Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью»




Скачать 89.58 Kb.
Название Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью»
Дата публикации 01.10.2014
Размер 89.58 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Марцофляк И. В.

г.Калининград

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №19
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМАТЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

ТЕМА: «ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ» (ПО РОМАНУ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»)
,

Приемы ТРКМ: «Ключевые слова», «Ассоциативные ряды», «Инсерт», «Перекрестная дискуссия», «Письменная рефлексия», «Трехчастный дневник».

Цели урока:

  1. Через мотивацию поступков героев романа рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви.

  2. Развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения.

  3. Развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

  4. Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  5. Создание условий для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков и ответственности за знание.


Литература: роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», фрагменты рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет», письма А.С. Пушкина.
Более двадцати лет работаю в школе и вижу большие изменения в образовании. Оно становится приоритетным, ориентированным на человека.

Демократические процессы в образовании затронули и мою школу. Мне как учителю, работающему долгие годы в старших классах, близки и понятны эти изменения. Новая современная школа отвечает потребностям «открытого» общества, общества, в котором ни за кем не признается монопольного права на истину.

Такой взгляд на развитие современной школы во многом определяет для меня приоритетные задачи, которые я решаю на уроках литературы и русского языка: осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, преодоление эгоцентризма своего мышления, осознание внутренней альтернативности принимаемых решений, умение адекватно интерпретировать получаемую информацию.… Для решения данных задач необходим поиск инструментария. Для меня этим инструментом стала технология развития критического мышления, с которой я знакома четыре года и которую успешно применяю в повседневной практике.

Современной школе предлагается достаточно много инновационных технологий, чем же меня привлекла именно эта? Прежде всего, тем, что это технология рефлексивного характера. Безусловно, что во многих школах главный результат обучения выражается в формировании известных знаний, умений, навыков. Для меня данная результативность выражается, прежде всего, через рефлексивные процессы (осмысление своих действий, их анализ, самоконтроль и самооценка). Здесь цель ТРКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых моим ученикам не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенное решение, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений…) Мой ученик не получает готовое знание о предмете, но получает возможность приступить к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Речь идет о «конструировании» знания в рамках личной поисковой деятельности. Фактически, это ключевой тезис всей технологии.

Урок литературы. Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий, особенно когда это касается классической литературы. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Да, можно! Если подходить к художественному произведению не просто как к набору фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как к многогранному миру, живущему по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость, постижение и раскрытие которой зависит от уровня образованности, знаний, настроения…

Можно согласиться с мудрым изречением: «Успешное начало пьесы – это залог ее успеха». Вспомните, как начинается известная комедия Н.В. Гоголя: «К нам едет ревизор…». И действие покатилось, как снежный ком. Когда готовлюсь к уроку, я постоянно вспоминаю это изречение.

Давайте посмотрим, как работают технологические приемы на уроке литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Ход урока.
1) Стадия вызова.

Начало урока предназначено для актуализации уже имеющихся знаний у учащихся. Важно включить в систему оценки личный, пусть иногда незначительный жизненный опыт ребят. Задача этой стадии урока: заинтересовать, мотивировать на дальнейшую деятельность, создать ассоциации, являющиеся сильным активизирующим фактором.

Можно сказать ребятам, что любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. И спросить их:

- А что есть любовь для вас?

- С чем ассоциируется это слово?

( Составляется ассоциативный ряд: счастье, взаимопонимание, страсть, верность, интимность, испытание, чувственность…).

Каждый из нас мечтает о такой любви. Поэтому эта тема очень понятна и близка старшеклассникам. Очень важно создать доверительность между учителем и учениками. Можно зачитать высказывание одного из героев рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» генерала Аносова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Задайте ученикам вопрос?

- Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)

Герои романа А.Пушкина проходят испытание любовью.

Учащиеся без труда определяют цели урока: понять мотивацию поступков героев романа, причины драмы несостоявшейся любви.

- Легко, ли сказать…люблю?

- Как вы думаете, почему влюбленные люди избирают для этого эпистолярный жанр?

- Почему Татьяна выбирает письмо?

Предполагаемые ответы учеников:

- Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно.

Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным. Написать письмо легче. Так считают многие старшеклассники. Ведь ты не смотришь в глаза. Однако многие ребята практически не пишут друг другу письма.

Очень интересно обратиться к письмам Пушкина.

«Сколько мук ожидало меня по возвращению. Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали. У меня не хватило мужества объясниться – я уехал в Петербург в полном отчаянии…»

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее. Голова у меня закружилась…» (Н. И. Гончаровой, матери Натальи Гончаровой)

Поэт объясняется в любви… Удивительно, но эти письма написаны будущей теще поэта. Пушкину легче было говорить о своей страстной любви чужому человеку?

А как это происходит с героями романа?

Попробуем проникнуть в тайны женской души.

Итог первого этапа урока очевиден: учащиеся включают в систему оценки своей личный опыт, формируется собственная жизненная концепция. Сделан первый шаг, чтобы сблизить эпоху поэта с нашим временем.

2) Следующий этап урока – стадия осмысления, на которой учащиеся получают опыт работы с художественным текстом как активно мыслящие и думающие читатели. Дается возможность отследить процесс рождения новых идей.

Очень интересными с точки зрения эмоционального восприятия текста являются такие технологические приемы, как работа с «ключевыми словами», «перекрестная дискуссия», маркировка текста – «Инсерт», «трехчастный дневник».

Письмо Татьяны.

- Что есть любовь для героини?

- Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник. (Эта форма работы может быть выполнена дома)

«Трехчастный дневник»

Ключевые слова

Комментарии к ним

Комментарии к комментариям

«Меня презреньем наказать…»

«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»

Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…

.
Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций


«Только слышать ваши речи…»

«Я твоя…»

«Хранитель мой…»

«Послан богом…»


Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...

«В сновиденьях мне являлся…»

«Чудный взгляд…»

«Воля неба…»

Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».


Евгений Онегин.
- Его представления о любви? («Резкий охлажденный ум» или благородный души человек?)

Рассмотрите сцену объяснения Онегина и Татьяны.

В работе с художественным текстом может помочь технологический прием – маркировка текста «Инсерт».

Попробуем разобраться. Почему Онегин свой монолог называет исповедью? А автор, обращаясь к читателю, говорит: «Так проповедовал Евгений».

- С чем ассоциируются эти слова?

- Какое слово оставляет шанс влюбленному человеку, а какое ставит точку в отношениях?

- Как вы воспринимаете монолог Онегина?

Текст можно промаркировать с позиции:

+ Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья».

- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: « Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.

? Мне трудно определиться в этом вопросе.

Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».
Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».
В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».


«Защита героя».

- Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам - Евгения. Это может выглядеть так.


Татьяна

- решительная

- у нее открытое, чистое сердце

- искренняя, чувственная

- не способна предать,

- была бы верной женой…
Онегин

- эгоист, причиняет Татьяне боль

- не желает понять душу влюбленной девушки

- не дает шанс ни ей, ни себе

- обрекает себя на одиночество


Онегин

- честный, открытый, благородный человек

- не способен лгать

- не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…
Татьяна

- живет в своем придуманном мире

- создала себе образ некого идеального мужчину

- слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…


Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.

Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

3) Этап рефлексии очень важен на заключительном этапе урока. Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Интересным приемом на этой стадии урока может быть письменная рефлексия: сочинение – эссе (6-7 предложении, очень субъективных, в разговорной форме):

  1. Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?

  2. Есть ли место героям романа в нашем мире?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Литература Рекомендательный список литературы по теме «Технология...
Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С
Технологии:, технология проблемно-диалогического обучения, элементы технологии развития критического мышления, икт
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Урока Деятельность учащихся Тема «Имя числительное как часть речи»
Икт, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления через чтение и письмо, тестовые технологии, информационно-коммуникативные...
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Технология развития критического мышления
Идея: культура развития критического мышления нова для России. С изменением социально-политической ситуации в стране востребован...
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Приемы развития критического мышления
Цель: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся;...
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Опыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Заседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
«а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Методическое пособие «Школьный урок»
Автор проекта: Васильев Ю. А. – директор сш №2, международный тренер проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,...
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Конкурсная научная работа
Анализ подходов к сущностному пониманию критического мышления в отечественных и зарубежных исследованиях
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» icon Урок русского языка в 9 классе
Применяемые методики, технологии: проблемное обучение, интегрированный подход к процессу обучения, элементы технологии воспитательной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции