Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты»




Скачать 191.83 Kb.
Название Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты»
Дата публикации 03.10.2014
Размер 191.83 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
Попова Татьяна Валерьяновна,

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1 им.Н.К.Самрина»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

Предметная область В. 03. Вариативная часть

Программа по учебному предмету В. 03.УП.03 «Музицирование» (Виолончель)

Структура программы учебного предмета «Музицирование».

I. Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

1.2. Срок реализации учебного предмета;

1.3. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

1.5. Виды внеаудиторной работы;

1.6. Цели и задачи учебного предмета;

1.7. Обоснование структуры программы учебного предмета;

1.8. Методы обучения;

1.9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

2.1. Сведения о затратах учебного времени;

2.2. Годовые требования по классам(распределение материала по годам обучения).

III. Требования к уровню подготовки учащихся.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: виды, формы;

4.2. Цели аттестации, содержание;

4.3. Критерии оценки;

4.4. Контрольные требования на разных этапах обучения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации преподавателям;

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы.

VI. Списки рекомендуемой литературы.

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы;

6.2. Список рекомендуемой методической литературы.

Структура программы учебного предмета «Музицирование»

1.Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами.

Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» предмета «Музицирование» дает возможности расширения и углубления подготовки учащихся, получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Учебная программа по предмету «Музицирование» направлена на повышение интереса к музыке у учащихся, на создание добавочных условий для художественно-эстетического воспитания, адаптации личности в жизни общества и, в конечном итоге, умения применять полученные знания в домашнем музицировании по окончанию музыкальной школы.

Предмет «Музицирование» включает в себя следующие разделы: чтение с листа; транспонирование; подбор по слуху; анализ музыкального произведения, которые основываются на преемственности в развитии процесса обучения и логически дополняют друг друга.

Общая направленность разделов соотнесена с программами по сольфеджио, музыкальной литературе и специальному классу.

Особенностью программы по предмету «Музицирование» является ее дифференциация, что позволяет не только выявлять одаренных детей, но и обучать детей со средними и даже слабыми музыкальными данными.

1.2. Сроки реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музицирование» - 4 года, с 1 по 4 классы. Развитие у учащихся навыков и умений по чтению с листа, транспонированию, подбору по слуху, анализу музыкального произведения происходит комплексно, поступенно и определяется требованиями программы предмета по годам обучения с 1 по 4 классы.

1.3 Основной формой проведения учебных аудиторных занятий является индивидуальный урок продолжительностью 20 минут.

При необходимости и целесообразности возможно объединение уроков 2-3 учащихся.

1.4.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Музицирование»:

Срок обучения

4 года

Максимальная учебная нагрузка

131 час

Количество часов на аудиторные занятия

65,5 часа

Количество часов на самостоятельную работу

65,5 часа



1.5. Виды внеаудиторной работы.

Объем времени на самостоятельную работу определен с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей обучающихся.

Внеаудиторная и самостоятельная работа включает: выполнение домашнего задания; подготовку к контрольным урокам и зачетам; подготовку к концертным выступлениям; посещение учреждений культуры (филармонии, театров, выставок, музеев, концертных залов и т.д.); участие обучающихся в творческих мероприятиях, культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, концертной деятельности по профессиональной ориентации детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения.

1.6. Цели и задачи учебного предмета

Целью реализации учебного предмета «Музицирование» является создание дополнительных условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей и приобретение учащимися практических навыков и умений для участия в творческом музицировании.

Задачи учебного предмета:

1.Учебно-профессиональные:

приобретение детьми дополнительных знаний, умений и навыков игры на виолончели; умение самостоятельно оценивать задачу и применять свои знания на практике; приобретение опыта творческой деятельности; формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные программы в области музыкального искусства; изыскание возможностей для вовлечения в творческую деятельность менее одаренных детей; углубление навыков сольного и ансамблевого исполнительства.

2. Воспитательно-нравственные:

формирование у обучающихся нравственных установок, эстетических взглядов и потребности общения с духовными ценностями; формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности разных народов; выработка у учащихся личностных качеств, способствующих усвоению в учебной информации; умение планировать свою домашнюю работу; приобретение навыков самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; формирование навыков взаимодействия с преподавателями концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе; формирование потребности в творческом музицировании, как форме самовыражения и получения эстетического удовлетворения.

1.7.Обоснование структуры программы учебного предмета «Музицирование»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие аспекты работы преподавателя с учеником, а также учтены региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок, контрольные требования на разных этапах обучения; методическое обеспечение учебного процесса.

1.8. Методы обучения

Для достижения поставленных целей и реализации задач учебного предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов, демонстрация вариантов решения поставленных задач); практический (работа на инструменте, упражнения, необходимые для качественного исполнения мелодии при подборе, чтении с листа); аналитический (сравнения и обобщения, логические умозаключения и применение их на практике); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления и их воплощение в игре).

Все перечисленные методы на практике используются одновременно, дополняя и обогащая друг друга.

1.9. Материально-технические условия реализации учебного предмета

Учебная аудитория должна иметь не менее 9 кв.м., в ней должна быть звукоизоляция. Аудитория должна иметь естественное освещение, светопроемы должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, направленность светового потока от окон на рабочую поверхность – левосторонняя. В помещении для занятий температура воздуха должна составлять 18-20 º С.

Для проведения занятий в кабинете необходимо наличие инструментов: фортепиано и скрипок (или виолончелей). Размеры инструментов «скрипка» и «виолончель» должны быть 1/4 для детей 7-9 лет, 1/2 для детей 10-12 лет, 3/4 для детей 13-14 лет и 4/4 для детей с 15 лет, а также - наличие смычков, соответствующих размерам инструментов.

Кабинет оборудуется стульями соответствующей высоты и пультами для нот.

В помещении для занятий целесообразно иметь магнитофон для записи и прослушивания результатов, устройство для воспроизведения аудио и видеозаписей.

II. Содержание учебного предмета

2.1. Сведения о затратах учебного времени предусмотренного на освоение учебного предмета «Музицирование» (виолончель), на максимальную самостоятельную нагрузки и аудиторные занятия.

Срок обучения 4 года.

Класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий в год (в неделях)

32

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

0,5

0,5

0,5

0,5

Общее количество на аудиторные занятия

65,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

0,5

0,5

0,5

0,5

Общее количество часов на внеурочные (самостоятельные) занятия по годам обучения

16

16,5

16,5

16,5

Общее количество часов на внеурочные (самостоятельные) занятия

65,5

Общее максимальное количество часов по годам обучения

32

33

33

33

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

131


2.2. Годовые требования по классам (распределение материала по годам обучения).

1 класс ( I - II полугодие): Подбор ритмического рисунка на открытых струнах к знакомым попевкам. Подбор попевки в пределах м2, б2, м3 от разных пальцев. Транспонирование знакомых попевок на другие струны. Чтение с листа упражнений на открытых струнах в размере 2/4 различными штрихами. Подбор попевки в пределах м2, б2, м3, б3 от разных пальцев. Чтение с листа в размере ¾ упражнений на открытых струнах. Простейшие виды анализа (лад, размер, мотив, фраза, предложение в пределах 4-8 тактов). Чтение с листа в ансамбле с преподавателем партии на открытых струнах.

2 класс (III - IV полугодие): Подбор попевок в пределах м2, б2, м3, б3 от разных пальцев, ч4 – от открытой струны. Подбор попевок в поступенном движении с неустойчивым и устойчивым окончанием (досочинение). Транспонирование знакомых попевок на другие струны и на секунду вверх и вниз. Чтение с листа простейших мелодий из репертуара 1 класса, чтение с листа легких ансамблей (партии на открытых струнах или остинато) с преподавателем или соучеником. Простейшие виды анализа в пределах 8-16 тактового построения музыки.

3 класс (V VI полугодие): Чтение с листа попевок из курса сольфеджио, легких пьес из репертуара 1-2 класса. Чтение с листа легких ансамблей с преподавателем. Подбор по слуху любимых детских песенок, мелодий. Транспонирование мелодий, попевок на секунду вниз, вверх, в разные позиции, определение тональности. Анализ исполняемого произведения (ладо-гармонический, построение мелодий, метро-ритмический) Транспонирование мелодий, попевок на другие струны.

4 класс (VII - VIII полугодие): Подбор по слуху любимых мелодий, песен. Подбор баса к знакомой мелодии в пределах T-S-D. Транспонирование мелодий в заданную тональность на секунду вниз и вверх, на терцию вниз и вверх, на другие струны. Транспонирование в разные позиции. Чтение с листа упражнений и легких пьес из репертуара 1-2-3 классов. Подбор второго голоса к знакомой мелодии, попевке. Видоизменение знакомой мелодии (ритмические вариации). Более полный анализ исполняемых музыкальных произведений. Использование верных штрихов при исполнении. Различение технических задач при разучивании произведения.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения программы «Музицирование» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков и личностных качеств:

  • Навыков чтения с листа нескольких музыкальных произведений, легких ансамблевых партий, как на струнном инструменте, так и на фортепиано.

  • Навыков подбора по слуху любимых песен, небольших пьес, навыков по слуховому контролю.

  • Навыков подбора аккомпанемента, используя функции T-S-D.

  • Навыков транспонирования произведения в удобную тональность для пения или исполнения на инструменте.

  • Первых навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений (жанр, характер, метро-ритмическое строение, приемы развития музыкального материала: повторность, контрастность, варьирование; определение главной и частной кульминации).

  • Умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на виолончели.

  • Умение создавать художественный образ при исполнении на инструменте, знание художественно-исполнительных возможностей своего инструмента.

  • Навыков использования музыкально-исполнительских средств выразительности.

  • Определение наиболее эффективных способов достижения результата.

  • Навыков по умению управлять процессом исполнения музыкального произведения.

  • Уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

  • Понимание причин успеха (неуспеха) собственной учебной деятельности.

  • Умение давать объективную оценку своему труду.



IV. Формы и методы контроля

4.1. Аттестация: виды, формы

Оценка качества реализации учебной программы «музицирование» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль проводится в виде контрольного урока один раз в четверть, а промежуточная аттестация - в виде дифференцированного зачета один раз в полугодие на завершающих учебную четверть (полугодие) занятиях.

Контрольный урок оценивается преподавателем самостоятельно (с выставлением оценки или без оценки), на контрольный урок могут быть приглашены другие преподаватели предметного объединения. В качестве средств текущей аттестации на контрольном уроке используются устные опросы, письменные работы (анализ, сравнение, отзыв, запись нотного текста подобранной самостоятельной мелодии, попевки, баса и т.д.), прослушивание и др. Дифференцированный зачет может включать в себя следующие средства контроля: прослушивание исполняемых произведений (подбор, чтение с листа, транспонирование), конкурс на лучшее исполнение самостоятельно разученного произведения, подбор фразы с устойчивым окончанием, чтение с листа легких ансамблей и т.д.

При проведении дифференцированного зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетной ведомости и оценивается в присутствии других преподавателей.

В VIII полугодии (4 кл.) на итоговом зачете обучающийся должен:

  • Исполнить самостоятельно разученное произведение,

  • Транспонировать попевку из курса сольфеджио в заданную тональность,

  • Прочитать с листа несложную пьесу или ансамблевую партию (по выбору)

  • Проанализировать музыкальное произведение из числа вышеперечисленных.

Результат итогового зачета заносится в свидетельство об окончании музыкальной школы.

4.2 Цели аттестации, содержание.

Целью текущей, промежуточной и итоговой аттестации является проверка результатов освоения программы «Музицирование» на разных этапах обучения.

Содержание аттестации:

  • «Чтение с листа» - грамотный анализ нотного текста, его ритмических особенностей, ладовая основа, достаточно беглое исполнение текста на инструменте, чистота интонации.

  • «Транспонирование» - прочтение предлагаемого текста с листа, определение тональности, оценка звуковысотности транспонируемого текста и последующего, осмысленное применение аппликатуры и положения пальцев на грифе при транспонировании.

  • «Подбор по слуху» - грамотный анализ предлагаемой мелодии: направление движения, характер движения, ритмические особенности, определение размера, особенности развития музыкального материала; чистота интонации при исполнении.

  • «Анализ музыкального произведения» - осмысленное понимание формы и стиля музыкального произведения, умение определить построение мелодии (мотив, фраза, предложение, период), умение определить использованные средства музыкальной выразительности.

4.3 Система оценок

Критерии оценки качества подготовки учащегося должны позволить: определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по предмету; оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; оценить исполнение на инструменте.

Система оценок в рамках текущей и промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использование плюсов и минусов, система оценок в рамках итогового зачета предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).

Оценка «5» (отлично) предполагает: активность и психологическая стабильность при исполнении; слуховой контроль собственного исполнения; точность метро-ритмической пульсации; осмысленное понимание формы музыкального произведения и музыкальных построений; корректировка игры при необходимой ситуации; обоснованное использование теоретических знаний при выполнении практического задания.

Оценка «4» (хорошо): незначительная нестабильность психологического поведения при исполнении; недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; верность метро-ритмической пульсации; добротное понимание формообразования произведения и музыкального построения; попытка корректировки игры при необходимой ситуации; осмысленное использование теоретических знаний при выполнении практического задания.

Оценка «3» (удовлетворительно): неустойчивое психологическое состояние при игре; недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; метро-ритмическая неорганизованность; недостаточное понимание формы музыкального произведения и музыкального построения; формальное прочтение текста без осмысления музыки; недостаточное реагирование на изменения динамических, технологических задач; недостаточное знание теоретического материла при выполнении практического задания.

Оценка «2» (неудовлетворительно): значительные «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие слухового контроля при собственном исполнении; метро-ритмическая неустойчивость; слабое реагирование на изменение динамических, технологических задач, неумение прочитать нотный текст, слабое знание теоретического материала, неумение применять его при выполнении практического задания.

«Зачет» (без оценки) – отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе.

4.4. Контрольные требования по годам обучения

( Допускается адаптация контрольных требований к индивидуальным особенностям обучающегося)

1 класс

I полугодие

1) Подобрать ритмический рисунок к песенке, считалочке pizz или arco, например, русская народная песня «Солнышко»

2) Прочитать с листа упражнение, попевку в размере 2/4 с распределением смычка, например, обр. Веревки «Ой, на горе лен».

3) Сыграть заданную попевку на другой струне.

II полугодие

  1. Прочитать с листа русская народная песня «На зеленом лугу».

  2. Транспонировать заданную песню на секунду вниз (от звука «до»).

  3. Подобрать знакомую попевку с поступенным движением или придумать к двум одинаковым (повторным) фразам различные окончания: к первой - неустойчивое, ко второй - устойчивое, например В. Подвала, стр. 26 из сб. Ю. Полянского, И. Романчука « Шаг за шагом».

  4. Анализ музыкального построения в р.н.п. «На зеленом лугу».

2 класс

III полугодие

  1. Прочитать с листа: Л. Григорян, этюд № 9 (М. Красев «Елочка»)

  2. Транспонировать верхний голос заданного этюда на квинту вверх, (открытые струны)

  3. Сочинить на каждый слог по звуку в пропущенных тактах: сл.М.Садовского, муз. В.Подвала «Лето» (Ю. Полянский «Шаг за шагом»)

  4. Анализ : Л. Григорян, этюд № 9

IV полугодие

  1. Прочитать с листа: Т. Захарьина «Шагай смело» (сборник «Шаг за шагом»)

  2. Транспонировать предложенную пьесу на 62 вверх.

  3. Подобрать В. Якубовская «Цирковые собачки» (гамма) от заданного звука.

  4. Анализ: Т. Захарьина «Шагай смело»

3 класс

V полугодие

Прочитать с листа Л.Бетховен, «Прекрасный цветок»

  1. Транспонировать предложенную пьесу в тональность фа-мажор

  2. Подобрать А. Филиппенко «Цыплята» от предложенного звука

  3. Анализ: Л.Бетховен, «Прекрасный цветок»

VI полугодие

Прочитать с листа гарм. М.Балакирева «Катенька веселая»

  1. Транспонировать предложенную пьесу на б2 вниз

  2. Подобрать попевку из курса сольфеджио в поступенном движении

  3. Анализ: гарм. М.Балакирева «Катенька веселая»

4 класс

VII полугодие

  1. Прочитать с листа Д.Кабалевский «Галоп».

  2. Транспонировать пьесу на б2 вниз.

  3. Закончить попевку с двумя одинаковыми предложениями: первое – неустойчивым звуком, второе – устойчивым.

  4. Анализ: Д.Кабалевский «Галоп».

VIII полугодие

  1. Исполнить самостоятельно разученное произведение, например, И. С. Бах «Менуэт»

  2. Прочитать с листа: Е.Дога «Джой»

  3. Транспонировать попевку из курса сольфеджио

  4. Анализ: И. С. Бах «Менуэт»

V. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации

Чтение с листа – обязательная часть работы педагога по специальности в классе виолончели, которая органически продолжается при изучении предмета «Музицирование».

В процессе занятий по чтению с листа обучающийся учится осмысленному прочтению нотного текста, фиксирует внимание на мелодии, тональности, размере, ритме, ключевых знаках, нюансах, исполнительских ремарках.

Важно, чтобы материал для чтения с листа был интересным и соответствовал уровню развития технических навыков учащегося. Хорошие результаты дает чтение ансамблевой партии с открытыми струнами. Ведь ребенок прежде всего – коллективист, ему нравится исполнять пьесу не одному.

Для чтения с листа следует выбирать более легкие, чем изучаемые в данное время, произведения учебного репертуара.

Транспонирование на начальном этапе обучения тесно связано с подбором по слуху несложных попевок от разных звуков. В дальнейшем следует транспонировать легкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений.

Транспонирование на виолончели в значительной степени помогает улучшить интонацию, способствует умению ориентироваться на грифе, освоению различных позиций. Важно, чтобы задача по транспонированию была выполнима для ученика, соответствовала уровню его подвинутости.

Подбор по слуху предполагает поэтапное развитие внутреннего слуха и интонирования обучающегося. Важно следить за тем, чтобы диапазон попевок, пьес соответствовал диапазону голоса ученика.

На начальном этапе лучше подобрать мелодию со словами, так как поэтический текст помогает почувствовать образность песни, ее мелодический и ритмический рисунок. Желательно петь и играть песни в различных тональностях. Для повышения интереса к занятиям можно использовать игры – задачи. Обучение по подбору на виолончели полезно совмещать с подбором на фортепиано. Постепенно можно вводить в практику подбор аккомпанемента (баса) к мелодии, состоящего из звуков трезвучий главных ступеней. На начальном этапе обучения учащимся интересно подбирать ритмический рисунок к попевкам, видоизменять его и записывать. Все это можно проделывать на открытых струнах. В основе обучения лежит не просто интуитивный подбор по слуху, а работа, опирающаяся на связь практического результата с теоретическими знаниями.

Анализ музыкальных произведений позволяет привить учащимся навыки целостного восприятия исполнения мелодии, показать музыку как процесс, который строится и развивается во времени по определенным законам, ближе познакомиться с жанрами в музыке, стилями исполнения произведений. Важно направлять усилия учащегося на то, чтобы сыграть каждую фразу, предложение без ошибок и остановок.

На уроках музицирования постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения, устойчивости ритма. Для успешного технического развития важна работа над умело подобранными, разнообразными и привлекательными упражнениями. Не следует перегружать учащегося упражнениями: они необходимы лишь для того, чтобы преодолеть трудности в изучаемых пьесах.

Содержание работы педагога на уроках музицирования должно быть направлено на доступность изучаемого, на повышение у ученика интереса к работе, желание активно знакомиться с музыкальной литературой.

5.4 Рекомендации по организации самостоятельной работы.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания. Индивидуальная работа должна проходить в несколько приемов и строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя. Ученик должен ясно представлять, над чем ему работать дома. Задачи педагогом формулируются ясно и кратко и записываются в дневнике. Зная умственные и физические возможности ученика, педагог может предположить, сколько времени займет работа по самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков.

Например, после посещения выставки художников можно дать задание ученику узнать имена композиторов этой же эпохи и проследить кратко творчество тех и других; после посещенного концерта – узнать подробнее об авторе или исполнителе полюбившегося произведения; самостоятельно разучить к особой дате предложенную легкую пьесу, песенку или найти ее самому; продолжить дома начатую творческую работу на уроке; самостоятельно прослушать музыкальную запись (можно в интернете) и т.д.

Дети тянутся к творчеству и, нередко, удивляют интересными выдумками в своей деятельности. Эту потребность к творчеству надо всячески поощрять и развивать. А за успех, даже самый малый, постоянно ученика хвалить.

6.1. Списки рекомендуемой нотной литературы

1. Н. Бакланова «Мелодические упражнения в соединении позиций» М, 1997

2. И. Волчков, «Хрестоматия 1-2 класс. Пьесы, этюды, ансамбли», М., 1972

3. Л. Григорян, «Школа этюдов», М.,1989

4. И.Куус, «Хрестоматия для виолончели. Пьесы, этюды, ансамбли, произведения крупной формы» М., 1981

5. С. Кальянов «Избранные этюды для младших классов» М., 1974

6. Р. Сапожников «Хрестоматия педагогического репертуара для виолончелистов», выпуск 2,М,1961, 3-4 класс

7. Р. Сапожников «Этюды для начинающих виолончелистов», М., 1985

8. Р. Сапожников, «Педагогический репертуар для виолончели», 1-4 класс, М, 1981

9. Р. Сапожников, «Пед. репертуар для виолончели», пьесы, 1-2 класс, М., 1974

10. Ю. Страшникова, «Детские пьесы», вып. 3, мл. и ср. кл., Сов. композитор, 1975

11. Ю. Страшникова, «Детские пьесы», Сов. композитор, 1977

12. Ю. Полянский, И. Романчук, виолончель, «Шаг за шагом», Киев, 1990

13. Ю. Полянский, И. Романчук. «Виолончель», Киев, 1986

14. Н. Ветлугина, «Музыкальный букварь» М., «Музыка», 1986

15.В.Якубовская, «Вверх по ступенькам», СПБ «Композитор», 2003

16. Е.Дога, «Камерные ансамбли», «Союз художников», СПБ, 2001

17.В.Игнатьев, Л.Игнатова «Я музыкантом стать хочу». Советский композитор, 1986

6.2. Списки рекомендуемой методической литературы

1. М. Богино, «Игры-задачи», М., 1975

2. В. Бирина, «Особенности начального обучения игре на виолончели (дошкольная группа)», М., 1988

3. Л. Бернстайн, «Концерты для молодежи», с англ. Л., «Сов.композитор»,1990.

4. М.Зильберквит, «Рассказы о симфонии», М., 1977

5.М. Берлянчик, А. Юрьев, «Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты», Новосибирск, 1973

6. Д. Кабалевский, «Как рассказывать детям о музыке?», Изд 3, М., Просвещение 1989

7. И. Нестьев, «Учитесь слушать музыку», Изд. 3.,М., «Музыка» 1987

8. Р. Сапожников, «Обучение начинающего виолончелиста№, М. 1978

9. Журнал «Здоровье школьника», №10, 2006, изд. ЗАО «МЦФЭР»

10. В. Свободов, «Начальное обучение игре на виолончели с использованием открытых

струн и флажолетов», М., 1987

11. Ю. Полянский, П. Меламед, Е. Мурзина, «Скрипка, виолончель», 1 класс, Киев, 1988 12.Т. Надолинская, «На уроках музыки», М. «Владос», 2005 г.

13.В.Свободов, «Возрождение жанра скрипичной и виолончеленной сонаты со смычковым басом. М. 1987 г.

14. В. Сухомлинский, «Сто советов учителю», Ижевск. 1981 г.

15. В. Руденко, «Вопросы музыкальной педагогики», вып. 2, м. 1980 г.

16.В. Руденко, «Вопросы музыкальной педагогики», вып. 7, м.1986 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Детская музыкальная школа
«Струнные инструменты» (далее – программа «Струнные инструменты(альт)») составлена на основе федеральных государственных требований...
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Детская музыкальная школа
«Струнные инструменты» (далее – программа «Струнные инструменты(скрипка)») составлена на основе федеральных государственных требований...
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной...
Федеральными государственными требованиями (фгт) по программе «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры...
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Пояснительная записка. Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Пояснительная записка цель изучения предмета
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета...
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Пояснительная записка Обязательная часть
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, в образовательном учреждении
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Пояснительная записка 3 Обязательная часть Организация режима пребывания...
Направления, выбранные педагогическим коллективом по работе с родителями воспитанников
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Пояснительная записка введение «Содержание образования в конкретном...

Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе, связь с другими предметами. Введение в вариативную часть программы «Струнные инструменты» icon Пояснительная записка Идея содержания программы
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции