Нестандартные и интегрированные формы проведения уроков МХК.
« Одно колесо часовой машины спросило у другого:
- Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами , а в другую сторону?
- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая» (Притча)
Детская душа как поле вспаханное. И доброе семя, если в него попадет, прорастает, и сорняк любой. Вырвать же осот, когда он колючим станет, непросто… Я считаю, разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели - воспитанию всесторонне развитой, духовно-нравственной личности
В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является педагогическая технология межпредметной интеграции. Межпредметная интеграция сегодня – важнейший фактор развития образования. Что же такое интеграция? Интегрировать (лат. integrare восстанавливать, восполнять) - производить интеграцию, объединять части в одно целое. Ответ находим также в словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое». Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Совершенствование учебного процесса требует развитие и внедрение новых, нетрадиционных форм обучения.
Одно из новшеств современной методики – интегрированный урок. По своей сути, школьный предмет «Мировая художественная культура» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Предметом анализа на интегрированном уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:
I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы учителей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока.
II этап - исполнительный (проведение интегрированного урока).
III этап - аналитический (анализ проведения урока, выводы).
Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.
-
Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве.
-
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
-
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.
ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.
Что дает данная работа учителю?
· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
· Освобождает учебное время для изучения другого явления.
· Исключает дублирование учебного материала.
· Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
· Активизация мыслительной деятельности.
· Интенсификация учебного материала.
· Расширение сферы получаемой информации.
· Подкрепление мотивации в обучении.
· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
· Снижение перегрузок.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
Интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:
Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов;
Пример интегрированного урока в 10 классе по теме «Война 1812 года» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)
Вместе с учителем истории мы определяем общую цель урока: показать историческое значение Бородинской битвы в ходе Отечественной войны 1812 года. Определяем задачи:
научить сравнивать взгляды писателей и историков; делать собственные выводы; развивать навыки сопоставительного анализа, работая с архивным, литературным и историческим источником; на примерах героизма русского народа воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважение к прошлому истории нашей страны.
По типу данный урок представляет собой урок формирования новых знаний.
Изучение нового материала проходит по плану:
-
Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).
-
Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).
-
Лев Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения.
-
Описание Бородинской битвы в романе «Война и мир».
Фронтальная беседа по вопросам под руководством учителя истории и фрагментарное текстовое исследование Бородинского сражения, проводимое учителем литературы, подготовили учащихся к заполнению таблицы (самостоятельная работа учащихся).
Критерии
|
Исторические материалы о Бородинском сражении.
|
Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»
|
Цели, преследуемые русской армией
|
|
|
Подготовка к сражению
|
|
|
Соотношение сил накануне сражения
|
|
|
Ход сражения
|
|
|
Итоги сражения, значение
|
|
|
Сотрудничество с учителем литературы делает урок содержательным и эмоционально окрашенным. На примере героев художественного произведения учащимся легче и глубже воспринимать и оценивать события прошлой исторической эпохи.
Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы;
при изучении творчества А.Блока (тема: «Символизм в лирике поэта») сопоставить стихотворения «Коршун», «Мой Демон», «Морская царевна» с картинами Врубеля («Демон», «Морская царевна»), картиной В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами, выявить, что сближает, связывает эти одноименные произведения? Какова задача поэта и художника? На что обращают внимание поэт и художники?
Аналитическая работа выполняется с просмотром через проектор слайдов с текстами стихотворений и репродукций картин, активизирует внимание и участие класса.
Урок-экскурсия- одна из нестандартных форм урока литературы, МХК . Заочная экскурсия по памятным местам жизни и творчества писателя, художника, композитора, восприятие выдающихся произведений искусства, находящихся в разных музеях мира , с помощью Интернет-ресурсов способствует духовному обогащению , развитию творческих способностей учащихся. Класс разбивается на группы- туристические фирмы. В каждой группе есть рекламный агент, экскурсовод, фотограф и др, учащиеся придумывают название туристической фирмы, маршрут и экскурсию. Учащиеся самостоятельно готовят презентацию. Возможен вариант урока - когда каждому ученику предлагается побывать в роли ЭКСКУРСОВОДА. Урок-экскурсия может быть проведен как закрепление материала.
Урок-исследование.
Классицизм в литературе и искусстве России XVIII века
Цель урока:
-
развивать интегрированные представления о направлениях в литературе и искусстве, в частности, русском классицизме;
-
показать связи и различия с классицизмом Западной Европы;
-
сформировать представление о своеобразии русского классицизма, обусловленном специфическими историческими условиями, в которых развивалось российское общество;
-
рассмотреть проявления стиля классицизма в русской живописи, зодчестве, скульптуре.
Основной метод ведения урока — групповой метод решения проблемной ситуации, сопровождаемое выступлениями творческих групп учащихся, основанными на самостоятельной исследовательской работе: подбор и чтение стихотворных цитат, доклады и сообщения о творчестве писателей и анализ отдельных произведений искусства классицизма.
На уроке используются наглядные пособия и ИКТ (презентации творческих групп учащихся).
Далее развиваются интеллектуальные и речевые умения.
Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:
прослушивание выступлений творческих групп учащихся, составление синхронистической обобщающей таблицы «Осьмнадцатое столетие»,
выразительное чтение отрывков из трактатов и устные выступления с докладами и сообщениями.
На уроке осуществляется взаимодействие литературы, истории и МХК.
Предшествующая работа:
-
Деление учащихся на творческие группы «Историки», «Литературоведы», «Искусствоведы», «Современники» и определение опережающих творческих заданий для каждой группы и каждого участника группы,
-
посещение Третьяковской галереи (залов русского искусства XVIII — первой половины XIX веков),
-
посещение Русского музея г. Санкт-Петербурга.
Конечно же, интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Изучив и обобщив методическую литературу по вопросам интеграции, я убедилась в важности этой проблемы и её значимости в практике школы. Интегрированные уроки помогают учащимся глубже и всесторонне понять ту или иную тему. Я в своей работе провожу интегрированные уроки русского языка, литературы, музыки, МХК, истории.
Ученик многое получает от таких уроков: он учится сопоставлять факты, сведения из разных источников, находить аналоги, не зацикливаться внутри определенной области знаний. Повышается его кругозор, развивается мышление.
Одна из задач каждого учителя – подготовка ученика к взрослой жизни, к жизни в обществе. И на пороге к взрослой жизни ребят ждет испытание в виде ЕГЭ. Интегрированные уроки помогают более эффективно подготовиться к экзамену. Этому помогает интегрирование выше перечисленных уроков. Знания, полученные на таких уроках, особенно помогают в выполнении части С, написании сочинения-рассуждения. Выстраивая рассуждение по тексту, выпускник должен привести не менее двух аргументов из жизни, из прочитанных художественных произведений , а также из жизни конкретных исторических личностей, музыкантов, художников, ученых , из газет, из журналов и т. д. Он должен уметь анализировать предложенный ему текст, выявить проблему, прокомментировать ее и изложить свои аргументы. Тут ему понадобится и читательский опыт, и жизненный опыт, и знания, почерпнутые при изучении других школьных предметов. Интегрированные уроки как нельзя лучше помогают в этом. В моей педагогической практике было проведено немало интегрированных уроков.
Темы проведенных интегрированных уроков русской литературы, музыки, МХК, ИЗО
Тема
|
Интеграция уроков
|
Класс
|
Строгий, стройный вид… Архитектура Петербурга и А. С. Пушкин. Урок по поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
|
Литература, МХК
|
7, 9 класс
|
Образ Ивана Грозного и опричники в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
|
Литература, история, МХК, музыка
|
7
|
Повесть о Петре и Февронии Муромских.
|
Литература, МХК (иконопись, архитектура)
|
9
|
«У меня в Москве купола горят…» Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой.
|
Литература, МХК (архитектура Москвы)
|
11
|
Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
|
Литература, история, МХК (кино)
|
11
|
Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. Высоцкого.
|
Литература, музыка, МХК (кино)
|
11
|
Больше всего люблю проводить уроки литературы или русского языка, совмещая с музыкой, ИЗО, используя различные средства ИКТ. Сравнивая творчество писателя, художника, композитора, делаем вывод с ребятами, что орудием писателя служит слово, художника – краски, музыканта – ноты. Музыка создает особый эмоциональный настрой на уроке..
Чтобы учеба была в радость детям, главное в работе учителя, я думаю, быть заинтересованным самому. И тогда, как пишет известный академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», будет интересно и тому, кто тебя слушает. Значит, твоему ученику. Многое зависит от самого учителя. Готовясь к уроку, он должен четко себе представить не только то, что конкретно по теме он хочет объяснить ученикам, но и знать, с каким предметом будет целесообразно интегрировать урок литературы или языка. Необходимо знать, что интеграция возможна при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Выступление на районном
семинаре по МХК
учителя МБОУ СОШ
с. Верхняя Матренка
Рязанцевой Н.П.
2013
|