Литература расположена в обратной хронологии




Скачать 114.8 Kb.
Название Литература расположена в обратной хронологии
Дата публикации 01.10.2014
Размер 114.8 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
МБУК «Библиотечная информационная система г. Кургана»

Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского

Отдел краеведческой информации



Одежда и обувь зауральских крестьян XVIII-XIX вв.

Список литературы

Курган

2014

Уважаемые читатели!

Предлагаем вашему вниманию список литературы по теме «Одежда и обувь зауральских крестьян».

Список отражает все имеющиеся в Отделе краеведческой информации материалы по данному вопросу.

Литература расположена в обратной хронологии.

Традиционный народный костюм - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа.

Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.

Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.

Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду - армяк.

Детей до пяти - семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер. Рубаху дополнял пояс. Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывавшая на пол. У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, косточек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки. В будни основной одеждой девочки-подростка была подпоясанная рубаха. В праздники же она дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели - по мере необходимости надевали одежду взрослых.

Для Зауралья XVIII-XIX вв. была характерна традиционная одежда, которая имела некоторые общие черты с одеждой крестьян соседних губерний и свое особенное.

Чем же отличалась одежда наших предков, вы узнаете, ознакомившись с рекомендуемой литературой.

  1. Медведевских, В. С. Будничная и праздничная одежда крестьян [Текст] / В. С. Медведевских, Г. М. Федосимов // Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья : учебное пособие / В. С. Медведевских, Г. М. Федосимов. – Курган : Редакционно-издательский центр КГУ, 2012. – С. 36-37.



  1. Медведевских, В. С. Обувь зауральских крестьян [Текст] /

В. С. Медведевских, Г. М. Федосимов // Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья : учебное пособие / В. С. Медведевских, Г. М. Федосимов. – Курган : Редакционно-издательский центр КГУ, 2012. – С. 37-38.

  1. Свищев, П. А. Крестьянский быт [Текст] // Тринадцать... : [сборник научных работ] / П. А. Свищев. – Курган : Редакционно-издательский центр КГУ, 2008. – С. 176-178.



  1. Менщиков, И. С. Одежда и питание жителей Южного Зауралья [Текст] // Культура Южного Зауралья во второй половине XIX - начале XX века : монография / И. С. Менщиков. – Курган : РИЦ Курганского государственного университета, 2006. – С. 55-67.



  1. Одежда и питание жителей края [Текст] // История культуры Южного Зауралья : монография / [Подливалов В. В. и др.]. – Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2005. – Т. 1. – С. 394-401.



  1. Федченко, М. Н. [Как одевалось местное население в XVIII-XIX веках?] [Текст] // История родного края (Зауралья) : учебное пособие / М. Н. Федченко. – Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2003. – С. 118-120.



  1. Одежда [Текст] // Станица на Тоболе / [Администрация Звериноголовского района. – Курган : Зауралье, 2002. – С. 30-32.



  1. Чайка, С. В. Вышивка на одежде у народов Зауралья из фондов курганских музеев (конец XIX - первая половина XX века) [Текст] / С. В. Чайка // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сборник научных трудов / [редкол.: Подливалов В. В. (отв. ред.) и др.]. – Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2001. – Вып. 4. – С. 181-184.



  1. [Одежда местных крестьян] [Текст] // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сборник научных трудов / [редкол.: Подливалов В. В. (отв. ред.) и др.]. – Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2000. – Вып.3. – С. 44.



  1. Мозин, М. М. [Описание костюма нашего земляка] [Текст] // Зауральские были / Мозин М. М. – Курган : Зауралье, 1999. – С. 15-16.



  1. Крестьянский быт [Текст] // История земли Курганской : учебное пособие по истории родного края для средних общеобразовательных учреждений / [Главное управление образования Курганской области]. – Курган : Зауралье, 1998. – Ч. 2: 1861-1917. – С. 143-148.



  1. Традиционная одежда, обувь, крестьянские изделия [Текст] // История Курганской области / Курганский государственный педагогический институт, Курганское областное общество краеведов, Администрация Курганской области. – Курган : Зауралье, 1995. – Т. 1 : С древнейших времен до 1861 года. – С. 345-348.



  1. Традиционная одежда, обувь, крестьянские изделия [Текст] // Крестьянский социализм в Зауралье при капитализме / Курганский государственный педагогический институт, Курганское областное общество краеведов. – Курган : Издательство Курганского пединститута, 1994. – С. 94-98.


Глоссарий

АРМЯК - (первоначально «ормяк») — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время.

В России — кучерской кафтан, крестьянская одежда. Известна на Руси с XIII века. Наиболее распространенная верхняя одежда крестьян-мужчин. Армяк представлял собой длинный, теплый, просторный халат без сборок. Подпоясывался обязательно цветным кушаком.



БАХИЛЫ - крестьянская обувь, представляющая собою кожаные или плетенные из бересты полусапожки, спереди стягивающиеся ремешками.

ДУБАС — вид сарафана.

Письменные документы XVII века сообщают, что дубасы и сарафаны различались только материалом. Дубасы шили из крашеного холста, а сарафаны — из покупных тканей. Старые дубасы шили всегда косоклинными, с передним швом на всю длину и широкими проймами. Они состояли из двух передних полос, одной задней и боковых клиньев.

ЗИПУН (полукафтан) — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

В письменных источниках впервые упоминается в «Домострое». Термин широко известен с XVII века, им обозначается мужская и женская верхняя одежда. Тогда зипуном называлась мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Её надевали поверх рубахи под кафтан.

На большей же части территории России в XVIII — начале XX века зипун бытовал только как верхняя одежда, он использовался как будничная и праздничная одежда крестьян весной и осенью, а также как одежда, надевавшаяся поверх основной верхней одежды в дорогу или во время ненастья. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна — чёрного, синего цветов; будничные — из серого или белого сукна домашней выработки, так называемого домотканного сукна. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застёгивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли.





КАРТУЗ — шапка, мужской головной убор.

КАФТАН (др.-рус. кавтанъ, кофтанъ,) — верхняя, преимущественно мужская одежда. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Как отмечает Большая советская энциклопедия, само слово кафтан носит тюркско-персидское происхождение .

Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен). Рукава делались длинными узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами.

Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, чтобы можно было увидеть украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь.

Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком (обычно другого цвета). Застегивался встык — крючками на левую сторону.





Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и т. д. Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.

Также в России в XVI—XVII веках кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстокор (фр. justaucorps), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.

Разновидности кафтана: нижние и верхние (носившиеся на другом платье, например ферязь). Верхние часто делались теплыми, с мехом или со стеганной на вате подкладкой.

Простые (обычные) кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др.

Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.

Домашний кафтан — одежда богатых людей, которую носили только дома. Это длинная, до пола, одежда, с небольшим запахом — левую полу от ворота. Домашний кафтан застегивался на пуговицы.

Становой кафтан — шили по фигуре, «по стану» с перехватом на талии . Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава.

Кафтанец — суженный и укороченный кафтан.

Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы.

Азям — шился из тонкой ткани и носился только летом.

ЛАПТИ - плетеная обувь из лыка или бересты; до сер. 19 в. - основной вид крестьянской обуви в России.

МАЛАХАЙ - 1) Теплая меховая или подбитая мехом шапка с широкими наушниками и плотно прилегающей к шее задней частью. 2) Старинная крестьянская верхняя одежда в виде широкого кафтана без пояса.

ПЕСТРЯДИНА — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая.

ПИМЫ – валенки, катанки (войлочные) обшитые кожей или холстом.

ПОДДЕВКА - русская верхняя мужская одежда, с застежкой сбоку и сборками на талии.



ПОЛУШУБОК - Короткая, до колен, овчинная шуба. Крытый п. (с матерчатым верхом). Нагольный п. (без такого верха).



САРАФАН (ферязь) - народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.

В России сарафаны носили с XIX века крестьянки из центральных и северных областей и Поволжья.

Типы сарафанов:

  • глухой, слабо раскошенный

  • со швом спереди или на пуговицах

  • сильно раскошенный, с откидными рукавами

  • прямой, на лямках юбка с лифом



СЮРТУК - длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.

Сюртук появился в XVIII веке, в России — в первые десятилетия XIX века. Название произошло от французского surtout — «поверх всего». Одновременно использовался и термин — paletot (пальто). От сюртука пошли все последующие формы верхней мужской одежды: фрак, визитка, пиджак, смокинг и т. д. Если фрак был выходным, бальным облачением, то сюртук оставался элементом повседневной одежды среднего и высшего классов.

Длина сюртука, а также положение талии определялись модой. Также постоянно менялась форма рукава — с буфами или без, зауженный рукав или имеющий раструб. Короткий сюртук в середине XIX века стал ранним фасоном современного пиджака. Существовали также так называемые форменные сюртуки или мундирные сюртуки для чиновников различных ведомств.

Характерные элементы сюртука — нижние пуговицы доходили только до талии. Кроме того, сзади, на талии, нашивались 2 декоративные пуговицы.

Сюртук носили на протяжении всего XIX века, пока его полностью не вытеснили визитка и пиджак.

ТУЛУП - (тюрк. tulup - шкура). 1. Долгополая меховая шуба (преимущ. овчинная, заячья), обычно не крытая сукном.





ЧЕРЕВИКИ, чивирики (уменьшительно-ласкательно черевички) — старославянское слово, обозначавшее кожаную обувь. В более позднее время так назывались

ЧИРКИ - 1. Обувь, сшитая из одного куска кожи. 2. Обувь с невысоким голенищем типа котов.

ШУБА -верхняя, просторная, меховая одежа, мужская и женская. Шуба крытая и нагольная.

Шуба – это слово, которым называют сейчас практически любую одежду из натурального меха, которое заимствовано из арабского языка. По-арабски оно звучит как "джубба", и означает верхнюю шерстяную одежду с меховой оторочкой. У каждого народа, проживавшего в суровом климате, были свои названия подобной одежды.

У славян шуба была самой популярной одеждой из - за сурового климата. Шили кожухи - шубы из нескольких дублёных овчин длиной до пят, со стоячим или отложным воротником. Цари и бояре надевали на себя много одежды и несколько шуб. Делали шубы на меху и на вате, длинные, двубортные, крытые чёрным кастором или сукном. Воротники были шалевые, отложные, с меховыми отворотами и лацканами, сзади на шубе имелся разрез. Застёгивались шубы на петли из шкурки, пришитые под борт. Пуговицы ставили большие, круглые или в виде палочек, обшитых шнурком. Доха шилась из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу, которую при носке не застёгивали, а запахивали.









Составитель: зав. сектором краеведческой информации Абрамова Т. Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература расположена в обратной хронологии icon Информационно-библиографический отдел м ы вместе: Россия-Крым Список литературы
Список литературы «Мы вместе: Россия-Крым» посвящен истории полуострова. В него включены книги и статьи из периодических изданий...
Литература расположена в обратной хронологии icon Основная литература 98
Применение свето-звуковой стимуляции и биологически обратной связи в реабилитации
Литература расположена в обратной хронологии icon Царь славян
Книга предназначена для самого широкого круга читателей, интересующихся историей христианства, историей Руси и новыми открытиями...
Литература расположена в обратной хронологии icon Урока: подведение итогов по теме “Фольклор”
Учащиеся разделены на 2 команды Доска красиво оформлена. Было задано домашнее задание: выучить загадки, нарисовать пословицы на альбомном...
Литература расположена в обратной хронологии icon Вопрос №1: История как наука (предмет, цель…)
История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) явлений, событий, фактов
Литература расположена в обратной хронологии icon Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, в бассейне...
Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, в бассейне рек Тобол и Исеть. Территория области – 71, 5 тыс кв км
Литература расположена в обратной хронологии icon Въезжающему на территорию саратовской области российской федерации
Саратовская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в Нижнем Поволжье
Литература расположена в обратной хронологии icon Стандарт нового поколения включает в себя требования по трём направлениям: к результатам
Мбоу сош№19- это сельская школа, расположена в ст. Ладожской Усть-Лабинского района
Литература расположена в обратной хронологии icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Литература расположена в обратной хронологии icon Джером Д. Сэлинджер Повести о Глассах Фрэнни
Однако для желающих могу указать последовательность согласно внутренней хронологии семьи Глассов: «Хэпворт 16, 24», «Выше стропила,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции