Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы




НазваниеТематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы
страница1/37
Дата публикации01.10.2014
Размер4.94 Mb.
ТипТематическое планирование
literature-edu.ru > Литература > Тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя / О. А. Ерёмина. – М.: Просвещение, 2008.


Предисловие………………………………………………………………………………………………… 7

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе…………………………………………… 10

Уроки литературы………………………………………………………………………………………… 15
Введение.

Художественное произведение и автор

Урок 1. Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор…… 15
Мифы Древней Греции

Урок 2. Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции.

«Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия»………………… 17

Урок 3. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки………………… 19

Урок 4. Подвиги Геракла. Мифы о богах и героях Древней Греции. Язычество.

Древнегреческая мифология в русской культуре. Урок внеклассного чтения……………… 21

Урок 5. Легенда. Отличие мифа от легенды. Геродот. «Легенда об Арионе»………………………… 24
Гомер

Урок 6. «Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы.

Древнегреческие аэды. Рассказ о Гомере. «Одиссей на острове циклопов» —

один из ключевых эпизодов поэмы возвращения……………………………………………… 25

Урок 7. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Стихия Одиссея — борьба,

преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, хитроумие Одиссея.

«Одиссея» Гомера — песнь о героических подвигах, мужественных героях…………………28
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор

Урок 8. Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла:

колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни.

Эстетическое значение обрядового фольклора………………………………………………… 30

Урок 9. Календарно-обрядовые песни. Фольклор нашего края. Урок внеклассного чтения………… 32
Пословицы и поговорки

Урок 10. Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества.

Народная мудрость. Краткость и простота,

меткость и выразительность. Многообразие тем……………………………………………… 33

Урок 11. Пословицы и поговорки: многообразие тем. Прямой и переносный смысл

пословиц и поговорок. Урок развития речи…………………………………………………… 34
Древнерусская литература

Урок 12. «Повесть временных лет» — первая русская летопись. «Сказание о кожемяке».

«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел.

Отражение качеств идеального народного героя —

патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости………………………………………… 35
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

Иван Иванович Дмитриев

Урок 13. И. И. Дмитриев: рассказ о поэте. Басня «Муха»: противопоставление труда и

безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством……………………………… 40
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов

Урок 14. И. А. Крылов: страницы биографии.

Басни «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик»……………………………………… 41
Александр Сергеевич Пушкин

Урок 15. Введение в XIX век. Лицейские годы жизни А. С. Пушкина. Южная ссылка.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза………………………………………43

Урок 16. Лицейские друзья Пушкина. Светлое чувство дружбы —

помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности

стихотворного послания. Двусложные размеры стиха………………………………………… 46

Урок 17. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы,

красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы

в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи …… 49

Урок 18. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка»………………… 51

Урок 19. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы…………………… 52

Урок 20. «Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. «Повести покойного

Ивана Петровича Белкина» — цикл повестей. Повествование от лица

вымышленного автора как художественный прием. Урок внеклассного чтения …………… 60

Урок 21. О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени.

Изображение русского барства………………………………………………………………… 61

Урок 22. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын……………62

Урок 23. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян…64

Урок 24. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина,

неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие,

жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция………………………………………… 67

Урок 25. Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши………………… 68

Урок 26. Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский.

Судьба Марьи Кириловны и Дубровского……………………………………………………… 69

Урок 27. Изложение с элементами рассуждения: «Какие обстоятельства заставили

Дубровского стать разбойником?» Урок развития речи ……………………………………… 72
Проспер Мериме

Урок 28. Проспер Мериме. «Маттео Фальконе»: время создания новеллы.

Образ рассказчика. Нравственные уроки новеллы…………………………………………… 73
Михаил Юрьевич Лермонтов

Урок 29. Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски,

любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа

построения стихотворения. Особенности интонации. Метафора.

Стихотворения «Утес», «Листок»……………………………………………………………… 78

Урок 30. «Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация.

Баллада. Трехсложные размеры стиха………………………………………………………… 80

Урок 31. Кавказ в произведениях Лермонтова. «Казачья колыбельная песня».

Поэма «Беглец». Урок внеклассного чтения ……………………………………………………83
Иоганн Фридрих Шиллер

Урок 32. Иоганн Фридрих Шиллер: судьба писателя. Баллада «Перчатка» в переводах

М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского: романтическое повествование о феода-

льных нравах. Рыцарь — герой, защищающий свое человеческое достоинство…………… 85
Иван Сергеевич Тургенев

Урок 33.И. С. Тургенев: страницы биографии. «Бежин луг»……………………………………………88

Урок 34. «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков…………………………………………………90

Урок 35. Крестьянские дети в русской литературе. Образы крестьянских мальчиков,

их портреты и рассказы, духовный мир. Пытливость, любознательность,

впечатлительность. Урок развития речи ……………………………………………………… 90

Урок 36. Образы крестьянских мальчиков. Значение художественной детали.

Картины природы в рассказе «Бежин луг». Урок развития речи …………………………… 96
Федор Иванович Тютчев

Урок 37. Страницы биографии Ф. И. Тютчева. Стихотворение «Неохотно и несмело...»:

передача сложных, переходных состояний природы. «С поляны коршун

поднялся...»: реальный и символический планы стихотворения.

Стихотворение «Листья»: листья — символический образ яркой, но краткой жизни……… 97
Афанасий Афанасьевич Фет

Урок 38. А. А. Фет: страницы биографии.

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало

в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи………………………102

Урок 39. Природа как воплощение прекрасного в стихотворении «Еще майская ночь...».

«Учись у них — у дуба, у березы...»: природа как естественный мир,

служащий камертоном для жизни человеческой души……………………………………… 105
Николай Алексеевич Некрасов

Урок 40. Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа ……………… 109

Урок 41. «Железная дорога». Роль пейзажа в стихотворении. Картины подневольного труда.

Сочетание реальных и фантастических картин. Народ — созидатель

духовных и материальных ценностей.

Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа…………………………………………… 111

Урок 42. Диалог-спор. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны».

Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха…………………………………… 113

Урок 43. Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка». Урок внеклассного чтения …………………………… 116
Николай Семенович Лесков

Урок 44. Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества. «Левша».

Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова…………… 117

Урок 45. Изображение Александра I и атамана Платова.

Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров……………………………………………… 119

Урок 46. Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония).

Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ,

его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

Горькое чувство от униженности и бесправия народа……………………………………… 121

Урок 47. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов,

народной этимологией. Приемы сказочного повествования.

Образ левши. Лесков — «писатель будущего». Урок развития речи ……………………… 124

Урок 48. Резервный урок………………………………………………………………………………… 127
Антон Павлович Чехов

Урок 49. А. П. Чехов — автор юмористических рассказов.

«Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация…………………………………………… 128

Урок 50. «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования.

Чехов — «художник жизни». Урок развития речи ……………………………………………131
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Урок 51. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»

Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста……………………133

Урок 52. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...»,

«Посмотри — какая мгла...» Выражение переживаний

и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе…………………………… 136

Урок 53. Подготовка к сочинению-описанию природы или уроку-концерту…………………………139

Урок 54. Родная природа в творчестве русских поэтов,

художников и музыкантов XIX века. Урок развития речи или урок-концерт ………………139
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

Александр Степанович Грин

Урок 55. Историко-культурный контекст XX века. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль… 140

Урок 56. История Грэя. «Делать... чудеса своими руками»…………………………………………… 143

Урок 57. Ассоль — девушка, умевшая видеть «отраженный смысл

иного порядка». «Пламенное растение — чудо»………………………………………………145
Андрей Платонович Платонов

Урок 58. А. П. Платонов: страницы биографии. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни…………………………………… 147

Урок 59. «Сказка нужна не только детям,

но и взрослым» (К. Г. Паустовский). Урок развития речи ………………………………… 148

Урок 60. «Сказка нужна не только детям,

но и взрослым» (К. Г. Паустовский). Урок развития речи ………………………………… 149
Мигель де Сервантес Сааведра

Урок 61. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго

Дон Кихот Ламанчский». Урок внеклассного чтения …………………………………………150
Антуан де Сент-Экзюпери*

Урок 62. Антуан де Сент-Экзюпери. История создания сказки

«Маленький принц». Мир детства в сказке…………………………………………………… 150

Урок 63. Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов?

Маленький принц на планете Икс. Урок развития речи …………………………………… 152

Урок 64. Маленький принц на планете Земля.

«А как это — приручить?» «...Зорко одно лишь сердце» …………………………………… 153

Урок 65. Дружба и прощание летчика и Маленького принца.

Афористичность текста сказки………………………………………………………………… 154
Михаил Михайлович Пришвин

Урок 66. М. М. Пришвин: становление писателя. «Кладовая солнца»……………………………… 155

Урок 67. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина как сказка-быль……………………………………… 156

Урок 68. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы,

ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»…………………………… 157

Урок 69. Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе.

Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча.

Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы…………………………… 160

Урок 70. Рассказы «Золотой луг», «Синий лапоть», «Таинственный ящик».

В мастерской художника. Рассказ «Столбы». Урок внеклассного чтения ………………… 162

Урок 71. «Сегодня я создал рассказ...». Урок развития речи ………………………………………… 164
Произведения о Великой Отечественной войне

Урок 72. Великая Отечественная война в жизни советского народа.

К. М. Симонов — военный корреспондент.

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» …………………………………………… 164

Урок 73. Д. С. Самойлов. «Сороковые». Учимся читать выразительно……………………………… 167

Урок 74. Стихотворения и песни российских поэтов о Великой Отечественной войне.

Сергей Орлов. «Его зарыли в шар земной...».

Юлия Друнина. «Зинка». Урок внеклассного чтения …………………………………………168

Урок 75. Великая Отечественная война: литературное краеведение.

Урок-экскурсия (заочная экскурсия)…………………………………………………………… 170
Виктор Петрович Астафьев

Урок 76. Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой»……………………………… 171

Урок 77. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Особенности использования народной речи. Истинная и ложная любовь.

Эпизод «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении.

Речевая характеристика героев………………………………………………………………… 172

Урок 78. Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа —

честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев

(Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна)………………………………………… 175

Урок 79. В. П. Астафьев. Сборники рассказов «Конь с розовой гривой»,

«Последний поклон». Урок внеклассного чтения…………………………………………… 178

Урок 80. Подведение итогов III четверти……………………………………………………………… 178

Урок 81. Актуальное чтение. Урок внеклассного чтения ………………………………………………179

Урок 82. Резервный урок………………………………………………………………………………… 179
Валентин Григорьевич Распутин

Урок 83. В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»………………………………180

Урок 84. Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.

Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость,

чувство собственного достоинства, свойственные юному герою…………………………… 181

Урок 85. Характеристика главного героя.

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика……………………………… 183

Урок 86. «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа

В. Г. Распутина „Уроки французского“». Урок развития речи ………………………………185

Урок 87. Анализ творческих работ учащихся. Урок развития речи …………………………………. 186
Фазиль Искандер

Урок 88. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»………………………………………… 186

Урок 89. Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование

детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека………………… 187
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

Урок 90. Учимся читать выразительно. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Чувство радости и печали,

любви к родной природе и Родине…………………………………………………………… 189

Урок 91. Чувство радости и печали, любви к родной природе и к Родине

в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха

с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении……………………………… 190

Урок 92. Стихотворения русских поэтов XX века о природе и Родине.

Урок внеклассного чтения (контрольный урок)……………………………………………… 193

Итоговые вопросы…………………………………………………………………………………………193

Ответы………………………………………………………………………………………………………194
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай

Урок 93. Габдулла Тукай: слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине,

верность обычаям, традициям своего народа в стихотворении «Родная деревня».

Стихотворение «Книга»: роль книги в жизни человека. Литературное краеведение……… 195
Кайсын Кулиев

Урок 94. Кайсын Кулиев: слово о балкарском поэте. Стихотворение «Когда на меня

навалилась беда...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний.

Связь жизни народа с жизнью его языка, поэзии, обычаев в стихотворении

«Каким бы малым ни был мой народ...». Литературное краеведение……………………… 196
Писатели улыбаются

Уроки 95—96. В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики».

Или М. М. Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Галоша», «Монтер» …………………… 198
Марк Твен

Урок 97. Марк Твен и его герои. «Приключения Гекльберри Финна»……………………………… 199

Урок 98. Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях… 200

Урок 99. Юмор в произведении.

Характеристика героев романа «Приключения Гекльберри Финна»……………………… 201
Подведение итогов года

Урок 100. Подведение итогов года……………………………………………………………………… 202

Урок 101. Что читать летом……………………………………………………………………………… 202

Урок 102. Резервный урок…………………………………………………………………………………202
ПРИЛОЖЕНИЯ

Круглый год……………………………………………………………………………………………… 202

Обряд «крещение и похороны кукушки»……………………………………………………………… 205

«Повесть временных лет» — выдающийся памятник

древнерусской литературы. Урок внеклассного чтения……………………………………… 208

Стиль пушкинской прозы…………………………………………………………………………………210

Упражнения…………………………………………………………………………………………………211

Методический комментарий…………………………………………………………………………… 214

Примеры творческих работ……………………………………………………………………………… 215

Геракл в царстве Аида …………………………………………………………………………. 215

Дорого, да мило, дешево, да гнило. Сочинение по пословице…………………………………216

Чайки………………………………………………………………………………………………216

Тайна огуречной бочки………………………………………………………………………… 216

Зимний лес……………………………………………………………………………………… 217

Куриное лакомство……………………………………………………………………………… 217

Встреча с медведем………………………………………………………………………………218

Человек, который делал добро………………………………………………………………… 218

Отзыв о рассказе В. П. Астафьева «Монах в новых штанах»…………………………………219

Главный герой рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»……………… 219

Предисловие
Дорогие учителя!

Можно методично следовать указаниям любого пособия, но можно в поисках собственного творческого импульса читать разработки других педагогов, осмысляя предложенный материал, отталкиваясь от него в движении мысли и проверяя свои и чужие находки в конкретном классе. Давно известно, что даже один и тот же урок в разных классах провести одинаково невозможно. Мы надеемся, что предложенные разработки послужат вам, коллеги, ступенькой к педагогическому творчеству и сделают уроки интереснее и богаче.

Предлагаемое пособие написано к учебнику по литературе для 6 класса авторов-составителей В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина. Этот учебник входит в комплект книг, соответствующих обновленной программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной1.

Учебник был переработан и дополнен в 2006 году после того, как была изменена программа под редакцией В. Я. Коровиной, которая, в свою очередь, подверглась переработке после утверждения федерального компонента Государственного стандарта общего образования (2004 год) и Федерального базисного учебного плана (2004 год).

Целью изучения литературы в школе программа называет приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В учебник для 6 класса включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у читателя высокие нравственные качества.

Программа 6 класса построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской литературы», «Из русской литературы XVIII века», «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века», «Из литературы народов России», «Из зарубежной литературы». Содержание школьного литературного образования позволяет в 6 классе системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста.

Содержание курса литературы учитывает читательские интересы и возрастные особенности шестиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно-реалистического подхода и с недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного.

В 6 классе педагогу рекомендуется больше внимания уделять чтению вслух, выразительному чтению художественных произведений, как лирических, так и эпических. Важно пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием как на уроках внеклассного чтения, так и во время работы с хрестоматийными произведениями.

Вместе с тем программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит школьникам к концу учебного года овладеть основными теоретическими понятиями. Ведущей проблемой курса названо художественное произведение и автор, характеры героев2.

В программе после указания художественного произведения даны аннотации, т.е. краткие тезисы, служащие учителю ориентиром для изучения произведения.

Вопросы и задания к произведениям, рекомендованным для чтения и изучения, чтения и обсуждения, учитывают стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом (первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценку), готовят к самостоятельной интерпретации художественного текста.

В связи с недостаточно активным словарным запасом у современных детей необходимо обратить серьезное внимание на работу по развитию речи, на обогащение словарного запаса. Ученик движется от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного.

Приобщение к искусству слова не может успешно осуществляться в процессе только лишь репродуктивной деятельности, поэтому мы рекомендуем выполнять с учениками разнообразные творческие задания.

Специальные вопросы и рубрики учебника посвящены работе над проблемой синтеза различных искусств. Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями к изучаемому тексту, сравнение иллюстраций разных художников позволяют осуществить связь вербального образа с визуальным.

Данное пособие дает вариант тематического планирования курса литературы в 6 классе, рассчитанный на 102 часа (3 урока в неделю). Предполагается, что из федерального компонента на литературу будет выделено 68 часов в год, т.е. 2 урока в неделю. Еще один час в неделю на изучение литературы потребуется взять за счет регионального или школьного компонента. Сделать это необходимо особенно в 5 и 6 классах: от времени, выделенного на уроки литературы, напрямую зависит успеваемость детей по всем остальным предметам.

Современное образование полностью построено на умении работать с текстами. Учителя-практики знают, что к моменту окончания начальной школы многие дети не умеют бегло читать, обладают малым словарным запасом, не смогут выделить главное и часто даже не способны пересказать сколько-нибудь сложный текст, так как не понимают его. В связи с этим их успеваемость по математике, истории, природоведению и многим другим предметам, где надо уметь читать и понимать текст учебника, снижается.

В течение последнего десятилетия наметились две тенденции, понижающие общий уровень владения русским языком и соответственно уровень литературного образования. Это, во-первых, вступление в подростковый возраст поколения школьников, детство которых связано с увлечением импортными мультфильмами и кинофильмами, для которых характерны стремительность действия и крайне низкая насыщенность диалогами и нравственными идеями. За партами сейчас в большинстве своем сидят ученики, которым родители в раннем детстве не читали сказок, которые не приучены к книге и свободное время предпочитают проводить за компьютером или на улице.

Вторая тенденция — это увеличение детей, слабо владеющих русским языком. Как правило, это дети из семей, эмигрировавших в Россию из стран ближнего зарубежья; в семьях этих детей говорят на своем родном языке. Воспитывающая среда предоставляет такому ребенку возможность усвоения только «прожиточного минимума» русского языка, обильно приправленного ненормативной лексикой.

Когда в классе преобладают ученики названных категорий, даже чтение, восприятие и понимание художественных произведений превращаются в проблему, не говоря уже о постижении их скрытого, глубинного смысла. В связи с этим остро стоит вопрос обучения беглому выразительному чтению и адекватному пониманию текстов художественных произведений.

Уроки литературы в 5—6 классах построены главным образом на работе с текстом, в результате этой работы дети приобретают умения и навыки, необходимые для успешного обучения по всем предметам: учатся бегло и выразительно читать, составлять простой и сложный планы художественного произведения, учатся выделять главные мысли, делать краткий, подробный и выборочный пересказ, анализировать текст, с помощью заучивания стихотворений и прозаических отрывков развивают память. Уроки литературы создают базу для успешного освоения материала по всем предметам школьной программы.

Для выработки названных умений и закрепления навыков 68 часов в год (по 2 часа в неделю), выделенных на литературу, недостаточно. Учителя литературы и руководство школы, понимая важность проблемы, будут стремиться к тому, чтобы дети могли заниматься литературой 3 урока в неделю, т.е. 102 часа в год.

При необходимости учитель может воспользоваться примерным тематическим планированием уроков литературы как на 102 часа, так и на 69 часов (автор Н. В. Беляева), предложенным в Программе по литературе1.

Опытный учитель и методист Н. В. Беляева предлагает продуманное и опробованное на практике тематическое планирование, указывает темы уроков, их основное содержание, виды деятельности учителя и детей, количество часов на каждую тему.

Для учителей литературы очевидно, что существуют различные интерпретации художественного произведения. В свою очередь, каждый учитель в ходе преподавания дает свою интерпретацию учебной программы.

Тематическое планирование уроков литературы, предложенное в данном пособии, в целом соответствует аннотациям программы под редакцией В. Я. Коровиной, указывает тип урока. Основные виды деятельности учащихся обозначены в разработках конкретных уроков (выделены полужирным курсивом).

Ученики 6 класса уже, как правило, имеют тетради по литературе, привыкают делать в них регулярные записи, учатся выделять и фиксировать главное в уроке.

В настоящее пособие включены материалы по организации уроков и дополнительная информация для учителя, которая позволит педагогу найти ответы на возможные вопросы учеников.

Особенностью предлагаемого поурочного планирования является личностно ориентированный подход, который реализуется в системе вопросов, направленных на работу с восприятием учениками художественных произведений, в системе творческих работ и индивидуальных заданий. Большое внимание в пособии уделяется связи уроков литературы в 6 классе с темами, изученными ранее, в 5 классе.

Программа под редакцией В. Я. Коровиной в конце курса 6 класса выделяет раздел «Из зарубежной литературы», который включает в себя мифы Древней Греции, отрывки из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», балладу Ф. Шиллера «Перчатка», новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе» и сказку «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.

В нашем поурочном планировании мы предлагаем поместить эти произведения в другие разделы, следуя жанровому или тематическому принципу: так, балладу И. Ф. Шиллера «Перчатка» мы предлагаем прочитать после стихотворений М. Ю. Лермонтова, новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе» — после «Повестей Белкина» А. С. Пушкина, сказку «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери — после повести А. С. Грина «Алые паруса» и сказки-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

По сравнению с предыдущими изданиями учебник 2006 года1 претерпел некоторые изменения. В частности, авторы отказались от изучения в 6 классе повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказа Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», сняли раздел «Знакомство с Библией».

В то же время в книге появились новые произведения, например басни И. И. Дмитриева и И. А. Крылова, рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» (перенесен из 7-го в 6 класс), рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» (взамен «Лошадиной фамилии»), введен раздел «Из литературы народов России».

На монографическое изучение вынесены стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, изменено содержание поэтических разделов. В исправленном учебнике дополнен и частично изменен методический аппарат. Все это нашло отражение в предлагаемом пособии.

Дополнительный материал, соответствующий программе 6 класса, можно найти в книге «Литература. Занятия школьного кружка»2.
Несколько замечаний об оформлении материала разработок уроков в этой книге.

Дана сквозная нумерация уроков.

Римскими цифрами указаны этапы урока.

Полужирные выделения означают тему, соответствующую содержанию урока (и аннотациям программы под редакцией В. Я. Коровиной); иногда отдельной цифрой обозначается важная форма работы; на форму работы указывает полужирный курсив. Специальным значком * отмечены положения, которые мы рекомендуем для записи.

Мы считаем, что на одном уроке должны сочетаться несколько видов работ так, чтобы не создавалось ощущения калейдоскопичности и в то же время чтобы дети могли глубоко погрузиться в проблему.

Значительную роль мы отводим выразительному чтению учителя и обучению детей выразительному чтению, комментированному чтению, беседам, в том числе и эвристическим (когда дети с помощью вопросов учителя сами постигают проблемно-теоретический материал), словарной работе, работе с произведениями изобразительного искусства.

Под руководством учителя школьникам необходимо обучаться коллективному взаимодействию, работе в группах и парах, уважать выступающего у доски ученика и объективно оценивать ответы и творческие работы товарищей. Учитель должен понимать, что творческая атмосфера является необходимым компонентом урока литературы; создание ее возможно только при стремлении учителя понять каждого своего ученика, развить в каждом то лучшее, что заложено природой, при постоянной целенаправленной работе по формированию доброжелательной, психологически безопасной среды, необходимой для творческого самораскрытия.

Итак, дети овладевают теоретическими знаниями, необходимыми умениями и навыками работы с текстом. Это одна сторона уроков литературы. Другая состоит в том, что художественное произведение обращается преимущественно к эмоциям, воспитывает их, будит чувства, открывает потайные дверцы в человеческой — особенно в детской — душе. Учителю важно внимательно следить за реакцией детей на художественные произведения, быть особенно бережным при выяснении первичного восприятия и анализе текстов, чтобы литература воспринималась детьми живой и многогранной, чтобы ученики были душевно открыты перед учителем и перед тем богатством русской словесности, которое может прийти в их жизнь благодаря учителям литературы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Календарно–тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (2 часа в неделю)

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconТематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 9 классе
Тематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 9 классе на 2013 – 2014 уч г

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 10-м классе
Составлять схемы: «Значение литературы в жизни общества», «Исторические эпохи русской культуры»

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Введение. Становление читателя. Роль художественной литературы в жизни человека. Р/Р аннотация на прочитанную книгу

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconКалендарно тематическое планирование уроков литературы в 11 классе. № год
Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 11-м классе
Сведения о русской и европейской литературе, о месте русской литературы в мировой культуре

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 9-м классе
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы...

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе
В 2 ч. / Авт сост. С. К. Бирюкова, К. М. Нартов, Л. В. Тодоров, Р. З. Хайруллин

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 10 классе
Познакомиться с основными темами и проблемами русской литературы xixв свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к...

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 9-м классе
«Слово о полку Игореве»: история находки, историческая основа, сюжет, особенности композиции

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции