Учебная рабочая программа по литературе 9 класс.
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) , Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс. /Под редакцией В.Я.Коровиной. (Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев).- Москва: Просвещение,2008. Учебника литературы 9 класс/ Под редакцией В.Я.Коровиной –Москва: Просвещение, 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 3 часа.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. //Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008. Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Эскимо, 2008
2. И.В.Золотарева Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - Москва, Вако, 2004.
Рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером, проектором, интерактивной доской.
№
| Дата
| Тема урока
| Конт
роль
| Домашнее задание
| Технологии, методики
| Виды деятельности учащихся
| Содержание
| 1
| 05.09
| Литература Древней Руси.
|
| Индиви-
дуальное
| Педмастерская
| Конспектирование
| Анализ литературного процесса.
| 2
| 06.09
| Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
Богатство и разнообразие жанров.
Прошлое Кольской земли.
И.О. Козлов. Историческая пьеса «Кирилл и Мифодий».
|
| С.9-12 читать
| ИКТ-технологии.
| Чтение, игра голосом: выявление проблематики и конфликта.
| Анализ произведения.
| 3
| 06.09
| «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы История открытия памятника, проблема авторства
|
| С.12-22 читать
| Презентация
| Чтение, игра голосом: выявление проблематики и конфликта.
| Анализ произведения.
| 4
| 12.09
| Система образов «Слова…».
|
| Учить наизусть
| ИКТ-технологии.
| Слушание и конспектирование лекции учителя. Работа с учебником. Ответы на вопросы по материалам лекции и учебника.
| Особенности языка и жанра произведения.
| 5
| 13.09
| Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
|
| С.23-31 читать
| Презентация
| Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
| Анализ произведения.
| 6
| 13.09
| Р р Художественные особенности произведения.
Поэтическое искусство автора в «Слове…» Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»
| Творческая работа
| Индиви-
дуальное
| ИКТ-технологии.
| Заучивание отрывка; анализ текста.
| Авторский замысел и различные средства его воплощения; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения
| 7
| 19.09
| РР Классное сочинение по «Слову…» …»: «В чем причины бессмертия «Слова…»
. Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве"
| сочинение
| С.31-32
вопросы
| Презентация
| Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
| Чем ценно идейное содержание "Слова о полку Игореве"?
. Князь Игорь и его брат Всеволод во время похода.
. "Слово..." - величайший памятник древнерусской литературы.
| 8
| 20.09
| Русская литература ХVIII века.
|
| Индиви-
дуальное
| ИКТ-технологии.
Презентация
| Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.
| Анализ литературного процесса.
| 9
| 20.09
| Характеристика русской литературы ХVIII века.
|
| Термины с. 36
|
| Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
| Гражданский пафос русского классицизма.
| 10
| 26.09
| М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.
| Творческая работа
| Учить наизусть
| ИКТ-технологии.
Интерактивная доска
| Сбор материала к сочинению. Написание сочинения.
| Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
| 11
| 27.09
| Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
|
| Индиви-
дуальное
|
| Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
| «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
| 12
| 27.09
| «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.
| Творческая работа
| Учить наизусть
|
| Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
| «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
| 13
| 03.10
| Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль».
|
| Индиви-
дуальное
| ИКТ-технологии.
| Подготовка рефератов, докладов.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
|
| 14
| 04.10
| Герои комедии.
|
| С.59-68 читать
| Презентация
| Подготовка рефератов, докладов.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
|
| 15
| 04.10
| Особенности жанра.
|
| С.69 вопросы
| ИКТ-технологии.
| Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
|
| 16
| 10.10
| Тема, идея, проблематика.
| Творческая работа
|
| Презентация
| Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
|
| 17
| 11.10
| Н.М.Карамзин – писатель и историк.
|
| С.71-85 читать
| ИКТ-технологии.
Интерактивная доска
| Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
| Сентиментализм как литературное направление
«Осень»,.
| 18
| 11.10
| Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.
|
| Индиви-
дуальное
|
| Сбор материала к сочинению. Написание сочинения.
| Сентиментализм как литературное направление
| 19
| 17.10
| Образы главных героев.
| Творческая работа
| С.86 вопросы
|
| Подготовка рефератов, докладов.
Выразительное чтение стихотворных текстов; анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.
| Сентиментализм как литературное направление
| 20
| 18.10
| Из русской литературы I половины ХIХ века.
|
|
| Педмастерская
| Подготовка рефератов, докладов.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
|
| 21
| 18.10
| А.С.Грибоедов «Горе от ума».
|
| Индив. задание
| ИКТ-технологии.
Интерактивная доска
| Подготовка рефератов, докладов.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
|
| 22
| 24.10
| А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий».
|
|
|
| Выразительное чтение текста; анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.
| Первые страницы комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии.
| 23
| 25.10
| «К вам Александр Андреич Чацкий».
| Творческая работа
| С.91-110 читать
|
| Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
| Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
| 24
| 25.10
| «Век нынешний и век минувший».
|
| Индиви-
дуальное
| ИКТ-технологии.
Интерактивная доска
| Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; выявление языковых средств художественной образности.
| Анализ 2 действия комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
| 25
| 31.10
| «Можно ль против всех!»
|
| С 111-127 читать
| ИКТ-технологии.
| Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
| Анализ 3 действия. Меткий афористический язык.
| 26
| 01.11
| «Не образумлюсь, виноват…»
|
| Учить наизусть
| Презентация
| Чтение наизусть отрывка; анализ текста, выявляющий авторский замысел.
| Анализ 4 действия Общечеловеческое звучание образов персонажей
| 27
| 01.11
| РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний».
| сочинение
| С.128 конспект
| ИКТ-технологии.
| Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
| Работа с критической литературой
| 28
| 14.11
| Проверочная работа
Урок - контроль (тесты)
|
|
|
| Самостоятельная работа.
|
| 29
| 15.11
| Развитие речи. Подготовка к сочинению по пьесе «Горе от ума».
|
|
| Педмастерская
| Подбор материала.
|
| |