ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе в 11 классе Б МОУ «Многопрофильный лицей №1» составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., программы по литературе для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (под ред. В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (Авторы: Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др. под ред. Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.)
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, включены все произведения, обозначенные в программе. Рабочей программой предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся, а также уроки внеклассного чтения.
Основные задачи курса литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 11 классе сводятся к следующему:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Основные содержательные линии:
знакомство с личностью писателя;
определение художественных особенностей произведений;
Методы обучения
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.
Содержание дисциплины
№ п/п
|
Раздел программы
|
Содержание дисциплины,
основные понятия
|
1
|
Введение.
|
Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
|
2
|
Литература начала ХХ века.
|
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
|
3
|
Литература 20-х годов ХХ века.
|
Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы.
|
4
|
Литература 30-х годов ХХ века.
|
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии. Тема Руссой истории в литературе 30-х годов.
|
5
|
Литература периода Великой отечественной войны.
|
Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века.
|
6
|
Литературный процесс 50-х – 90-х годов.
|
Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии.
|
7
|
Литература конца ХХ – начала ХIХ века.
|
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
|
8
|
Зарубежная литература.
|
Общий обзор произведений последних десятилетий.
|
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному
роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование
художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники
|
Учебные пособия
|
Методические пособия
|
«Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) Учебник для общеобразовательных учебных заведений (под ред. Журавлёва В.П., автор-составитель Коровина В.Я. – М.: «Просвещение», 2008 г.)
|
«Русская литература ХХ века. 11 класс» Практикум (под ред. Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.)
|
Литература в 11 классе: Методические советы. Под ред. Журавлева. В.П. –
М.: Просвещение, 2005 г.
Урок литературы: 11 классе: Книга для учителя. Под ред.
Журавлева В.П. –
М.: Просвещение, 2005 г.
|
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
Русская литература XX века в 2-х частях. Учебник под редакцией Журавлева В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.
Русская литература ХХ века. 11 класс. Практикум под редакцией Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.)
Дополнительная литература:
Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2005.
Егорова Н.В., Золотарева И.В.. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1-2–е полугодие. – М.: ВАКО, 2007.
Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. – М.: Экзамен, 2005.
Щетинкина Н.Е Поурочные планы по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. 1-2–е полугодие. – Волгоград, 2009 г.
Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе Б
№ п/п
|
Раздел программы
|
Количество часов
|
Из них
|
Теоретическая часть
|
Уроков развития речи
|
Уроков внекл. чтения
|
Контрольные работы
|
1
|
Введение.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
2
|
Литература начала ХХ века.
|
34
|
26
|
4
|
3
|
1
|
3
|
Литература 20-х годов ХХ века.
|
10
|
7
|
2
|
-
|
1
|
4
|
Литература 30-х годов ХХ века.
|
27
|
24
|
2
|
1
|
-
|
5
|
Литература периода Великой отечественной войны.
|
5
|
5
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Литературный процесс 50-х – 90-х годов.
|
18
|
13
|
-
|
4
|
1
|
7
|
Литература конца ХХ – начала ХIХ века.
|
4
|
-
|
2
|
2
|
-
|
8
|
Зарубежная литература.
|
3
|
2
|
-
|
-
|
1
|
|
ИТОГО
|
102
|
78
|
10
|
10
|
4
|
|