Скачать 0.85 Mb.
|
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД «ДШИ» МБОУ ДОД «ДШИ» ___________ Е.Н. Пензина Протокол № 40 от 29.10.2010г. « ____» _____________20__г. Рабочая программа Сольфеджио 7 лет обучения Составитель: преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД «ДШИ» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями Программы по сольфеджио МК (Москва, 1984г). она полностью отвечает требованиям современного образования, охватывая более широкий круг тем. Необходимость освоения учащимися сложного комплекса знаний и приобретение ими целого ряда навыков определённых программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, внедрения в процесс обучения современных технологий, новых методических разработок и несомненно, любви к своей работе. Цель программы: прививать детям любовь к музыке, к предмету сольфеджио, воспитывать непросто любителя музыки, а музыканта – профессионала, умеющего правильно и интонационно точно петь любую мелодию, один из голосов 2х или 3х голосного произведения; записывать по слуху незнакомую мелодию, уметь сыграть её на инструменте и к данной мелодии подобрать аккомпанемент, анализировать на слух услышанные музыкальные произведения и уметь дать им профессиональную характеристику. Программа включает следующие разделы:
Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь учащимся в их занятиях по специальности, хору, музыкальной литературе. Для осуществления поставленных в программе целей необходимо решить ряд задач:
3. Сформировать умения:
4. Дать начальные знания по музыкальной грамоте и теории музыки. Данная программа, как было сказано выше, охватывает более широкий круг тем в соответствии с требованиями к современным программам. Отличительные особенности данной программы Обучение ведётся по учебникам автора Юлии Васильевны Фроловой «Сольфеджио» с подготовительного по седьмой класс включительно. Вся серия учебных пособий по сольфеджио для ДМШ и ДШИ состоит из семи сборников и представляет собой комплексное издание – Учебник – Рабочая тетрадь, отвечая требованиям современного образования как наиболее удобная форма работы в классе и дома. I. В учебно-тематический план по каждому классу включены новые темы: 1. ГАММЫ Подгот. класс – До Мажор. Фа Мажор. Ля минор. Ре минор. Первый класс – Ми Минор (натуральная, гармоническая и мелодическая). Второй класс: – Ми- бемоль Мажор. До Минор (3 вида). 2. ИНТЕРВАЛЫ: Подгот. класс – Интервал. Большая секунда (б.2). Малая секунда (м.2). Построение ↑↓ от основных ступеней. Первый класс – Чистая кварта (ч.4) и чистая квинта (ч.5). Построение. Большая секста (б.6) и малая секста (м.6). Построение. Разрешение терций и секунд на ступенях мажорной гаммы. Второй класс: – Интервал септима большая (б.7) и септима малая (м.7). Построение. Построение секунд и терций с разрешением в минорной тональности. Обращение интервалов. Третий класс: – Увеличенная кварта (ув.4) и уменьшённая квинта (ум.5). Диатонические тритоны в миноре. Увеличенная секунда (ув.2) в гармоническом миноре. Четвёртый класс: – Построение и пение вверх и вниз всех известных интер- валов «от звука».тритоны (ув.4 и ум.5) в гармоничес- ком мажоре. Увеличенная секунда (ув.2) и уменьшённая септима (ум.7) в гармоническом мажоре и миноре. Пятый класс: – 1. Построение всех 3х групп характерных интервалов в гар- моническом мажоре (VIb) и гармоническом миноре (VII#):
2. Построение диатонических тритонов «от данного звука» и разрешение в мажорные и минорные тональности. Определение названий тональностей. Шестой – седьмой класс: – Построение всех известных характерных интервалов в гар- монических ладах мажора и минора. Работа как в тональ- ностях, так и «от звука» с определением названий тональ- ностей. 3. АККОРДЫ: Первый класс: – 1. В тональности главные трезвучия: тоническое(T5 (t5 )), 3 3 субдоминантовое (S5 (s5)), доминантовое (D5) и побочные 3 3 3 трезвучия (II5 III5 VI5 VII5 ). 3 3 3 3 2. Вне тональности, «от данного звука» – 4 типа основных трезвучий: Б5 – большое мажорное (б.3 +м.3), 3 М5 – малое минорное (м.3 + б.3), 3 Ув5 – увеличенное трезвучие (б.3 + б.3), 3 Ум5 – уменьшённое трезвучие (м.3 + м.3). 3 Второй класс: – 1. Обращение трезвучий. Работа в тональности с обраще- ниями главных трезвучий (T5 T6 T6, S5 S6 S6, D5 D6 D6 ). 3 4 3 4 3 4 2. Построение обращений трезвучий – секстаккорда и квартсекстаккорда «от звука» по интервальному составу. Третий класс: – 1. Обращение трезвучий. Работа в тональности с обраще- ниями главных трезвучий (T5 T6 T6, S5 S6 S6, D5 D6 D6 ). 3 4 3 4 3 4 2. Построение обращений трезвучий – секстаккорда и квартсекстаккорда «от звука» по интервальному составу. Четвёртый класс: - 1. Построение септаккорда и его обращений (квинтсекст- аккорда, терцквартаккорда и секундаккорда) от «данного звука» по интервальному составу. 2. Построение доминантсептаккорда (D7) и его обращений: D6 D4 D2 в тональности с разрешением. 5 3 Пятый класс: – 1. Вводный септаккорд VII ступени. В натуральном мажо- ре – малый вводный септаккорд (мал.вв.VII7), в гармони- ческом мажоре и миноре образуется уменьшённый ввод- ный септаккорд (ум.вв.VII7) 2. «Краски» септаккордов (подписывание и определения вида септаккорда) по величине септимы и трезвучия, например: мБ7, мУм7, мУм7, бБ7, умвв7, умУм7. 3. Разрешение в мажорные тональности обращений D7 D6 , 5 D4 D2 построенных от звука. 3 4. Построение новых трезвучий с разрешением в гармони- ческом мажоре: Ум5 (II ст), Ув5 (VIb), S5 (VIb S5г). 3 3 3 3 Шестой – седьмой класс: – Построение всех известных аккордов от звука. Разрешение. Определение тональностей. II. Включены новые темы: Подгот. класс: – 1. Целотонная гамма. 2. Хроматическая гамма. 3. Энгармонизм звуков. 4. Тетрахорд. 5. Строение мажорной гаммы. 6. Строение минорной гаммы. 7. Скрипичный и басовый ключи. 8. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Первый класс: – 1. Остинато. 2. Три вида минора. 3. Интервал, все диатонические интервалы по сексту включительно. 4. Трезвучие, трезвучия в тональностях и вне лада. Второй класс: – Интервалы септима большая (б.7) и септима малая (м.7). Третий класс: – 1. Тритон (ув.4 и ум.5). 2. Септаккорд. 3. Триоль. 4. Квинтовый круг тональностей. 5. Буквенное обозначение звуков и тональностей. 6. Переменный лад. Четвёртый класс: – 1. Гармонический мажор. 2. Характерные тритоны. 3. Характерные интервалы. Пятый класс: – Трезвучия гармонического мажора: Ум5 (II), Ув5 (VIb), S5г 3 3 3 Шестой класс: – 1. Кадансовый квартсекстаккорд (К6 ) 4 2. Хроматизм. 3. Ладовая альтерация. 4. Прерванный оборот. 5. Энгармонически равные тональности. 6. Размер 6/4 – сложный. 7. Модуляция в доминантовую тональность. 8. Составные размеры (сложные, смешанные, сложно- смешанные). Седьмой класс: – 1. Проходящие и вспомогательные аккордовые последо- вательности. 2. Септаккорд II ступени (II7), его обращения (II6 II4 II2) – 5 3 для подвинутых групп. 3. Работа с II7 в мажоре. Разрешение двумя способами: в тонический аккорд и в доминантовый аккорд (для подви- нутых групп). 4. Работа с II7 в миноре. Разрешение двумя способами (для подвинутых групп). 5. Сложные размеры (6/4, 9/8, 12/8). Дирижирование.
порядок и методика изучения тем:
для слухового анализа и пения обновлены. В них, кроме испытанных временем учебных материалов, включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время.
соответствие с учебными планами. Основной формой обучения предмету «Сольфеджио» является урок. Урок проходит в форме группового занятия (наполняемость группы в среднем 6 человек).
Так как весь теоретический и практический материал курса сгруппирован в парные уроки (по всем классам, получается и в первом полугодии и во втором полугодии проводится по 16 занятий). Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствующих практических формах деятельности. Итоги подводятся в конце каждой четверти в форме устных и письменных опросов на контрольных уроках. В третьем и четвёртом классах переводные экзамены, в пятых и седьмых классах – выпускные экзамены. Учебно – тематический план Первый класс Первое полугодие
|
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство»... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования... |
Положение о проведении открытого фестиваля-конкурса Фестиваль-конкурс состоит из двух разделов – «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» |
||
Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего... «Сольфеджио» направлена на развитие музыкальной одарённости и творческих способностей, учащихся с учетом их индивидуальных особенностей... |
Н. В. Шлифер п. Пушкинские Горы Сольфеджио – учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха. Что же такое музыкальный слух и каковы критерии... |
||
Центр Образования №686 «Класс-Центр» г. Москвы и Музыкальная Секция... «Джазовое сольфеджио и история музыки модуляции творчества в развитии детских талантов» |
Рабочая программа Технология рабочая программа учебного предмета «Технология» Программа рассмотрена Программа согласована на мо учителей социально- с зам директора по нмр |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
||
Рабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов |
Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс В. С. Кузина, Ломова С. П игнатьева С. Е. и др. (Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |