Вопросы и задания




НазваниеВопросы и задания
страница1/9
Дата публикации14.05.2014
Размер1.29 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..4

  1. Методологические принципы преподавания вокала и работы с вокальным ансамблем как отрасли музыкально-педагогического знания ………….. ..6

Вопросы и задания …………………………………………………………..14

Рекомендуемая литература ………………………………………………..15

  1. Анатомия и физиология органов голосового аппарата ………….……….16

Вопросы и задания …………………………………………………………..29

Рекомендуемая литература ………………………………………………..28

  1. Теории голосообразования …………………………………………………30

Вопросы и задания …………………………………………………………..34

Рекомендуемая литература ………………………………………………..35

  1. Основные психофизиологические принципы формирования движений в процессе музыкально-исполнительской деятельности …………………..37

Вопросы и задания …………………………………………………………..43

Рекомендуемая литература ………………………………………………..44

  1. Акустика голосового аппарат и акустическое строение голоса ………....45

Вопросы и задания …………………………………………………………..52

Рекомендуемая литература ………………………………………………..53

  1. Вопросы методики преподавания вокала ………………………………....54

Вопросы и задания …………………………………………………………..63

Рекомендуемая литература ………………………………………………..64

  1. Некоторые вопросы вокального обучения эстрадных певцов ………...…65

Вопросы и задания …………………………………………………………..69

Рекомендуемая литература ………………………………………………..70

  1. Основы вокально-педагогической работы в вокальном ансамбле .......….71

Вопросы и задания …………………………………………………………..80

Рекомендуемая литература ………………………………………………..80


Введение
Выпускник-бакалавр по направлению 050600.62 – Художественное образование, профиль – Музыкальное искусство, в соответствии со своей квалификацией должен быть подготовлен к работе в образовательных учреждениях различного типа по всем видам своей профессиональной деятельности: научно-исследовательской, организационно-воспитательной, преподавательской, коррекционно-развивающей, культурно-просветительской. И во всех перечисленных видах работы он сталкивается с необходимостью владения голосом на необходимом профессиональном уровне. Проблеме вокальной подготовки бакалавра отвечает целый ряд дисциплин учебного плана по данному направлению, среди них основными выступают: вокальный класс, вокально-хоровые технологии, методика преподавания вокала и методика работы с вокальным ансамблем.

Свободное владение голосом, вокально-исполнительская практика – важнейшие качества и умения, формируемые на занятиях в вокальном классе, закрепляются в вокальной исполнительской практике студента-бакалавра, однако осознанное критическое отношение к большинству вокально-исполнительских проблем, музыкально-педагогический взгляд на них и методика их решения формируются именно в процессе изучения курса «Методика преподавания вокала и Методика работы с вокальным ансамблем», именно этим обусловлена значимость данного курса для профессиональной подготовки бакалавра художественного образования.

Методика вокального обучения опирается на общедидактические и специфические, свойственные музыкальной педагогике, принципы обучения. Главенствующим среди общепедагогических принципов обучения являются: принцип воспитывающего обучения, научности, сознательности, связи с практикой (с жизнью). Исходя из вышеперечисленных принципов, был изложен материал данного учебного пособия, призванного оказать учебно-методическую помощь при изучении курса «Методика преподавания вокала и Методика работы с вокальным ансамблем».

Материал пособия в целом можно разделить на три части: 1 часть – Основные общепедагогические и специфические принципы и проблемы вокальной методики и методики работы с вокальным ансамблем; 2 – Работа голосового аппарата в пении, 3 – Современные научные методологическая и методическая базы, на основе которых решаются основные проблемы вокальной педагогики и исполнительства, 4 – Основные музыкально-педагогические принципы воспитания певцов (солистов и ансамблистов), проблемы практической работы с обучающимся.

Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса (Учебно-методический комплекс: Дисциплина цикла ОПД.В. 01: Методика преподавания вокала и Методика работы с вокальным ансамблем / Направление: 540700 – Художественное образование, профиль – 540705 Музыкальное искусство / Сост. И.В. Сахнова. – М.: МПГУ, 2010. – 22 с.) и направлено на реализацию ряда задач методической подготовки студента-бакалавра: знакомит студентов с современными научные данными о певческом голосообразовании, методах вокального обучения с учетом особенностей их применения. Кроме того, пособие может выступать научно-методической основой практического курса обучения сольному пению по направлению «Художественное образование», совершенствующей уровень профессиональной подготовки бакалавра.

Вместе с тем, материал учебного пособия излагается с учётом традиций подготовки бакалавров художественного образования на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета, где в рамках данного направления с учётом требований Государственного образовательного стандарта осуществляется эстрадная вокальная и инструментальная подготовка студентов. Именно поэтому три последних раздела пособия посвящены проблемам эстрадного вокального исполнительства.

Материал, изложенный в учебном пособии, учитывает современные достижения науки (анатомии, физиологии, психологии, педагогики, акустики и некоторых других областей знания о человеке) и на этой базе знакомит студентов с отдельными сторонами вокально-педагогической работы.

В целом данное учебное пособие призвано интенсифицировать и оптимизировать вокальную и вокально-педагогическую подготовку бакалавра художественного образования по профилю «Музыкальное искусство».

1. Методологические принципы преподавания вокала и работы

с вокальным ансамблем как отрасли музыкально-педагогического знания
Любая методика обучения и воспитания – это свод правил, приёмов и средств, с помощью которых многолетний опыт передается от одного поколения другому и формируется новый опыт жизнедеятельности людей.

В целом данный свод служит определённым ориентиром, в лоне которого могут существовать множество конкретных методик, «привязанных» к конкретным потребностям в данной области жизнедеятельности.

Методика обучения различным дисциплинам складывается на основе шести общепринятых видов обучения (как способов деятельности):

  • опытно-практическое;

  • догматическое;

  • объяснительно-иллюстрационное;

  • адаптированное;

  • развивающее;

  • культурологическое.

«Привязывание» какой-либо методики к конкретным условиям, система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса – приводит к образованию технологий обучения (или образовательных технологий, частных методик).

Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются только вместе со сменой образовательных идей. Технологии, даже в рамках одной методики – многовариантны и направлены на непрерывное совершенствование образовательного процесса в конкретных условиях: осознание необходимости замены малоэффективных методов более эффективными методами передачи знаний (например, вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом), более глубокий учёт и использование психофизиологических и личностных особенностей обучаемых, потребность в снижении негативных последствий неверно организованного процесса обучения и др.

Место методики вокального воспитания голоса в иерархии целостного процесса обучения и воспитания индивида в процессе его социализации можно представить, например, так, как это показано в Схеме 1.

Метод (от греч. methodos – путь). Данное понятие зарождалось в научном сознании именно как обозначение пути познания, способа построения и обоснования научного знания; способа, посредством которого познаётся предмет науки, то есть метод научного исследования (научный метод). Нас же, прежде всего, интересует метод как педагогическая категория.

Педагогический метод. Если метод вообще (в целом) как понятие означает путь или способ, то педагогическим методом можно назвать путь или способ воздействия на ученика в процессе обучения.

Схема 1. Место методики воспитания голоса в процессе обучения и воспитания индивида.




Методика обучения и воспитания индивида


методика обучения устной речи методика музыкального обучения и воспитания




методика обучения письму и т.д.1 методика инструментального

методика общего музыкального обучения (методика обучения

воспитания и развития игре на инструменте)

методика вокального обучения

(методика постановки голоса и работы с ним)

методика

обучения игре

на фп (и т..д.)

методика обучения

игре на гитаре



технологии (частные методики)
В древние и средние века основной задачей обучения и воспитания в обществе считалась подготовка к светской жизни, поэтому использовались догматические методы, в основе которых лежало заучивание. Эпоха великих открытий потребовала от членов человеческого сообщества не только механического освоения новой информации, но и активного применения её в путешествиях, открытии дальних земель, механизации труда. В отечественной педагогике советского периода часто применялся метод готовых знаний, что заставляет до сих пор изучать передовой педагогический опыт и применять инновационные экспериментальные, проблемные, самостоятельные, информационные методы и приемы (под приемом обучения мы понимаем деталь метода).

Взгляды на педагогические методы продолжали развиваться, при этом, неразделимые в практике педагогической деятельности, в научном сознании педагогические методы начинают разделять на методы обучения и методы воспитания с целью объяснения их сущности.

Если Платон писал: «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание», то уже, по мнению дидактов XX века, «метод обучения» это:

  • способ работы учителя и учащихся, при помощи которого достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируется мировоззрение и развиваются способности (Б.П. Есипов);

  • способ совместной деятельности учителя и учащегося в процессе обучения, с помощью, которой достигается выполнение поставленных задач, при этом функции метода – установление вида деятельности учителя и учащихся, определения вида и последовательности предпринимаемых для этого действий (Н.А. Сорокин);

  • способ познавательной и практической деятельности людей, предполагающий выделение четырёх функций – информации и преподавания, обучения практическим умениям и навыкам, учения, руководства познавательной деятельностью, – которые, при этом, протекают в тесном единстве, так как процесс обучения и воспитания – процесс двусторонний (И.Т. Огородников);

  • способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач (И.Ф. Харламов);

  • система осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели; в данной трактовке структура метода должна обязательно включать осознанную цель (без чего собственно вообще невозможна осознанная целенаправленная деятельность субъекта), которая и определяет систему действий, а соответственно и средства её достижения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);

  • и др.;

а «метод воспитания»:

  • способ воздействия на воспитуемого с целью: "чем человек как человек может и должен быть" (К. Д. Ушинский);

  • способ взаимодействия педагога и учащегося, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанника (М.М. Рожков).

В целом учебный процесс – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения. Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи определённым способом (используя определённый метод, а чаще всего группу методов), затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи (применяя опять-таки определённые методы педагогического воздействия); на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки (применяя определённые методы педагогического воздействия).

Таким образом, для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

  1. убеждение;

  2. убеждения и приучения;

  3. обучение;

  4. стимулирование;

  5. контроль и оценка.

Методы педагогического воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей. Именно в связи с этим в системе методов педагогики выделим методы обучения и методы воспитания.

Существует множество систем классификации методов обучения и воспитания, например, по типу деятельности – словесные, демонстрационные, исследовательские и др., по типу самостоятельной работы учащегося – объяснительно-иллюстрационный, проблемный метод, исследовательский и т.д. Также существует и множество классификаций методов воспитания, которые, например, можно классифицировать по типу воздействия на личность учащегося: методы формирования сознания личности (убеждение) – рассказ, объяснение, разъяснение, увещевание, внушение, инструктаж, диспут и т.п., методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение) – упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающая ситуация и т.п., методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация) – соревнование, поощрение, наказание и т.п.

Выбор методов обучения и воспитания в процессе деятельности преподавателя – это педагогическое искусство, педагогический опыт, методики и интуиция.

Есть некоторый перечень общепринятых норм при выборе методов обучения:

  • методы обучения должны быть связаны с учебным планом и задачами обучения,

  • выбор зависит от дидактической учебной цели, темы и т.д.,

  • выбор связан с возрастом и уровнем подготовленности обучающегося (обучающихся),

  • зависит от специфики предмета,

  • зависит от материально-технических возможностей,

  • при выборе методов рекомендуется чередовать виды деятельности (не методы, а именно виды деятельности).

На современном этапе развития музыкальной педагогики в подготовке музыканта любого уровня процессы обучения и воспитания нацелены, прежде всего, на развитие творческой личности обучающегося, её духовных, моральных и нравственных основ. Система гармонического развития личности обучающегося на современном этапе признана эффективной и отвечающей требованиям и нормам современного общества. Именно поэтому музыкальная педагогика как наука, изучающая музыкальное обучение и воспитание, призывает, прежде всего, не учить, а развивать. Исходя из этого, в современной методике музыкального обучения принято выделять следующие принципы:

  • принцип комплексного развития музыканта (формирование музыканта-профессионала требует интеграции множества знаний, умений и навыков, личностных свойств в сложную структурно-организованную систему, при этом необходимость комплексного развития должна диктовать стратегию и тактику, как всего процесса обучения, так и проведение каждого занятия);

  • принцип индивидуального подхода в обучении (знание и учёт конкретных индивидуальных особенностей), уважение личности обучаемого: выявление стремления, изучение характера, волевых качества, определение сильных и слабых стороны его таланта, с целью осуществления основной задачи педагогики – формирования личности);

  • принцип развития творческих способностей (одна из основных задач обучения и воспитания – сохранение и развитие способности творить, свободно выражать в процессе творчества свои жизненные потребности и жизнеощущения, данный принцип можно рассматривать не только в связи с импровизацией или сочинением музыки, но как творческую основу в любой музыкально-художественной деятельности – и в деятельности педагога-музыканта, и в исполнительстве);

  • принцип воспитания инициативы и самостоятельности (как важнейшее условие эффективности будущей практической деятельности музыканта-исполнителя: широкое использование методов проблемного обучения, адаптированных к конкретным видам занятий, будет способствовать формированию этих ценных свойств личности);

  • принцип сочетания научно обоснованных методов обучения с приёмами, имеющими теоретически неповторимый характер (в данном случае мы имеем в виду те моменты, связанные с исполнительским творчеством, которые не всегда поддаются рациональному осмыслению, здесь встаёт вопрос о владении преподавателем специфическими приёмами обучения, опосредованно воздействующими на студента);

  • принцип адекватности методов обучения его задачам (все стоящие перед преподавателем цели должны достигаться методами, обеспечивающими максимальный обучающий эффект, для этого необходимо учитывать содержание преподаваемых знаний и вырабатываемых навыков, индивидуальные особенности студента);

  • принцип единства художественного и технического развития (в соответствии с этим принципом ведущее значение имеет художественная задача, принцип широко распространён в современной педагогической и исполнительской практике).

Музыкальное обучение – в первую очередь обучение творчеству. В основе творчества заложены процессы поиска и открытия. Уровень этих открытий и сам процесс открытия (поиск) определяются уровнем развития учащегося, ведущего творческий поиск и всегда уникальны: чем богаче личность ученика – чем богаче его внутренний духовный мир, тем более интересным представляется продукт его творческой деятельности. Таким образом, при обучении творчеству мы используем не только методы, способствующие (провоцирующие) творческую деятельность учащегося (проблемно-поисковые методы обучения), но и методы, развивающие его творческие способности и личностные качества, обогащающие внутренний мир. Можно сказать, что в целом все эти методы и средства воздействия нацелены на создание определённой окружающей среды, способствующей намеченным целям творческого развития. Процесс творческого развития учащегося может иметь характер постепенного эволюционного развития, а может сочетать в себе данный тип развития с импрессингом.1

Современные проблемы отечественного вокального искусства и педагогики: методологический и социально-культурный аспекты.

Целевые установки, содержание и методы музыкальной педагогики, как и педагогики в целом, тесно взаимосвязаны с ходом общественного культурно-исторического процесса: музыкальная педагогика конкретного периода всегда отвечает запросам современного ему музыкального искусства, которое, впрочем, как и искусство в целом, являясь общественным институтом и будучи тесно взаимосвязано с жизнь общества, всегда подчиняется его законам, определённым социальным и морально-нравственным нормам. И, по-сути, как общественный институт отвечает запросам и удовлетворяет эстетические потребности членов человеческого сообщества .

Искусство «никогда не остав­ляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью»2. При этом «Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологичес­ком, социальном, нравственном и бытовом. Гуманитарные науки – и психология, и социология, и этика, и т.п. – также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивитель­нейшего феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы»3.

Отсюда и принцип формирования взглядов на искусство – цели, задачи, проблемы функционирования как общественного института, а соответственно – и на искусство музыкальное, как его часть.

При этом именно в ходе культурно-исторического процесса, по мнению исследователей, формируются целевые эстетические установки музыкальной педагогики, а педагогический инструментарий является продуктом методологической мысли, предполагающей в основании своём фундаментальную опору на философию, психологию, системный анализ (как прикладную науку), этику и эстетику и др.

Именно с этих позиций легко очерчивается круг современной музыкально-педагогической проблематики в целом, и вокальной педагогики в частности; именно эти рычаги позволяют наметить пути решения, определить цели и задачи данного процесса, способы их достижения.

Мы можем отметить здесь общие проблемы современного музыкального искусства: информационный и техногенный кризис (переизбыток информации, информационный терроризм, пиратство, гиперускоренные темпы развития материально-технической базы, ориентированные, прежде всего, на достижение быстрой коммерческой прибыли, не всегда отвечающие социальным и психологическим нормам общества т.п.), гиперстилизация музыкально-звукового пространства, не всегда эстетически оправданная, нивелирование национальных традиций в процессе интеграции культур и др.

Общие проблемы современной отечественной музыкальной педагогики: формализация процесса движения к педагогике сотрудничества, к сотворчеству педагога и ученика, повышенное внимание к технической стороне музыкальной подготовки и «натаскивание», вместо полноценного художественно-творческого развития и раскрытия индивидуальности творческой личности, забвение многих традиций отечественной музыкальной педагогики и «слепое» копирование западных систем музыкального образования, отставание в развитии общей материально-технической базы учебных заведений культуры и искусства России, социальная незащищённость педагогов-музыкантов и др.

А также, мы можем определить круг специфических вокальных и вокально-педагогических проблем: негативная трансформация традиций русской вокальной школы, недостаточная учебно-методическая база (особенно в области эстрадно-джазового пения) и засилье псевдо вокальных методик, не имеющих достаточного научного обоснования, оказывающих отрицательное воздействие на работу голосового аппарата обучающихся, часто приводящих к сложно разрешимым в учебно-методическом плане, а иногда и непреодолимым по медицинским показаниям, последствиям, излишняя коммерциализация вокальной конкурсно-фестивальной сферы (т.н. «продюсирование» вокальных фестивалей и конкурсов) и отсутствие справедливой соревновательности в рекрутировании сферы профессионального вокального исполнительства, формирующееся, в том числе под воздействием создания отечественными СМИ образа «лёгкого пути в искусстве» и др.

Всё вышеперечисленное ставит вокальную педагогику и исполнительство и без того, направление в музыкальном искусстве довольно противоречивое и сложное, в ряд наиболее проблемных.

В последние годы всё же наметился определённый прогресс в данном направлении: вышли в свет достаточным тиражом монографии мэтров современной отечественной вокальной педагогики: В.П.Морозов, В.В. Емельянов, – переизданы и доступны широкому кругу читателей труды столпов науки и вокального искусства, в частности Л.Д. Дмитриева, увидели свет научные труды молодых исследователей и педагогов-вокалистов. Однако по многим проблемам продолжается поиск путей выхода из сложившейся ситуации.

Отметим, что большинство из наиболее актуальных проблем музыкальной педагогики, были определены исследователями ещё в последнее десятилетие прошлого столетия, а также были намечены пути и способы их решения. Попытки выхода из сложившейся ситуации предпринимались и в начале XXI века, но до сих пор мы практические находимся в самом начале пути. В чём же причина такой инертности?

Одна из основным причин – глубокий разрыв и разобщённость науки и практики музыкального обучения, возникающие вследствие нежелания большей (массовой) доли преподавательского состава учреждений сферы культуры и музыкального искусства изменить стиль своего профессионального мировосприятия, а, соответственно и принципы педагогической деятельности. «Застревание» в прошлом, приоритет всех прошлых достижений над современностью – весьма удобная позиция в плане отрицания постоянного профессионального роста и совершенствования. Самым действенным шагом в данном направлении явится, в первую очередь, постановка каждым педагогом-вокалистом вопроса о собственной профессиональной компетентности.

В алгоритм профессионального соответствия можно включить самый широкий спектр вопросов от знания фундаментальных и инновационных вокально-педагогических направлений и методик до систематического повышения общегуманитарного и общекультурного уровня педагога, желания учиться во все периоды профессиональной карьеры – у мастеров искусств, коллег, учеников, – ни на миг, не уверовав в собственную абсолютную и неоспоримую компетентность – «истину в последней инстанции».

Данная уверенность является причиной порождения самых глубоких и трудноразрешимых, трудно преодолеваемых проблемы музыкальной педагогики (вокальной в частности) – «сугубо «ремесленническая» направленность преподавания в ряде музыкально-исполнительских классов и пресловутое педагогические «натаскивание», как следствие – авторитарный, директивно-установочный стиль преподавания, утвердившийся в практике многих российских музыкальных учебных заведений. В итоге – утрата заинтересованности студентами ходом и результатами образовательного процесса, низкие показатели уровня обучения, выдвижение в арьергард среднеодарённых, но «приноровившихся» к стилю «педагогического общения» педагога учащихся, «продвижение» их на всевозможных конкурсах и фестивалях, как способ доказательства своей «профессиональной состоятельности», конкурсомания, ведущие к низкому уровню профессиональной готовности современных российских вокалистов, отставание отечественной вокальной школы от других мировых вокальных школ, преждевременное изнашивание голосов, большой процент профессиональной непригодности студентов 3-4 курса высших профессиональных учреждений по медицинским показаниям и т.п.

Поменяв полярность личностной психолого-педагогической самооценки, можно разомкнуть порочный круг проблем: желание преодолеть собственный педагогический «снобизм», изменение точки зрения на собственные педагогические взгляды и установки как на «истину в последней инстанции» неминуемо повлечёт за собой смену авторитарного педагогического мышления на гуманное и творческое. При этом методологический и социально-культурный аспекты в данном направлении должны быть основополагающими. Повышается общественная социальная значимость вопроса: когда, в первую очередь, рассматривается проблематику данной сферы в свете взаимоотношения и культурного сосуществования членов сообщества, взаимоотношения личности и общества, взаимоотношения различных человеческих сообществ и т.д. В данном случае общепринятая точка зрения на проблему в целом остаётся неизменной, однако пути выхода из неё оптимизируются, повышается эффективность работы в данном направлении, уменьшаются сроки достижения конечной цели.

Данная постановка вопроса при решении выше обозначенных проблем не нова: выдающиеся философы и педагоги предшествующих эпох указывали на невозможность рассмотрения любых проблем личности и её деятельности вне связи с обществом и общественным самосознанием. Именно потому целесообразным является изменение точки зрения на проблемы вокальной педагогики и исполнительства – изменение ракурса исследования, смена полярности проблематики: в первую очередь, образовательный или исполнительский процессы анализируются как объекты деятельности не с точки зрения проблем обучения, а рассматриваются в свете субъект-субъктных отношений членов данного общества, далее происходит проецирование этих отношений на образовательную деятельность, оценивание её, в первую очередь, как социально-общественной и социально-культурной.

Таким образом, руководствуясь, прежде всего, выше обозначенными принципами, мы будет выстраиваться процесс вокального обучения и воспитания на современном этапе социокультурного развития общества, вырабатывая методы, методические подходы, методики и технологии, отвечающие требованиям вокальной подготовки на современном этапе.

Вопросы и задания

  1. Опираясь на содержание раздела, дайте определение следующим понятиям:

  • «методика преподавания вокала»,

  • «методика работы с вокальным ансамблем».

  1. Раскройте понятий: «группа методов обучения», «группа методов воспитания».

  2. Выделите методы, применяемые в процессе индивидуального вокального обучения и вокальной подготовке певца в вокальном ансамбле.

  3. Назовите основные принципы современной музыкальной педагогики, охарактеризуйте их. Обозначьте Вашу позицию в данном вопросе.

  4. Отталкиваясь от вышеизложенного материала данного раздела, а также учитывая опыт собственной педагогический и/или музыкально-исполнительской деятельности, выделите основные проблемы вокального образования на современном этапе.


Рекомендуемая литература
Основная

  1. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования / Э.Б. Абдуллин. – М.: Научная школа, 2008. – 200 с.

  2. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования: [Учебное пособие] / Э.Б. Абдуллин. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Академия, 2010. – 200 с.

  3. Казакова, А.Г. Педагогика профессионального образования: [Монография] /А.Г. Казакова. – М.: Экон-Информ, 2007. – 551 с.

  4. Краевский, В.В., Бережнова. Е.В. Методология педагогики. Новый этап: [Учебное пособие для вузов] / В.В.Краевский, Е.В.Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 394 с.

  5. Педагогические технологии: [Учебное пособие]/ Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.


Дополнительная

  1. Абдуллин, Э.Б. Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: [Учебное пособие] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 298 с.

  2. Абдуллин, Э.Б.Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие /Э.Б. Абдуллин, ред. – М.: Академия, 2002. – 170 с.

  3. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования: [Учебное пособие] / Э.Б. Абдуллин. Гриф МО РФ. – М.: Академия, 2006. – 200 с. – (Серия «Высшее образование»).

  4. Алиев, Ю.Б. Методологические основы вокально-педагогического творчества. В 2-х ч. / Ю.Б. Алиева. – М., 1993. – 86 с.

  5. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика / Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2005. – 431 с.

  6. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

  7. Маслов, Н.В. Толковый педагогический словарь / Н.В. Маслов. – М.: Самшит-издат, 2006. - 751 с.

  8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 1998. - 234 с.

  9. Терентьева, Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История и теория развития от истоков до современности / Н.А. Терентьева. – СПб., 1997. – 148 с.

  10. Черниченко, В.И. Педагогика высшей школы: [Курс лекций по разделу «Дидактика» ] / В.И. Черниченко. – М.: МГУКИ, 2002. – 120 с.


2. Анатомия и физиология органов голосового аппарата
Совокупность органов голосового аппарата, к которым мы относим губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полости носа, глотку, гортань, трахею, бронхи, легкие, диафрагму, – наделена изначально несколько иной биологической функциональностью, которую определяют требования поддержания постоянства внутренней и внешней среды организма в природе. Все выше перечисленные органы имеют прямые биологические функции как органы обоняния, вкуса, дыхания, приема и первоначальной переработки пищи, защиты организма. Голосовая и речевая функции являются социально-культурными производными эволюции человечества.

Ф. Энгельс писал: «...Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим». [11; 104].

Таким образом, мы можем определить голосовой аппарат человека как совокупность органов, участвующих в голосообразовании. При этом под аппаратом мы подразумеваем функционально объединенную систему органов и систем органов.

Современные учёные-физиологи выделяют в составе голосового аппарата три части:

  • первая – лёгкие с системой вдыхательных и выдыхательных мышц;

  • вторая – гортань с голосовыми складками, надгортанная артикуляционная система, система воздухоносных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука;

  • третья – часть нервной системы человека, отвечающая за работу двух вышеуказанных частей голосового аппарата – соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми выше указанными органами.

Данное разделение справедливо с точки зрения физиологии органов голосового аппарата, но всё же достаточно условно и несёт, в первую очередь, теоретическую нагрузку.

Рассмотрим подробнее анатомию и физиологию каждой части.

Лёгкие с системой вдыхательных и выдыхательных мышц.

Лёгкие у человека – парный орган дыхания. Они имеют форму полуконусов, основание которых расположено на диафрагме, а верхушка выступает на 1-3 см выше ключицы.

Полная ёмкость лёгких – 5000 см³, жизненная (при максимальном вдохе и выдохе) – 3500—5000 см³, обычный вдох составляет 500 см³.

Правое лёгкое (в норме) состоит из трёх, а левое из двух долей.

Скелет лёгкого образуют древовидно разветвляющиеся бронхи: воздухоносные пути представляют собой последовательно разветвляющиеся трубочки. По мере погружения в лёгочную ткань они сужаются, укорачиваются и увеличиваются в числе.

Каждое лёгкое покрыто серозной оболочной – легочной плеврой и лежит в плевральном мешке. Внутренняя поверхность грудной полости покрыта пристеночной плеврой. Снаружи каждая из плевр имеет слой железистых клеток, выделяющих плевральную жидкость в плевральную щель (пространство между стенкой грудной полости и легким). С внутренней (сердечной) поверхности в лёгких имеется углубление – ворота лёгких. В них входят бронхи, легочная артерия, и выходят две легочных вены. Легочная артерия ветвится параллельно ветвлению бронхов.

Упрощённая схема системы лёгких:

  • трахея разделяется на правый и левый главные бронхи,

  • те, в свою очередь на долевые,

  • затем на сегментарные,

  • и так далее до конечных бронхиол,

– это проводящая система лёгких (анатомические мёртвое пространство, объём которой в среднем равен 150 мл);

  • конечные бронхиолы разделяются на дыхательные бронхиолы, в стенках которых уже появляются одиночные альвеолы,

  • от дыхательных альвеол отходят альвеолярные ходы со стенками, образованными исключительно альвеолами,

– это дыхательная зона (каждую такую структуру также называют конечной долькой или ацинусом, расстояние от конечной бронхиолы до самой дальней альвеолы составляет 5 мм, а объём в среднем составляет 3000 мл).
Рис.1. Дыхательные пути человека.




В лёгких человека около 300 млн. альвеол, диаметр каждой из них – 1/3 мм. Альвеолы не имеют строго сферическую форму (если бы они имели такую форму, то общая площадь их поверхности равнялась бы только 85 м2, а общий объём 4 л., площадь объёма одиночной структуры сферического объёма – 0,01 м2). Огромная диффузорная поверхность в лёгких (50-100 м2) обусловлена не только разделением этих органов на колоссальное число субъединиц, но и формой этих субъединиц.

Принцип газообмена.

Во время вдоха объем грудной полости увеличивается и воздух засасывается в лёгкие. Это увеличение объёма частично обусловлено сокращением диафрагмы, частично сокращением межрёберных мышц.

При вдохе давление в легком ниже атмосферного, а при выдохе – выше, что дает возможность воздуху поступать внутрь.

Физиологи выделяют несколько видов дыхания (по преимущественному признаку), среди них основные:

  • реберное или грудное дыхание,

  • брюшное или диафрагмальное дыхание.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы и задания iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
Методические указания содержат программу курса, контрольные вопросы по темам курса, контрольные задания и методические рекомендации...

Вопросы и задания iconРезюме Ключевые понятия Вопросы и задания
Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-дана, 2005. — 383 с

Вопросы и задания icon№13. 1, 13. 4,13. 12, 13. 21. Все вопросы по адресу uztest ru
Ваше домашнее задание по алгебре : Изучите по красному учебнику §12,13 и попробуйте решить задания №12. 1, 12. 4, 12. 17,12. 19.,12....

Вопросы и задания iconНенормативные кризисы в семье 23 Вопросы и задания 24
Ц34 Быть вместе нельзя расставаться: Как спасти отношения / Валентина Целуйко. — Екатеринбург: у-факто-рия; М.: Act москва: хранитель,...

Вопросы и задания iconВопросы и задания
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Под ред. В. И. Сели­верстова. —...

Вопросы и задания iconВопросы, которые выполняют студенты письменно: Какие элементы включает...
Все пронумерованные задания являются строго по приведенному порядку и являются обязательными для исполнения

Вопросы и задания iconСловари 3-4 штуки на группу, задания и вопросы по тематике праздников...
Урок разработан преподавателем иностранного (английского) языка Филиала Иркутского Колледжа Экономики, Сервиса и Туризма г. Ангарска...

Вопросы и задания iconМетодические указания для проведения практических занятий для студентов...
В методических указаниях приведены планы практических занятий, задания, контрольные вопросы для самопроверки

Вопросы и задания iconПодготовка к егэ по литературе
Не секрет, что одним из наиболее трудных экзаменов егэ является литература. Учащиеся должны уметь анализировать текст, выполнять...

Вопросы и задания iconИнструкция по выполнению письменного контрольного задания уважаемые студенты!
Вам следует выполнить четыре задания: по одному заданию из каждого раздела, обозначенного латинскими цифрами от I до IV. Таким образом,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции