Программа производственной практики




Скачать 115.02 Kb.
Название Программа производственной практики
Дата публикации 03.10.2014
Размер 115.02 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

_______________________
"_____"__________________201__ г.

Программа производственной практики

__Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками (1 год обучения, 1 семестр)___


По направлению подготовки «Филология»




Квалификация (степень) «магистр»


МП «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Форма обучения

______дневная________

Москва

2012

1. Цели производственной практики _Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками_

Целями производственной практики «Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками» являются:


  • получение информационно-библиографических знаний в области научной и учебно-методической литературы, технических средств обучения (ТСО), компьютерных программ, Интернет-ресурсов и других источников по специальности «Русский язык как иностранный»;

  • овладение практическими навыками поиска и обработки научной и учебно-методической литературы по специальности;

  • приобретение навыков сбора, анализа, систематизации и классификации информации научного и учебно-методического характера в области преподавания русского языка как иностранного;

  • выработка навыков, умений и компетенций, необходимых для работы с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками в области преподавания русского языка как иностранного.




  1. Задачи производственной практики _Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками_и

Задачами производственной практики «Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками» являются 1) знакомство с различными источниками в области преподавания русского языка как иностранного, в том числе с Интернет-ресурсами, поисковыми системами, компьютерными программами, техническими средствами обучения (ТСО), картотекой иллюстративных материалов, аудиоматериалов и видеоматериалов; 2) обучение практическим навыкам оформления и использования источников научного и учебно-методического характера в области преподавания русского языка как иностранного; 3) обучение практическим навыкам обработки научной и учебно-методической литературы по специальности (аннотирование, реферирование, систематизация и др.); 4) обучение практическим навыкам сбора и обработки иллюстративных материалов, аудиоматериалов и видеоматериалов учебно-методического характера; 5) обучение практическим навыкам работы с Интернет-ресурсами, поисковыми системами, компьютерными программами как источниками в области преподавания русского языка как иностранного.
3. Место производственной практики в структуре ООП магистратуры

Вариативная часть ООП. Общепрофессиональный блок. «Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками» в 1 семестре магистратуры. Для прохождения практики необходимы знания, навыки, умения и компетенции, полученные в результате обучения в бакалавриате, а также знания, навыки и умения, получаемые магистрантами параллельно с прохождением практики в результате освоения курса базовой части ООП «Компьютерные технологии в филологии» и следующих курсов обязательной вариативной части ООП (профессиональный цикл): «История и методология изучения русского языка как иностранного» «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного», «Теория изучения русского языка как иностранного».

Информационно-библиографическая производственная практика необходима 1) для дальнейшего изучения дисциплин обязательной вариативной части ООП (профессиональный цикл): «История и методология изучения русского языка как иностранного» «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного», «Теория изучения русского языка как иностранного»; 2) для изучения дисциплины обязательной вариативной части ООП (профессиональный цикл): «Прикладные аспекты изучения русского языка как иностранного»; 3) как подготовка к педагогической практике (пассивно-активной и активной).
4. Формы проведения производственной практики _Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками_

__аудиторная, лабораторная _______________________________________________
5. Место и время проведения производственной практики _ Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками _

___ Филологический факультет МГУ, методический кабинет имени Г.И. Рожковой (а. 840), кафедра дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного (а. 1009а), лингафонный кабинет (а. 831), кабинет ТСО (а. 833). 1 октября – 20 декабря________________________________________________

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики ____ Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками ____ .

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести практические навыки и умения:

  • поиска и грамотной систематизации необходимых источников научного и учебно-методического характера в области преподавания русского языка как иностранного;

  • обработки научной и учебно-методической литературы по специальности;

  • сбора и обработки иллюстративных материалов, аудиоматериалов и видеоматериалов;

  • работы с Интернет-ресурсами, компьютерными программами и другими мультимедийными источниками в области преподавания русского языка как иностранного.

Информационно-библиографическая практика направлена на формирование

- следующих универсальных компетенций: М-ОНК-3 (частично), М-ИК-3, М-ИК-4 (частично), М-СК-2 (частично);

- следующих профессиональных компетенций: М-ПК-4 (частично), М-ПК-16 (частично);

М-СПК: владение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного: монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом и т.п.;

М-СПК: умение самостоятельно создавать учебные материалы с опорой на различные источники информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного (частично).

7. Структура и содержание производственной практики ____ Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками ____ .

Общая трудоёмкость практикума составляет 3 зачётные единицы – 108 часов.


п/п

Этапы (разделы) практики

Се-местр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоёмкость в часах.

Формы текущего контроля успеваемости (по семестрам). Форма промежуточной аттестации (по семестрам).







1-й




Лекции

С.р.с.

семинар

с.р.с.




Организационно-подготовительный этап

1

Организационное собрание, инструктаж по технике безопасности.






1

2

7







Изучение правил техники безопасности. Общее знакомство с фондами методическо-го кабинета имени Г.И.  Рожковой, кабинета ТСО, лингафонного кабинета.

2

Научная литература по преподаванию русского языка как иностранного (поиск и подбор по конкретной проблематике)




2

2

7







Знакомство с научной литературой

3

Учебно-методическая литература по преподаванию русского языка как иностранного (учебники и учебные пособия общего характера для разных этапов обучения)




3

2

7







Знакомство с учебно- методической литературой


4

Учебно-методическая литература по преподаванию русского языка как иностранного (аспектные учебные пособия)




4

2

7







Знакомство с учебно- методической литературой


5

Учебно-методическая литература по преподаванию русского языка как иностранного (национально и профессионально ориентированные учебники и учебные пособия)




5

2

7







Знакомство с учебно- методической литературой


6

Аудиовизуальные и мультимедийные источники в области преподавания русского языка как иностранного. Особенности работы с аудиозаписями в лингафонном кабинете




6

2

7







Знакомство с иллюстратив-ными мате-риалами, аудио-, видеомате-риалами, Интернет-ресурсами и компьютер-ными программами в области преподавания русского языка как иностранного

Производственный этап (сбор, обработка и систематизация материалов по преподаванию русского языка как иностранного печатного, аудиовизуального и мультимедийного характера)

7

Обучение практическим навыкам работы с литературой по специальности. Аннотирование литературы по специальности




7







2










Задание: подобрать научную и учебно-методическую литературу по конкретному аспекту преподавания русского языка как иностранного (по согласованию с руководителем практики). Представить подобранные источники списком и дать письменную аннотацию

2-3 источников.
















7

Выполнить задание

8

Обучение практическим навыкам работы с литературой по специальности. Реферирование литературы по специальности в устной и письменной форме




8-9







4










Задание 1: подобрать научную и учебно-методическую литературу по конкретному аспекту преподавания русского языка как иностранного (по согласованию с руководителем практики). Сделать устное реферирование подобранной литературы.
















7

Выполнить задание




Задание 2: подобрать научную и учебно-методическую литературу по конкретному аспекту преподавания русского языка как иностранного (по согласованию с руководителем практики). Сделать письменный реферат-обзор подобранной литературы.
















7

Выполнить задание

9

Обучение практическим навыкам работы с аудиовизуальными и мультимедийными источниками в области преподавания русского языка как иностранного




10–11







4










Задание 1: подобрать иллюстративные материалы, аудиозаписи и видеофрагменты по конкретной теме занятия (по согласованию с руководителем практики). Дать общую характеристику содержания и качества подобранных материалов в устной и письменной форме.
















7

Выполнить задание




Задание 2: подобрать материалы и сделать в лингафонном кабинете аудиозаписи для фрагмента занятия по звучащей речи с голоса, с магнитной ленты и как дубликат оцифрованных аудиозаписей.
















3

Выполнить задание

Заключительный этап (подготовка и составление отчета по практике)




Зачет: 1) теоретическая часть: устное собеседование по изученному материалу; 2) практическая часть: составление отчета по практике с приложением практических заданий, выполненных в письменной форме.




12







2

7

зачет



8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике ____ Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками ____ .

Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками проводится с опорой на такие принципы современных образовательных технологий, как моделирование потенциально актуальных профессиональных ситуаций, диалогичность, креативность и др. Предполагается использование сетевых технологий, аудио- и видеотехники. Обязательной является работа с ТСО (в лингафонном кабинете, с магнитофоном, видеомагнитофоном, компьютерными программами), использование материалов кафедрального Интернет-сайта http://www.philol.msu.ru/~didactling_rki и других Интернет-ресурсов.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике ____ Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками ____ .

Самостоятельная работа учащихся обеспечивается 1) серией ознакомительных лекций, в которых даются установки и рекомендации по поиску, сбору, форме представления, обработке и систематизации материалов; 2) списками основной и дополнительной литературы.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики)

Устное собеседование, проверка письменного отчета о результатах проделанной работы с приложением выполненных письменных заданий. По результатам собеседования и проверки отчета выставляется зачет.

Время проведения аттестации – последняя неделя декабря.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики а) основная литература:

  1. Амиантова Э.И, Битехтина Г.А., Всеволодова М.В, Клобукова Л.П. Функционально - коммуникативная лингводидактическая модель языка как одна из составляющих современной лингвистической парадигмы (становление специальности «Русский язык как иностранный») // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. – 2001. – №6. – С. 215-233.

  2. Величко А.В., Лебедева Н.В., Юдина Л.П. Обучение монологической речи студентов-филологов. М., 1988.

  3. Одинцова И.В. Русский язык как иностранный. Звуки. Ритмика. Интонация: Учебное пособие. М., 2007 (с аудиоприложением).

  4. Программа-справочник по русскому языку (научный стиль речи) для иностранных магистрантов-лингвистов, обучающихся на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 1998.

  5. Программа по русскому языку для иностранных магистрантов-литературоведов (научный стиль речи). М., 2000.

  6. Русский язык как иностранный // Русский язык и его история: Программы кафедры русского языка для студентов филологических факультетов государственных университетов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2007. – С.278-383.

  7. Филологический факультет Московского университета: Энциклопедический словарь / Гл. ред. М. Л. Ремнева. – М., 2005.

б) дополнительная литература:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. – М., 2006.

  2. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. – М., 1986.

  3. Рожкова Г.И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. – М., 1983.




  1. Филологический факультет Московского университета: Очерки истории: В 2 ч. / Под общей редакцией М. Л. Ремневой. – М.: Изд-во МГУ, 2001.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: кафедральный Интернет-сайт http://www.philol.msu.ru/~didactling_rki, материалы по русскому языку как иностранному в сети Интернет.

г) аудиотека и видеотека кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного и кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ.

12. Материально-техническое обеспечение производственной практики ____ Производственная библиографическая практика: работа с печатными, аудиовизуальными и мультимедийными источниками ____
Методический кабинет (а. 840), лингафонный кабинет (а. 831), аудиотехника, видеотехника (а. 833), доступ к сети Интернет через компьютерное оборудование кафедр русского языка как иностранного (а.1009а, а. 833, а. 836).
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки магистров «Филология».

Разработчик:

МГУ им. М.В. Ломоносова

д.ф.н. проф. Кафедры дидактической лингвистики и теории

преподавания русского языка как иностранного Е.Л. Бархударова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа производственной практики icon Программа производственной педагогический (методической) практики...
Производственная (методическая) практика является составной частью образовательного маршрута студента бакалавра. Она выступает логическим...
Программа производственной практики icon Программа производственной практики (Летней в доу) 2 курс (очное...
Производственная (педагогическая) практика является составной частью образовательного маршрута студента бакалавра. Она выступает...
Программа производственной практики icon Программа производственной практики
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа производственной практики icon Место и время проведения учебной (производственной) практики

Программа производственной практики icon Задачами производственной практики являютс
В подготовке высококвалифицированных специалистов для современного сельского хозяйства, развивающегося на принципах рыночной экономики,...
Программа производственной практики icon Программа практики текстологическая практика Магистратура по направлению...
Место практики в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»
Программа производственной практики icon Научно-методический центр профессионального образования разработкА...
Выпускник образовательного учреждения начального профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть...
Программа производственной практики icon Программа учебной практики
Целью библиотечной учебной практики является формирование у студентов готовности к использованию систематизированных знаний истории...
Программа производственной практики icon Программа преддипломной практики
Целью практики является: овладение методикой проектирования, внедрения и эксплуатации отдельных задач и подсистем экономических информационных...
Программа производственной практики icon Рабочая программа по производственной практике Б. 5 Производственная практика
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции