№ урока
|
Содержание
(разделы, темы)
|
Кол-во часов
|
|
|
|
1
|
Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития уч-ся.
|
1
|
|
Устное народное творчество (6 часов)
|
|
2
|
Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
|
1
|
3
|
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.
|
1
|
4-5
|
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки.
|
2
|
6
|
«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» -волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.
|
1
|
7
|
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
|
|
8
|
Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение сочинению: «Мой любимый герой русской народной сказки».
|
|
|
Из древнерусской литературы (1 час)
|
|
9
|
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.
|
1
|
|
Из русской литературы 18 века (1 час).
|
|
10
|
М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.
|
1
|
|
Русская литература 19 века (31 час).
|
|
11
|
Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).
|
1
|
12
|
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне».
|
1
|
13
|
И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали
|
1
|
14
|
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни.
|
1
|
15
|
В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
|
1
|
16
|
В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.
|
1
|
17
|
А.С.Пушкин. Детство и Лицей. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
|
1
|
18
|
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
|
1
|
19
|
Урок контроля. Письменные ответы, тестирование
|
1
|
20-21
|
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
|
2
|
21
|
Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
Обучение сочинению: «В чём превосходство царевны над царицей в « Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?»
|
1
|
22
|
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
|
1
|
23
|
В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.
|
1
|
24
|
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.
|
1
|
25
|
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.
|
1
|
26
|
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.
|
1
|
27
|
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.
Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
|
1
|
28
|
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете.
|
1
|
29
|
Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях..»-отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.
|
1
|
30
|
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.
|
1
|
31
|
Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.
|
1
|
32
|
Р.Р Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?»
|
1
|
33
|
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М. .Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова (письменные ответы на вопросы)
|
1
|
34
|
А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.
|
1
|
35
|
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.
|
1
|
36
|
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев
|
1
|
37
|
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
|
1
|
38
|
Русские поэты XIX в. о Родине и родной природе.Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
|
1
|
39
|
Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова
|
1
|
|
Из русской литературы 20 века (19 часов).
|
|
40
|
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.
|
1
|
41
|
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.
|
1
|
42
|
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.
|
1
|
43
|
Изображение города и его обитателей в повести. Понятие о композиции литературного произведения.
Обучение сочинению по повести Короленко «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»
|
1
|
|
А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапер». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.
|
1
|
44
|
С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь…». Своеобразие языка стихотворения.
|
1
|
45
|
П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
|
1
|
46
|
Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.
|
1
|
47
|
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».
|
1
|
48
|
Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения
|
1
|
49
|
Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.
|
1
|
50
|
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.
|
1
|
51
|
Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке С. М. Маршака «Двенадцать месяцев».
|
1
|
52
|
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
|
1
|
53
|
Контрольная работа (тест).
|
1
|
54
|
В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
|
1
|
55
|
«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.
|
1
|
56
|
Р.Р. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»
|
1
|
57-58
|
Русские поэты XXв. о Родине и родной природе.
|
2
|
59
|
Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.
|
1
|
60
|
К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы ВОВ.
|
1
|
|
Из зарубежной литературы (9 часов)
|
|
61
|
Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.
|
1
|
62
|
Вн.чт. Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона. Характер главного героя.
|
1
|
63
|
Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.. Кай и Герда.
|
1
|
64
|
В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.
|
1
|
65
|
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.-К. Андерсена «Добро и зло в сказках Андерсена», «Какие поступки героев сказок я считаю благородными?»
|
1
|
66
|
Вн.чт. Ж. Санд «О чём говорят цветы?». Спор героев о прекрасном.
|
1
|
67
|
Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе. Внутренний мир героев.
|
1
|
68
|
Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство автора в изображении жизни северного народа.
|
1
|
69
|
Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.
|
1
|