Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,




Скачать 167.39 Kb.
Название Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,
Дата публикации 01.10.2014
Размер 167.39 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю, совпадает с количеством  часов в учебном плане с часами имеющейся государственной программы (70) для общеобразовательных учреждений РФ
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ.

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.


п/п

Разделы, темы

Количество часов







авторская программа

1.

Введение.

1

2.

Устное народное творчество.

6

3.

Древнерусская литература.

1

4.

Литература XVIII века.

1

5.

Литература XIX века

31

6.

Литература XX века.

19

7.

Зарубежная литература.

9




                                            ИТОГО

68

      

  Перечень работ по развитию речи, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по предмету.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ


урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов










1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития уч-ся.

1




Устное народное творчество (6 часов)




2

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

1

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

4-5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки.

2

6

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» -волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.

1

7

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.




8

Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение сочинению: «Мой любимый герой русской народной сказки».







Из древнерусской литературы (1 час)




9

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

1




Из русской литературы 18 века (1 час).




10

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

1




Русская литература 19 века (31 час).




11

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

1

12

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне».

1

13

И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали 

1

14

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни.

1

15

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1

16

В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.

1

17

А.С.Пушкин. Детство и Лицей. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

18

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

19

Урок контроля. Письменные ответы, тестирование

1

20-21

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

2

21

Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. 
Обучение  сочинению: «В чём превосходство царевны над царицей в  « Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?»

1

22

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

23

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

1

24

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

1

25

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

1

26

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1

27

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. 
Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

28

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете.

1

29

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях..»-отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

1

30

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1

31

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

32

Р.Р Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?»

1

33

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М. .Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова (письменные ответы на вопросы)

1

34

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

35

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

36

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев

1

37

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1

38

Русские поэты XIX в. о Родине и родной природе.Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

1

39

  Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова

1




Из русской литературы 20 века (19 часов).




40

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

1

41

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

1

42

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

1

43

Изображение города и его обитателей в повести. Понятие о композиции литературного произведения. 
Обучение сочинению по повести Короленко «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»

1




А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапер». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.

1

44

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь…». Своеобразие языка стихотворения.

1

45

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

46

Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.

1

47

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

        1

48

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

1

49

Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

1

50

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.  Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.

1

51

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке С. М. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

52

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1

53

Контрольная работа (тест).

1

54

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

55

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

1

56

Р.Р. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»

1

57-58

Русские поэты XXв. о Родине и родной природе.

2

59

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»  Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.

1

60

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы ВОВ.

1




Из зарубежной литературы (9 часов)




61

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1

62

Вн.чт. Д.Дефо. «Робинзон Крузо» -  произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона. Характер главного героя.

1

63

Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.. Кай и Герда.

1

64

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1

65

Р.Р. Подготовка к домашнему  сочинению по сказкам Х.-К. Андерсена «Добро и зло в сказках Андерсена», «Какие поступки героев сказок я считаю благородными?»

1

66

Вн.чт. Ж. Санд «О чём говорят цветы?». Спор героев о прекрасном.

1

67

Вн.чтМ.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе. Внутренний мир героев.

1

68

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о  Кише» Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство автора в изображении жизни северного народа.

1

69

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

1



 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007

  2. Коровина В. Я. Литература: 5кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2003

Дополнительная литература:

  1. Учителя:

  • Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005

  • Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007

  • Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007

  • Материалы журнала «Литература в школе», 2000, 2003, 2006, 2007

  1. Ученика:

Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 класс. – М.:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon Пояснительная записка Целью реализации
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования является
Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon Доклад учителя-словесника
Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуально^ субъективного...
Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon «Систематизация видов игр по развитию интегративных качеств личности ребенка (фгт)»
Задание: Заполнить таблицу, подобрав различные виды игр, способствующих развитию интегративных качеств личности ребенка в соответствии...
Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности
Изучается взаимосвязь смыслообразующей активности и ценностной направленности личности. Приводятся данные исследования типов ценностной...
Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования...
К результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования...
Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно...
Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности» проводится...
Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно...
Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности» проводится...
Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon «Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы» I. Введение
Целью моей работы является: Развивать творческие способности учащихся; Создать условия для реализации личности ребенка
Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon Примерная программа по иностранному языку для основной школы /составлена...
Целью обучения ия2 является развитие у учащихся способности к иноязычному общению, позволяющей участвовать в ситуациях межкультурной...
Пояснительная записка главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, icon Задача доминанта
Развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции