Скачать 237.56 Kb.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Современные проблемы изучения развития системы русского языка Магистратура по направлению 520300 – «Филология»Магистерская программа – «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация (степень) «магистр» Аннотация «Современные проблемы изучения развития системы русского языка» это историко-лингвистическая дисциплина, которая дает целостную систему знаний по истории, теории и методологии диахронического описания всех уровней языковой системы русского языка, необходимую для формирования профессиональной компетенции в области научных исследований и анализа современных языковых процессов. Магистранты получают систематическое представления о характере исторических языковых процессов в русском языке, об основных научных методах и теориях в диахронической лингвистике XIX–XXI вв., вырабатывают историческое мышление в отношении к языковой системе, умение анализировать языковое явление на разных этапах его исторического развития, критически оценивать имеющиеся научные интерпретации; овладевают практическими приемами научного анализа историко-лингвистических источников, методами и способами научной аргументации; овладевают навыками применения выработанных представлений о развитии русской языковой системы в методике преподавания языков. III. Цели и задачи дисциплины: Изучить основные проблемы эволюции русского языка с древнейших времен до наших дней, формирование и развитие всех уровней его языковой структуры и ее отдельных составляющих, «общие закономерности и тенденции преобразования разных уровней языковой системы, которые обнаруживаются в последовательной смене синхронных состояний, восстанавливаемых для разных исторических периодов русского языка»1, применять полученные знания при изучении современного русского языка и при анализе его языковых явлений, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений современного русского языка. IV. Место дисциплины в структуре ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Филология»: Вариативная часть магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире». Данная дисциплина предоставляет теоретические знания и вырабатывает практические навыки, необходимые для изучения иностранными учащимися теоретико-практического курса современного русского языка. С курсом «Современные проблемы изучения развития системы русского языка» связаны лингвистические, литературоведческие, исторические и культурологические дисциплины: «История русского языка и культуры: проблемы и методы изучения», «Современный русского языка», «Актуальные проблемы изучения истории русской культуры» «Актуальные проблемы филологии», «Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка и культуры в иностранной аудитории», «Язык русских писателей», «История русской литературы» и др. Для изучения дисциплины «Современные проблемы изучения развития системы русского языка» необходимы: владение русским языком не ниже уровня В-1 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками CEFR; знания, умения и компетенции, сформированные в результате освоения образовательной программы бакалавриата «Филология» и др. и формируемые в процессе обучения в магистратуре по направлению подготовки «Филология» (магистерская программа «Русской язык и культура в современном мире»). Дисциплина преподается в третьем семестре (II курс магистратуры). Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. Форма промежуточной аттестации: зачет. V. Формы проведения: Форма занятий: лекции (18 часов), практические занятия (18 часов), самостоятельная работа (36 часа) = 72 часа. Формы текущего контроля: тесты, контрольные работы. VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:
VII. Содержание дисциплины. Раздел 1. Предмет и задачи курса. Источники и методы исторического изучения языка. Периодизация истории русского языка. Раздел 2. Праславянское наследие в звуковой системе восточнославянских диалектов. Основные изменения в истории звукового строя праславянского языка, определившие характер звуковой системы восточнославянских диалектов. Общие черты и различия фонетических систем восточнославянских и южнославянских диалектов. Раздел 3. Фонетическая система, условно принимаемая за исходную (X–XI вв.). Структура слога, система вокализма, система консонантизма, особенности акцентной системы. Древнейшие фонетические изменения. Утрата носовых. Проблема вторичного смягчения согласных. Раздел 4. Восточнославянские диалектные различия в звуковой системе. Отсутствие II палатализации заднеязычных согласных и III палатализации для звука *х в древненовгородском диалекте. Рефлексы некоторых праславянских сочетаний с йотом. Рефлексы праславянских сочетаний *tl и *dl. Шепелявое произношения мягких свистящих. Цоканье. Рефлексы праславянских сочетаний типа *TЪRT. Качество согласного [g] (g взрывной ~ γ фрикативный). Раздел 5. Падение редуцированных. Хронология процесса. Судьба звуков [ъ] и [ь]: утрата в слабой позиции, вокализация в сильной ([ъ] > [о], [ь] > [е]). Различная судьба напряженных редуцированных [ǐ] и [ç] в сильной позиции на древнерусской территории. Изменение сочетаний типа TЪRT. Изменение сочетаний типа TRЪT. Раздел 6. Следствия падения редуцированных. Изменения в системе гласных. Изменения структуры слога. Изменения в области согласных: образование новых сочетаний согласных в пределах слога; ассимилятивные и диссимилятивные изменения; упрощение групп согласных; процессы в позиции конца слова Раздел 7. Изменения в системе консонантизма. Формирование корреляции согласных по твёрдости-мягкости, роль в этом процессе падения редуцированных. Отвердение шипящих [š’], [ž’] и [с’]. Изменение согласных [š’t’š’] и [ž’d’ž’] по диалектам. История губных спирантов по диалектам. Раздел 8. История гласных [i] и [у]. Объединение <.i> и в одну фонему. Изменение сочетаний [ky], [gy], [хy] в [k’i], [g’i], [х’i] как следствие утраты согласными лабиовелярности. Раздел 9. История гласных звуков [е] и [о] и фонем <�е> и <�о>. Изменение [e] в [o] в позиции после мягкого согласного перед твёрдым. Относительная хронология этого процесса Влияние фонетического изменения [’e] > [’o] и аналогических процессов на фонологическую систему. Судьба звуков [е] и [о] в диалектах разных типов: отсутствие изменения [’e] > [’o] в говорах новгородского типа. Раздел 10. История гласных верхнесреднего подъема <�ě> и <�ô>. Судьба <�ě> в диалектах разного типа: замена фонемой <�е> в говорах ростово-суздальского типа; изменение в [и] в древненовогородском диалекте. Судьба <�ô>: замена фонемой <�о>. Раздел 11. История аканья. Аканье как тип безударного вокализма. Основные гипотезы о времени, месте и причинах возникновения аканья. Раздел 12. История категорий и форм имени существительного. Исходная система категорий и форм существительных. Утрата категории двойственного числа. Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе. Унификация твёрдого и мягкого вариантов склонения. Унификация типов склонения во множественном числе. Формирование категории одушевленности. Раздел 13. История форм имени прилагательного. Исходная система категорий и форм прилагательных. Именные и членные формы, их значение и синтаксические функции. Адъективное склонение. История именных форм качественных и относительных прилагательных. История местоименных форм прилагательных. История форм сравнительной степени: Формирование современной превосходной степени. Раздел 14. История местоимений. Исходная система категорий и форм личных и неличных местоимений. История форм личных (1-го и 2-го лица) и возвратного местоимений. Формирование местоимения 3-го лица. История форм неличных местоимений. Раздел 15. История числительных. Слова, обозначающие числа, в исходной морфологической системе, особенности склонения и синтаксических связей. История формирования имени числительного как особой части речи. Раздел 16. История глагольных форм. Исходная система категорий и форм глагола. Категория вида в истории русского языка. История форм настоящего и будущего времени. История флексий презенса. Дифференциация временного значения форм презенса в связи с развитием категории вида (настоящее // простое будущее). Формирование современного аналитического будущего времени. История форм прошедшего времени. Утрата перфектом глагола-связки. Преобразование перфекта в универсальную форму прошедшего времени. История форм повелительного и сослагательного наклонений. История причастий. Адъективация членных форм причастий. Закрепление в литературном языке в качестве нормативных церковнославянских по происхождению причастий. Преобразование именных форм действительных причастий в деепричастия. Сохранение именных форм страдательных причастий в функции предиката, утрата ими форм косвенных падежей. История инфинитива и супина. Раздел 17. Проблемы и задачи исторического синтаксиса русского языка. Проблемы выделения синтаксических единиц. Эллипсис подлежащего как норма древнего предложения в связном тексте. Сказуемое в древнерусском предложении. Особенности синтаксиса падежей. Особенности согласования и управления. Особенности порядка слов и место энклитик в предложении. Проблема сложного предложения. Принцип «цепочечного нанизывания». Репертуар средств подчинительной связи в текстах разных типов и жанров. Раздел 18. Лексика и словообразование в историческом развитии русского языка. Словарный состав как наиболее подвижный уровень языка. Общеславянский лексический фонд как основа словаря древнерусского языка. Словообразовательные средства, унаследованные древнерусским языком, в исходной системе. Основные средства пополнения словарного состава – словообразование и заимствования. Словообразование: суффиксальное, префиксальное, синтаксически обусловленные переходы слов из одной части речи в другую. Заимствования: источники, основные типы, периоды наиболее интенсивного проникновения в русский язык. VIII. Перечень компетенций, формируемый в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции: а) общенаучные:
б) инструментальные:
в) системные:
Профессиональные компетенции: Общепрофессиональные:
Специализированные М-СПК: свободное владение русским языком в его литературной форме; знание родственных связей русского языка и его типологических соотношений с другими языками, теорий его происхождения, истории, тенденций развития; знание этапов диахронического развития русского языка, его взаимосвязей со старославянским и церковнославянским, его основных региональных вариантов и диалектов; знание уровневой системы русского языка и принципов ее функционирования; владение базовой терминологией и понимание основной проблематики русской и славянской филологии В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
IX. Используемые образовательные технологии: личностной ориентированности, интенсивности, диалогичности, модульности, межпредметности, креативности, метод свернутых информационных структур. X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: Текущий контроль успеваемости проводится в форме аудиторных и внеаудиторных письменных заданий (контрольных работ) и тестирования. Промежуточный аттестация по итогам освоения дисциплины – зачет. Примерный список вопросов к зачету
Образцы типовых заданий.
На клёне, клён, ёлка, под землёй, взлёт, весёлый, ружьё, ведёшь, ведёте, твоё.
Образцы тестов:
XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
пособия для практических занятий, хрестоматии:
словари:
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=895
б) дополнительная литература:
в) Интернет-ресурсы и программное обеспечение:
XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает доступ к интернету во внеаудиторное и аудиторное время; использование на занятиях компьютерного проектора и интерактивной электронной доски (специализированный мультимедийные кабинеты 950, 951, 1063); доступность указанных ресурсов и литературы. Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ направлению подготовки «Русский язык и культура в современном мире» Разработчик Докт. филол. наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Е.А.Кузьминова 1 Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М., 1997. С. 8. |
Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания... Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов... |
Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского... «История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного».... |
||
Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского... Целями освоения дисциплины «Современные концепции учебника русского языка как иностранного» являются |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты) |
||
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского... В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, в курсе акцентируется внимание на русском... |
Программа учебной дисциплины Историческая морфология русского языка... Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
||
Программа учебной дисциплины историческая фонетика русского языка... Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
К рабочей программе дисциплины « Б. 1» «Современные проблемы науки и образования» Курс «Современные проблемы науки и образования» базовая часть профессионального цикла дисциплины основной образовательной программы... |
||
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Программа учебной дисциплины 19 век в истории русского языка и культуры... Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |