Скачать 149.66 Kb.
|
Ярмарка игрушек “Сокровища русского народа - народные игрушки и фольклор” Эпиграфы: Самая существенная черта русского народного промысла - праздничное ощущение радости. Русский народ создал русский язык, красивый, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Л. Н. Толстой Содержание урока: Истоки народного творчества, народные промыслы игрушек (Дымково, Филимоново, Каргополь, Хлуднево) и жанровое многообразие русского фольклора (сказки, легенды, загадки, пословицы, считалки) и развитие речи учащихся по литературе. Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу в яркой праздничной форме, развить чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества, учить применять фольклорные традиции в письменных работах, используя его жанровое многообразие, богатое цветовое решение, гармонию красок и формы. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя и задание на дом. 2. Веснянки. 3. Рассказы о народных промыслах игрушки - Дымково - Филимоново - Каргополь - Хлуднево 4. Многообразие жанров русского фольклора: - загадки - пословицы - считалки - игры - скороговорки - потешки - песни - частушки. 5. Заключительное слово учителя. 6. Итоги урока. Зрительный ряд: таблицы Глиняные игрушки, игрушки их соломы, деревянные игрушки, роспись филимоновских игрушек, образцы глиняных игрушек: Дымкова, Гжели, Твери, Каргополя. Пряники, куличи, баранки, жаворонки, самовар, детские рисунки. Литературный ряд: Стихотворения - В. Фофанов, И. Кадухина, Л. Дьяконова, Т. Маврина. Музыкальный ряд: Плясовые наигрыши, частушки, русские народные песни в записи и исполнении учащихся и учителей. Оформление доски: Тема: “Сокровища русского народа - народные игрушки и фольклор”, эпиграфы. Плакаты и детские рисунки с наименованием промыслов с двух сторон от эпиграфа на доске. Отдельно на столе образцы игрушек, пироги, калачи, пряники, жаворонки, баранки на красивой скатерти с самоваром посередине. План-конспект урока Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – ярмарка. И тема у нас замечательная (на доске запись): “Сокровища русского народа - народные игрушки и фольклор”. Хозяйка. Сегодня мы проведем один из народных праздников связанных с приходом весны, побываем на ярмарке игрушек, вспомним скороговорки, загадки и считалки, познакомимся с такими произведениями устного народного творчества, которые сейчас редко встречаются: с веснянками, приговорами и закличками, продемонстрируем свои творческие находки. Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от местного праздника “Свистопляска” в честь Хлыновского побоища. Именно к нему приурочивали производство и массовую продажу глиняных свистулек и игрушек. В 19 веке разрушается старинный обряд, и праздник изменяет свое название – это уже не Свистопляска, а Свистунья, изменяется и назначение обряда - это развлекательная ярмарка. Новый год начинался 1 марта (14 марта по новому стилю) на Евдокию, ее еще называли “ Свистунья”. Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Хоровые переклички девушек (веснянки) должны были укорить приход весны и Нового года. В течение всей четверти мы изучали истоки народного творчества, сказочных животных, приемы росписи, солярные знаки и символы, орнаменты, значение образов птицы, всадника, коня, бабы. Выполнили много рисунков. Теперь сегодня мы в игровой форме подведем итог всей работы. Внимательно слушайте этот урок, выберите самую интересную для вас тему и напишите коротенькое сочинение, оформите обложку для него. За сочинение поставит оценку Ольга Сергеевна, а за обложку я. Например: “Сказка о куске глины”, “ Откуда пошла Дымка?”, “ Путешествие в прошлое”, “Значение узора на игрушке”. Поясните, почему из большой шкатулки русских сокровищ вы выбрали именно это. И, конечно, ваше сочинение должно быть грамотно и аккуратно написано. 1. Весна, Весна красная, Приди весна с радостью С доброй радостью, С великой милостью Со льном высоким, С корнем глубоким, С дождями сильными С хлебами обильными. На сошке, на бороночке, на веничке. Хозяйка. Уже само название “Веснянки” подсказывает, что оно непременно должно быть связано с весной. И в самом деле, так в народе называли песенки, которыми встречали весну. Встречу весны всегда праздновали в марте, и детям отводилась на этом празднике очень важная роль. Именно дети выходили кликать, звать Весну - красну. В день праздника мамы и бабушки раздавали ребятам особые крендельки и плюшки (кулики и жаворонки) из румяного теста. Дети выбегали со своими сладкими птицами на улицу, подбрасывали их повыше к солнышку и пели веснянки. В них просили птиц прилететь и принести с собой тепло, ключи от Весны. В закличках и приговорах обращались к птицам, зверям и или растениям (цветам, грибам, ягодам) В те давние времена люди верили, что если речь свою построить по-особому, то мир природы поймет человека, поймет и его заботы и трудности, откликнется и поможет. И так, наш праздник. Смотрите! Слушайте! Принимайте участие! 2. Весна – красна, на чем пришла? На кнутике, на кнутике, на овсяном пучке, На пшеничном колоске. 3. Солнышко- ведрышко, выгляни, красное, Из-за гор – горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры Видело ль ты солнышко красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу, Бабу ли ягу-, ведьму ли зиму? Как она, лютая, от весны ушла, От красной бегла, В мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору скатилась. “Русская народная словесность” М. Правда 1994, с. 62.- 64. Звучит магнитофонная запись “Калинка-малинка”. Хозяйка. На все голоса свистят- переливаются соловьиными трелями затейливые свистульки- уточки, кони, звери диковинные, птицы разные. Свистят все – и взрослые и дети. Вплетается звонкий переливчатый свист в праздничный гомон народного гулянья. Ярмарка! Праздник! Название у него озорное, шумное, веселое “СВИСТУНЬЯ” “ЕВДОКИЯ –СВИСТУНЬЯ”. Веселые игры, торговля, шум, свист символизировал приход весны и всеобщую радость людей. Торг на празднике шел со свистом. Свист – средство противодействия злому началу, ровно, как и громкие крики и удары. Каждую весну устраивали такие праздники вятичи. И ни один из них не обходился без пестрого красочного товара – глиняных игрушек – украшения ярмарки. А почему глиняные? Народная притча гласит: когда бог сотворил человека, осталось у него изрядное количество глины. Бог и спросил человека: “Что тебе надо?” Подумал человек и ответил “Дай мне счастья”. Тогда отдал Бог глину человеку и сказал: “ Лепи свое счастье сам”. Слушаем плясовые наигрыши – 3 мин. Кто из вас хочет посвистеть? Берите игрушки. Свистите! А почему называется праздник “Свистунья”? Послушаем, что об этом рассказывает легенда. 4. Однажды к городу Вятке подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку города дружинники, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают вятичи свой праздник “Свистопляска” - “Свистунья”. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, без ярмарки, без шумного веселья. 5. … Как забрались в истоки Камы, в леса дремучие, ушкуйские лихие люди из Новагорода Великого. Волоком перетащили свои ушкуи в соседнюю речушку, тоже дикую и неизвестную. Поплыли вниз и на высокой горе увидали жилища, а перед ними на видных местах больших болванов - идолов из глины. Городок взяли сразу, сшибли языческих идолов, обосновались здесь, а город назвали Болвановском. Прошло время, и переименовали его в город Хлынов, а река с годами получила имя Вятка. 6. Особенно жгучи здесь морозы перед закатом. Розовый воздух застывает, Длинные тени сугробов, будто лиловые языки, жесткие и колючие, слышен даже звон стужи. Если подняться в такое время на один из высоких вятских крутогоров и посмотреть за реку – от крыш слободы, что в низине на той стороне, вертикально в небо утираются тугие дымы печей. Поэтому и нарекли слободу Дымковской. Хозяйка. Ярмарки в Вятском крае являли собой живописнейшее зрелище. Пестрая нарядная толпа, разукрашенные балаганы и карусели. На лотках, в палатках множество расписных и позолоченных фигурок – изделий слободы Дымково. Мастерицы вкладывали в эти фигурки свое представление о мире, природе, людях. Игрушки и теперь называются ласково “дымкой”, этому народному промыслу почти 300. Вылепленные из глины изделия обжигает в печах в течение 2-3 часов, затем их постепенно охлаждают, покрывают мелом разведенным на снятом молоке. И только тогда игрушку “наряжают”. Мастерица расписывает ее красками, растертыми на яичном желтке. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный веселый узор. Что же этот узор означает? Кто помнит? Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека. Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду. Дети отвечают на вопрос. Здесь игрушки – свистульки, уточки, барашки, всадники на конях, всадники на поросятах. Важные барыни, няньки, кормилицы, лихие гусары, водоноски, хозяюшки. Всего – и не перечесть. А почему именно эти темы выбирали? Все что было близко человеку, что его окружало. Дети отвечают на вопрос. Конь – главный помощник крестьянина, слуга солнца. Птица - символ счастья. Хозяйка. Лотошники, вы что- то загрустили, покажите товар лицом! Выступают дети, с игрушками наряженные в русские костюмы. 7. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. Под копытами литыми Загудел летящий луг Наконец, олень за ними Вырывается за круг. 8. Барашек - свисток Левый рог - завиток, Правый рог завиток, На груди цветок. За оленем кони, кони Вновь за тридевять земель И пестреет от погони Глиняная карусель. Утка - Марфутка Бережком идет Уточек - Марфуточек Купаться ведет. Бока крутые Рога завитые Копыта с оборкой На спине Егорка. 9. Индя, индя, индючек, Ты похож на сундучок, Сундучок не простой, Красный, синий, золотой. Девица в венце Румянец на лице Собой хороша, Стоит не дыша. 10. Стоит молодушка, А с ней коровушка: Важная, спокойная Буренушка - дойная. Что за конь! Только тронь - Со всадником вместе Ускачет верст за двести. Яша –дружок Дует в рожок, Сидит на спинке У свинки. Звучит запись “Саратовские гармошки” –3 мин. Хозяйка. Ушел в прошлое старинный праздник “Свистунья”, но не забыта, живет и восхищает людей дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа. Глазам – радость, душе – отрада. У нас есть еще и частушки про игрушки. Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. Каргопольская игрушка Ей не налюбуешься И в Париже и в Нью-Йорке Наш Полкан красуется. Я куплю себе свистульку Буду трели выводить Мастеров из славной “Дымки” Никогда нам не забыть. В Твери делают игрушки Сколько радости для глаз Подрастают мастерицы Может быть и среди нас. Любовались гости чудом Громко восхищалися – Хлудневскою красотой Сражены осталися. Наша русская игрушка, Не стареет сотни лет В красоте, в таланте русском Весь находится секрет. Ты играй моя гармошка Ты подруга подпевай Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй. Хозяйка. Но не только в Вятке лепят глиняные игрушки. География русской глиняной игрушки обширная. Глиняные свистульки (различные местные наименования – “сопелки”, “соловьи”, “гудухи”, “свистуны”, “улютки”, “грематушки” т д) и различного рода фигурки лепили повсеместно, в каждой губернии. По сравнению с деревянными, тряпичными, соломенными и игрушками из других материалов, глиняная игрушка оказалась самой стойкой и живучей, это объясняется тем, что промысел глиняных фигурок всегда был тесно связан с производством гончарной посуды. Горшечники лепили игрушки “между делом” повсеместно, где только имелись сколько-нибудь значительные залежи глины. Вот только некоторые из них:
Звучит запись “Саратовские гармошки” –3 мин. Хозяйка. Ушел в прошлое старинный праздник “Свистунья”, но не забыта, живет и восхищает людей дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа. Глазам – радость, душе – отрада. Устали, давайте поиграем! Игра “Сиди, сиди, Яша Дети становятся в круг, в центре сидит водящий “Яша” с завязанными глазами. Движутся в ритме хоровода и поют: Сиди, сиди, Яша Ты забава, наша. Погрызи орешки, Для своей потешки. Руки на темь положи, И скорее нам скажи: Раз, два, три, ( водящий кричит) замри! Дети разбегаются, а водящий их ищет, первый, кого он находит, будет новым водящим “ Яшей”, и игра продолжается заново. Хозяйка. Один материал – глина, одинаковые темы игрушек. Однако при определенных чертах схожести в каждой местности складывался свой оригинальный стиль лепки, своеобразные, традиционные приемы и манера росписи. Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели лошадь с длинной как у жирафа шеей? Конечно, такого в жизни не бывает, ну а если пофантазировать? Только это очень трудно увидеть мир глазами доброго волшебника и поведать о нем людям. В самом центре России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. И в каждом доме завораживающее зрелище – барышни с птичками – свистульками в руках разраженные в пестрые юбки до пят и кокетливые шляпки, забавные солдаты в мундирах с погонами на плачах и в полосатых штанах, лихие всадники в фуражках, а сколько здесь разного зверья: медведи, олени, бараны, коровы, курочки и петухи. Только уж очень забавный вид у всей этой живности – они полосатые. Как зебры, разноцветные, дивными жирафьими шеями и обязательно с “голосом” свистком. У нас есть сказка деда Филимона про роспись этих игрушек. Послушаем? 11. Сказка деда Филимона. Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ему жарко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор в самом центре России в деревне Филимоново Тульской области лепят свистульки. Лошади, коровы, утки, медведи, куры, петухи, бараны, разнаряженые в пёстрых, до пят, юбках барышни со свистульками в руках, забавные солдаты в мундирах с погонами и полосатых штанах с уточками в руках, лихие всадники в фуражках. Только очень чудной вид у всей этой живности. Хозяйка. По сей день живет каргопольская игрушка (Архангельская область) Образы созданные мастерами игрушечниками из Каргополя, будто выходцы из русских северных народных сказок. Когда и как зародилось это ремесло в дремучих, затерянных и глухих северных лесах? С виду каргопольская игрушка похожа на дымковскую, те же образы – барышни, лоси, олени, утушки, коровы. Ученые считают, что каргопольская игрушка очень древняя, и ее история идет из древнего мира. Любопытная история игрушки “Полкан”. 12. Как попал в любимые образы полуконь - получеловек, нареченный на Руси Полканом. Принято считать, что свою родословную он ведет от древнегреческого Кентавра, перекочевавшего на русские лубочные картинки. Однако нет. Полкан гораздо роднее божеству древних славян Полехану, близкому Яриле - Солнцу. Да и характер у него другой – он защитник слабых. Коренастый, широкогрудый богатырь Полкан, непременно подбоченившись левой рукой и в шляпе. Узоры старинные – кружочки, черточки, усеченные овалы ромбы, кресты, а в них скрытый смысл. Немигающий взор не выдает тайны. Но все же, какой? Как вы думаете? Вот, например крест в круге - солнце, а остальные? Хозяйка. К редким малоизвестным игрушкам относится Хлудневская игрушка. Деревня Хлуднево Калужской области Думинического района 13. Все в деревне из глины умели делать; кирпич для постройки, посуду в обиход, и “сопелки” да “гремотухи” для ребят. “И земля вокруг – глина, и дома наши из глины, и внутри – глина, и сами - глиномазы.”, шутят местные жители. По – прежнему все мастерицы лепят свистки “лежачки”, и сопелки на ножках, куклы - гремотухи, барыню и коника. А уж кого на дерево посадить и да что дать барыне в руки или какого зверька к куржупке примазать каждая придумает сама. В наследство вам, ребята, достались драгоценные россыпи народных промыслов и бесценные сокровища русского фольклора. Сегодня уже звучали сказки, легенды, истории, песни, частушки. А теперь слушайте загадки и быстрей их отгадывайте: В черном плаще по городу ходит, во все дома заходит /ночь/. Человек в лес идёт, за ним два ручья бегут /след от лыж/. Под белой корочкой жёлтое сердечко /яйцо/. Кто дом на себе возит? /улитка/. Стоит на горке в красной рубашке Егорка, кто ни пройдёт, всяк поклонится /ягода/. Ползун ползёт - иголки везёт /ёж/. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт /собака/ Два братца пошли в реку купаться /вёдра/. Стоят в поле сестрицы платьица белены, шапочки зелены /берёзы/. Новая посудина, а вся в дырках /сито/. ' Телятки гладки привязаны к грядке /огурцы/. Два братца всю жизнь рядком живут, а друг друга не видят /уши/. За костяным лесочком белочка прыгает /язык/. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл - всех вокруг себя собрал /стол/. У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спинке /рыба/. Без колёс, а двигается /туча/. Никого не обижает, а все её толкают /дверь/. Четыре четырки /ноги/ Да две растопырки /уши/ Один верток /хвост/ И два прутишки /усы/ /кот/ Дом шумит /море/. Хозяева молчат/рыба/. Пришли люди, хозяев взяли, а дом в окна ушел /вода в сети ушла/. Тридцать два молотят - один поворачивает /язык и зубы/. Не сеют, не сажают - сами вырастают /волосы/. Носить легко - считать тяжело /волосы/. Всегда во рту, а не проглотишь /язык/. Набита пухом, лежит под ухом /подушка/. Поплясал по всей избе и в угол спрятался /веник/. Маленький конь, а все озеро выпил /лейка/. Новая посуда, а вся в дырках /решето/. Туда, сюда, а с места никак /маятник/. Спереди пятачок, сзади крючок, посередине - спинка, а на ней шетинка /свинья/. Зубастый, мохнатый, как есть начнёт - песенку поёт /кот/. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не сторож, а всех будит /петух/. Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? /овца, баран/. Награждение победителя, отгадавшего наибольшее количество загадок. А знаете ли вы считалки? Конь ретивый с длинной гривой скачет, скачет по полям. Тут и там, тут и там, где проскачет он - выходи из круга вон! Домой пора ребят кормить, телят доить. Тебе водить! Восстанови пословицу 1. Не спеши языком - 2. Сам пропадай - 3. С кем поведёшься - 4. Труд человека кормит - 5. Глаза страшатся - 6. Ученье - свет - 7. По одежке встречают - 8. Грамоте учиться - 9. Не сиди, сложа руки - 10. Семь раз отмерь - 11. Любишь кататься - 12. Скучен день до вечера - приз Быстро проговори скороговорку а) Мамаша - Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. б) Осип осип, Архип охрип. в) Шли сорок мышей несли сорок грошей. Две мышки поплоше несли по два гроша. приз Заключительное слово, подведение итогов, приглашение к чаепитию. Хозяйка: В конце каждого праздника гостям подают разгонный калач, пряник, получая который гости знают, что праздник закончился и пора расходиться. А вообще пряники выпекали по любому поводу: на новоселье, на свадьбу, на день рождения. Для выражения признательности и уважения пекли особые печатные пряники. Можно добавить Г. Дайн Игрушечных дел мастера. “Помнится, как ждали и весело встречали весну”, - вспоминает игрушечница из села Хлуднева Аграфена Федоровна Трифонова. “На Сороки, 22 марта пекли по домам жаворонков. Делали птичек из теста, пресного или кислого, кто побогаче из пшеничной муки, кто победнее – из ржаной. Раскатывали блинчик, крылышки с боков ножом подрезали и загибали, наводили кичку, наряжали гребешком. В спинку, гребешок и хвостик втыкали цветные бумажки, накручивая их на спичку. Глазки делали из семян конопли, из зерен гречихи из гороха. Пекли птиц большенькими, чтоб наестца можно было, и столько, сколько ребят в семье – каждому по одной. Соберутся деревенские ребятишки по 5-8 человек, возьмут жаворонков и пойдут на проталины, на городы, на “зады”, закликать весну. Посадят птичек на крышу, а сами кликать начнут нараспев: Жаворонки, жаворонки, Летите к нам завтракать, Хлеб-соль кушать Жаворонок молодой, Он на сороки печен И соломкой построчен, Закрючил хвост На великий пост Чу-виль-виль-виль! Поднял ножки, да пиль! Кличем, а сами рассматриваем, у кого красивей жаворонок украшен. Если не задастся у матери, так плакали. Покличем весну, поиграем с жаворонками, а потом съедим их, а крошки за ригу забросим, а то, как же – иначе не прилетят. Верили, что так и будет." Вопросы
|
Проект «широкая масленица» Народные праздники создают неповторимые условия для развития личности и занимают особое место в воспитательной работе. Одним из таких... |
Контрольная работа по культурологи Тема 92: Русская литература как... Целью данной работы является исследование особенностей и отличительных черт характера и культуры русского народа через произведения... |
||
Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора.... Основные характеристики (традиционность, коллективность, вариативность, исполнитель и др.) фольклора. Традиционный (архаический и... |
Урок 2 8 класс Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества… От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно... |
||
Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое... Русский фольклор как основа национального самосознания народа. Система жанров унт |
Программа «Народные промыслы России» Так возникли народные художественные промыслы – особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы... |
||
Познавательная роль сказок Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками... |
Ответ на статьи «русского богатства» против марксистов 26 Написано весной России» (в №№11 и 12). Претендуя вообще в своем журнале представлять идеи и тактику истинных «друзей народа», эти господа являются... |
||
Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова «о русском языке как языке русского на рода, государственном языке Российской Федера ции, средстве межнационального общения, консо... |
Личностными результатами Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |