Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба




Скачать 45.62 Kb.
Название Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба
Дата публикации 02.10.2014
Размер 45.62 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 5 классе

Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба

Цели:

Обучающие:

дать понятие жития как жанра духовной литературы;

познакомить учащихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба;

выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба».

Воспитательные:

воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести человека и смысла жизни);

воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного, используя произведения искусства.

Развивающие:

развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;

формировать умение выделять главное;

развивать грамотную речь;

пополнять словарный запас языка.

ХОД УРОКА

1. Предварительная беседа (проверка изученного материала).

Господи, что это за книга и какие уроки!

Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!..

Ф.М.Достоевский

– О какой книге идёт речь? (О библии).

– «Библия» – это сказания и предания какого народа? (Всех народов).

– Почему «Библия» выражает интересы всех народов? (В «Библии» записаны заповеди, которые можно считать общечеловеческими, независимо от того, верит человек в Бога или нет).

– Для людей какой веры Библия является главной книгой? (Для иудеев и христиан).

– А какие религии вы ещё знаете? (Буддизм, мусульманство).

– У них тоже идеал Иисус Христос? (Нет. У буддистов – Будда, священная книга – Типитака; у мусульман – Аллах, священная книга – Коран).

– Какая религия у русских? (Православная, т.е. христианская)

2. Новый материал

– Ребята, духовная литература – это не только Библия. В русской духовной литературе есть свои рассказы о святых людях.

– Кто же эти святые? Попробуйте ответить. (Учащиеся высказывают различные мнения).

Слово учителя:

– Житие – жизнеописание святого. Запишите определение: «Житие – это жанр литературы, который художественно, легендарно воспроизводит биографию исторического лица, причисленного церковью к лику святых. (Определение записывается и объясняется).

– Кто же такие святые? И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было. (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах)

– Одно из первых житий, появившихся на Руси, «Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать переложение этого жития, сделанного писателем Е.Поселяниным.

Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить на вопрос: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку?

3. Чтение жития

«Радуйтесь, страстотерпцы Христовы, заступники Русской земли, подающие исцеление приходящим к вам с верою и любовью. Радуйтесь, небесные обитатели, были вы ангелами во плоти, единомысленными служителями Богу, единообразной четой, святым единодушной; поэтому и подаете вы исцеление всем страждущим».

– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает житие с небольшими комментариями).

4. Беседа по прочитанному

– Назовите главных героев.

– Кратко перескажем прочитанное.

«…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили».

– Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)

– Давайте заполним таблицу «Христианская добродетель и пороки».

Борис и Глеб


Святополк


Правдивость, доверчивость, нестяжание, презрение к земным благам

Лживость, лицемерие, корысть, властолюбие

Надежда на Бога

Упование на собственный разум


Кротость, великое смирение, любовь к Богу и ближнему, в том числе, к врагу

Злоба, ненависть


Доброта, сердечность, щедрость, блаженный плач, непрестанная молитва

Жестокосердие, черствость

Способность радоваться успехам другого, открытость

Зависть


Блаженные, святые

«Окаянный, треклятый»


– Что такое «добродетель» и что такое «пороки»?

Учитель доходчиво объясняет учащимся эти понятия, руководствуясь определениями Толкового словаря: «Добродетель» – положительное нравственное качество человека; «пороки» – недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине и добру.

– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)

– Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу. Давайте рассмотрим схему «Механизм врастания в святость».

“Механизм врастания в святость” образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”. (Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М., 1991)

– Что же стало со Святополком Окаянным?

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли.

Сообщение учащихся о чудотворениях, связанных свв. Борисом и Глебом (по учебнику и дополнительной литературе.)

– Составьте духовный портрет князей Бориса и Глеба.

Русские князья Борис и Глеб

праведники защитники

благочестивые горячая вера в Бога мудрые

смиренные кроткие мученики

радели за защищали землю

православную веру русскую (Куликовская битва)

– Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести кн. Бориса и Глеба к святым?

«…Велико значение дивного подвига свв. кн. Бориса и Глеба, явившихся первым цветом русского православия, первыми угодными жертвами, которые выставила Богу Русская земля…»

5. Итоги урока

– Вам понравилось житие? Что именно?

– Чем житие может быть интересно нам, живущим в 21 веке? (Задумываемся о добре и зле, о том, что нужно уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие…)

– Ребята, мы познакомились с вами только с одним житием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с житиями. Я надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой житийной литературой.

6. Домашнее задание: перечитать житие, нарисовать иллюстрацию к «Житию свв. Бориса и Глеба».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Список литературы для 8 класса Древнерусская литература
«Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели земли Русской», «Повесть о Шемякином суде»
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Урок литературы в 8 классе Тема А. С. Пушкин «Пиковая дама»
Цель урока: познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А. С. Пушкина, оп
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Урок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Тематическое планирование по литературе 8 класс
Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?»
Менщикова Татьяна Александоровна, учитель моу гимназии №4г. Канска Красноярского края
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие»
Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба icon Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции