
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом 
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..

Ведущий 2 В поэме «Мцыри» изображена сильная, свободолюбивая личность. Молодой горец Мцыри, с шестилетнего возраста находящийся в неволе, жил одной мыслью – вернуть себе свободу, «родимую страну».

Чтец. Саидова Джарият  (Слайд 11)

Я знал одной лишь думы власть –
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь во мне жила, 
Изгрызла душу и сожгла. 
Она мечты мои звала 
От келий душных и молитв 
В тот чудный мир тревог и битв, 
Где в тучах прячутся скалы, 
Где люди вольны как орлы. 
Я эту страсть во тьме ночной 
Вскормил слезами и тоской, 
Ее пред небом и землей 
Я ныне громко признаю 
И о прощенье не молю.

Ведущий 2. Основная идея поэмы «Мцыри» – Родина, единение с нею, свобода. Лермонтов увидел силу духа, стремление к вольности, верность Родине у русских людей и у народа, населяющего Кавказ.

Ведущий.1  (Слайды 12–14) Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и «благоуханной прозы» Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональным мастерством. Лермонтову-поэту всегда помогал Лермонтов-художник. Михаил с детства прекрасно рисовал и очень любил это занятие. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, – подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но, несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, а кроме того, с описанием этих мест в произведениях.

Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и поэмах, романе «Герой нашего времение»(1838).

Сценка из романа «Герой нашего времени» (повесть «Княжна Мери»)

(Приложение 1)








Ведущий 2. В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая I переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.

Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журнале боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июля 1840 года имеется такая запись:

Чтец Шагидова Хадижат :«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

Ведущий 2 :Это сражение поэт описал в стихотворении «Валерик».

Чтец. Рашидова Зайнаб 

Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный...
В штыки, Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура! – и смолкло. –
Вон кинжалы, В приклады! – и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили Меня), но мутная полна
Была тепла, была красна.

Чтец Иманова Зейнаб

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
Галуб прервал мое мечтанье.
Ударив по плечу, — он был
Кунак мой, — я его спросил, Как месту этому названье?
Он отвечал мне: «Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми».

Ведущий.1 Поэту больно от того, что «горские» племена, к которым он относится с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.

Чтец. Шагидова Хадижат

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек» 
Чего он хочет!.. Небо ясно,
 Под небом места много всем, 
Но беспрестанно и напрасно 
Один враждует он – зачем?

Чтец Бийарсланова Зулужат

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей. 

Ведущий 1. Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В часы отдыха он совершал уединенные прогулки в горы. Любил верховую езду.

Ведущий 2 В начале февраля 1841 года, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице.

(Учащиеся танцуют вальс под музыку Хачатурян к драме Лермонтова «Демон»)



Ведущий 2: Но в отставке ему было отказано.Более того, ему будет предписана в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

Ведущий 1 : Лермонтов предчувствовал свою гибель. Уезжая на Кавказ, он говорил своим друзьям «об ожидающей его скорой смерти». В стихотворении «Завещание» есть такие строки:

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть: 
На свете мало, говорят, 
Мне остается жить.

В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А. А. Столыпин, вторую половину – Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни – с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи: «Спор», «Томара», «Листок», «Свидание», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и др. На многие стихи Лермонтова напмсаны романсы.

(Гаджиева Мирада играет и поет романс «Выхожу один я на дорогу»)



Ведущий 1 :Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.

Ведущий 2 :Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в его жизни. Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Николая Мартынова. На одном из светских вечеров в пятигорском семействе шутки Лермонтова задели Мартынова – ничтожный по нынешним понятиям повод. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намериваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

…с собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд
И горьких сожалений!

Ведущий 1:. 15 июля 1841 года в подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

Чтец. Саадуева Муминат

Гром размахнулся над округой,
Распарывая туч свинец. 
Огонь ударил в грудь упруго. 
Начало? Ранен он... 
Встает огня стена живая, 
Ошеломляюще светла, 
И рушится.
Мир обволакивает мгла.
Лишь сабли молний хищно 
Конец.
И, побеждая, 
Блещут, 
И ночь по скалам мчится вскачь. 
И ломкий ливень тело хлещет. 
Как обезумевший палач.

(Д. Голубков.)

Ведущий 2 :  М. Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященный Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней.

Учитель:На этом наша встреча в литературной гостиной подошла к концу. Спасибо всем за участие.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста»
Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста» (О жизни и творчестве Н. Рубцова)
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пушкин солнце русской...
Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пушкин солнце русской поэзии, великий русский поэт»(5-9классы)
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Внеклассное мероприятие. Литературный вечер, посвящённый 210-летию...
Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству Ф. И. Тютчева
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Внеклассное мероприятие «Тропинка к храму» (литература +английский...
Дагестанский кадетский корпус (кадетская школа-интернат) имени генерал-полковника Трошева Г. Н
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Внеклассное мероприятие по литературе
Цели: прививать интерес к литературе и творчеству А. С. Пушкина, развивать творческие и артистические способности
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная
На фоне отрывка из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осень» на экране стихотворные строчки
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Внеклассное мероприятие «Сохраним родной язык»
Сегодня мы проводим мероприятие посвященное дню родных языков. 21 февраля признанный день родного языка по стране. Дагестан богат...
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Внеклассное мероприятие по литературе Путешествие по пушкинским местам...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №77 г. Липецка
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Планирование серии последовательных уроков русской литературы в 9...
Общая цель: с помощью организации диалога в классе рассмотреть особенности психологического романа и своеобразие образа Печорина...
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ» icon Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 «б» классе «Путешествие...
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции