Рабочая программа Сольфеджио




НазваниеРабочая программа Сольфеджио
страница1/9
Дата публикации14.05.2014
Размер0.85 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9





ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД «ДШИ»

МБОУ ДОД «ДШИ» ___________ Е.Н. Пензина

Протокол

40 от 29.10.2010г. « ____» _____________20__г.
Рабочая программа

Сольфеджио
7 лет обучения

Составитель: преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД «ДШИ»

Атрохова Ольга Михайловна


Дудинка

2010г.

Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Программы по сольфеджио МК (Москва, 1984г). она полностью отвечает требованиям современного образования, охватывая более широкий круг тем.

Необходимость освоения учащимися сложного комплекса знаний и приобретение ими целого ряда навыков определённых программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, внедрения в процесс обучения современных технологий, новых методических разработок и несомненно, любви к своей работе.

Цель программы: прививать детям любовь к музыке, к предмету сольфеджио, воспитывать непросто любителя музыки, а музыканта – профессионала, умеющего правильно и интонационно точно петь любую мелодию, один из голосов 2х или 3х голосного произведения; записывать по слуху незнакомую мелодию, уметь сыграть её на инструменте и к данной мелодии подобрать аккомпанемент, анализировать на слух услышанные музыкальные произведения и уметь дать им профессиональную характеристику.

Программа включает следующие разделы:

  1. Теоретические сведения.

  2. Вокально – интонационные навыки.

  3. Сольфеджирование и пение с листа.

  4. Воспитание чувства метроритма.

  5. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух).

  6. Музыкальный диктант.

  7. Воспитание творческих навыков.

Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь учащимся в их занятиях по специальности, хору, музыкальной литературе.

Для осуществления поставленных в программе целей необходимо решить ряд задач:

  1. Развить у учащихся: гармонический, мелодический, внутренний слух, музыкальную память и мышление, чувство лада.

  2. Воспитать у учащихся целый ряд практических навыков:

    • умение чисто интонационно петь любую мелодию под аккомпанемент учителя или под собственный аккомпанемент;

    • уметь петь в ансамбле;

    • уметь самостоятельно разбирать и разучивать незнакомые мелодии;

    • анализировать несложные мелодии или отрывки по нотному тексту.

3. Сформировать умения:

  • записывать мелодии по слуху;

  • транспонировать мелодию по слуху;

  • подбирать мелодию и аккомпанемент к ней;

  • уметь сделать анализ музыкального произведения на слух и по нотному тексту;

  • произвести анализ отдельных элементов музыкальной речи.

4. Дать начальные знания по музыкальной грамоте и теории музыки.
Данная программа, как было сказано выше, охватывает более широкий круг тем в соответствии с требованиями к современным программам.
Отличительные особенности данной программы
Обучение ведётся по учебникам автора Юлии Васильевны Фроловой «Сольфеджио» с подготовительного по седьмой класс включительно. Вся серия учебных пособий по сольфеджио для ДМШ и ДШИ состоит из семи сборников и представляет собой комплексное издание – Учебник – Рабочая тетрадь, отвечая требованиям современного образования как наиболее удобная форма работы в классе и дома.

I. В учебно-тематический план по каждому классу

включены новые темы:
1. ГАММЫ
Подгот. классДо Мажор. Фа Мажор. Ля минор. Ре минор.
Первый классМи Минор (натуральная, гармоническая и мелодическая).
Второй класс: – Ми- бемоль Мажор. До Минор (3 вида).
2. ИНТЕРВАЛЫ:
Подгот. класс – Интервал. Большая секунда (б.2). Малая секунда (м.2).

Построение ↑↓ от основных ступеней.
Первый класс – Чистая кварта (ч.4) и чистая квинта (ч.5). Построение.

Большая секста (б.6) и малая секста (м.6). Построение.

Разрешение терций и секунд на ступенях мажорной

гаммы.
Второй класс: – Интервал септима большая (б.7) и септима малая (м.7).

Построение. Построение секунд и терций с разрешением

в минорной тональности. Обращение интервалов.
Третий класс: – Увеличенная кварта (ув.4) и уменьшённая квинта (ум.5).

Диатонические тритоны в миноре. Увеличенная секунда

(ув.2) в гармоническом миноре.
Четвёртый класс: – Построение и пение вверх и вниз всех известных интер-

валов «от звука».тритоны (ув.4 и ум.5) в гармоничес-

ком мажоре. Увеличенная секунда (ув.2) и уменьшённая

септима (ум.7) в гармоническом мажоре и миноре.
Пятый класс:1. Построение всех 3х групп характерных интервалов в гар-

моническом мажоре (VIb) и гармоническом миноре (VII#):

  1. характерных тритонов (ув.4 и ум.5),

  2. увеличенной секунды (ув.2) и уменьшённой септимы (ум.7),

  3. увеличенной квинты (ув.5) и уменьшённой кварты (ум.4) с разрешением в тональности.

2. Построение диатонических тритонов «от данного звука»

и разрешение в мажорные и минорные тональности.

Определение названий тональностей.

Шестой –

седьмой класс: – Построение всех известных характерных интервалов в гар-

монических ладах мажора и минора. Работа как в тональ-

ностях, так и «от звука» с определением названий тональ-

ностей.
3. АККОРДЫ:
Первый класс: – 1. В тональности главные трезвучия: тоническое(T5 (t5 )),

3 3

субдоминантовое (S5 (s5)), доминантовое (D5) и побочные

3 3 3

трезвучия (II5 III5 VI5 VII5 ).

3 3 3 3

2. Вне тональности, «от данного звука» –

4 типа основных трезвучий:

Б5 – большое мажорное (б.3 +м.3),

3

М5 – малое минорное (м.3 + б.3),

3

Ув5 – увеличенное трезвучие (б.3 + б.3),

3

Ум5 – уменьшённое трезвучие (м.3 + м.3).

3
Второй класс:1. Обращение трезвучий. Работа в тональности с обраще-

ниями главных трезвучий (T5 T6 T6, S5 S6 S6, D5 D6 D6 ).

3 4 3 4 3 4

2. Построение обращений трезвучий – секстаккорда и

квартсекстаккорда «от звука» по интервальному

составу.
Третий класс:1. Обращение трезвучий. Работа в тональности с обраще-

ниями главных трезвучий (T5 T6 T6, S5 S6 S6, D5 D6 D6 ).

3 4 3 4 3 4

2. Построение обращений трезвучий – секстаккорда и

квартсекстаккорда «от звука» по интервальному составу.
Четвёртый класс: - 1. Построение септаккорда и его обращений (квинтсекст-

аккорда, терцквартаккорда и секундаккорда) от «данного

звука» по интервальному составу.
2. Построение доминантсептаккорда (D7) и его обращений:

D6 D4 D2 в тональности с разрешением.

5 3

Пятый класс:1. Вводный септаккорд VII ступени. В натуральном мажо-

ре – малый вводный септаккорд (мал.вв.VII7), в гармони-

ческом мажоре и миноре образуется уменьшённый ввод-

ный септаккорд (ум.вв.VII7)

2. «Краски» септаккордов (подписывание и определения

вида септаккорда) по величине септимы и трезвучия,

например: мБ7, мУм7, мУм7, бБ7, умвв7, умУм7.

3. Разрешение в мажорные тональности обращений D7 D6 ,

5

D4 D2 построенных от звука.

3

4. Построение новых трезвучий с разрешением в гармони-

ческом мажоре: Ум5 (II ст), Ув5 (VIb), S5 (VIb S5г).

3 3 3 3

Шестой –

седьмой класс: – Построение всех известных аккордов от звука. Разрешение.

Определение тональностей.
II. Включены новые темы:
Подгот. класс: – 1. Целотонная гамма.

2. Хроматическая гамма.

3. Энгармонизм звуков.

4. Тетрахорд.

5. Строение мажорной гаммы.

6. Строение минорной гаммы.

7. Скрипичный и басовый ключи.

8. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Первый класс: – 1. Остинато.

2. Три вида минора.

3. Интервал, все диатонические интервалы по сексту

включительно.

4. Трезвучие, трезвучия в тональностях и вне лада.

Второй класс: – Интервалы септима большая (б.7) и септима малая (м.7).
Третий класс: – 1. Тритон (ув.4 и ум.5).

2. Септаккорд.

3. Триоль.

4. Квинтовый круг тональностей.

5. Буквенное обозначение звуков и тональностей.

6. Переменный лад.

Четвёртый класс: – 1. Гармонический мажор.

2. Характерные тритоны.

3. Характерные интервалы.
Пятый класс: – Трезвучия гармонического мажора:

Ум5 (II), Ув5 (VIb), S5г

3 3 3
Шестой класс: – 1. Кадансовый квартсекстаккорд (К6 )

4

2. Хроматизм.

3. Ладовая альтерация.

4. Прерванный оборот.

5. Энгармонически равные тональности.

6. Размер 6/4 – сложный.

7. Модуляция в доминантовую тональность.

8. Составные размеры (сложные, смешанные, сложно-

смешанные).
Седьмой класс: – 1. Проходящие и вспомогательные аккордовые последо-

вательности.

2. Септаккорд II ступени (II7), его обращения (II6 II4 II2) –

5 3

для подвинутых групп.

3. Работа с II7 в мажоре. Разрешение двумя способами: в

тонический аккорд и в доминантовый аккорд (для подви-

нутых групп).

4. Работа с II7 в миноре. Разрешение двумя способами (для

подвинутых групп).

5. Сложные размеры (6/4, 9/8, 12/8). Дирижирование.


      1. Изменены формулировки,

порядок и методика изучения тем:


  1. Хроматическая гамма.

  2. Целотонная гамма.

  3. Двухчастная форма.

  4. Тетрахорд.

  5. Канон.

  6. Интервалы.

  7. Гармонический оборот. Виды трезвучий.

  8. Обращение интервалов.

  9. Размер 3/8.

  10. Переменный лад.

  11. Обращение главных трезвучий.

  12. Квинтовый круг.

  13. Тритон.

  14. Гармонический мажор. Размер 6/8.

  15. Септаккорд. Доминантовый септаккорд (Д7).

  16. Синкопа.

  17. Триоль.

  18. Характерные интервалы.

  19. «Краски» септаккордов.

  20. Уменьшённое трезвучие II ступени.

  21. Увеличенное трезвучие (VIb) ступени.

  22. Вводные септаккорды VII и II ступеней.

  23. Гармонические обороты проходящие и вспомогательные.

  24. Энгармонически равные тональности.

  25. Родственные тональности.



      1. Списки рекомендуемой литературы, произведений

для слухового анализа и пения обновлены.
В них, кроме испытанных временем учебных материалов, включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время.

      1. Формы подведения итогов приведены в

соответствие с учебными планами.
Основной формой обучения предмету «Сольфеджио» является урок. Урок проходит в форме группового занятия (наполняемость группы в среднем 6 человек).


        • В подготовительном классе занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.

        • В 1ых и 2ых классах занятия в первом полугодии два раза в неделю по 40 минут, а во втором полугодии один раз в неделю по 40 минут.

        • В 3ем и 4ом классах занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут.

        • В 5ом, 6ом, 7ом классах занятия проводятся по два раза в неделю по 40 минут.

Так как весь теоретический и практический материал курса сгруппирован в парные уроки (по всем классам, получается и в первом полугодии и во втором полугодии проводится по 16 занятий).

Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствующих практических формах деятельности.

Итоги подводятся в конце каждой четверти в форме устных и письменных опросов на контрольных уроках. В третьем и четвёртом классах переводные экзамены, в пятых и седьмых классах – выпускные экзамены.

Учебно – тематический план
Первый класс
Первое полугодие


Наименование тем уроков

кол-во уроков

Уроки 1 – 2

Работа в тональности До Мажор. Половинная пауза.

2

Уроки 3 – 4

Главные ступени. Главные и побочные трезвучия. Восьмая пауза.

2

Уроки 5 – 6

Тональность Соль Мажор. Секвенция. Построение кварт.

2

Уроки 7 – 8

Четверть с точкой и восьмая. Транспозиция. Работа в размере 4/4.

2

Уроки 9 – 10

Построение квинт. Гармонический и мелодический минор. Бекар. Остинато.

2

Уроки 11 – 12

Тональности Ля Минор, Ре Минор.

2

Уроки 13 – 14

Ми Минор. Сочинение жанровых вариаций.

2

Уроки 15 – 16

Работа в тональности Ми Минор. Работа в басовом ключе. Транспозиция.

2

ИТОГО:

16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Сольфеджио iconОбразовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования...

Рабочая программа Сольфеджио iconПоложение о проведении открытого фестиваля-конкурса
Фестиваль-конкурс состоит из двух разделов – «Сольфеджио» и «Музыкальная литература»

Рабочая программа Сольфеджио iconПрограмма для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего...
«Сольфеджио» направлена на развитие музыкальной одарённости и творческих способностей, учащихся с учетом их индивидуальных особенностей...

Рабочая программа Сольфеджио iconН. В. Шлифер п. Пушкинские Горы
Сольфеджио – учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха. Что же такое музыкальный слух и каковы критерии...

Рабочая программа Сольфеджио iconЦентр Образования №686 «Класс-Центр» г. Москвы и Музыкальная Секция...
«Джазовое сольфеджио и история музыки модуляции творчества в развитии детских талантов»

Рабочая программа Сольфеджио iconРабочая программа Технология рабочая программа учебного предмета «Технология»
Программа рассмотрена Программа согласована на мо учителей социально- с зам директора по нмр

Рабочая программа Сольфеджио iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа Сольфеджио iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Рабочая программа Сольфеджио iconРабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов

Рабочая программа Сольфеджио iconРабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс
В. С. Кузина, Ломова С. П игнатьева С. Е. и др. (Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции