Скачать 89.58 Kb.
|
Урок 10. Достижения культуры Руси IX – начала XII века Предмет: российская история. Класс 6. Дата: 13.02.2012 г. Учитель: Хаматгалеев Э. Р. Цель – познакомиться с основными достижениями культуры Руси IX – начала XII века. План
Оборудование: Дан. §9. Ход урока Вспомни
Создание и развитие Древнерусского государства в IX – начале XII века означало, что на востоке Европы произошёл переход от первобытного общества к цивилизации. О стремительности этого движения свидетельствуют памятники культуры Древнерусского государства. Язык древнерусской народности стал основой для сохранения наиболее древних из них. Народная мудрость, память о важных событиях истории, фантазии и верования запечатлялись в легендах, былинах, сказках. Из поколения в поколение сказители и певцы передавали их из уст в уста. Сменялись столетия, а в простых избах долгими зимними вечерами, в богатых хоромах на шумных пирах звучали гусли и заводилась речь о страшном Соловье Разбойнике, о подвигах Ильи Муромца, о колдунье Бабе-Яге, о пирах князя Владимира, о тёмном Кощеевом царстве, о коварстве крылатого Змея, о силе Микулы Селяниновича, о мудрости Добрыни Никитича. Использование после крещения азбуки Кирилла и Мефодия стало знаком приобщения Руси к достижениям культуры православного христианского мира. От времён Древнерусского государства сквозь пожары и войны многих столетий до наших дней дошло лишь около 100 рукописей (книг, грамот). Самая древняя из них – составленная из четырёх Евангелий книга, которую в 1056-1057 годах переписал диакон Григорий с помощниками для новгородского посадника Остромира (Остромирово Евангелие). Сохранилась грамота 1130 года о пожаловании князем Мстиславом Владимировичем земель Новгородскому Юрьевскому монастырю. Её текст написан золотыми буквами, а снизу на шнуре была привешена серебряная печать с изображениями Христа и святого покровителя князя. Грамоты на дорогом пергаменте – это памятники, оставленные духовенством или знатью древнерусского общества. Простые горожане для повседневных записей широко использовали берестяные грамоты, которые всё чаще в древних городах находят археологи. Купцы и ремесленники на обратной стороне берёзовой коры специальной палочкой продавливали буквы и даже рисовали. Надписи делались также на изделиях ремесла, камнях, выставляемых у дорог, и даже на стенах храмов. О высоком уровне развития культуры в Древнерусском государстве свидетельствуют памятники письменности и устного народного творчества.
Если в устных былинах и сказках Руси ещё было живо древнее язычество, то в письменной литературе господствовала христианская вера. Первые русские писатели – «книжные мужи» - брали за образец православные византийские сочинения, где главное место уделялось христианскому подвигу, подавлению желаний тела, изучению человеческой души, проблеме борьбы в человеке добра и зла. На первом месте здесь были жития святых. Самое известное из них – «Сказание о Борисе и Глебе» - «первых святых в Русской земле просиявших». Многие поколения воспитывались на этом сочинении. Пример братьев, пожертвовавших жизнью ради прекращения усобицы, предостерегал новых честолюбцев от исполнения коварных замыслов. Иным литературным жанром были хождения – описания путешествий. Не позднее 1113 года игумен одного из монастырей Даниил составил описание своего путешествия в Святую землю, в Иерусалим, где он поставил свечу в храме Гроба Господня за всех русских людей. В «Хождении игумена Даниила» описаны поля и виноградники, города и сёла, а также жители Палестины: арабы-мусульмане, рыцари-крестоносцы. Не менее часто составлялись поучения. Более всех известно «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Семидесятилетний правитель оглядывался на прожитую жизнь и наставлял сыновей – каким должен быть князь: «Всего более убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовице. Не позволяйте сильным губить человека… и не губите сами никакой христианской души. Не давайте причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы люди не проклинали вас. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели». Особыми литературными памятниками Руси были летописи. Они включали в себя и историческое повествование, и запись легенд, преданий, поговорок, и выписки из документов княжеского архива, и даже попытки научного осмысления событий истории. Летописи велись при городских соборах, крупных монастырях, княжеских дворцах. Со временем летописи, составленные в Киеве, Новгороде, других городах, стали сводить воедино. Так возникли летописные своды, освещающие события всей истории Древнерусского государства. Около 1113 года монах Киево-Печёрского монастыря Нестор завершил свой многолетний труд – летописный свод «Повесть временных лет». Это произведение венчает собой развитие летописания Древнерусского государства. Нестор поставил перед собой задачу разобраться, «откуда есть пошла Русская земля». Свой ответ он начинает с расселения народов после «всемирного потопа», выделения славян из других народов, населявших Европу, и дальше ведёт свой рассказ к появлению первых князей, призванию варягов, объединению племён под властью Киева – «матери городов русских». Нестор изучает и сравнивает факты, подтверждает свою мысль документами. Из-под его пера выходят картины княжеских пиров, воинских сражений, народных бунтов. «Повесть временных лет» стала образцом для летописцев. Много столетий спустя, начиная свой труд, они вначале переписывали «Повесть…» Нестора, а потом дополняли её новыми событиями. Сохранившиеся памятники летописания и литературы свидетельствуют о высоком мастерстве талантливых писателей Древнерусского государства.
Памятники архитектуры называют застывшей в камне музыкой. Но большинство домов, крепостных стен, церквей в Древнерусском государстве возводилось из дерева, и ни одно из них не сохранилось до наших дней. Уцелели лишь основания княжеских дворцов, крепостных башен, а также некоторые храмы, построенные из камня и кирпича. От своих византийских учителей русские зодчие (архитекторы) переняли крестово-купольную форму православного храма. Однако на Руси византийским зодчим пришлось выполнять особые задания заказчиков (князей, епископов, монастырей), поэтому русские храмы отличались от византийских. Они должны были свидетельствовать о силе и могуществе молодого государства, быть центрами городской жизни. Во многие храмы встраивались специальные галереи для княжеских церемоний, училищ, библиотек. Рядом строили крещальни для обращения к вере бывших язычников. Изменился и строительный материал. Вместо мрамора, наряду с тонким византийским кирпичом, стали применять известняковые белокаменные плиты, а на севере Руси и «дикий камень» - большие валуны, которые чередовались с плинфой и плитами. Это придавало стенам храмов более суровый вид.
Долгое время на Руси работали византийские артели строителей. Но со второй половины XI века в Киеве сложилась своя школа мастеров. А в начале XII века в Новгороде несколько храмов построила местная артель под руководством мастера Петра. Человек, переступивший порог православного храма, должен был отрешиться от шума и суеты мирской жизни и почувствовать себя «словно на небесах». За его спиной над входом оставалась фреска, изображающая Страшный суд и муки грешников, как бы напоминая о коварстве дьявола, подкарауливающего душу человека на земле. Прямо перед прихожанином в полумраке храма сверкали золотым письмом иконы на алтарной ограде. Лики святых напоминали о дарованном людям пути спасения души. Прямо над алтарём – изображение Богоматери – заступницы людей, простирающей к ним руки. На четырёх столпах, поддерживающих своды «дома Господня», - изображения евангелистов Марка, Матфея, Иоанна и Луки, которые сохранили для людей «слово Божье». В самом верху, под куполом, в потоках льющегося из окон дневного света – изображение самого Спасителя, строго взирающего на людей. В Древнерусском государстве преобладали деревянные постройки, но до наших дней сохранились только некоторые творения каменной церковной архитектуры.
После принятия христианства языческие идолы на Руси были уничтожены. Древних памятников скульптуры практически не сохранилось. Зато под влиянием Византии появились и стали быстро развиваться другие виды изобразительного искусства. В монастырях стали писать иконы. Монахи высушивали специальным образом доски, готовили краски. По православным византийским канонам искусство иконописца заключалось не в поиске телесного сходства людей и предметов, а состояло в том, чтобы отразить чистую душу святого, лик ангела, непостижимый образ Господа. Поэтому фигуры на иконах невесомы, они словно парят в золотых потоках божественного света. Именно такие византийские работы брали русские художники за образец. Самой известной из них является икона «Богоматерь Владимирская», написанная в Византии в начале XII века и вывезенная в Киев. Тем же художественным правилам подчинялись фрески и мозаики, которые размещались на стенах храмов для рассказа неграмотным о смысле христианской веры. Совсем по-другому были выполнены фрески и мозаики, предназначенные для украшения княжеских покоев. В башнях и хорах Киевского Софийского собора сохранились изображения дочерей Ярослава Мудрого, сцен охоты, конских состязаний, плясок скоморохов. Лица княгинь индивидуально-неповторимы, наполнены жизненной силой и красотой. В движениях средневековых артистов чувствуется стремительный радостный ритм жизни столицы Руси, слышится оркестр гудков, бубнов и гуслей – тех, «бесовских» представлений, которые так стремилась запретить церковь. Ещё больше языческих мотивов в произведениях ювелирного, декоративно-прикладного искусства. Каждая вещь, используемая в быту жителями Руси, украшалась рисунком, орнаментом магического содержания, который должен был оберегать хозяина от злых духов. На золотых эмалевых колтах (привесках к головному убору) изображались чудо-птицы, растения в виде «древа жизни». На одежде и чашах прорисовывали коня – символ доброго начала, сцены из былин. Русские мастера X-XII веков, освоив многие виды изобразительного искусства, не только следовали православно-византийским правилам, но и сохраняли языческие народные традиции. После крещения Русь стала частью православного (восточнохристианского) мира. Развитие культуры и становление цивилизации происходило под сильным влиянием Византии – наиболее цивилизованной страны древнего Средневековья. Но на Руси православная культура переплеталась с языческими верованиями и обычаями.
Народная легенда об основании Киева, использованная Нестором в «Повести временных лет» «Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами. И были средь них три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий Хорив, и сестра их Лебедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековицей, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривецей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
Похвала книгам из «Повести временных лет» «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрость, то великую пользу найдёшь душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами…»
|
Урок 20. Культура Руси второй половины XIII xiv века Предмет: российская история Вихрь монгольского нашествия стёр с лица земли замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения... |
Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история Он хорошо изучил историю – вставил в книгу имена реальных героев. Речь шла при этом не только о князе и других знатных людях, но... |
||
Карта Киевской Руси в начале XII века из книги Л. Н. Гумилёва "От Руси к России", 1993 «Слово о полку Игореве» – вещь подозрительную и прекрасную в своей загадочности. Занятие это (по себе знаю) поразительно увлекает.... |
Принятие христианства в качестве государственной религии является... Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом. Неверно считать кризис начала века доказательством... |
||
История возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной... Цель данной публикации заключается в выявлении истоков и причин появления первых литературных музеев в России, а также определении... |
Литература победитель обмана Российская академия наук научный совет по истории мировой культуры Комиссия по истории культуры Древней и Средневековой Руси Евразийское... |
||
Рабочий план учителя на 2009/2010 учебный год Предмет : новейшая история-история 20 века. Класс: 12-а Количество часов: 35 Курс: 7 |
Рабочий план учителя на 2009/2010 учебный год Предмет : новейшая история-история 20 века. Класс: 12-а Количество часов: 35 Курс: 8 |
||
Русские земли в XII-XIV вв Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.) |
Зареченская школа предмет боя, но и как предмет культуры не подвластной... Сгб — структурной основе русского рыцарства. Некоторые из них уже предпринимали попытки систематизировать свой ратоборческий опыт... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |