Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка




Скачать 150.58 Kb.
Название Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка
Дата публикации 02.10.2014
Размер 150.58 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
МБОУ Волковичская основная школа

РАССМОТРЕНО

Педсовет № 1


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора УВР

_________ Трубач Н.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Трубач А.В.

30.08.2013 г.

30.08.2013 г.

02.09.2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА СМОЛЕНЩИНЫ
КЛАСС 9

Учитель : Филипенкова Ольга Вячеславовна

2013 – 2014 уч.год

Рабочая программа по литературе Смоленщины

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2009 г, учебника – хрестоматии по литературному краеведению (Составление, методические материалы Г.С.Меркина.) – 2-е изд.перераб. – Смоленск, Универсум,2008

Задачи преподавания курса

Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи.

 Цель литературного краеведения:

открытие  учащимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация  познавательной деятельности учащихся;

 формирование информационной культуры;

 формирование навыков коммуникативного общения;

 формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора учащихся закрепление умения работать с аналитической литературой.

 Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено  на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики.

Задачи литературного краеведения:

развить коммуникативные умения учащихся;

обеспечить внимание к изучению культуры своего края;

способствовать воспитанию любви к Родине;

соединить обучение и воспитание в единый процесс;

развить у учащихся индивидуальные склонности и способности.

Содержание и структура курса

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с учетом своих возможностей, особенностей класса, изменить количество часов на изучение той или иной темы.

Основной задачей регионального компонента по литературе является познакомить учащихся с некоторыми сведеньями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведеньем, к исследовательской работе.

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

Г.С. Меркин, собирая книгу, учел все возможности, интересы учащихся. Из каждого раздела школьник-девятиклассник вместе с учителем может выбрать то, что ему ближе всего по душе. В учебник-хрестоматию включены тексты или их фрагменты для обязательного, факультативного и самостоятельного чтения. То же по отношению к вопросам и заданиям. На некоторые из них можно ответить, прочитав учебник, но есть такие вопросы, которые требуют дополнительной исследовательской работы учащихся. К некоторым материалам вообще нет вопросов и заданий, это значит, что  приведенные тексты предполагают самостоятельное чтение и осмысление. Курс краеведческого материала начинается с общего знакомства с поэтами и писателями Смоленщины, он вводит учащихся в чарующий мир художников слова, готовит их к знакомству с богатым, разнообразным миром Смоленской литературы, в учебнике даны также краткие биографические характеристики писателей, приведены примеры произведений, предложена богатая система комментирования, рубрик под названиями: «Подумаем. Обсудим», «Руководство для самостоятельной работы», «Советы начинающим участникам фольклорных поисков»; в рамках можно найти высказывания, может быть указана литература, в которой ученик сможет найти дополнительный материал. К учебникам-хрестоматиям создана рабочая тетрадь «Литература Смоленщины 9 класс», она соответствует программе курса «Литература Смоленщины» для 9 класса и содержит дидактические задания и упражнения, работы по развитию речи и творческому воображению. Кроме этого создано учебное пособие по литературному краеведению «Смоленский край в литературе и фольклоре». Данное учебное пособие позволяет нам в полной мере рассмотреть развитие литературы на протяжении многих столетий, выделить особенности этого литературного процесса. Следует также отметить пособие Т.К.Поляковой «34 урока по литературе Смоленщины», которое предназначено учителям литературы и содержит подробные конспекты уроков с вопросами для бесед с учащимися, для сообщений, системой домашних заданий, а также тематическое планирование курса «Литература Смоленщины».

Значение литературного краеведения в школе:

несет образовательные и воспитательные цели и задачи;

открывает учащимся прекрасное в людях и природе родного края;

активизирует познавательную деятельность учащихся;

формирует навыки коммуникативного общения, исследовательской и аналитической деятельности;

расширяет кругозор учащихся.

Следует отметить, что успешные результаты литературного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Самому учителю краеведение тоже приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство, он знакомится ближе с населением, родителями учеников. Краеведение для учителя верный путь к научно-исследовательской деятельности.

 

ПРОГРАММА   КУРСА IX КЛАСС (34 часа)

Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час. Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины»

Фольклор Смоленщины - 2 часа. Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху.Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.

Смоляне в древнерусской литературе - 2 часа "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин."Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя).Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть)

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков 2 часа Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы. Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).Традиции М.В.Ломоносова, драматургия.

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)-1 час А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов. Декабристы-смоляне -1 час "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Для самостоятельного чтения Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".

Забытые имена - 1 час В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика.

Смоленские публицисты XIX века -1 час А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

Талашкино - культурный центр России -1 час Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики -1 час

Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

М.Булгаков и Смоленщина - 1 час "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов - 2 часа Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа.

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти»Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.

"Ради жизни на земле" - 3 часа

Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся). Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся).

Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

У разоренного гнезда - 2 часа Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках»

Раздумья о времени и о себе -1 час В.Сальковский "Смоленская дорога";   Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.

Боль поколения -1 час О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова, велижских поэтов, а также работами молодых поэтов литературной студии «Персона»

Повторительный обобщающий урок - 1 час

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов



Введение

1



Фольклор

2



Древнерусская литература

2



Литература XVIII – начала XIX веков

2



"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)

1



Война 1812 года и Смоленщина

2



Декабристы-смоляне

1



Забытые имена

1



Смоленская публицистика

1



Конец XIX века – первая половина XX века

15



Литература второй половины ХХ века

6



Итого

34


Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Введение

1




I. Фольклор

2.

Жанры смоленского фольклора

1




3.

Собиратели устного народного творчества на Смоленщине

1




II. Древнерусская литература

4.

Сказание о Борисе и Глебе.

Повесть о Меркурии Смоленском

1




5.

Житие Авраама Смоленского

1




III. Литература XVIII – начала XIX веков

6.

Ф. Эттингер «Башня веселуха»

1




7.

В. Кудимов «Мартын – живописец»

1




IV. "Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)

8.

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)

1




V. Война 1812 года и Смоленщина

9.

Н. Дурова «Записки кавалерист-девицы»

1




10.

Н. Рыленков «На старой Смоленской дороге»

1




VI. Декабристы-смоляне

11.

Декабристы-смоляне

1




VII. Забытые имена

12.

В.А. Вонлярлярский

1




VIII. Смоленская публицистика

13.

А.Н. Энгельгардт

1




IХ. Конец XIX века – первая половина XX века

14.

Талашкино- культурный центр России. М. Тенишева

1




15.

Пролетарская поэзия XX века. (А. Гмырев,

П. Арский)

1




16.

А. Беляев – основоположник советской фантастики («Человек-амфибия»)

1




17.

М. Булгаков и Смоленщина. («Записки юного врача», «Роковые яйца»)

1




18.

Литература Смоленщины 20-30-х годов ХХ века. (Хроника литературной жизни: М. Горький, В.Маяковский, М.Зощенко в Смоленске)

1




19.

Пришвин на Смоленской земле.

1




20.

«Школьная Робинзонада»

1




21.

М.С. Соколов-Микитов

1




22.

«Цыган»

1




23.

Смоленская поэтическая школа. М.В. Исаковский

1




24.

Смоленская поэтическая школа. А.Т. Твардовский

1




25.

Смоленская поэтическая школа. Н.И. Рыленков

1




26.

«Ради жизни на земле». Произведения о ВОВ

1




27.

Писатели Смоленщины на войне. (Н. Рыленков, А. Твардовский и др.

1




28.

«Строка оборванная пулей» (Н. Майоров, В.Стрельченко)

1




VII. Литература второй половины ХХ века

29.

У разоренного гнезда (Н. Рыленков «Великая росстань

1




30.

Е. Марьенков «Вдалеке от больших городов»

1




31.

Н. Семенова « Семь мисок, семь ложек»

1




32.

Боль поколения. О. Ермаков «Знак зверя», «Афганские рассказы»

1




33.

«Моя родная сторона, Смоленщина моя» в изображении писателей – земляков (Е.Максимов, «Глухаревские мадонны», В.П. Смирнов «Крыльцо»

1




34.

Повторительно-обобщающий урок

1




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева...
Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка

Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Рабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Рабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа) пояснительная записка
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной...
Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе для 10 класса пояснительная записка
Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего...
Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка icon Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции