Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального образования и авторской программы В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» система Л.В.Занкова.(Сборник программ начального общего образования.Самара: Издательство «Учебная литература» « Издательский дом «Федоров»2011г)
Место учебного предмета в решении общих целей и задач.
Неоценима
роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает
на достижение общих целей начального образования:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
УМК представлен пособиями:
1.В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
2.Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012г.
3.Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 2 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».,2012г
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
На предмет «Литературное чтение» для 2 класса учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю; 34 учебные недели).
Общая характеристика учебного предмета
Главная цель
литературного чтения - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.
Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).
Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства.
Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.
Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач.
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.
Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.
Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.
Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе;
- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
- умение выделять поступок как проявление характера героя;
- эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
- чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
- понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
- умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;
- общее представление о мире некоторых профессий
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- интереса к слову, родному языку;
- первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту;
- умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
- начальных представлений о культурных традициях своего народа;
- чувства ответственности за мир животных;
- понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
работать в соответствии с
алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
- корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- сравнивать художественный и научно-популярный текст;
- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
- ориентироваться в содержании учебника;
- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
- осознавать роль названия произведения;
- понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- видеть отличия народного и авторского текста;
- подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
- подбирать слова-определения для характеристики героев;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собеседников;
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;
- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- понимать контекстную речь взрослых;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
-
читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе;
- читать наизусть стихотворения разных авторов;
- читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
- эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
- называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора;
- выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;
- строить высказывание по образцу; рассказывать о событиях произведения от первого и третьего лица;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
- отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;
- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
- понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя);
- оценивать литературного героя произведения по его поступкам;
- составлять описание природы, предметов.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
-
ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;
- выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ», «эпизод», «репродукция», «эпиграф» и др.;
- находить разделы «Твой год», «Проверь себя»; ориентироваться в заданиях учебника по значкам;
- пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания «Прочитай дополнительно»;
- дополнительно знакомиться с произведениями в хрестоматии;
- представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
-
различать диалогический и монологический характер произведения;
- различать особенности построения малых фольклорных жанров (колыбельной, пословицы, загадки, считалки, скороговорки и др.);
- узнавать особенности народной сказки;
- понимать особенности жанра рассказа;
- различать жанры авторской прозы: рассказ, сказку, сказочную повесть;
- пересказывать сюжет, находить элементы сюжета;
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится:
- воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
- выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения;
- придумывать точную рифму;
-
сочинять устное рассуждение на свободную тему;
- подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению;
- озаглавливать произведение и его части.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Дата
|
Форма проведения урока
|
Формы контроля
|
на раздел
|
на тему
|
План
|
Факт
|
|
|
|
Глава 1. Вступление или Детективное начало…
|
10
|
|
|
|
|
|
1
|
1.1 Знакомство с учебником
Характер литературного героя.
В. Драгунский «Что я люблю».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
2
|
1.2 Литературный герой и его характер. И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной…».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
3
|
1.3Характер литературного героя.
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
4
|
1.4 Прием контраста в литературе.
Б. Заходер «О границах поэтического творчества
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
5
|
1.5 Контраст в литературе. К. Ушинский «Четыре желания», А. Усачев «Первое сентября».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
6
|
1.6 Чтение наизусть.Яркие поэтические образы в стихотворении Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
7
|
1.7 Сравнение научного и художественного текста. М. Пришвин «Осеннее утро …».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
8
|
1.8 Образ ночи в поэзии, живописе и музыке. А. Пушкин «Тиха украинская ночь.
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
9
|
1.9 Виды искусства.
Репродукция А. Куинджи «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Л.ван Бетховена.
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
10
|
1.10 Контрольная работа по разделу «Вступление или Детективное начало»
|
|
1
|
|
|
Урок развивающего контроля
|
Текущий
|
|
Глава 2. Завязка, тайны искусства…
|
14
|
|
|
|
|
|
11
|
2.1 Звучащие образы в стихотворении И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова «Осенние листья».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
12
|
2.2 Р.к. Поэты об осени. Песни осени. Д. Кедрин «Осенняя песня».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
13
|
2.3 Чтение наизусть. Песни осени. О. Дриз «Кончилось лето».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
14
|
2.4 Олицетворение как поэтический прием.
М. Лермонтов «Утёс»,
Ф. Тютчев «Что ты клонишь над водами…».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
15
|
2.5 Образ осени в стихотворении С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И. Левитана «Золотая осень».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
16
|
2.6 Картины мира, созданные писателями и поэтами.
«Заря-заряница…»,
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»,.
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
17
|
2.7 Чтение наизусть. Чудесный дар – видеть красоту мира.
С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота»
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
18
|
2.8 Чудесный дар – видеть красоту мира. Оницура (хокку), С. Козлов «Красота».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
19
|
2.9 Нанайская народная сказка «Айога».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
20
|
2.10 Как смотрят на мир поэт и ученый по стихотворениям И. Пивоваровой «Как я считал» , рассказам Г. Корниловой «Про бабочку», «Кто такой Бумчик».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
21
|
2.11 Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова «Вертолет».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
22
|
2.12 Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
23
|
2.13 Р.к. Образ осени в произведениях писателей. Поэт и ученый. Е. Серова «Лесной аэродром».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
24
|
2.14 Контрольная работа по разделу «Завязка, тайны искусства»
|
|
1
|
|
|
Урок развивающего контроля
|
Текущий
|
|
Глава 3. Погоня за секретами литературы…
|
16
|
|
|
|
|
|
25
|
3.1 Мир литературы – мир образов. Тие, Басе хокку
Э. Нийт «Каменный замок…» .
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
26
|
3.2 Ироническое отношение автора к герою.К. Чуковский «Федотка»,
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
27
|
3.3 Портрет литературного героя.
С. Михалков «Про мимозу».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
28
|
3.4 Характер героя, его портрет, поступок.
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
29
|
3.5 Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок».,
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
30
|
3.6 Характер героя, его портрет, поступок. Л. Толстой «Лев и собачка».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
31
|
3.7 Черты сказки и загадки в стихотворении.
П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…»,
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
32
|
3.8 Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|
33
|
3.9 Фантазия и реальность в произведении Н. Носова «Фантазеры».
|
|
1
|
|
|
Урок общеметодологической направленности
|
Текущий
|