«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова»




Скачать 87.32 Kb.
Название«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова»
Дата публикации02.10.2014
Размер87.32 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сосново »

УРОК МУЗЫКИ

В 4 КЛАССЕ
« Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова».

Выполнила:

Учитель музыки

Л.М.Бандурина.

СОСНОВО 2007 г.

Тема урока: «Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского – Корсакова ».
Цель урока: Сформировать представление учащихся о значении сказки Пушкина в творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи: 1. Закрепить и углубить знания о литературных образах, созданных А.С.Пушкиным, и о музыкальных образах в опере Н.А Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане»; познакомить с музыкальными произведениями: «Зимний вечер», музыкальными отрывками из оперы «Сказка о царе Салтане», песней «У Лукоморья» сл. А.С. Пушкина, муз. О.Михалёвой.

  1. а. Продолжить формировать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

б. Развивать вокально-хоровые навыки.

в. Продолжить работу по развитию фантазии мышления детей путём синтеза искусств (литература, музыка, изобразительное искусство).

3. Воспитывать любовь к Родине через творчество русских композиторов и поэтов.

4. Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и музыкотерапию.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, магнитофон, фортепиано, шумовые инструменты, металлофон.
Музыкальный материал, используемый на уроке:

  1. « Зимний вечер» - русская народная песня.

  2. Оркестровое вступление ко 2 действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

  3. Симфоническая картина « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова».

  4. Песня «У Лукоморья» сл.А.С. Пушкина, муз. О.Михалёвой.


Видеоряд:

  1. Портрет А.С.Пушкина

  2. Портрет Арины Радионовны.

  3. Картинки с изображением музыкальных инструментов.

  4. Портрет Н.А.Римского–Корсакова.

  5. Репродукция картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь», иллюстрация

И. Билибина «Бушующее море».

  1. Видеофрагменты из фильма-сказки «Сказка о царе Салтане», киностудия

« Мосфильм», постановка Е.Птушко.
Виды музыкальной деятельности:

  1. Вокалотерапия.

  2. Слушание.

  3. Вокально-хоровая работа.

  4. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

  5. Движение под музыку.


Ход урока:

  1. 1.Организационный момент.

2. .Музыкальное приветствие.

  1. 1. Введение

2. Сообщение о теме урока (сл.2)

На прошлом уроке мы с вами говорили о музе А.С.Пушкина – его няне Арине Радионовне, с которой у него были искренние и душевные отношения. Пушкин любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, обращённых к ней (сл.3).

- Вспомните произведение, посвящённое няне. (Дети называют стихотворение «Зимний вечер»).

-Действительно, это стихотворение «Зимний вечер». На слова Пушкина сочинено два музыкальных произведения: романс М.Яковлева (лицейского друга поэта) и русская народная песня – мелодия которой была написана неизвестным автором, и стала истинно народной.

- А почему эта песня стала народной?

- Благодаря лиризму и душевности, простоте изложения.
Исполнение русской народной песни «Зимний вечер»
Арина Радионовна не только пела Пушкину песни, но и рассказывала сказки. Она была хорошей сказочницей. Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Народную сказку о царе Салтане Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». И сегодняшний наш урок будет посвящён сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане….», получившей вторую жизнь в музыке.

Многие сказки Пушкина нашли своё отражение в музыке русских композиторов: М.И.Глинки, Н.А. Римского-Корсакова. В 1899 г. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане» (сл.4). Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.

Скажите, а с каких слов начинаются сказки?

- Сказки всегда начинались одинаково. «В некотором царстве в некотором государстве…..», «Жили были….

- А как начинаются музыкальные сказки?

- Таинственно, завораживающе, торжественно.

Сейчас мы с вами услышим, как могут начинаться оперы, музыкальные сказки.

Звучит Праздничная фанфара, (сл.5).

- Чем же открывается опера-сказка?

- Опера сказка открывается праздничными фанфарами.

- А какой инструмент исполнял фанфары?

- Труба со своим звонким голосом.

- А как вы считаете, почему именно этот инструмент использует композитор?

- Потому, что у трубы призывное звучание.

- Труба со своим звонким голосом как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается». Так в старину перед началом ярмарочных представлений кричали зазывалы, привлекая народ к своим балаганам.

Сейчас мы с вами будем слушать вступление ко 2 действию оперы и ваша задача внимательно следить за развитием музыки и за поэтическим текстом (сл.6).

Слушание оркестрового вступления ко 2 действию оперы, (сл.7).

- Что объединяет литературный текст и музыку? (сл.8)

- Картина морской стихии (появляется картинка)

- Опишите картину, которая возникла в вашем воображении.

-Музыка изображает мерное движение волн, передаёт блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку, плач царицы.

- А какие инструменты помогают представить и подчеркнуть музыкальные образы? (сл.9)

- Рокот волн – мелодия струнных, то вздымается вверх, то снова падает.

Мерцание, блеск звёзд – звуки флейты, арфы, челесты.

Плывущая по волнам бочка – неуклюжая тема струнных, как будто «ворочается».

Стон и плач царицы – резкое звучание струнных и деревянных инструментов.

- Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и

художники создавали свои живописные полотна к произведениям

А.С.Пушкина.

Посмотрите, как с помощью красок художник И. Билибин создал

образ бушующего моря, (сл.9).

-Созвучна ли музыка с картиной?

- Картина созвучна с музыкой своим настроением, тёмными красками,

сюжетом.

- В любом музыкальном спектакле (опере или балете) существует

перерыв.

- Как он называется? Для чего он существует? (сл.11)

- Антракт для того, чтобы отдохнуть.

- Вот и у нас с вами сейчас будет антракт (проводится дыхательная гимнастика), (сл. 12 – сл. 17).

- В каждой сказке есть чудеса, а помните ли вы, сколько чудес в городе Леденец?

Назовите их, прочитайте отрывки из сказки, (сл.18).

-Чудо первое – белочка, чудо второе – тридцать три богатыря, чудо третье – царевна – Лебедь ) ( дети на фоне музыки зачитывают отрывки из сказки).

- Последней картине оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал « Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема, яркая картина, написанная не красками, а звуками.

Послушайте, как Римский – Корсаков изображает «Три чуда».

Слушание симфонической картины «Три чуда».

-Какой инструмент извещает о чудесном превращении?

-Какое первое чудо?

- Трижды звучит трубная фанфара, извещая о чуде.

- Оркестр имитирует праздничный перезвон колоколов, сказочного

города Леденца с его «златоглавыми церквами, с теремами и

садами».

- Первое чудо – белочка.

- Какую песенку поёт белочка? (сл.21)

- Для характеристики белочки Римский – Корсаков использовал русскую

народную песню « Во саду ли в огороде».

- Какие инструменты придают сказочный характер?

- Её присвистывает самый высокий инструмент оркестра –

флейта-пиккало (маленькая флейта). Поочерёдное

присоединение к флейте ксилофона и челесты придаёт ей

сказочный характер, (сл.22)

- Итак, первое чудо-белочка.

Сейчас мы с вами разучим песенку белочки.

Разучивание песни (с использованием металлофона и шумовых инструментов) «Во саду ли в огороде».

- Итак, мы с вами познакомились с первым чудом, а теперь

послушайте музыку и представьте второе чудо.

Слушание. Чудо второе – тридцать три богатыря, (сл.23).

- Ребята, что вы представили, слушая музыку? Каков её характер?

- В оркестровом сопровождении слышен грозный шум, кипенье

морского прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский

марш.

- Правильно. Молодцы.

- И вот звучит музыка, возвещающая о чудесном превращении.

Послушайте внимательно. Кого и как композитор изобразил в

данном музыкальном отрывке?

Слушание. Чудо третье: прекрасная Лебедь (сл.24).

- Кого вы представили?

- Каков характер музыки?

- Музыка рисует чудесное превращение Лебедь птицы в красавицу

царевну.

- Какие инструменты услышали?

- Струнные.

- Правильно ребята, фантастические узоры мелодии, сменяются

напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В

данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая

человеческий голос, флейты, кларнеты, арфы. Тема Царевны

Лебедя создана из интонаций русских народных песен.

- Музыка рисует чудесное превращение Лебедь птицы в красавицу

царевну.

- Соответствует ли картина художника Михаила Андреевича

Врубеля «Царевна–Лебедь» звучащей мелодии? (сл.25)

- И в музыке и на картине мы видим трогательный образ Царевны

Лебедя, слышим тоску.

- В картине органически слиты воедино тонкая лирика,

волнующая загадочность, сказочная фантастика. Мелодия

музыкального образа царевны Лебедя соткана из интонаций

русских народных песен. В музыке слышится и тяжёлая поступь

витязей-богатырей, и шум «бурливого моря», меняются тембры

инструментов, появляются интонации, которые изображают даже

переливы драгоценных изумрудов.

- А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим отрывки из кинофильма

«Сказка о царе Салтане…», где проследим замечательное

сочетание музыки и зрительных образов, (гиперссылка).
ИТОГИ УРОКА.

-Чему же посвящён был наш урок? В музыке какого композитора

сказки Пушкина получили вторую жизнь? (сл.26)

-Что больше всего понравилось на уроке?

- Помогла ли вам музыка почувствовать красоту пушкинской

сказки?

- Назовите любимого героя сказки-оперы. Нашёл ли его образ

воплощение в музыке?

- И сегодняшний урок мы с вами закончим знакомством с песней

«У Лукоморья» муз. О.Михалёвой, сл. А С Пушкина. Даже

современных композиторов привлекают чудесные стихи

Пушкина. Мы разучим эту песню на следующем уроке, а сегодня

вы её послушаете, (учитель исполняет песню «У Лукоморья»).
Домашнее задание: вспомнить музыкальные образы оперы Н.А. Римского-Корсакова и, учитывая музыкальную характеристику,

отобразить в рисунке понравившийся фрагмент сказки.

Литература:


  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1-4

методическое пособие. М. «Просвещение» 2004г.

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка, учебник для

учащихся 4 класса начальной школы, М. «Просвещение» 2001г.

  1. Музыка 4 класс: Поурочные планы (по программе Э.Б.Абдуллина и

др. / Под научн.руководством Д.Б.Кабалевского). Волгоград 2004г.

  1. Хворостухин С.А. Дыхание по методам Стрельниковой и Бутейко.

М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006

5. Интернет ресурс: http://school-collection.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» iconУрок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века»
Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных...

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» iconПрограмма «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока:...
«Сказки о царе Салтане…» (аудиозапись), портрет А. С. Пушкина, модели обложек книг, индивидуальные наборы для моделирования, карточки...

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» iconСанкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
В период с июня 2012 г по июнь 2013 г в России под девизом «Германия и Россия – вместе создавать будущее» пройдёт год Германии

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» iconУчебник под редакцией Т. В. Надолинской Тема : «Сказка будет впереди »
Цель: через музыку Н. А. Римского – Корсакова обратиться к сказочным музыкальным образам, показать их эмоциональное воздействие на...

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» iconЛитература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»
Цель: систематизировать знания учащихся о творчестве поэта, привить любовь к русской музыке и поэзии

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» iconДружбы в разные периоды творчества Пушкина
Пушкина (А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства,...

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» iconРецепция римского права: вопросы теории и истории
Его влияние прослеживается в различных отраслях права от уголовного до гражданского. Терминология, основные принципы римского права...

«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова» icon«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина»
Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Так, В. Г. Белинский писал, увидев "Сикстинскую мадонну" Рафаэля: "Я...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции