По благословению
архиепископа Нижегородского и Арзамасского
ГЕОРГИЯ
УДК 811.161.1(07)
ББК 81.2 Рус-5я7
П 121
П 121Павлов Сергей Геннадьевич
Лекции к курсу «Русский язык и культура речи»: Учебно-методическое пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Н. Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2012. – 125 с.
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено студентам Духовной семинарии. Оно представляет собой курс лекций, составленный из дидактических единиц лингвистических дисциплин современного образовательного стандарта («Теория языка», «Современный русский литературный язык», «Филологический анализ текста», «Стилистика» и «Культура речи»). Особенностью пособия является аксиологический (ценностный) подход к анализу языковых фактов, которые рассматриваются с точки зрения выражения в них мировоззренческих установок и ценностных ориентиров носителей языка. Данный подход дополняет традиционные типы анализа (структурно-семантический, функционально-стилистический, коммуникативный) и позволяет использовать представленный материал в пастырской, миссионерской и учебно-педагогической деятельности.
УДК 811.161.1(07)
ББК 81.2 Рус-5я7
Рецензент: Т.Б. Радбиль, доктор филол. наук, профессор
Ответственный редактор: В.Е. Дождев, заведующий сектором заочного отделения Нижегородской Духовной семинарии
@ Павлов С.Г., 2012
@ Нижегородская Духовная семинария, 2012
Содержание
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено студентам Духовной семинарии. Оно представляет собой курс лекций, составленный из дидактических единиц лингвистических дисциплин современного образовательного стандарта («Теория языка», «Современный русский литературный язык», «Филологический анализ текста», «Стилистика» и «Культура речи»). Особенностью пособия является аксиологический (ценностный) подход к анализу языковых фактов, которые рассматриваются с точки зрения выражения в них мировоззренческих установок и ценностных ориентиров носителей языка. Данный подход дополняет традиционные типы анализа (структурно-семантический, функционально-стилистический, коммуникативный) и позволяет использовать представленный материал в пастырской, миссионерской и учебно-педагогической деятельности. 1
3
Введение 4
Лекция № 1. Современный русский литературный язык 6
§ 1. Содержание составного термина современный русский литературный язык 6
§ 2. Норма и узус 12
Лекция № 2. Основные общелингвистические понятия 20
Лекция № 3. Теория речевых актов 31
§ 1. Общее понятие о теории речевых актов 31
§ 1. Общее понятие о теории речевых актов 31
§ 2. Постулаты общения 34
§ 3. Прямые и косвенные речевые акты 40
§ 4. Прагматическое значение 42
Лекция № 4. Язык как предмет изучения. 45
Аксиологический подход 45
§ 1. Методологические подходы к изучению языка 45
§ 2. Аксиологический подход 47
§ 3. Языковые средства выражения ценностей 50
Лекция № 5. Теория текста 57
§ 2. Связность и цельность как основные свойства текста 57
§ 1. Текст и его изучение 57
§ 2. Связность и цельность как основные свойства текста 57
§ 3. Условия успешного восприятия текста. Подтекст 59
§ 4. Особенности рекламных текстов 62
§ 5. Специфика изучения библейского текста 65
Лекция № 6. Художественный текст 70
и филологический анализ текста 70
§ 3. Филологический анализ текста 70
§ 1. Признаки художественного текста 70
§ 3. Филологический анализ текста 77
Лекция № 7. Православный конфессиолект 84
§ 1. Национальный язык, функциональный стиль и социолект 84
§ 2. Языковые признаки конфессиолекта 91
Лекция № 8. Коммуникативные качества речи 97
и проблема интерпретации 97
Лекция № 9. Языковые элементы, не допускаемые нормами нравственности 106
§ 1. Инвективная лексика: сквернословие и богохульство 106
§ 2. Кодификация ненормативной лексики 109
§ 3. Духовное осмысление матерной брани 111
§ 4. Мат и закон 115
Ответы на задания 120
|