Принято на заседании педагогического совета.
Протокол № 1 от 30.08.2013 г.
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №170
с углубленным изучением
отдельных предметов
___________ Г.Д. Порохина
Приказ № 196-0 от 30.08.2013г.
Образовательная программа
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 170 с углубленным изучением отдельных предметов
Основная школа
г. Екатеринбург, 2013
Оглавление
1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания.
Необходимость разработки образовательной программы основной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Основное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Образовательная программа основной школы направлена на удовлетворение потребностей:
• обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;
• Екатеринбурга — в сохранении и развитии традиций города как крупнейшего научного и культурного центра России.
Образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №170 с углублённым изучением отдельных предметов создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности различной направленности.
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 170 с углубленным изучением отдельных предметов, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса, регламентируется Законом «Об образовании», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом МАОУ СОШ №170 с углубленным изучением отдельных предметов.
Назначение программы
Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, нами были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.
Цель: обеспечение оптимальных условий для всестороннего развития личности обучающегося, его общей и художественно-эстетической культуры, в соответствии с представлениями о новом качестве образования, отвечающем динамике общественного развития и современным требованиям
Задачи:
· обеспечивать гарантии прав детей на качественное образование;
· развивать содержание образования, обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку школьников по изобразительному искусству, музыке, мировой художественной культуре, языку, литературе;
· создавать и развивать механизмы, обеспечивающие демократическое управление школой;
· стимулировать творческое самовыражение учителя, раскрывать его профессиональный потенциал, обеспечивающий развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
· совершенствовать программно-методическое обеспечение учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
· обновлять содержание образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
· создавать вариативное образовательное пространство, интегрировать общее и дополнительное образование;
· создавать условия для формирования и развития у обучающихся качеств личности, несущей ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества;
· формировать здоровый образ жизни обучающихся.
Приоритетные направления: · развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.
· развитие здоровьесберегающего пространства школы;
· ориентация на компетентность, информационную культуру педагогов, оптимизацию их творческого потенциала, самостоятельность и профессиональную ответственность;
· развитие эффективного социального партнерства образовательного учреждения.
Принципы реализации программы
· Программно - целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив.
· Преемственность данной образовательной программы и программы развития школы.
· Информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе.
· Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы.
· Включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.
Прогнозируемый результат: · повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;
· приобретение обучающимися навыков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности;
· способность обучающегося выбрать приоритетный вид деятельности в условиях интеграции основного и дополнительного образования;
· способность обучающегося к постижению великого мира искусства;
· творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к профессиональной, инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;
· повышение рейтинга общеобразовательного учреждения;
Специфика контингента обучающихся
В школе соблюдается порядок приема обучающихся, гарантирующий их право на образование в соответствии с Законом «Об Образовании», определены принципы комплектования классов. Порядок приема обучающихся в школу закреплен в Уставе МАОУ СОШ №170 с углубленным изучением отдельных предметов.
В школе 7 классов, в которых обучается 98 пятиклассников и 84 шестиклассника. В последние 4 года наблюдается увеличение контингента обучающихся 1-4классов и снижение количества обучающихся 10-11классов.
Учебный год
|
1-4кл
|
5-9кл
|
10-11кл
|
Всего
|
2007-2008
|
313
|
419
|
139
|
870
|
2008-2009
|
323
|
363
|
147
|
833
|
2009-2010
|
346
|
452
|
56
|
854
|
2010-2011
|
391
|
415
|
41
|
847
|
2011-2012
|
413
|
392
|
83
|
888
|
2012-2013
|
400
|
385
|
87
|
872
|
2013-2014
|
408
|
409
|
85
|
902
|
Средняя наполняемость классов – 25,4 человека.
Специфика школы: на ступени начального общего образования - дополнительное (углубленное) изучение изобразительного искусства со 2-го класса, на ступени основного общего образования - дополнительное (углубленное) изучение предметов: русский язык, изобразительное искусство, музыка, литература, на ступени среднего (полного) общего образования - дополнительное (углубленное) изучение предметов: МХК, литература.
Контингент обучающихся различается по национальному, социальному статусу, ценностным ориентирам.
Уровень обученности школьников
на начало 2013-2014учебного года:
КЛАСС
|
Всего учащихся
|
На отлично
|
На хорошо и отлично
|
С одной тройкой
|
Не успевают
|
% качества
|
1-4 кл
|
408
|
7
|
119
|
8
|
1
|
41
|
5-9 кл
|
409
|
13
|
158
|
26
|
2
|
44
|
10-11 кл
|
85
|
3
|
34
|
7
|
-
|
43
|
Всего
|
902
|
23
|
311
|
41
|
3
|
39
|
Уровень обученности 4 классов
на начало 2013-2014учебного года:
4 классы
|
Всего учащихся
|
На отлично
|
На хорошо и отлично
|
С одной тройкой
|
Не успевают
|
% качества
|
|
95
|
2
|
36
|
4
|
-
|
46
|
Итоговые контрольные работы, срезы знаний подтверждают положительную динамику формирования и развития познавательных интересов учащихся и самообразовательных навыков.
.
класс
|
математика
|
Русский язык
|
учитель
|
4а класс
|
56
|
44
|
Лазукова ЕА
|
4б класс
|
26
|
16
|
Лесных ЛВ
|
4в класс
|
48
|
67
|
Мельман НН
|
4г класс
|
61
|
42
|
Александрова ОН
|
Уровень воспитанности школьников
Единство систем обучения и воспитания обучающихся, урочная и внеурочная деятельность по предметам углубленного изучения, эффективное использование культурных и досуговых центров района и города, творческого актива родительской общественности, отработанная система единых классных часов по развитию гражданской позиции, выход на новый уровень защиты исследовательских проектов достойно решают задачи: формирование общей культуры личности детей, их адаптации к жизни в обществе, уважения к культурным традициям и особенностям других народов, осознанного, ответственного жизненного выбора. В целом в школе создается атмосфера эмоционального благополучия для всех субъектов образовательного процесса. Это подтверждают экспертное оценивание, тестирование, самооценивание обучающихся, общешкольные родительские конференции. Активность обучающихся в жизни школы и класса достаточно высока. Администрация, педагогический коллектив, родительская общественность дают высокую оценку участия обучающихся в жизни школы и класса.
Обучающиеся школы – призеры международных конкурсов в Чехии, Польше, Венгрии, Болгарии (танцевальный коллектив «Ровесник»), призеры областных, региональных, общероссийских, международных конкурсов по изобразительному искусству. Успешна деятельность хоровых коллективов, ансамбля шумовых инструментов.
|