Скачать 150.58 Kb.
|
МБОУ Волковичская основная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА СМОЛЕНЩИНЫ КЛАСС 9 Учитель : Филипенкова Ольга Вячеславовна 2013 – 2014 уч.год Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2009 г, учебника – хрестоматии по литературному краеведению (Составление, методические материалы Г.С.Меркина.) – 2-е изд.перераб. – Смоленск, Универсум,2008 Задачи преподавания курса Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи. Цель литературного краеведения: открытие учащимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация познавательной деятельности учащихся; формирование информационной культуры; формирование навыков коммуникативного общения; формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора учащихся закрепление умения работать с аналитической литературой. Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики. Задачи литературного краеведения: развить коммуникативные умения учащихся; обеспечить внимание к изучению культуры своего края; способствовать воспитанию любви к Родине; соединить обучение и воспитание в единый процесс; развить у учащихся индивидуальные склонности и способности. Содержание и структура курса Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с учетом своих возможностей, особенностей класса, изменить количество часов на изучение той или иной темы. Основной задачей регионального компонента по литературе является познакомить учащихся с некоторыми сведеньями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведеньем, к исследовательской работе. Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края. Г.С. Меркин, собирая книгу, учел все возможности, интересы учащихся. Из каждого раздела школьник-девятиклассник вместе с учителем может выбрать то, что ему ближе всего по душе. В учебник-хрестоматию включены тексты или их фрагменты для обязательного, факультативного и самостоятельного чтения. То же по отношению к вопросам и заданиям. На некоторые из них можно ответить, прочитав учебник, но есть такие вопросы, которые требуют дополнительной исследовательской работы учащихся. К некоторым материалам вообще нет вопросов и заданий, это значит, что приведенные тексты предполагают самостоятельное чтение и осмысление. Курс краеведческого материала начинается с общего знакомства с поэтами и писателями Смоленщины, он вводит учащихся в чарующий мир художников слова, готовит их к знакомству с богатым, разнообразным миром Смоленской литературы, в учебнике даны также краткие биографические характеристики писателей, приведены примеры произведений, предложена богатая система комментирования, рубрик под названиями: «Подумаем. Обсудим», «Руководство для самостоятельной работы», «Советы начинающим участникам фольклорных поисков»; в рамках можно найти высказывания, может быть указана литература, в которой ученик сможет найти дополнительный материал. К учебникам-хрестоматиям создана рабочая тетрадь «Литература Смоленщины 9 класс», она соответствует программе курса «Литература Смоленщины» для 9 класса и содержит дидактические задания и упражнения, работы по развитию речи и творческому воображению. Кроме этого создано учебное пособие по литературному краеведению «Смоленский край в литературе и фольклоре». Данное учебное пособие позволяет нам в полной мере рассмотреть развитие литературы на протяжении многих столетий, выделить особенности этого литературного процесса. Следует также отметить пособие Т.К.Поляковой «34 урока по литературе Смоленщины», которое предназначено учителям литературы и содержит подробные конспекты уроков с вопросами для бесед с учащимися, для сообщений, системой домашних заданий, а также тематическое планирование курса «Литература Смоленщины». Значение литературного краеведения в школе: несет образовательные и воспитательные цели и задачи; открывает учащимся прекрасное в людях и природе родного края; активизирует познавательную деятельность учащихся; формирует навыки коммуникативного общения, исследовательской и аналитической деятельности; расширяет кругозор учащихся. Следует отметить, что успешные результаты литературного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Самому учителю краеведение тоже приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство, он знакомится ближе с населением, родителями учеников. Краеведение для учителя верный путь к научно-исследовательской деятельности. ПРОГРАММА КУРСА IX КЛАСС (34 часа) Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час. Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины» Фольклор Смоленщины - 2 часа. Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху.Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек. Смоляне в древнерусской литературе - 2 часа "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин."Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя).Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть) Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков 2 часа Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы. Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).Традиции М.В.Ломоносова, драматургия. "Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)-1 час А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики. Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов. Декабристы-смоляне -1 час "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.). Для самостоятельного чтения Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской". Забытые имена - 1 час В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика. Смоленские публицисты XIX века -1 час А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине. КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА Талашкино - культурный центр России -1 час Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России. Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов А.Беляев - основоположник советской научной фантастики -1 час Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана. М.Булгаков и Смоленщина - 1 час "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности. Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске. М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза. И.С.Соколов-Микитов - 2 часа Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа. Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти»Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы. "Ради жизни на земле" - 3 часа Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся). Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся). Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др. Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме". ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА У разоренного гнезда - 2 часа Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках» Раздумья о времени и о себе -1 час В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов. Боль поколения -1 час О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности "Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова, велижских поэтов, а также работами молодых поэтов литературной студии «Персона» Повторительный обобщающий урок - 1 час Тематическое планирование
Тематическое планирование
|
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева... |
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка |
||
Рабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов |
Рабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
||
Рабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... |
||
Рабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных... |
Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа) пояснительная записка Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной... |
||
Рабочая программа по литературе для 10 класса пояснительная записка Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего... |
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для... Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |