Санжиева Зэбзэма Жамсаевна




Скачать 43.27 Kb.
Название Санжиева Зэбзэма Жамсаевна
Дата публикации 03.10.2014
Размер 43.27 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Санжиева Зэбзэма Жамсаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хошун-Узурская СОШ имени Эрдынеева Ш-Н.Э.»

Музейная педагогика как основа духовно-нравственного воспитания и формирования личностных компетенций.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Нравственность заключается в современном познании добра, в совершённом умении и желании творить добро»,- писал И.Песталоцци. Нравственность в отличие от морали, ускорена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

Музейная педагогика-это особый раздел педагогики и составная часть научно-исследовательской деятельности. Её главным объединяющим началом является забота о духовном облике ребёнка, формирование его нравственных идеалов, этических норм поведения.

Что же представляет собой школьный музей? В нём в единстве решаются задачи учебной и внеучебной деятельности, которые имеют преобладающее значение, и, во-вторых, является адресным музеем, для которого детская аудитория становится приоритетной. В школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. В музее основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций переносится на процесс созидания, делания музея, который по существу является постоянным, он не должен иметь завершения.

Через краеведение, как центрального направления музеев, осуществляется познание родных истоков.

Краеведческая деятельность - это основа, на которой может осуществляться развитие духовно-нравственной личности, общества. Эта деятельность открывает возможности эффективного сочетания предметов естественного цикла и внеучебной деятельности, направленной на разностороннее развитие личности, воспитание гражданских и патриотических чувств.

Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за своё Отечество перед современниками, памятью предков и жизнью потомков.

В нашей школе три музея: литературный музей, посвященный творчеству народного поэта Бурятии, заслуженного работника культуры РФ, земляка Г.Г.Чимитова; мемориальный музей руководителя колхоза

Ц-Д.С.Семенова и музей боевой и трудовой славы. Литературный музей и музей боевой и трудовой славы созданы руками учителей, родителей и учащихся. Экскурсоводами работают учащиеся старших и средних классов, что обеспечивает преемственность в деятельности музея.

Музейные экспонаты широко применяются в учебной и внеучебной деятельности. Учащиеся знакомятся с историей родного края, села в годы Великой Отечественной войны. Регулярно классными руководителями проводятся классные часы и встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, где дети знакомятся с героическим подвигом воинов-земляков, с замиранием слушают рассказы о самоотверженном труде односельчан в тылу. Экспонатами музея являются боевые планшеты и карты, письма, документы, награды участников-односельчан Великой Отечественной войны.

Благодаря исследовательской работе детей были документально оформлены боевые пути односельчан-участников крупнейших сражений Второй мировой войны. Следует отметить, что из нашего колхоза ушли на фронт 192 человека, не вернулись 106 солдат. Среди них Цырендаши Доржиев - знаменитый снайпер. Со своей исследовательской работой «Цырендаши Доржиев – знаменитый снайпер из бурятского улуса» Эрдынеев Эрдэм, ученик 7 класса, со своим руководителем Дашинимаевой Г.Б. участвовали в Чтениях Вернадского в Москве. 9 Мая этого года состоялось открытие бронзового бюста Цырендаши Доржиеву в Хошун-Узуре. Учащиеся школы постоянно ухаживают за памятником, установленным в честь погибших воинов. Учащиеся нашей школы, экскурсоводы сотрудничают с редакцией газеты «Земля Мухоршибирская».

В литературном музее проводятся уроки истории, русской литературы, бурятской литературы, классные часы. В музее оформлены стенды не только о Г.Г.Чимитове, но и обо всех писателях и поэтах Тугнуйской долины: И.К.Калашникове, З.Д.Гомбожабай, Б.Ш.Эрдынееве, Д.Чернинове.

Музей работает по следующим направлениям:

1. Великая Отечественная война

2. Летопись родных мест

3. Родословие.

4. Отдел геологии.

5. Отдел этнографии

В отделе геологии показаны горные породы и минералы, олоншибирский каменный уголь, номтошибирский флюорит. Узнав из музея о камнях, дети увлеклись геологией и участвовали в 8 Всероссийской полевой олимпиаде юных геологов, которая проходила в Томске в 2011году. В олимпиаде приняли участие представители 31 субъекта Российской Федерации, а также команды Болгарии, Монголии, Украины, Узбекистана и Казахстана. Кружок «Юный геолог» работает второй год. Руководит кружком Чимитов Гомбо Дабаевич – человек, влюбленный в свое дело. Он работает геологом в Тугнуйском угольном разрезе. Занятия проводим дистанционно, осенью, летом ходим в походы, изучаем родной край. Наши юные геологи сотрудничают с геологическим музеем Улан-Удэ.

Именно в школьные годы формируется отношение человека к окружающему миру, осознается свое место в обществе. И свою особую роль в этом играют школьные музеи. И пусть они, как правило, небольшие, одна-две комнаты, но они являются теми историческими островками тепла, доброты, памяти, которые, в совокупности с образовательным процессом, воспитывают у учащихся любовь к своей школе, краю, Отечеству.

«Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». (Д.С. Лихачёв.)

Использованная литература:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России

  2. Музей образовательного учреждения, Новосибирск, 2004

  3. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства, 2006

Добавить документ в свой блог или на сайт
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции