Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4-го класса составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения ссредней общеобразовательной школы п. Золотарёвка и программы « Музыка 1-4 классы», авторов : Е.Д. Критской, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеевой, М. Просвещение 2010г.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в учебный год (1 час в неделю)
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.
Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Основные содержательные линии
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Цели обучения
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2010.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Содержание тем учебного курса
Количество часов на изучение программы 35
Количество часов в неделю 1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 часа )
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» ( 8 час)
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» ( 7 час)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 4 час)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Резерв 1 ч.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
2. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 4 класс. (На аудиокассетах.)
3. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007
Список литературы:
1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 2007.
5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.
Учебно-тематическое планирование по музыке.
4 класс.
Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;
Всего 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
проведения
|
Примечание
|
Раздел 1. Россия – Родина моя (4 часа)
|
1
|
Мелодия «Ты запой мне ту песню»
|
1
|
7.09
|
|
2
|
«Чего не выразишь словами?»
Как сложили песню
|
1
|
14.09
|
|
3
|
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
|
1
|
21.09
|
|
4
|
«Я пойду по полю белому…»
«На великий праздник собралася Русь!»
|
1
|
28.09
|
|
Раздел 2. о России петь – что стремиться в храм (3 часа)
|
5
|
Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец
|
1
|
5.10
|
|
|
6
|
Кирилл
и Мефодий
|
1
|
12.10
|
|
|
7
|
Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник
|
1
|
19.10
|
|
|
Раздел 3. день, полный событий (5 часов)
|
8
|
Приют спокойствия, трудов и вдохновения
|
1
|
26.10
|
|
|
9
|
Зимнее утро. Зимний вечер
|
1
|
16.11
|
|
|
10
|
Что за прелесть эти сказки! Три чуда!
|
1
|
23.11
|
|
|
11
|
Ярмарочное гулянье
|
1
|
30.11
|
|
|
12
|
Святогорский монастырь. Приют, сиянием муз одетый
|
1
|
|
|
|
Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)
|
13
|
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России
|
1
|
7.12
|
|
|
14
|
Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей»
|
1
|
14.12
|
|
|
15
|
Народные праздники. Троица
|
1
|
21.12
|
|
|
16
|
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)
|
1
|
28.12
|
|
|
17
|
Вариации
на тему
рококо
|
1
|
11.01
|
|
|
18
|
«Король инструментов – рояль». «Старый замок»,
М. П. Мусоргский
|
1
|
18.01
|
|
|
19
|
«Счастье
в сирене живет», С. Рахманинов
|
1
|
25.01
|
|
|
20
|
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Танцы, танцы, танцы
|
1
|
1.02
|
|
|
21
|
«Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен
|
1
|
8.02
|
|
|
22
|
Годы странствий.
М. И. Глинка
|
1
|
15.02
|
|
|
23
|
Царит гармония оркестра
|
1
|
22.02
|
|
Раздел 6. в музыкальном театре (7 часов)
|
24
|
Опера «Иван Сусанин»,
М. Глинка.
Бал в замке польского короля (2-е действие)
|
1
|
1.03
|
|
|
25
|
«За Русь мы все стеной стоим…»
(3-е действие)
|
1
|
15.03
|
|
|
26
|
Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин»,
М. Глинка
|
1
|
22.03
|
|
|
27
|
Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»,
М. П. Мусоргский1
|
1
|
5.04
|
|
|
28
|
Русский Восток. «Сезам, откройся!».
«Восточные мотивы»
|
1
|
12.04
|
|
|
29
|
И. Ф. Стравинский.
Балет «Петрушка»
|
1
|
19.04
|
|
|
30
|
Театр музыкальной комедии.
Оперетта. Мюзикл
|
1
|
26.04
|
|
|
Раздел 7. «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа)
|
31
|
Прелюдия. Исповедь души.
Ф. Шопен «Революционный этюд»
|
1
|
3.05
|
|
|
32
|
Мастерство исполнителя
|
1
|
10.05
|
|
|
33
|
Музыкальный сказочник
Н. А. Римский-Корсаков
|
1
|
17.05
|
|
|
34
|
«Рассвет на Москве-реке».
М. П. Мусоргский
|
1
|
24.05
|
|
|
|