Скачать 150.71 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Филологический факультет Кафедра всемирной литературы УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической деятельности __________________Г.А.Папуткова «___»_____________20___г. рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.6.2 Литература с основами литературоведенияНаправление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки: «Олигофренопедагогика» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная, 4 года Н. Новгород 2012 Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к.филол.н. В.Н.Девятов СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой всемирной литературы _________________/Н.М.Ильченко/ «____»_______________201__г. СОГЛАСОВАНО Зав. выпускающей кафедрой коррекционной педагогики ________________/С.Н.Каштанова / «___» ___________201__г. СОГЛАСОВАНО Директор библиотеки _________________/Т.А.Ефимова/ «____»_______________201__г.
Целью освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» является формирование у студентов знаний о закономерностях развития литературы и умений анализировать художественные произведения Задачи дисциплины: - понимание художественного значения литературного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений; - умение провести аналогии и связи между русской и зарубежной литературой на разных этапах развития; - готовность к филологической анализу художественных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции и трансформации литературных жанров. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Цикл (раздел) ООП: Дисциплина «Литература с основами литературоведения» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП: Для освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Русская литература». Дисциплина «Литература с основами литературоведения» логически связана с дисциплиной «Детская литература» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: - ОК-2 - способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем. - ОП-2 – способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности. В результате освоения данной дисциплины студент должен: знать: - общий процесс литературного развития; - содержание и художественную специфику литературы; - важнейшие литературные произведения; уметь: - понимать вариативную природу литературы и ее анализировать; - пользоваться научной и справочной литературой; - ориентироваться в основных литературоведческих категориях; владеть: - навыками анализа художественного текста; - знаниями об истории и принципах изучения литературы; - приёмами текстологического анализа литературных жанров. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Тематический план
5.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1.Литература с основами литературоведения как предмет изучения 1.1. Специфика художественной литературы. Образность литературы. Основные этапы развития мировой литературы. Роль и значение фольклора. 1.2Литературоведение как наука. Цель и задачи. Понятия о типах художественного сознания. Раздел 2. Историческое развитие литературы. Основные литературоведческие категории. 2.1.Романтизм в России и за рубежом Творчество писателей романтиков(Пушкин, Лермонтов, Байрон,Мицкевич, Гофман…). 2.2. Основные особенности развития реализма. Творчество крупнейших писателей – реалистов Х1Х века (Бальзак,Стендаль,Диккенс,Толстой,Достоевский,Чехов). 2.3.Роды и жанры литературы. Понятие о родах литературы. Эпические, лирические, и драматические жанры. Тема, идея, сюжет и композиция литературного произведения. 2.4. Литература ХХ века. Модернизм в России и за рубежом. Основные закономерности развития литературы в ХХ веке. Модернистские течения в России и за рубежом на рубеже Х1Х- ХХ в.(символизм, футуризм, акмеизм). 2.5.Творчество ведущих писателей ХХ века.. Вершинные достижения литературы в ХХ веке. Творчество ведущих писателей. Крупнейшие литературоведы ХХ века. Основы стихосложения. Поэтические размеры. 2.6.Проблемы школы и воспитания в литературе. Вопросы школы, воспитания, формирования личности ребенка в художественной литературе (Астафьев, Распутин, Тендряков, Азаров…). Понятие о стиле писателя. 2.7. Литературоведение в ХХ веке. Литература и литературоведение конца ХХ века. Крупнейшие литературоведческие работы. Вершинные достижения писателей этого периода. Раздел 3. Литература и литературоведение на современном этапе. 3.1. Постмодернизм в русской и зарубежной литературе. Теоретические основы постмодернизма. Творчество писателей русского и зарубежного постмодернизма. Вершинные достижения писателей мирового постмодернизма. 3.2. Категория метаромана в литературоведении. Теоретическое обоснование понятия метаромана в русском и зарубежном литературоведении. Своеобразие метаромана В.Набокова. 3.3. Поэтический язык. Мифопоэтика.. Особенности поэтического языка. Понятие о мифопоэтике и ее специфике. Крупнейшие литературоведческие работы по проблемам мифопоэтики. 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
6. Образовательные технологии При изучении дисциплины «Литература с основами литературоведения» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. Предусмотрено прослушивание литературных произведений, просмотр фрагментов художественных фильмов; посещение музея областной Ленинской библиотеки, Нижегородского государственного художественного музея, театров Нижнего Новгорода. Во время занятий демонстрируются слайды – репродукции произведений ИЗО, фотографии. Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1. Бурцев А.А. История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения. Учебное пособие. – М., 2008. 2. Мощанская О.Л., Шевелёва Т.Н. Литература западноевропейского средневековья. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010. 3. Захарова В.Т., Комышкова Т.П. Неореализм в русской прозе ХХ в. Типология художественного сознания в аспекте исторической поэтики. Учебное пособие.- Н.Новгород, 2008. 4. История русской литературной критики: Учеб для студентов…Допущено Министерством образования и науки РФ.- М., Высш. шк., 2009. 5. Детская литература: Учеб.: Допущено экспертным Совет по проф. образованию/ Под ред. Е.О.Путиловой.- М.. Академия, 2008. 6. Типология художественного сознания в русской литературе 18-20 в. Учебное пособие.- Н.Новгород, 2010. 7. Громова М.И. Русская драматургия конца Х1Х – начала ХХ века: Учебное пособие.- М., Наука, 2009. 8. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века: Учебное пособие для вузов: Рек. УМО по классич. университет. образованию.- М., Высшая школа, 2008. 9. Давыдов Т.Т. Русский неореализм: Идеология, поэтика, творческая эволюция: Учеб. пособие для студентов вузов… Допущено Министерством образования РФ. - М., Академия, 2008. 10. Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для студентов вузов: Допущено УМО по спец. пед. образованию /Под ред. Т.М.Колядич, - М., Академия. 2010. 11. Казначеев С.М. Современные русские поэты ХХ века: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Советом по филологии УМО ун-тов РФ.- М., 2008. 7.2 Дополнительная литература 1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1998. 2. Зарубежная литература XIX века. Практикум. – М., 2002. 3. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. 4. История всемирной литературы. – М., 1989. – Т.VI. 5. История западноевропейской литературы. XIX век. Англия: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учебн. завед. / Л.В.Сидорченко, И.И.Бурова и др. – СПб, 2004 6. Афанасьев А.Н. Древо жизни.- М., 1983.. 7. История зарубежной литературы Х1Х века/В.Н.Богословский и др.- М.,20003. 8. Кузнецова А.Ю. Зарубежная литература второй половины ХХ века.- Великие Луки, 2004. 9. Маньковская Н.А. Эстетика постмодернизма.- СПб., 2000. 10. Носик Б. Мир и дар В.Набокова .- М.,1996. 11. Петелин В.В. Михаил Булгаков.- М., 1997. 12. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы .- М., 1988.. 13. Зуева Т.В.Волшебная сказка. – М., 1993. 14. Круглов Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. – М., 2000. 15. Максим Горький. Личность и творчество.- СПб., 2000. 7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории. Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон). 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Контрольные вопросы к экзамену 1.Специфика художественной литературы. 2.Своеобразие романтизма как художественного метода. 3.Исторические судьбы реализма. 4.Тема и идея художественного произведения. 5.Сюжет и композиция. 6.Роды и жанры литературы. 7.Эпические жанры. 8.Лирические жанры. 9.Драматические жанры. 10.Модернизм в России и за рубежом. 11.Роль фольклора в развитии литературы. 12.Основные особенности поэтического языка. 13.Понятие о метаромане в современном литературоведении. 14.Особенности мифопоэтики. 15.Постмодернизм в литературе. 16.Своеобразие и значение творчества Байрона. 17.Проблематика произведений Гофмана. 18.Значение романистики Бальзака. 19.Проблематика творчество Стендаля. 20.Эначение романтизма А.Мицкевича. 21.Значение творчества Диккенса. 22Роль Пушкина в развитии русской литературы и культуры. 23.Значение творчества Лермонтова. 24.Роль и значение творчества Достоевского. 25.Проблематика произведений Толстого. 26.Своеобразие рассказов М.Горького. 27.Специфика творчества Бунина. 28. Значение поэзии Цветаевой. 29.Проблематика романистики Набокова. 30.Значение поэзии Ахматовой. 31.Своеобразие творчества Солженицына. 32.Проблемы воспитания и формирования личности ребенка в современной литературе. 33.Трилогия Тендрякова о школе. 34.Любимое произведение современной литературы. |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |