МБУК «Библиотечная информационная система г. Кургана»
Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского
Отдел краеведческой информации
Одежда и обувь зауральских крестьян XVIII-XIX вв.
Список литературы
Курган
2014
Уважаемые читатели!
Предлагаем вашему вниманию список литературы по теме «Одежда и обувь зауральских крестьян».
Список отражает все имеющиеся в Отделе краеведческой информации материалы по данному вопросу.
Литература расположена в обратной хронологии.
Традиционный народный костюм - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа.
Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.
Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду - армяк.
Детей до пяти - семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер. Рубаху дополнял пояс. Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывавшая на пол. У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, косточек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки. В будни основной одеждой девочки-подростка была подпоясанная рубаха. В праздники же она дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели - по мере необходимости надевали одежду взрослых.
Для Зауралья XVIII-XIX вв. была характерна традиционная одежда, которая имела некоторые общие черты с одеждой крестьян соседних губерний и свое особенное.
Чем же отличалась одежда наших предков, вы узнаете, ознакомившись с рекомендуемой литературой.
-
Медведевских, В. С. Будничная и праздничная одежда крестьян [Текст] / В. С. Медведевских, Г. М. Федосимов // Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья : учебное пособие / В. С. Медведевских, Г. М. Федосимов. – Курган : Редакционно-издательский центр КГУ, 2012. – С. 36-37.
-
Медведевских, В. С. Обувь зауральских крестьян [Текст] /
В. С. Медведевских, Г. М. Федосимов // Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья : учебное пособие / В. С. Медведевских, Г. М. Федосимов. – Курган : Редакционно-издательский центр КГУ, 2012. – С. 37-38.
-
Свищев, П. А. Крестьянский быт [Текст] // Тринадцать... : [сборник научных работ] / П. А. Свищев. – Курган : Редакционно-издательский центр КГУ, 2008. – С. 176-178.
-
Менщиков, И. С. Одежда и питание жителей Южного Зауралья [Текст] // Культура Южного Зауралья во второй половине XIX - начале XX века : монография / И. С. Менщиков. – Курган : РИЦ Курганского государственного университета, 2006. – С. 55-67.
-
Одежда и питание жителей края [Текст] // История культуры Южного Зауралья : монография / [Подливалов В. В. и др.]. – Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2005. – Т. 1. – С. 394-401.
-
Федченко, М. Н. [Как одевалось местное население в XVIII-XIX веках?] [Текст] // История родного края (Зауралья) : учебное пособие / М. Н. Федченко. – Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2003. – С. 118-120.
-
Одежда [Текст] // Станица на Тоболе / [Администрация Звериноголовского района. – Курган : Зауралье, 2002. – С. 30-32.
-
Чайка, С. В. Вышивка на одежде у народов Зауралья из фондов курганских музеев (конец XIX - первая половина XX века) [Текст] / С. В. Чайка // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сборник научных трудов / [редкол.: Подливалов В. В. (отв. ред.) и др.]. – Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2001. – Вып. 4. – С. 181-184.
-
[Одежда местных крестьян] [Текст] // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сборник научных трудов / [редкол.: Подливалов В. В. (отв. ред.) и др.]. – Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2000. – Вып.3. – С. 44.
-
Мозин, М. М. [Описание костюма нашего земляка] [Текст] // Зауральские были / Мозин М. М. – Курган : Зауралье, 1999. – С. 15-16.
-
Крестьянский быт [Текст] // История земли Курганской : учебное пособие по истории родного края для средних общеобразовательных учреждений / [Главное управление образования Курганской области]. – Курган : Зауралье, 1998. – Ч. 2: 1861-1917. – С. 143-148.
-
Традиционная одежда, обувь, крестьянские изделия [Текст] // История Курганской области / Курганский государственный педагогический институт, Курганское областное общество краеведов, Администрация Курганской области. – Курган : Зауралье, 1995. – Т. 1 : С древнейших времен до 1861 года. – С. 345-348.
-
Традиционная одежда, обувь, крестьянские изделия [Текст] // Крестьянский социализм в Зауралье при капитализме / Курганский государственный педагогический институт, Курганское областное общество краеведов. – Курган : Издательство Курганского пединститута, 1994. – С. 94-98.
Глоссарий
АРМЯК - (первоначально «ормяк») — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время.
В России — кучерской кафтан, крестьянская одежда. Известна на Руси с XIII века. Наиболее распространенная верхняя одежда крестьян-мужчин. Армяк представлял собой длинный, теплый, просторный халат без сборок. Подпоясывался обязательно цветным кушаком.
БАХИЛЫ - крестьянская обувь, представляющая собою кожаные или плетенные из бересты полусапожки, спереди стягивающиеся ремешками.
ДУБАС — вид сарафана.
Письменные документы XVII века сообщают, что дубасы и сарафаны различались только материалом. Дубасы шили из крашеного холста, а сарафаны — из покупных тканей. Старые дубасы шили всегда косоклинными, с передним швом на всю длину и широкими проймами. Они состояли из двух передних полос, одной задней и боковых клиньев.
ЗИПУН (полукафтан) — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
В письменных источниках впервые упоминается в «Домострое». Термин широко известен с XVII века, им обозначается мужская и женская верхняя одежда. Тогда зипуном называлась мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Её надевали поверх рубахи под кафтан.
На большей же части территории России в XVIII — начале XX века зипун бытовал только как верхняя одежда, он использовался как будничная и праздничная одежда крестьян весной и осенью, а также как одежда, надевавшаяся поверх основной верхней одежды в дорогу или во время ненастья. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна — чёрного, синего цветов; будничные — из серого или белого сукна домашней выработки, так называемого домотканного сукна. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застёгивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли.
КАРТУЗ — шапка, мужской головной убор.
КАФТАН (др.-рус. кавтанъ, кофтанъ,) — верхняя, преимущественно мужская одежда. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Как отмечает Большая советская энциклопедия, само слово кафтан носит тюркско-персидское происхождение .
Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен). Рукава делались длинными узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами.
Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, чтобы можно было увидеть украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь.
Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком (обычно другого цвета). Застегивался встык — крючками на левую сторону.
Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и т. д. Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.
Также в России в XVI—XVII веках кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстокор (фр. justaucorps), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.
Разновидности кафтана: нижние и верхние (носившиеся на другом платье, например ферязь). Верхние часто делались теплыми, с мехом или со стеганной на вате подкладкой.
Простые (обычные) кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др.
Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.
Домашний кафтан — одежда богатых людей, которую носили только дома. Это длинная, до пола, одежда, с небольшим запахом — левую полу от ворота. Домашний кафтан застегивался на пуговицы.
Становой кафтан — шили по фигуре, «по стану» с перехватом на талии . Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава.
Кафтанец — суженный и укороченный кафтан.
Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы.
Азям — шился из тонкой ткани и носился только летом.
ЛАПТИ - плетеная обувь из лыка или бересты; до сер. 19 в. - основной вид крестьянской обуви в России.
МАЛАХАЙ - 1) Теплая меховая или подбитая мехом шапка с широкими наушниками и плотно прилегающей к шее задней частью. 2) Старинная крестьянская верхняя одежда в виде широкого кафтана без пояса.
ПЕСТРЯДИНА — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая.
ПИМЫ – валенки, катанки (войлочные) обшитые кожей или холстом.
ПОДДЕВКА - русская верхняя мужская одежда, с застежкой сбоку и сборками на талии.
ПОЛУШУБОК - Короткая, до колен, овчинная шуба. Крытый п. (с матерчатым верхом). Нагольный п. (без такого верха).
САРАФАН (ферязь) - народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
В России сарафаны носили с XIX века крестьянки из центральных и северных областей и Поволжья.
Типы сарафанов:
-
глухой, слабо раскошенный
-
со швом спереди или на пуговицах
-
сильно раскошенный, с откидными рукавами
-
прямой, на лямках юбка с лифом
СЮРТУК - длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.
Сюртук появился в XVIII веке, в России — в первые десятилетия XIX века. Название произошло от французского surtout — «поверх всего». Одновременно использовался и термин — paletot (пальто). От сюртука пошли все последующие формы верхней мужской одежды: фрак, визитка, пиджак, смокинг и т. д. Если фрак был выходным, бальным облачением, то сюртук оставался элементом повседневной одежды среднего и высшего классов.
Длина сюртука, а также положение талии определялись модой. Также постоянно менялась форма рукава — с буфами или без, зауженный рукав или имеющий раструб. Короткий сюртук в середине XIX века стал ранним фасоном современного пиджака. Существовали также так называемые форменные сюртуки или мундирные сюртуки для чиновников различных ведомств.
Характерные элементы сюртука — нижние пуговицы доходили только до талии. Кроме того, сзади, на талии, нашивались 2 декоративные пуговицы.
Сюртук носили на протяжении всего XIX века, пока его полностью не вытеснили визитка и пиджак.
ТУЛУП - (тюрк. tulup - шкура). 1. Долгополая меховая шуба (преимущ. овчинная, заячья), обычно не крытая сукном.
ЧЕРЕВИКИ, чивирики (уменьшительно-ласкательно черевички) — старославянское слово, обозначавшее кожаную обувь. В более позднее время так назывались
ЧИРКИ - 1. Обувь, сшитая из одного куска кожи. 2. Обувь с невысоким голенищем типа котов.
ШУБА -верхняя, просторная, меховая одежа, мужская и женская. Шуба крытая и нагольная.
Шуба – это слово, которым называют сейчас практически любую одежду из натурального меха, которое заимствовано из арабского языка. По-арабски оно звучит как "джубба", и означает верхнюю шерстяную одежду с меховой оторочкой. У каждого народа, проживавшего в суровом климате, были свои названия подобной одежды.
У славян шуба была самой популярной одеждой из - за сурового климата. Шили кожухи - шубы из нескольких дублёных овчин длиной до пят, со стоячим или отложным воротником. Цари и бояре надевали на себя много одежды и несколько шуб. Делали шубы на меху и на вате, длинные, двубортные, крытые чёрным кастором или сукном. Воротники были шалевые, отложные, с меховыми отворотами и лацканами, сзади на шубе имелся разрез. Застёгивались шубы на петли из шкурки, пришитые под борт. Пуговицы ставили большие, круглые или в виде палочек, обшитых шнурком. Доха шилась из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу, которую при носке не застёгивали, а запахивали.
Составитель: зав. сектором краеведческой информации Абрамова Т. Н.
|