Скачать 45.62 Kb.
|
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба Цели: Обучающие: дать понятие жития как жанра духовной литературы; познакомить учащихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба; выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба». Воспитательные: воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести человека и смысла жизни); воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного, используя произведения искусства. Развивающие: развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление; формировать умение выделять главное; развивать грамотную речь; пополнять словарный запас языка. ХОД УРОКА 1. Предварительная беседа (проверка изученного материала). Господи, что это за книга и какие уроки! Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. Ф.М.Достоевский – О какой книге идёт речь? (О библии). – «Библия» – это сказания и предания какого народа? (Всех народов). – Почему «Библия» выражает интересы всех народов? (В «Библии» записаны заповеди, которые можно считать общечеловеческими, независимо от того, верит человек в Бога или нет). – Для людей какой веры Библия является главной книгой? (Для иудеев и христиан). – А какие религии вы ещё знаете? (Буддизм, мусульманство). – У них тоже идеал Иисус Христос? (Нет. У буддистов – Будда, священная книга – Типитака; у мусульман – Аллах, священная книга – Коран). – Какая религия у русских? (Православная, т.е. христианская) 2. Новый материал – Ребята, духовная литература – это не только Библия. В русской духовной литературе есть свои рассказы о святых людях. – Кто же эти святые? Попробуйте ответить. (Учащиеся высказывают различные мнения). Слово учителя: – Житие – жизнеописание святого. Запишите определение: «Житие – это жанр литературы, который художественно, легендарно воспроизводит биографию исторического лица, причисленного церковью к лику святых. (Определение записывается и объясняется). – Кто же такие святые? И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было. (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах) – Одно из первых житий, появившихся на Руси, «Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать переложение этого жития, сделанного писателем Е.Поселяниным. Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить на вопрос: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? 3. Чтение жития «Радуйтесь, страстотерпцы Христовы, заступники Русской земли, подающие исцеление приходящим к вам с верою и любовью. Радуйтесь, небесные обитатели, были вы ангелами во плоти, единомысленными служителями Богу, единообразной четой, святым единодушной; поэтому и подаете вы исцеление всем страждущим». – Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает житие с небольшими комментариями). 4. Беседа по прочитанному – Назовите главных героев. – Кратко перескажем прочитанное. «…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили». – Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк) – Давайте заполним таблицу «Христианская добродетель и пороки».
– Что такое «добродетель» и что такое «пороки»? Учитель доходчиво объясняет учащимся эти понятия, руководствуясь определениями Толкового словаря: «Добродетель» – положительное нравственное качество человека; «пороки» – недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине и добру. – Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…) – Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу. Давайте рассмотрим схему «Механизм врастания в святость». “Механизм врастания в святость” образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”. (Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М., 1991) – Что же стало со Святополком Окаянным? «С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Сообщение учащихся о чудотворениях, связанных свв. Борисом и Глебом (по учебнику и дополнительной литературе.) – Составьте духовный портрет князей Бориса и Глеба. Русские князья Борис и Глеб праведники защитники благочестивые горячая вера в Бога мудрые смиренные кроткие мученики радели за защищали землю православную веру русскую (Куликовская битва) – Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести кн. Бориса и Глеба к святым? «…Велико значение дивного подвига свв. кн. Бориса и Глеба, явившихся первым цветом русского православия, первыми угодными жертвами, которые выставила Богу Русская земля…» 5. Итоги урока – Вам понравилось житие? Что именно? – Чем житие может быть интересно нам, живущим в 21 веке? (Задумываемся о добре и зле, о том, что нужно уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие…) – Ребята, мы познакомились с вами только с одним житием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с житиями. Я надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой житийной литературой. 6. Домашнее задание: перечитать житие, нарисовать иллюстрацию к «Житию свв. Бориса и Глеба». |
Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема ... |
Список литературы для 8 класса Древнерусская литература «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели земли Русской», «Повесть о Шемякином суде» |
||
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина) |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
||
Урок литературы в 8 классе Тема А. С. Пушкин «Пиковая дама» Цель урока: познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А. С. Пушкина, оп |
Урок «Царевна-лягушка» Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи |
||
Тематическое планирование по литературе 8 класс Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов |
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» Менщикова Татьяна Александоровна, учитель моу гимназии №4г. Канска Красноярского края |
||
Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие» Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах |
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |