Ликбез. Литература —




Скачать 53.52 Kb.
Название Ликбез. Литература —
Дата публикации 01.10.2014
Размер 53.52 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература

ЛИКБЕЗ. Литература — http://litra.lik-bez.com


003.11.11.013 Гончаров И. А.



1. Сделайте вывод об особенностях композиции романа и ее связи с идейным содержанием.

Сопоставьте по частям

  1. Основные события части романа

  2. Время года, когда происходят события


2. Прочитайте фрагмент из романа «Евгений Онегин». Чем похожа «деревня, где скучал Евгений», на Обломовку, чем отличается? Сделайте вывод из своих наблюдений.
XXVI. XXXVII.

А что ж Онегин? Кстати, братья!

Терпенья вашего прошу:

Его вседневные занятья

Я вам подробно опишу.
Онегин жил анахоретом;

В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражая,

Сей Геллеспонт переплывал,

Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,
И одевался...
XXXVIII. XXXIX.
Прогулки, чтенье, сон глубокий.

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый.

Обед довольно прихотливый.

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:
Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,
Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору
Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой?

Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лед,

Того и жди, что упадет.

Сиди под кровлею пустынной,

Читай: вот Прадт, вот W. Scott.

Не хочешь? — поверяй расход,

Сердись иль пей, и вечер длинный
Кой-как пройдет, и завтра то ж,

И славно зиму проведешь.
Сходство:

Различие:

Выводы:
3. Закончите цитаты из романа, вставив на месте пропусков имена героев.


  1. «__________________________ прослужил кое-как года два; может быть, он дотянул бы и третий до получения чина, но особенный случай заставил его ранее покинуть службу».

  2. «Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. Слуга старого времени удерживал, бывало, барина от расточительности и невоздержания, а _________________________ сам любил выпить с приятелями на барский счет».

  3. «_______________________ задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств. Усердно хлопотали, чтоб дитя было всегда весело и кушало много».


4. С кем из критиков вы согласны? Обоснуйте свою точку зрения.
Н.А. Добролюбов: «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни».
А.В. Дружинин: «Она сближается с ним (Обломовым) из любопытства, нравится ему от нечего делать... Гончаров отдал большую долю интриги комическому элементу. Его бесподобная, насмешливая, бойкая Ольга с первых минут сближения видит все смешные особенности героя, но обманывается только в своих расчетах на твердые основы характера Обломова».
И.Ф. Анненский: «Ольга — одна из русских миссионерок... В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг. Миссия у нее скромная — разбудить спящую душу... Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту».
5. Ольга обращается к Обломову: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...». Ответьте на вопрос Ольги.

Прочитайте отрывок из романа и выполните задания к нему.
Обломов пошел в обход, мимо горы, с другого конца вошел в ту же аллею и, дойдя до середины, сел в траве, между кустами, и ждал.
«Она пройдет здесь, — думал он, — я только погляжу незаметно, что она, и удалюсь навсегда».
Он ждал с замирающим сердцем ее шагов. Нет, тихо. Природа жила деятельною жизнью; вокруг кипела невидимая, мелкая работа, а все, казалось, лежит в торжественном покое.
Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, все равно как посмотреть с высоты на какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.
Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно все повторяет один и тот же звук, может быть зовет другую.
Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск...
«Какая тут возня! — думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. — А снаружи так все тихо, покойно!..»
А шагов все не слыхать. Наконец, вот... «Ох! — вздохнул Обломов, тихонько раздвигая ветви. — Она, она... Что это? плачет! Боже мой!»
Ольга шла тихо и утирала платком слезы; но едва оботрет, являются новые.
Она стыдится, глотает их, хочет скрыть даже от деревьев и не может.
Обломов не видал никогда слез Ольги; он не ожидал их, и они будто обожгли его, но так, что ему от того было не горячо, а тепло.
Он быстро пошел за ней.
— Ольга, Ольга! — нежно говорил он, следуя за ней.
Она вздрогнула, оглянулась, поглядела на него с удивлением, потом отвернулась и пошла дальше.
Он пошел рядом с ней.
— Вы плачете? — сказал он.
У ней слезы полились сильнее. Она уже не могла удержать их и прижала платок к лицу, разразилась рыданием и села на первую скамью.
— Что я наделал! — шептал он с ужасом, взяв ее руку и стараясь оторвать от лица.
— Оставьте меня! — проговорила она. — Уйдите! Зачем вы здесь? Я знаю, что я не должна плакать: о чем? Вы правы: да, все может случиться.
— Что делать, чтоб не было этих слез? — спрашивал он, став перед ней на колени. — Говорите, приказывайте: я готов на все...
— Вы сделали, чтоб были слезы, а остановить их не в вашей власти... Вы не так сильны! Пустите! — говорила она, махая себе платком в лицо.
И А. Гончаров, «Обломов»
6. Какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят фрагмент?
7. Из какой части романа этот фрагмент?
8. Что именно вызвало слезы Ольги?
9. «Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно все повторяет один и тот же звук, может быть зовет другую» — как называется этот элемент композиции?
10. Укажите название средства изображения внутреннего мира героя: «Какая тут возня! — думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. — А снаружи так все тихо, покойно!..»
11. Общение героев в этом фрагменте представляет собой обмен репликами. Как в литературоведении называется такая форма организации речи?
12. В приведенном фрагменте трижды упоминается платок, которым Ольга вытирает слезы. Как называется такая значимая подробность?
13. Как изображение картин природы в этом фрагменте помогает передать состояние героя и авторскую позицию?
14. С какой целью герои романа проходят «испытание любовью» и в каких еще произведениях русской литературы встречается подобный мотив?
15. Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми?
16. Можно ли считать Обломова еще одним представителем галереи «мертвых душ»? Обоснуйте свою точку зрения.
17. Можно ли считать Штольца авторским идеалом? Обоснуйте свою точку зрения.
18. Согласны ли вы с точкой зрения критика, что жизнь Обломова в «сне» не представляет ничего исключительного? Обоснуйте свою точку зрения.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ликбез. Литература — icon Ликбез. Литература —
Стихотворение «Памятник» относят к жанру оды. Назовите черты этого жанра в стихотворении
Ликбез. Литература — icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Ликбез. Литература — icon Литература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
Ликбез. Литература — icon Proqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке
Ликбез. Литература — icon Литература. Образовательные ресурсы. Отечественная и зарубежная литература
Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала
Ликбез. Литература — icon Литература: языкознание, литература и поэзия. Медицина. Юриспруденция
Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет иностранных языков, специальность: английский и французский язык и литература...
Ликбез. Литература — icon Рабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Ликбез. Литература — icon Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...
Ликбез. Литература — icon О проведении городской контрольной работы по предмету «Литература» в форме сочинения
«Литература», определения степени готовности учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений города Тулы к прохождению государственной...
Ликбез. Литература — icon Литература Цикл
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 веков
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции