Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка




Скачать 237.56 Kb.
Название Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка
Дата публикации 01.10.2014
Размер 237.56 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Современные проблемы изучения развития

системы русского языка

Магистратура по направлению 520300 – «Филология»


Магистерская программа – «Русский язык и культура

в современном мире»
Квалификация (степень) «магистр»


Аннотация

«Современные проблемы изучения развития системы русского языка»  это историко-лингвистическая дисциплина, которая дает целостную систему знаний по истории, теории и методологии диахронического описания всех уровней языковой системы русского языка, необходимую для формирования профессиональной компетенции в области научных исследований и анализа современных языковых процессов. Магистранты получают систематическое представления о характере исторических языковых процессов в русском языке, об основных научных методах и теориях в диахронической лингвистике XIX–XXI вв., вырабатывают историческое мышление в отношении к языковой системе, умение анализировать языковое явление на разных этапах его исторического развития, критически оценивать имеющиеся научные интерпретации; овладевают практическими приемами научного анализа историко-лингвистических источников, методами и способами научной аргументации; овладевают навыками применения выработанных представлений о развитии русской языковой системы в методике преподавания языков.
III. Цели и задачи дисциплины:

Изучить основные проблемы эволюции русского языка с древнейших времен до наших дней, формирование и развитие всех уровней его языковой структуры и ее отдельных составляющих, «общие закономерности и тенденции преобразования разных уровней языковой системы, которые обнаруживаются в последовательной смене синхронных состояний, восстанавливаемых для разных исторических периодов русского языка»1, применять полученные знания при изучении современного русского языка и при анализе его языковых явлений, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений современного русского языка.
IV. Место дисциплины в структуре ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Филология»:

Вариативная часть магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире».

Данная дисциплина предоставляет теоретические знания и вырабатывает практические навыки, необходимые для изучения иностранными учащимися теоретико-практического курса современного русского языка. С курсом «Современные проблемы изучения развития системы русского языка» связаны лингвистические, литературоведческие, исторические и культурологические дисциплины: «История русского языка и культуры: проблемы и методы изучения», «Современный русского языка», «Актуальные проблемы изучения истории русской культуры» «Актуальные проблемы филологии», «Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка и культуры в иностранной аудитории», «Язык русских писателей», «История русской литературы» и др.

Для изучения дисциплины «Современные проблемы изучения развития системы русского языка» необходимы: владение русским языком не ниже уровня В-1 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками CEFR; знания, умения и компетенции, сформированные в результате освоения образовательной программы бакалавриата «Филология» и др. и формируемые в процессе обучения в магистратуре по направлению подготовки «Филология» (магистерская программа «Русской язык и культура в современном мире»).

Дисциплина преподается в третьем семестре (II курс магистратуры).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Форма промежуточной аттестации: зачет.
V. Формы проведения:

Форма занятий: лекции (18 часов), практические занятия (18 часов), самостоятельная работа (36 часа) = 72 часа.

Формы текущего контроля: тесты, контрольные работы.
VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:




п/п

Наименование разделов и тем дисциплины

Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий (для дисциплин) и видам работ (для практик)

Формы контроля


Аудиторная работа с разбивкой по формам и видам

самостоя-тельная работа

лекции

практич. занятия/

семинары

лабора-торная работа

1.

Предмет и задачи курса.

Праславянское наследие в звуковой системе восточнославянских диалектов.

2

2

-

4

тест

2.

Фонетическая система, условно принимаемая за исходную (X–XI вв.).

Восточнославянские диалектные различия в звуковой системе.

1

1




2

контрольная работа

3.

Падение редуцированных.

Следствия падения редуцированных.

1

1




2

контроль-ная работа

4.

Изменения в системе консонантизма.

История гласных [i] и [у]. Изменение сочетаний [ky], [gy], [хy]

1

1




2

-

5.

История гласных звуков [е] и [о] и фонем <�е> и <�о> .

История гласных верхнесреднего подъема <�ě> и <�ô>.

1

1




2

-

6.

История аканья.

1

1




2

тест

7.

История категорий и форм имени существительного.

2

2




4

контроль-ная работа

8.

История форм имени прилагательного.

1

1




2

-

9.

История местоимений.

1

1




2

-

10.

История формирования имени числительного как особой части речи.

1

1




2




11.

История глагольных форм.

2

2




4

тест

12.

Проблемы и задачи исторического синтаксиса русского языка.

2

2




4




13.

Лексика и словообразование в историческом развитии русского языка.

2

2




4

тест

зачет

























Итого

18

18




36






VII. Содержание дисциплины.

Раздел 1. Предмет и задачи курса. Источники и методы исторического изучения языка. Периодизация истории русского языка.

Раздел 2. Праславянское наследие в звуковой системе восточнославянских диалектов. Основные изменения в истории звукового строя праславянского языка, определившие характер звуковой системы восточнославянских диалектов. Общие черты и различия фонетических систем восточнославянских и южнославянских диалектов.

Раздел 3. Фонетическая система, условно принимаемая за исходную (XXI вв.). Структура слога, система вокализма, система консонантизма, особенности акцентной системы. Древнейшие фонетические изменения. Утрата носовых. Проблема вторичного смягчения согласных.

Раздел 4. Восточнославянские диалектные различия в звуковой системе. Отсутствие II палатализации заднеязычных согласных и III палатализации для звука *х в древненовгородском диалекте. Рефлексы некоторых праславянских сочетаний с йотом. Рефлексы праславянских сочетаний *tl и *dl. Шепелявое произношения мягких свистящих. Цоканье. Рефлексы праславянских сочетаний типа *TЪRT. Качество согласного [g] (g взрывной ~ γ фрикативный).

Раздел 5. Падение редуцированных. Хронология процесса. Судьба звуков [ъ] и [ь]: утрата в слабой позиции, вокализация в сильной ([ъ] > [о], [ь] > [е]). Различная судьба напряженных редуцированных [ǐ] и [ç] в сильной позиции на древнерусской территории. Изменение сочетаний типа TЪRT. Изменение сочетаний типа TRЪT.

Раздел 6. Следствия падения редуцированных. Изменения в системе гласных. Изменения структуры слога. Изменения в области согласных: образование новых сочетаний согласных в пределах слога; ассимилятивные и диссимилятивные изменения; упрощение групп согласных; процессы в позиции конца слова

Раздел 7. Изменения в системе консонантизма. Формирование корреляции согласных по твёрдости-мягкости, роль в этом процессе падения редуцированных. Отвердение шипящих [š’], [ž’] и [с’]. Изменение согласных [š’t’š’] и [ž’d’ž’] по диалектам. История губных спирантов по диалектам.

Раздел 8. История гласных [i] и [у]. Объединение <.i> и в одну фонему. Изменение сочетаний [ky], [gy], [хy] в [k’i], [g’i], [х’i] как следствие утраты согласными лабиовелярности.

Раздел 9. История гласных звуков [е] и [о] и фонем <�е> и <�о>. Изменение [e] в [o] в позиции после мягкого согласного перед твёрдым. Относительная хронология этого процесса Влияние фонетического изменения [’e] > [’o] и аналогических процессов на фонологическую систему. Судьба звуков [е] и [о] в диалектах разных типов: отсутствие изменения [’e] > [’o] в говорах новгородского типа.

Раздел 10. История гласных верхнесреднего подъема <�ě> и <�ô>. Судьба <�ě> в диалектах разного типа: замена фонемой <�е> в говорах ростово-суздальского типа; изменение в [и] в древненовогородском диалекте. Судьба <�ô>: замена фонемой <�о>.

Раздел 11. История аканья. Аканье как тип безударного вокализма. Основные гипотезы о времени, месте и причинах возникновения аканья.

Раздел 12. История категорий и форм имени существительного. Исходная система категорий и форм существительных. Утрата категории двойственного числа. Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе. Унификация твёрдого и мягкого вариантов склонения. Унификация типов склонения во множественном числе. Формирование категории одушевленности.

Раздел 13. История форм имени прилагательного. Исходная система категорий и форм прилагательных. Именные и членные формы, их значение и синтаксические функции. Адъективное склонение. История именных форм качественных и относительных прилагательных. История местоименных форм прилагательных. История форм сравнительной степени: Формирование современной превосходной степени.

Раздел 14. История местоимений. Исходная система категорий и форм личных и неличных местоимений. История форм личных (1-го и 2-го лица) и возвратного местоимений. Формирование местоимения 3-го лица. История форм неличных местоимений.

Раздел 15. История числительных. Слова, обозначающие числа, в исходной морфологической системе, особенности склонения и синтаксических связей. История формирования имени числительного как особой части речи.

Раздел 16. История глагольных форм. Исходная система категорий и форм глагола. Категория вида в истории русского языка. История форм настоящего и будущего времени. История флексий презенса. Дифференциация временного значения форм презенса в связи с развитием категории вида (настоящее // простое будущее). Формирование современного аналитического будущего времени. История форм прошедшего времени. Утрата перфектом глагола-связки. Преобразование перфекта в универсальную форму прошедшего времени. История форм повелительного и сослагательного наклонений. История причастий. Адъективация членных форм причастий. Закрепление в литературном языке в качестве нормативных церковнославянских по происхождению причастий. Преобразование именных форм действительных причастий в деепричастия. Сохранение именных форм страдательных причастий в функции предиката, утрата ими форм косвенных падежей. История инфинитива и супина.

Раздел 17. Проблемы и задачи исторического синтаксиса русского языка. Проблемы выделения синтаксических единиц. Эллипсис подлежащего как норма древнего предложения в связном тексте. Сказуемое в древнерусском предложении. Особенности синтаксиса падежей. Особенности согласования и управления. Особенности порядка слов и место энклитик в предложении. Проблема сложного предложения. Принцип «цепочечного нанизывания». Репертуар средств подчинительной связи в текстах разных типов и жанров.

Раздел 18. Лексика и словообразование в историческом развитии русского языка. Словарный состав как наиболее подвижный уровень языка. Общеславянский лексический фонд как основа словаря древнерусского языка. Словообразовательные средства, унаследованные древнерусским языком, в исходной системе. Основные средства пополнения словарного состава – словообразование и заимствования. Словообразование: суффиксальное, префиксальное, синтаксически обусловленные переходы слов из одной части речи в другую. Заимствования: источники, основные типы, периоды наиболее интенсивного проникновения в русский язык.
VIII. Перечень компетенций, формируемый в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

  • способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1) (формируется частично);

  • способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

б) инструментальные:

  • владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

  • владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4) (формируется частично).

в) системные:

  • способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1) (формируется частично);

  • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

  • способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3) (формируется частично).



Профессиональные компетенции:

Общепрофессиональные:

  • знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

  • владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

  • владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

  • способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

  • умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

  • владение навыками последовательного устного и письменного перевода разностилевых текстов с основного и второго языков на родной и с родного на данные языки (М-ПК-11).



Специализированные М-СПК:

свободное владение русским языком в его литературной форме; знание родственных связей русского языка и его типологических соотношений с другими языками, теорий его происхождения, истории, тенденций развития; знание этапов диахронического развития русского языка, его взаимосвязей со старославянским и церковнославянским, его основных региональных вариантов и диалектов; знание уровневой системы русского языка и принципов ее функционирования; владение базовой терминологией и понимание основной проблематики русской и славянской филологии


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • исходную фонетическую систему и пути ее дальнейшего развития, историю звуковых изменений и фонетических отношений до настоящего времени;

  • исходную морфологическую систему и направления ее видоизменения во времени, историю грамматических категорий и форм их выражения в разные периоды развития языка;

  • общую проблематику развития словообразовательной, лексической и синтаксической систем русского языка;

  • современные научные исследования актуальных проблем развития всех уровней системы русского языка.



Уметь:

  • читать, переводить и анализировать на основе полученных теоретических знаний тексты, отражающие разные этапы развития системы русского языка;

  • использовать в практических и научных целях соответствующие словари;

  • использовать полученные теоретические знания при изучении современного русского языка и при анализе и интерпретации его языковых явлений и активных процессов;

  • использовать полученные теоретические знания при чтении и анализе текстов русской классической литературы.



Владеть:

  • умениями и навыками транскрибирования текста (фонетическая и фонематическая транскрипция);

  • умениями и навыками реконструкции форм;

  • методами и приемами анализа и интерпретации различных типов и видов текстов.



IX. Используемые образовательные технологии: личностной ориентированности, интенсивности, диалогичности, модульности, межпредметности, креативности, метод свернутых информационных структур.
X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Текущий контроль успеваемости проводится в форме аудиторных и внеаудиторных письменных заданий (контрольных работ) и тестирования.
Промежуточный аттестация по итогам освоения дисциплины – зачет.
Примерный список вопросов к зачету


  1. Отличия ранней русской языковой системы от южнославянской системы, отраженной в старославянских памятниках письменности.

  2. История носовых гласных. Утрата носовых гласных Хронология процесса.

  3. «Исходная» система гласных и согласных фонем.

  4. Строение слога. Основные особенности акцентной системы.

  5. Древнейшие восточнославянские диалектные различия в звуковой системе.

  6. Падение редуцированных. Хронология процесса падения редуцированных в истории русского языка. Судьба звуков [ъ] и [ь].

  7. История напряженных редуцированных [ǐ] и [ç].

  8. Последствия падения редуцированных для звуковой системы. Изменения в области гласных. Изменение структуры слога.

  9. Последствия падения редуцированных для звуковой системы. Изменения в области согласных.

  10. История формирования категории твердости ~ мягкости согласных.

  11. История шипящих [š’], [ž’] согласных и [с’]. Изменение согласных [š’t’š’] и [ž’d’ž’] по диалектам.

  12. История гласных звуков [i] и [у]. Изменение сочетаний [ky], [gy], [хy] в [k’i], [g’i], [х’i].

  13. История гласных звуков [е] и [о] и фонем <�е> и <�о>.

  14. История гласных фонем <�ě> и <�ô>.

  15. История аканья. Основные гипотезы о времени, места и причинах возникновения аканья.

  16. История категорий и форм имени существительного. Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе. Унификация твердого и мягкого вариантов склонения.

  17. История категорий и форм имени существительного. История категорий и форм имени существительного. Утрата категории двойственного числа.

  18. История категорий и форм имени существительного. Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Происхождение падежных окончаний во множественном числе.

  19. История категорий и форм имени существительного. История формирования категории одушевленности-неодушевленности существительных в русском языке.

  20. История именных форм качественных и относительных прилагательных в русском языке.

  21. История падежных форм местоименных прилагательных в русском языке.

  22. История форм сравнительной степени прилагательного в русском языке. Формирование современной превосходной степени.

  23. История личных местоимений 1-го и 2-го лица и возвратного местоимения. Оформление личного местоимения 3-го л.

  24. История форм склонения неличных местоимений в русском языке.

  25. Формирование имени числительного как части речи в истории русского языка.

  26. История формирования категории вида в русском языке.

  27. История форм настоящего и будущего времени глагола в русском языке.

  28. История форм прошедшего времени глагола в русском языке.

  29. История форм повелительного и сослагательного наклонений глагола в русском языке.

  30. История членных форм действительных и страдательных причастный.

  31. История именных форм действительных и страдательных причастий. Формирование деепричастий.


Образцы типовых заданий.

  1. Запишите следующие пары слов по-древнерусски и объясните, как в результате фонетического процесса падения редуцированных возникли наблюдаемые в современном русском языке чередования гласного [о] и [е] с нулем звука (появились так называемые беглые О и Е):

зов – звать




кусок – куска




брать – беру




посол – посла




умён – умна




конец – конца




сон – сна




платок – платка




льстить – лесть




мстить – месть




честь – чтить




рожь – во ржи




ко мне – к тебе







  1. В каких словоформах изменение ’е > ’о а) фонетических закономерно; б) явилось результатом аналогических процессов:


На клёне, клён, ёлка, под землёй, взлёт, весёлый, ружьё, ведёшь, ведёте, твоё.



  1. Разделите следующие слова на три группы в зависимости от происхождении в них звука [e]: [e] восходит к , к [ь] (ь < *i), к [ě] (из или дифтонга). Внесите их в таблицу, записав по-древнерусски: грех, пень, мел, сестра, цена, дело, село, день, лес, брошен.














  1. 1) Запишите данные существительные по-древнерусски. 2) Напишите а) исконные древнерусские и б) современные формы именительного падежа множественного числа. Объясните происхождение современных форм.

им.п. ед.ч.

им.п. мн.ч.

им.п. ед.ч.

им.п. мн.ч.

брат

братья

браты

брати

пруд










сын










слово










плечо










камень










река










голос










купец










учитель











Образцы тестов:

1. Пятифонемный состав вокализма сформировался…

А. в результате утраты носовых звуков

Б. в результате исчезновения фонем верхне-среднего подъема <�ě> и <�ô>

В. в результате совпадения звуков [i] и [y] в одной фонеме

2. Членные формы сравнительной степени в истории русского языка…

А. утратили словоизменение и выработали единую унифицированную форму

Б. были утрачены вообще

В. приобрели значение превосходной степени

3. Деепричастие зная восходит к древнерусской форме…

А. действ. прич. прош. вр. им. ед. м.-ср. р.

Б. действ. прич. наст. вр. им. ед. ж. р.

В. действ. прич. наст. вр. им. ед. м.-ср. р.



XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 2-е изд. доп. М., 1965. (Переиздано: М., 2004; М., 2010).

  2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М., 1997.

  3. Галинская Е.А. Историческая фонетика русского языка. М., 2004.


пособия для практических занятий, хрестоматии:

  1. Васеко Е.Ф., Горшкова К.В. Историческая грамматика русского языка. Учебное пособие для практических занятий. М., 1994.

  2. Обнорский С.П., Бархударов С.Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. I. 2-е изд. М., 1952; 3-е изд. М., 1999.


словари:

  1. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. I–III. СПб, 1893–1912. (Переиздано: М., 1958; М., 1989).

http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=895

  1. Словарь русского языка XI–XVII вв. Т. 1–28. М., 1975–2010 (продолжающееся издание). http://community.livejournal.com/nadpisi_dr_rusi/3871.html

  2. Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). Т. 1–8. М., 1988–2009 (продолжающееся издание)

  3. Фасмер М . Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1964–1973; 2-е изд. М., 1986–1987. http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=contents&book=vasmer

  4. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: В 2 т. М., 1993. http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=contents&book=chernykh


б) дополнительная литература:

  1. Живов В.М. Очерки исторической морфологии русского языка XVII–XVIII вв. М., 2004.

  2. Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. М., 2004. http://gramoty.ru/?id=dnd.

  3. Историческая грамматика русского языка / Под ред. В. Б. Крысько. Т. I–IV. М., 2000–2006 (продолжающееся издание).

  4. Колесов В.В. Историческая грамматика русского языка. СПб., 2009.

  5. Колесов В.В. История русского языка. СПб., 2005.

  6. Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. Морфология. М., 1959 (Переиздано: М., 2010).

  7. Кукушкина О.В., Ремнёва М.Л. Вид и время русского глагола. М., 1984.

  8. Марков В.М. Историческая грамматика русского языка: Именное склонение. М., 1974.

  9. Хабургаев Г.А. Очерки исторической морфологии русского языка. Имена М., 1990.

  10. Черных П.Я. Историческая грамматика русского языка. Краткий очерк. 3-е изд. М. 1962 (Переиздано: М., 2011).

  11. Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. М, 1957. (Переиздано: М., 2010).


в) Интернет-ресурсы и программное обеспечение:

  1. Библиотека Фронтистеса. Содержит издания и исследования важнейших памятников древнерусской письменности, описания рукописных собраний, словари старославянского, церковнославянского и древнерусского языков, учебные пособия, хрестоматии и монографии по исторической русистике: http://ksana-k.narod.ru; http://community.livejournal.com/frontistesdiary/

  2. Электронный корпус славянских рукописей из собраний Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Российской Государственной библиотеки (к настоящему времени около 3000 рукописей): http://www.stsl.ru/manuscripts/index.php

  3. Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов, включающий жития XV–XVII вв. из фондов Российской национальной библиотеки (более 50 рукописей): http://www.project.phil.pu.ru/scat

  4. Электронный архив «Рукописные памятники Древней Руси»: http://www.lrc-lib.ru

  5. Портал «Манускрипт: Славянское письменное наследие» содержит: а) коллекции древнейших и средневековых славянских и русских текстов, в том числе полные тексты всех сохранившихся рукописей, созданных на территории Древней Руси в XI веке., славянские евангелия XI–XIV вв.. служебные минеи XI–XIV вв., триоди XII–XIVвв., летописи, жития и др.; б) информацию о разработках в области их электронной публикации и методах создания полнотекстовых баз данных рукописных памятников: http://mns.udsu.ru/

  6. Этимология и история слов русского языка. Электронные публикации исследований по этимологии и этимологических словарей: http://etymolog.ruslang.ru

  7. Электронные публикации Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. На портале представлены: Словарь книжников и книжности Древней Руси, Библиотека литературы Древней Руси, Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), библиография работ по древнерусской литературе: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4738

  8. Сайт, посвященный истории русского письма: http://ruspismo.net/
  9. KODEKS. German Slavistics Server. Информационная система online по языку и письменности славянского средневековья: http://kodeks.uni-bamberg.de/


  10. Хронос. Представлены материалы по российской (начиная с IX в.) и европейской истории (с IV в. до н.э.): http://www.hrono.ru


XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает доступ к интернету во внеаудиторное и аудиторное время; использование на занятиях компьютерного проектора и интерактивной электронной доски (специализированный мультимедийные кабинеты 950, 951, 1063); доступность указанных ресурсов и литературы.


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ направлению подготовки «Русский язык и культура в современном мире»


Разработчик

Докт. филол. наук, доцент кафедры русского языка

для иностранных учащихся

филологического факультета МГУ

имени М.В. Ломоносова Е.А.Кузьминова


1 Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М., 1997. С. 8.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...
Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....
Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского...
Целями освоения дисциплины «Современные концепции учебника русского языка как иностранного» являются
Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)
Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, в курсе акцентируется внимание на русском...
Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon Программа учебной дисциплины Историческая морфология русского языка...
Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»
Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon Программа учебной дисциплины историческая фонетика русского языка...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»
Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon К рабочей программе дисциплины « Б. 1» «Современные проблемы науки и образования»
Курс «Современные проблемы науки и образования» базовая часть профессионального цикла дисциплины основной образовательной программы...
Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка icon Программа учебной дисциплины 19 век в истории русского языка и культуры...
Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции