Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного




Скачать 344.02 Kb.
Название Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного
страница 1/2
Дата публикации 03.10.2014
Размер 344.02 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2
программа учебной дисциплины


Теория изучения и преподавания русского языка и культуры:

Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного


Магистратура по направлению 520300 – «Филология»
Образовательная программа магистратуры

«Русский язык и культура в современном мире»

Квалификация (степень) «магистр»



Аннотация
В курсе рассматриваются общие принципы изучения и описания русского языка в целях его преподавания зарубежным учащимся. Формируются представления о тесной связи лингвистического и дидактического начал в процессе обучения русскому языку как иностранному. Описываются языковые системы разных уровней, языковые единицы разных уровней, их взаимодействие при выполнении как основных функций языка – функции общения и функции объективации нашего мышления и категоризации окружающего мира, – так и более частных языковых и речевых функций. В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, В курсе акцентируется внимание на русском языке не только как составной части русской культуры, но и как основе культуры.



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного» являются:

  • выработка сформированного представления о языке как системно категоризованной сложной и многофакторной структуре, основными функциями которой являются объективация нашего мышления и общение.

  • выработка понимания языка как структуры динамической, компоненты которой могут или должны модифицироваться в зависимости от внелингвистических условий общения.

  • выработка сформированного представления о русской языковой картине мира, о специфике русского языка при передаче внеязыкового содержания в целях адекватного использования языковых единиц и явлений носителям других языков.

  • выработка сформированного представление о единстве лингвистического и дидактического начал при обучении русскому языку как иностранному.


Задачи освоения дисциплины
Названные цели конкретизируются в следующих задачах:

  • сформировать представление о русском языке как функционально-коммуникативной и когнитивной структуре.

  • сформировать представление о единстве лингвистического и дидактического в описании русского языка как иностранного.

  • сформировать представление об относительной самостоятельности описания лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и звучащей речи, о глубокой взаимообусловленности и взаимодействии всех языковых уровней при ведущей роли синтаксиса, о роли языковых единиц разных уровней при построении высказывания и текста.

  • сформировать умения анализа конкретного языкового материала, представленного в звучащей и письменной форме.

  • сформировать у учащихся умения решать коммуникативные задачи общения на базе единиц и явлений русского языка с учетом русского национально-семантического пространства.

  • сформировать представления о языке как основе культуры.

  • сформировать теоретические основы и выработать практические навыки самостоятельного анализа языковых явлений русского языка в зеркале других языков различных типов.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Вариативная часть. Профессиональный цикл

Теория изучения и преподавания русского языка и культуры:

Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного
Первый курс

Первый и второй семестр

Данная дисциплина предназначена для магистрантов, получающих квалификацию по направлению подготовки «Филология» по образовательной программе «Русский язык и культура в современном мире». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате. Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:

  • дает сумму необходимых теоретических (лингвистических) знаний по изучаемой специальности; формирует способность к специфическому лингвистическому мышлению при анализе русского языкового материала; предоставляет теоретические знания, обязательные 1) для параллельного изучения дисциплин История и методология изучения русского языка и культуры (История русского языка и культуры: проблемы и методы изучения); Актуальные проблемы изучения русского языка и культуры (Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты), Прикладные аспекты преподавания русского языка и культуры (Методика преподавания русского языка и культуры иностранным учащимся); 2) для изучения серии дисциплин по выбору.

  • дает лингвистическую основу для формирования навыков и умений преподавания русского языка и культуры в иноязычной аудитории.



VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции:

а) общенаучные: (частично)

способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

б) инструментальные: (частично)

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).

в) системные: (частично)

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные компетенции: (частично)

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

а также следующими М-СПК: способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области преподавания русского языка как иностранного;

владение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного: монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом и т.п.

способность к самостоятельному усвоению новых подходов к преподаванию русского языка как иностранного;

способность к специфическому лингвистическому мышлению преподавателя, обучающего русскому языку нерусских;

способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • специфику подхода к анализу языковых единиц и явлений в рамках функциональной когнитивно-коммуникативной модели языка;

  • специфику семантического пространства русского языка, денотативных смыслов и их национально детерминированных интерпретаций на сигнификативном уровне; роль языковых единиц и явлений разных уровней в формировании русской языковой картины мира;

  • средства выражения основных функционально-семантических категорий (пространство, время, причина и др.);

  • основы исследования звукового строя русского языка в лингводидактических целях;

  • лингводидактический потенциал единиц разных уровней языка;

  • специфику русских языковых реализаций в зеркале других языков;

  • специфику подхода к изучению взаимосвязи русского языка и культуры в аспекте русского языка как иностранного.

Уметь:

  • дать анализ языкового материала в звучащей и письменной форме;

  • выявлять универсальные и национально специфические компоненты семантики русских языковых единиц и явлений;

  • выявить культурный компонент семантики русского слова, определять слова-концепты и другие языковые единицы, являющиеся носителями смыслов и ценностей русского мира;

  • обнаруживать ошибки в речи иноязычных учащихся и объяснить их;

  • выявлять специфику как семантики, так и способов реализации русских языковых единиц по сравнению с их коррелятами в языке учащихся.

Владеть:

  • методологией анализа строя русского языка (звукового, лексического, словообразовательного и грамматического) в целях создания учебных материалов для иностранных учащихся;

  • методологическими основами анализа и синтеза факторов, влияющих на специфику функционирования языковых единиц разных уровней при построении текста.

  • методологией анализа языка как основы культуры;

  • методологическими основами анализа «отрицательного материала» по различным аспектам изучения русского языка;

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач. ед. 144 ч. (экзамены 2 зач. ед. 72 ч) (всего 216 часа)

1 семестр: лекции – 18, семинары – 18. самостоятельная работа – 18+18 ч.

2 семестр: лекции – 16, семинары – 16, самостоятельная работа – 16+24 ч.

Итого: Лекции – 34 ч.
Семинары – 34 ч.

Самостоятельная работа -- 76 ч. (36+40)

Экзамен – 36 ч. + 36 ч. = 72 ч.







п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекция



с.р.с.
72

семинар

с.р.с.





I Лингвистические основы обучения русскому языку и культуре (1)

1.

Сферы и подсферы общения, актуальные для иностранных учащихся-филологов. Современный контингент иностранных учащихся-филологов. Компонентный состав коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов.

1

1-2

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме

2.

Описание языковой системы при разных целевых установках. Отличие описание языка в научных и практических целях. Единицы языка и речи как объекты обучения. Исходные принципы описания языка для построения системы обучения. Тесная связь лингвистического и дидактического подходов к описанию языка. Языковой, речевой и методический аспекты описания языковых явлений в практике преподавания русского языка как иностранного.



1

3-4

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме

коллоквиум, практическое задание

3.

Своеобразие функционально-коммуникативного подхода в подаче учебного языкового материала в курсе преподавания русского языка как иностранного. Суть минимизации учебного языкового материала. Значение терминов «пассивный» и «активный» словарный запас. Академик Л.В. Щерба об «активной» и «пассивной» грамматике.


1

5-6

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание

4.

Рекомендации по отбору и подаче языкового материала для целей обучения РКИ (по Г.И. Рожковой). Понятие «отрицательного материала».

1

7-8

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание,

Реферат

5.

Понятия парадигматики и синтагматики. Понятия ономасиологического и семасиологического подхода к описанию русского языка

1

9

1

1

1

1

Знакомство с литературой по теме,

6

Использование положений структурно-системного, функционально-коммуникативного и когнитивного подходов к описанию языка. Функциональная когнитивно-коммуникативная лингвометодическая модель русского языка как составляющая современной лингвистической парадигмы.


1

10-11

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание

7.

Роль стилистики языковых единиц, функциональной стилистики в обучении русскому языку как иностранному.

Антропоцентрический подход к описанию языка в аспекте русского языка как иностранного. Базовые положения прагма- этно- и психолингвистики, риторики.


1

12

1

1

1

1

Знакомство с литературой по теме,

8

Лексика как раздел языка и связь ее с грамматикой. Роль в построении предложения/высказывания.


1

13-14

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание

9.

Лексический аспект в практике преподавания РКИ. Учет особенностей лексической системы в аспекте РКИ. Специфика обучения русской лексике иностранных учащихся. Два основных подхода к обучению лексике (при работе над темой, при работе над текстом) при обучении РКИ. Положительные и отрицательные моменты.


1

15-

16

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, коллоквиум, практическое задание

10

Семантические компоненты слова как единицы словаря и речи. Компонентный анализ лексики. Лексико-семантическая группа (ЛСГ) как основная единица обучения русской лексике.

Особенности семантизации лексики на практических занятиях по русскому языку.

Анализ конкретных ЛСГ.


1

17-18

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание

Реферат

11



















36

Экзамен

12

итого







18

18

18

54




I. Лингвистические основы обучения русскому произношению (2)

13

Вокализм и ритмика звучащей речи в курсе русской практической фонетики для иностранцев.

2

1

2

2

-

-

Знакомство с учебной литературой

14

Консонантизм в курсе русской практической фонетики для иностранцев.

2

2

2

2

-

-

Знакомство с учебной литературой

15

Основы работы над произношением русских звуков в иноязычной аудитории.

2

3

-

-

2

2

коллоквиум, практическое задание

16

Русское фонетическое слово в контексте обучения иностранцев произношению.

2

4

-

-

2

2

коллоквиум, практическое задание

17

Интонационная система русского языка и проблемы ее освоения в иноязычной аудитории.

2

5,6

2

2

2

2

Знакомство с учебной литературой, коллоквиум, самостоятельная работа

I Лингвистические основы обучения русскому языку и культуре (1)

18.

Понятия поля, категорий и множеств дискретных единиц как структур мышления. Функционально-семантические категории. Понятия: типовая ситуация, пропозиция.

Закон семантического согласования.


2

7

2

2

-

-

Знакомство с учебной литературой

19.

Функции языка, функции русского словообразования. Словообразование и его связь с другими уровнями языка Описание русской словообразовательной системы в целях обучения русскому языку как иностранному.


2

8,9,

10

4

4

2

2

Знакомство с учебной литературой, коллоквиум, самостоятельная работа

20.

Аспекты описания русской морфологической системы в целях разработки лингводидактических основ обучения русскому языку как иностранному.

2.

11,

12

2

2

2

2

Знакомство с учебной литературой, практическое задание

21.

Взаимодействие всех языковых уровней при ведущей роли синтаксиса. Выражение функционально-смысловых отношений. Синонимия простого и сложного предложения Роль языковых единиц разных уровней при построении высказывания и текста. Понятие дискурса.

Ономасиологический и семасиологический подходы к описанию языкового материала

Выражение модальных значений, интенций (на пример значений возможности, необходимости; просьбы, совета).


2

13,

14

2

2

2

6

Знакомство с учебной литературой, коллоквиум, практическое задание

22

Теория речевого этикета представления о «вторичной языковой личности». Русская языковая картина мира – лингводидактический аспект. Обучение межкультурному общению. Язык и культура. Две тенденции интерпретации фактов культуры. . Национально-культурный компонент языковой семантики, значения. Слова-концепты как носители смыслов и ценностей русского мира.

2

15

-

-

2

6

Знакомство с учебной литературой, практическое задание,

реферат

23

Анализ языковых явлений русского языка в зеркале других языков различных типов. Роль родного языка в овладении иностранным языком. Представление об интерференции и транспозиции при овладении иностранным языком.


2

16

-

-

2

2

Знакомство с учебной литературой, практическое задание


24









16

16

16

24

108

25



















36

Экзамен

26

Итого







34

34

34

114

216
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
...
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного icon Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции