№
|
№ урока
|
Тема урока
|
кол-во часов
|
дата проведения
|
по плану
|
фактич.
|
1
|
1
|
Введение. Литература как художественное отражение жизни
Цели: дать учащимся представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства, героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития уч-ся.
|
1
|
|
|
|
|
Мифы народов мира (6 ч). Понятие о мифе.
|
|
|
|
2
|
2
|
Мифы Древней Греции. Двенадцать подвигов Геракла. «Скотный двор царя Авгия».
Цели: активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира; понятие «герой» в древнегреческой мифологии, положительный герой.
|
1
|
|
|
3
|
3
|
Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид».
Цели: продолжить знакомство с представлениями о мире и человеке в верованиях древ. греков; миф и сказка; совершенствовать навыки пересказа, умения анализировать и делать собственные выводы.
|
1
|
|
|
4
|
4
|
Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. «Легенда об Арионе».
Цели: дать понятие о легенде; миф и легенда; познакомить с содержанием «Легенды об Арионе»; показать сочетание реальности и фантастики в легендах и мифах; совершенствовать навыки пересказа разного вида.
|
1
|
|
|
5
|
5
|
Из Древнего эпоса. Гомер. «Одиссея». Одиссей на острове у циклопов.
Цели: дать понятие о древнегреческом эпосе; познакомить уч-ся с троянским циклом, с основными событиями изучаемого произведения; учить составлять характеристику героя на основании его поступков; обучать чтению поэмы; анализировать художественные особенности произведения.
|
1
|
|
|
6
|
6
|
Мифы древних славян. «Народный миф о Солнце».
Цели: познакомить с мифами древних славян; показать образность, поэтичность языка славянского мифа; познакомить со стилистической фигурой – инверсией.
|
1
|
|
|
7
|
7
|
Обобщающий урок по теме «Мифы народов мира».
Цели: проверить качество и уровень знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела «Мифология» (миф, герой в мифологии, картина мира, умение давать характеристику герою, делать анализ эпизода, пересказывать эпизод и пр.).
|
1
|
|
|
|
|
Устное народное творчество (2ч).
|
|
|
|
8
|
8
|
Обрядовый фольклор.
Цели: познакомить уч-ся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся.
|
1
|
|
|
9
|
9
|
Пословицы и поговорки. Загадки.
Цели: дать понятие о пословицах и поговорках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания уч-ся о пословицах и поговорках; прямой и переносный смысл пословиц
|
1
|
|
|
|
|
Знакомство с Библией (2ч).
|
|
|
|
10
|
10
|
Вавилонская башня. Рождество Иисуса Христа.
Цели: продолжить знакомство учащихся с Библией; учить читать её; показать значение книги в современном мире; познакомить с репродукцией фрески «Поклонение волхвов».
|
1
|
|
|
11
|
11
|
Икона Владимирской Богоматери. Притчи Иисуса Христа.
Цели: 1) дать понятие об иконе; познакомить с репродукцией иконы Владимирской Богоматери; 2) познакомить с притчами; притча как жанр литературы; показать историч. и худож. значение Библии; обсудить некоторые нравственные проблемы, затронутые в Библии.
|
1
|
|
|
|
|
Древнерусская литература (2ч).
|
|
|
|
12
|
12
|
«Повесть временных лет».
Цели: ввести уч-ся в мир древнерусской литературы, продолжить знакомство с её жанрами, постичь нравственные аспекты
|
1
|
|
|
13
|
13
|
«Сказание о Кожемяке».
«Сказание о Белгородском киселе».
Цели: продолжить знакомство с летописными жанрами; сказание как жанр древнер. литературы; учить художественному пересказу произведения.
|
1
|
|
|
|
|
Литература XIX в (25 ч).
|
|
|
|
14
|
14
|
А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину».
Цели: познакомить с жизнью Пушкина в период учёбы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет; познакомить с жанром стихотворения-послания; тема дружбы в стихотворении.
|
1
|
|
|
15
|
15
|
Стихотворение А. С. Пушкина «Узник».
Цели: познакомить с основными мотивами лирики поэта (мотив неволи в стих-нии); дать понятие об интонации стих-ния; обучение выразительному чтению.
|
1
|
|
|
16
|
16
|
Развитие речи. А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека.
Цели: познакомить с Пушкиным-художником, способном видеть красоту окружающей природы; понятие о двусложных размерах; знакомство с новыми фигурами речи (антитеза, приём контраста); понятие темы и поэтической идеи стих-ния; показать роль композиции в понимании смысла стих-я..
|
1
|
|
|
17
|
17-18
|
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».
Цели: знакомство с исторической подоплёкой романа; ввести в проблематику произведения; раскрыть понятия «сюжет» и « композиция»; познакомить с композицией данного произведения; совершенствование умений составлять план произведения.
|
2
|
|
|
18
|
19-20
|
А. С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина» («Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
Цели: познакомить с циклом «Повести Белкина»; содержанием повестей; рассмотреть их художественное своеобразие, композиционные особенности; нравственные аспекты (тема «маленького человека»).
|
2
|
|
|
19
|
21
|
Развитие речи. Сочинение «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?».
Цели: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу.
|
1
|
|
|
20
|
22
|
М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи».
Цели: вспомнить основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; познакомить с биографической основой стихотворения «Парус»; основные мотивы лирики поэта в целом и основной мотив стихотворения (жажда борьбы и свободы); приём сравнения как основа построения стихотворения «Тучи»; работать над выразительным чтением, умением анализировать, делать выводы.
|
1
|
|
|
21
|
23-24
|
Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова
Цели: продолжить знакомство с лирикой Лермонтова; дать понятия антитезы и метафоры; показать антитезу как основной композиционный приём в стихотворениях («Листок», «Утёс», «На севере диком…»); продолжить знакомство со стихотворными размерами; обучение анализу лирического произведения; работать над выразительным чтением.
|
2
|
|
|
22
|
25
|
Н. В. Гоголь. «Ночь перед рождеством».
Цели: познакомить уч-ся с нежинским периодом жизни Н. В. Гоголя; отметить своеобразие композиции «Вечеров на хуторе близ Диканьки»; отметить своеобразие языка и стиля; вспомнить понятие «олицетворение».
|
1
|
|
|
23
|
26
|
Работа над повестью «Ночь перед рождеством».
Цели: дать определение жанра повести; продолжить работу над повестью, сосредоточить внимание учащихся на элементах характеристики героя, умении выделять самостоятельно отдельные художественные детали, определять начало и конец художественного пересказа.
|
1
|
|
|
24
|
27
|
Усвоение содержания повести «Ночь перед рождеством».
Цели: вспомнить понятие «юмор», раскрыть его природу, специфику; отметить фольклорные элементы в повести; обучение художественному пересказу эпизодов.
|
1
|
|
|
25
|
28
|
Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение «Железная дорога».
Цели: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить со стихотворением «Железная дорога»; показать своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа.
|
1
|
|
|
26
|
29
|
Н. А. Некрасов. Работа над стихотворением «Железная дорога».
Цели: рассмотреть художественные особенности стихотворения (сочетание реальности и фантастики); постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова; продолжить знакомство с трёхсложными стихотворными размерами.
|
1
|
|
|
27
|
30-31
|
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…».
Цели: 1) сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове; познакомить с историей создания «Левши» и идейным смыслом произведения; дать определение сказа, начать работу над сказом; 2) работать над выборочным пересказом, особенностями языка произведения, словарем;
|
2
|
|
|
28
|
32
|
«Портрет» Левши.
Цели: начать работу над характеристикой Левши; отметить своеобразие произведения, его связь с фольклором; продолжить работу над непонятными учащимся словами; составление цитатного плана.
|
1
|
|
|
29
|
33
|
Развитие речи. Изложение на тему
«Левша в гостях у англичан».
Цель: совершенствование навыков излагать содержание эпизода близко к тексту, сопровождая цитатами (из сказа Лескова).
|
1
|
|
|
30
|
34
|
А. П. Чехов. Анализ рассказа «Толстый и тонкий».
Цели: организовать «встречу» учащихся с А.П. Чеховым – писателем и человеком; раскрыть природу смешного в рассказах Чехова.
|
1
|
|
|
31
|
35
|
А. П. Чехов. Рассказ «Лошадииая фамилия». «Смерть чиновника».
Цели: продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над понятиями: анекдот, притча, юмор, сатира, комическое, приёмы изображения комического; работать над характеристикой композиции.
|
1
|
|
|
32
|
36-37
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (урок-концерт).
Цели: расширить знания учащихсяся о русской поэзии XIX – начала XX века; продолжить работу над выразительным чтением уч-ся; совершенствование навыков анализа поэтического текста.
|
2
|
|
|
33
|
38
|
Обобщающий урок по разделу «Литература XIX века».
Цели: 1) проверить знание текстов литературных произведений; 2) знание истории литературы; 3)
знание изученных сведений по теории литературы.
|
1
|
|
|
|
|
Литература XX века (23 ч)
|
|
|
|
34
|
39
|
А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Корова» .
Цели: дать сведения из биографии А. П. Платонова; познакомить с рассказом «Корова»; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя.
|
1
|
|
|
35
|
40
|
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».
Цели: продолжить знакомство с творчеством писателя; отметить ряд особенностей творческой манеры ; анализ внутреннего мира героев; авторское отношение к изображаемому; нравственные вопросы, затронутые в рассказах (труд как нравственное содержание человеческой жизни).
|
1
|
|
|
36
|
41
|
М. М. Зощенко. Автор и его герой. Рассказ «Галоша».
Цели: познакомить с биографией; дать понятие о сатире; показать связь стиля повествования с жизненным материалом и образом автора.
|
1
|
|
|
37
|
42
|
Автор и герой в рассказах Зощенко. Своеобразие языка и жанра. Рассказ «Встреча».
Цели: показать взаимоотношения автора и героя-повествователя; отметить особенности языка и жанра.
|
1
|
|
|
38
|
43
|
М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» Цели: знакомство с фактами биографии; жанр «сказка-быль»; познакомить с идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев.
|
1
|
|
|
39
|
44-45
|
Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».
Цели: 1) подвести к определению главной идеи произведения; совершенствование навыков сопоставления героев, эпизодов; анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне…»; нравственные проблемы в «сказке-были»; 2) рассмотреть особенности композиции; обсудить смысл названия; сказочные мотивы в повествовании и их художественная функция.
|
2
|
|
|
40
|
46
|
Ю. М. Нагибин. Рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Цели: познакомить с биографией писателя; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста.
|
1
|
|
|
41
|
47-48
|
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
Цели: познакомить с творчеством К. Симонова, С. Орлова, Д. Самойлова; осмысление темы войны.
|
2
|
|
|
42
|
49
|
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
Цели: познакомить с биографией писателя; жанр рассказа, сюжет, конфликт; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста.
|
1
|
|
|
43
|
50
|
«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Цели: обсуждение нравственных проблем (честность, долг, доброта); понятие «детали»; пейзаж и его художественная роль в рассказе.
|
1
|
|
|
44
|
51
|
В. Г. Распутин. «Уроки французского».
Цели: познакомить с личностью писателя; знакомство с содержанием рассказа; отражение в рассказе трудностей послевоенного времени; рассмотреть приёмы характеристики героя; понятия посвящения, предисловия.
|
1
|
|
|
45
|
52
|
Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»).
Цели: познакомить с композицией рассказа; показать сложный внутренний мир героя (портрет литературного героя); вспомнить приём антитезы.
|
1
|
|
|
46
|
53
|
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.
Цели: подвести к пониманию душевной щедрости учительницы, отметить её роль в жизни мальчика; обсудить смысл названия рассказа.
|
1
|
|
|
47
|
54-55
|
Развитие речи. Нравственный выбор моего ровесника (по произведениям В. П. Астафьева, В. Г. Распутина)
Цели: совершенствование навыков писать творческую работу по произведению, выполнять анализ эпизодов, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному.
|
2
|
|
|
48
|
56
|
Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
Цели: познакомить с личностью писателя; знакомство с содержанием рассказа; юмор и его роль в рассказе; нравственные проблемы в произведении.
|
1
|
|
|
49
|
57
|
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».
Цели: дать сведения о жизни и творчестве Блока; рассмотреть понятие «художественный образ»; стилистические фигуры: антитеза, эпитет, олицетворение; символическое начало в поэзии Блока; языковые особенности.
|
1
|
|
|
50
|
58
|
Сергей Есенин. В гостях у поэта. Урок – заочное путешествие.
Цели: дать сведения о жизни и творчестве С. Есенина; тема Родины и родной природы в творчестве поэта; обучение выразительному чтению; фольклорные традиции в поэзии; понятие «аллитерации».
|
1
|
|
|
51
|
59
|
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты.
Цели: дать сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой; понятие псевдонима; понятие ассоциации; поэтический мир поэтессы и роль художественной детали в её поэзии.
|
1
|
|
|
52
|
60
|
Развитие речи. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).
Цели: совершенствование навыков составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу.
|
1
|
|
|
|
|
Из зарубежной литературы (6 ч).
|
|
|
|
53
|
61
|
Марк Твен. « Приключения Гекльберри Финна».
Цели: продолжить знакомство с творчеством М. Твена; совершенствовать навыки словесного рисования
|
1
|
|
|
54
|
62-63
|
Джек Лондон. «Любовь к жизни»
Цели: познакомить с судьбой и личностью писателя; отметить жизнеутверждающую направленность его книг; совершенствовать навыки пересказа разного типа.
|
2
|
|
|
55
|
64
|
Рей Дуглас Брэдбери. Смысл названия рассказа «Каникулы».
Цели: дать биографические сведения о писателе; познакомить с жанром научно-фантастической литературы; фольклорные традиции, порядок событий в сказочном сюжете.
|
1
|
|
|
56
|
65
|
Рей Брэдбери. Рассказ «Зеленое утро».
Цели: вспомнить понятие сюжета, композиции;
рассмотреть приём фантастики в сказках Брэдбери, обсудить роль этого приёма.
|
1
|
|
|
57
|
66
|
Э. Сетон-Томпсон – писатель, художник, человек.
Цели: познакомить с личностью писателя; рассмотреть тематику его произведений (книги о животных);
|
1
|
|
|
58
|
67-68
|
Итоговый урок. (Рекомендация книг для летнего чтения).
Цель: 1) проверить знание текстов литературных произведений; 2) знание истории литературы; 3)
знание изученных сведений по теории литературы; 4)
выявление уровня литературного развития уч-ся по вопросам:
– Мои любимые литературные герои и их нравственные качества.
– Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?
|
2
|
|
|