Скачать 2.25 Mb.
|
ВЕЛИКОТЫРНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И. Я. Атанасова КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) ПОСОБИЕ-СПРАВОЧНИК Вторая часть Велико-Тырново 2005 ISBN: 954-775-502-2 http://ruskiezik.blogspot.com ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное пособие, представляющее собой вторую часть целостного корректировочного курса русского языка, включает несколько основных морфологических тем – “Имя прилагательное”, “Местоимения”, “Наречие”, “Слова категории состояния”. Пособие является одновременно учебником и справочником по русскому языку и предназначается для студентов русской филологии, прикладной лингвистики и специальности “Болгарский и русский язык”, обучающихся на кафедре русского языка Великотырновского университета имени Святых Кирилла и Мефодия. Оно соответствует программе практического курса русского языка ВТУ и может быть использовано как для работы на занятиях под руководством преподавателя, так и для самостоятельной работы. Цель предлагаемого курса – корректировка, систематизация и углубление и расширение практических знаний и умений болгарских студентов в области морфологии, приобретенных на начальном этапе обучения, с учетом особенностей родного языка. Грамматический материал подчинён задачам обучения студентов-русистов – овладению основами русской грамматики (частей речи и их грамматических категорий). Каждая грамматическая тема включает теоретическую часть (правила и обобщающие таблицы, где это необходимо) и упражнения, направленные на усвоение и закрепление теоретического материала. Упражнения, данные в этом пособии, выполняются в основном на занятиях под руководством преподавателя, но некоторые упражнения могут даваться выборочно для самостоятельной работы. Автор выражает благодарность доц. В. Ченевой, доц. Г. Гочеву, а также членам кафедры русского языка Великотырновского университета имени Святых Кирилла и Мефодия за ценные советы и рекомендации. Автор будет признателен за все замечания и предложения, имеющие целью совершенствование учебного пособия. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ1. Распределите прилагательные по группам (качественные, относительные, притяжательные). Весёлый парень, красивая девушка, деревянная ложка, золотое кольцо, золотой характер, дедушкины очки, строгая учительница, лисьи следы, солнечная погода, мягкий хлеб, мягкий знак, холодный климат, папин пиджак, журавлиная стая, стенные часы, птичье гнездо, каменный мост, радостный крик, городской парк, смелый юноша, козье молоко, медвежья шкура, медвежья услуга, чистый воздух. СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХТвёрдая основа
Примечания: 1. Отымённые прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- пишутся с одним н, а прилагательные с суффиксом -онн- пишутся с двумя н: песчаный, ржаной, глиняный, земляной, журавлиный, козлиный; телефонный, электронный. Исключения: деревянный, оловянный (б. калаен), стеклянный. 2. Прилагательные муж. рода ед. числа в имен. падеже принимают ударное окончание -ой или безударные окончания -ый, -ий. Список прилагательных, оканчивающихся в мужском роде единственного числа на -ой: береговой, беловой, боковой (б. страничен), больной, большой, босой, брюшной (б. коремен), былой (б. минал), бытовой, вековой, ветряной, видовой, витой, вкусовой, водяной, войсковой, волевой, входной, вороной (б. вран, черен – за кон), восковой (б. восъчен), выпускной (б. абитуриентски), выходной (б. почивен, официален), глазной, глухой, головной, голубой, грибной, грозовой, громовой, грудной, грузовой (б. товарен), групповой, грязевой губной, густой, даровой, дверной, деловой, дневной, дождевой, донской, дорогой, дровяной, другой, дурной (б. лош), живой, жилой, заводской, заводной (б. механизиран), заказной (б. препоръчан), занятой (б. зает), запасной, записной, земной, земляной, зерновой, злой, золотой, зубной, клеевой, ключевой, кольцевой, концевой, коренной, косой б. (полегат, кривоглед), костяной, кочевой (б. чергарски), крепостной, кривой (б. крив, едноок), кровяной, крутой (б. стръмен, остър, строг, суров), курсовой, кусковой, легковой, ледяной, лесной, лихой (б. смел, безразсъден), лицевой, луговой, льняной, людской, меховой, мировой, мозговой, молодой, морской, мужской, мучной (б. тестен), мясной, нагой (б. гол), надувной, немой, нефтяной, носовой, ночной, нулевой, областной, обложной (б. продължителен), обувной, овощной, овсяной (б. овесен), огневой, озорной (б. палав), окружной, основной, островной, отраслевой, очередной (б. пореден), передовой (б. челен, преден), питьевой (б. питеен), пищевой (б. хранителен), платяной, племенной, поварской, пожилой (б. възрастен, стар), полевой, полковой, половой, пороховой (б. барутен), поясной, проездной, прописной, простой, просяной проходной, прямой, пустой, путевой, пушной (б. с ценна кожа), пылевой (б. прашен), раскладной (б. разтегателен), речевой, речной, ржаной (б. ръжен), родной, родовой, роковой (б. съдбоносен), ручной, свиной, святой, седой, складной (б. сгъваем), скупой (б. скъперничес-ки), слепой, слуховой, смешной, спинной, спиртной, сплошной (б. непрекъснат, цялостен), средневековой, среднегодовой, стальной (б. стоманен), стенной, степной, строевой, сухой, сырой (б. влажен, суров), сырьевой (б. суровинен), съестной (б. хранителен), теневой (б. сенчест), торфяной, травяной, трудовой, тупой, угловой, ушной, холостой (б. ерген), хромой (б. куц), худой (б. слаботелесен), цветной, целевой, цепной (б. верижен), цеховой, цирковой, часовой, черновой, честной, чужой, шерстяной (б. вълнен), штрафной (б. наказателен), языковой и др. УПРАЖНЕНИЯ 2. Просклоняйте словосочетания. Серый костюм, родной край, интересная книга, белая ночь, новое платье, старое письмо, берёзовые рощи, голубые глаза. 3. Допишите окончания. а) 1. Самолёт летит над Северн… Ледовит… океаном к полярн… станции. 2. Экзамен по Западноевропейск… литературе проводится в нов… корпусе университета. 3. Ребята пошли через берёзов… рощу. 4. С горн… вершины в солнечн… дни открывается чудесн… вид на окрестн… долины. 5. Дети с радостн… возгласами надевают маскарадн… костюмы. 6. На привокзальн… площади мы сели на такси и поехали к знаком… гостинице. 7. Возле стар… мельницы росли раскидист… ивы. 8. Учёные пытаются раскрыть необычн… природу северн… сияния. 9. Туристы любуются прекрасн… панорамой живописн… реки с крут… берегами. 10. В голуб… дали показались неясн… очертания причудлив… зданий незнаком… города. 11. На противоположн… берегу реки вдоль песчан… пляжей тянется великолепн… парк. 12. Ребята ехали до столицы двое суток на скор… поезде в удобн… спальн… вагоне. 13. Мир не без добр... людей. 14. Желаю вам счастлив... пути. б) 1. Охотник пошёл знаком… лесн… тропинкой. 2. Талант художника проявился в различн… областях изобразительн… искусства. 3. Гвоздика отличается необыкновенн… обаянием и удивительн… ароматом. 4. В тяжёл… мокр… тучах и в холодн… сыр… воздухе чувствовалась какая-то тоска. 5. Ломоносов был высокообразованн…, весёл…, добродушн…, остроумн… человеком. 6. Парень с непонятн… спокойствием рассматривал речн… травы и густ… хмель, который роскошн… зелён… кудрями висел с глинист… берега. 7. Природа степн… края не отличается живописн… разнообразием. 8. На смену тёпл… лету идёт хмур… осень. 9. Подсолнечники повернули жёлт… головы к ярк… солнцу. 10. В классе уютн…, просторн… утром стоит тишина (С. Маршак). 11. Из-под шерстян… юбки светл… праздничн… платья виднелись изящн… ботинки (К. Станюкович). 12. Летят путями звёздн…, плывут морями грозн… любим… твои ученики (М. Матусовский). 13. Вы идёте по лесн… тропинке, окружённой стройн… стволами елей (А. Воронов). 14. Непременно встречу день желанн... с сам... сильн..., сам... честн..., сам... горд..., сам. ласков... и сам... славн... (Р. Рождественский). 15. В шуме родн… реки есть что-то схожее с колыбельн… песней, с рассказами стар… няни (М. Лермонтов). 4. Раскройте скобки. 1. Мария зашла в (мясной) и (молочный) отделы (продуктовый) магазина. 2. Солнце выглядывает из-за (свинцовая) тучи. 3. Вера Георгиевна учительница, но в (свободное) время занимается (художественный) переводом. 4. Ропотамо впадает в (Чёрное) море. 5. За (бесконечная) степью тянутся (горные) хребты. 6. На (свежескошенный) лугу пахнет (душистые) травами. 7. Поля сидела за (круглый) столом в (просторная) комнате и задумчиво смотрела на (фруктовый) сад сквозь (стеклянная) дверь. 8. Далеко по (окрестные) горам разносится эхо (мощный) прибоя. 9. Городок славится (сосновые) лесами, (чистый) воздухом и (минеральные) источниками. 10. Вечером сели на (скорый) поед, а утром приехали на (незнакомая) станцию в (таёжная) глуши. 11. Летом наша группа собирается в (туристский) поход в (прохладные) горы. 12. Когда-то на (прибрежные) утёсах стояла (неприступная) крепость. 13. Девушка поставила в (хрустальная) вазу букет из (полевые) маков. 14. Вдоль (железная) дороги построили (новые) города. 5. Допишите суффиксы и окончания. Лошадин... хвост, журавлин... стая, деревян... посуда, привилегирован… училище, песчан... берег, камен... дом, пенсион... возраст, осин... лес, костян... нож, телефон... разговор, кожан... куртка, стеклян... кастрюля, картин... галерея, соловьин... песни, настен... часы, туман... утро, шерстян... брюки, соломен... шляпа, ржан... хлеб, традицион... блюдо, воробьин... гнездо, орлин... взгляд, революцион... Борьба, серебрян... медаль, длин... юбка, экскурсион... автобус, лебедин... песня, лекцион... зал, курин... яйцо, жестян... банка, электрон... игра, ослин... упрямство, экзаменацион... сессия, телевизион… передача, цен… вещь. 6. Вместо точек вставьте подходящие по значению прилагательные. Костюм, пёс, сосулька, туча, часы, дверь, кольцо, берег, ягоды, карандаш, словарь, мать, край, врач, разговор, поезд, суп, тропинка. Слова для справок: родной, выходной, молодой, стенной, грозовой, злой, мужской, лесной, входной, ледяной, цветной, ночной, дорогой, мясной, золотой, полевой, морской, зубной. 7. Допишите окончания. Речн… вокзал, записн… книжка, овощн… салат, жил… дома, мехов… пальто, степн… растительность, родн… страна, стенн… часы, крут… характер, полев… цветы, клюючев… вода, ночн… поезд, льнян... скатерть, речев… упражнения, губн... согласные, роков… ошибка, кровян… колбаса, дневн… сеанс, коренн… население, курсов… руководитель, кольцев… линия, выходн… дни, густ… суп, запасн… вариант, сед… вершины, золот… медальон, дорог… книга, цветн… фотография, чуж… земля, лесн… поляна, морск… водоросли, зубн… паста, озорн… мальчик, холост… парень, молод… художник, головн… мозг, мясн… продукты, входн… билет, восков… фигурка, миров… океан, стальн… инструмент, шерстян… одеяло, пожил… человек, бос… ноги, бытов… лексика, грибн… дождь, проездн… билет, цепн… реакция, вит… лестница, овсян… хлопья, крепостн… театр, сырьев… база. 8. Переведите на русский язык. Морски бряг, златен медал, носна кърпа, нощен поход, скъп подарък, курсова работа, роден град, островна държава, голям празник, речен транспорт, стръмна пътека, нулева наставка, гъст дим, мъжки разговор, кожена чанта, съдбоносно решение, влажен климат, питейна вода, ръжен хляб, водна пара, лош пример, препоръчано писмо, горски плодове, млада майка, областен център, световен рекорд, изворна вода, болно момиче, обувен завод, сляп старец, очен лекар, вкусови качества, зло куче, племенен вожд, цирков артист, звуков сигнал, родови окончания. Мягкая основа
|
Корректировочный курс русского языка (грамматический аспект) пособие-справочник Великотырновского университета имени Святых Кирилла и Мефодия. Оно соответствует программе практического курса русского языка вту... |
Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского... «История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного».... |
||
Учебное пособие по синтаксису современного русского языка Последовательное выполнение комплекса заданий, включённых в пособие, и проработка представленного в упражнениях языкового материала... |
Пояснительная записка курс русского языка направлен на достижение следующих целей Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,... |
||
«история русского языка (история русского литературного языка)» «История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое... |
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
||
Учебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного... Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»... |
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы... Коммуникативный, коммуникативно-когнитивный, сознательно-практический, функционально-грамматический методы 34 |
||
Борис Акимович Исаев Социология. Краткий курс «Социология. Краткий... Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта РФ и программой по социологии.... |
Систематический курс русского языка КаленчукМ. Л Методический комментарий и поурочно-тематическое планирование к учебнику «Окружаюий мир» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |