Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком




Скачать 250.88 Kb.
Название Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком
Дата публикации 30.09.2014
Размер 250.88 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе и Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе.

В данной программе представлены имена писателей, произведения которых значатся в Государственном стандарте как обязательные для изучения в 7 классе основной школы.

Изучение литературы в 7 классе направлено на реализацию ряда целей, обусловленных задачами основного общего образования во всех типах ОУ России:

- воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;

- развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;

- формирование начальных представлений о специфике литературы как одного из видов искусства;

- освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения;

- развитие устной и письменной речи обучающихся в процессе освоения литературного текста.

Материал, предназначенный для обязательного изучения, разбит на разделы согласно этапам развития литературы («Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Литература XIX века», «Литература XX века»).

Недостаточное владение русским языком обучающихся национальной школы определяет вынужденное сокращение в программе числа тех литературных произведений, которые насыщены сложной, нередко устаревшей лексикой.

В программу вошли и те произведения народов России, в которых особенно ярко представлены национальные особенности характера, обычаи и нравы других народов России (К.Хетагуров, Г.Тукай).

Элементарные сведения по теории литературы даются на основе наблюдений над особенностями художественного мастерства писателя, проявляющимися в языке, над сюжетом и композицией произведения, а также над жанровым своеобразием того или иного художественного произведения.

При сообщении теоретических сведений учитель опирается на знания, полученные обучающимися на уроках родной литературы.

Краткий курс зарубежной литературы (Гомер, Жан-Батист Мольер, Фридрих Шиллер) поможет обучающимся 7 класса понять взаимосвязь трех литератур – русской, родной и зарубежной.

Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:

- жанровые особенности народных песен, общность сюжетов и тем в песнях народов России;

- жанр жития святых как один из распространенных жанров древнерусской литературы;

- аллегория (иносказание) и ее роль в изображении жизни;

- первоначальное знакомство с жанром баллады;

- олицетворение как художественное средство поэтической речи, понятие о возвышенной лексике;

- развитие понятия о метафоре;

- особенности композиции повести, роль диалогов в раскрытии характеров героев;

- своеобразие поэтического языка стихотворений, развитие понятия о стихотворной речи, закрепление знаний о стихотворных размерах, двусложные размеры стиха;

- характер персонажа произведения, способы раскрытия характера литературного героя (портрет, поступки, речь, авторская характеристика, окружающая обстановка, пейзаж);

- первоначальное понятие композиции рассказа, развитие понятия о пейзаже в художественном произведении;

- закрепление знаний об эпитете;

- первоначальное знакомство с жанром драмы, комедия как один из видов драмы; диалоги, монологи, реплики – средства обрисовки действующих лиц в драматическом произведении; комическое и смешное в комедии;

- понятие о поэме, трехсложные размеры стиха;

- развитие понятия о литературной сказке;

- жанр автобиографической повести;

- понятие о юморе, развитие понятия о композиции, понятие о сюжете;

- начальное понятие о символе;

- развитие понятия об особенностях поэтической речи: ритме, рифме, сравнении, метафоре;

- понятие о классицизме.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса

Обучающиеся должны знать:

- текст изученного художественного произведения, событийную сторону (сюжет) и героев (в их взаимосвязи);

- основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы.

Обучающиеся должны уметь:

I

  • находить элементы сюжета (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку) и объяснять их роль в изученном произведении;

  • определить и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в контексте;

  • сопоставлять героев изученного произведения;

  • различать эпические и лирические произведения;

II

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты; примерный темп чтения – 120-130 слов в минуту;

  • пересказывать устно или письменно (изложение) – подробно, выборочно, сжато – эпические произведения или отрывки из них;

  • создавать (устно или письменно) сочинение-рассуждение по изученному произведению; давать развернутый ответ на вопрос или характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения;

  • составлять план собственного устного или письменного высказывания;

  • давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении или произведениях других видов искусства (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения);

  • пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.

Учебно-методическое оснащение
Учебник: Литература Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2 частях. Ч.! / Авт.-сост.: Е.В. Ефремова, С.К. Бирюкова, А.М. Мансурова и др. – 10-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.
Дополнительная литература

1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2011.

2. Тесты к школьному учебнику: Литература. 7 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

3. Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006, 2007-2008, 2008-2009


Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе



п.п

Тема урока

кол-во часов

сроки прове

дения

корректи

рование

практические

работы

оснащение урока

примечания

1

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

1

5.09




беседа







2

Устное народное творчество


Выражения основ народного бытия, высших духовных ценностей в русских народных песнях.

1

8.09




Знакомство с учебником, беседа

Аудиофрагменты «Русские народные песни»

Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

3

Из древнерусской литературы

Жития святых как произведения древнерусской литературы

1

12.09




Комментированное чтение, составление таблицы

Презентация «Жития как жанр древнерусской литературы»

Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

4

Сергий Радонежский – защитник Земли Русской по «Житию Преподобного Сергия Радонежского»

1

15.09




Анализ жития, творческая работа

Презентация «Житие Преподобного Сергия радонежского»




5

Русская литература 19 века


Осмеяние хвастовства в басне И.А. Крылова «Лжец»

1

19.09







презентция И.А.Крылов

И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

6

Поучительное значение басни «Лисица и виноград»

1

22.09




Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

7

Русский национальный быт, традиции в «Светлане» В.А. Жуковского.

1

26.09




Сообщение подготовленного ученика




Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

8

«Чистый и священный» образ любимой в стихотворении «К ней»

1

29.09




Работа с учебником




Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

9

Неразрывная связь человека и природы в стихотворении «Вечер»

1

3.10




Работа по учебнику







10

А.С.Пушкин «Полтава»

1

6.10




Знакомство с биографией поэта,аналитическая беседа

презентация А.С.Пушкин




11

Сопоставление Петра I и Карла XII.

1

10.10




Сообщение ученика, комментированное чтение




Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

12

Изображение русского братства в повести «Дубровский»

1

13.10




Анализ текста, конкурс выразительного чтения




Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

13

Протест против беззакония и несправедливости

1

17.10




Работа с учебником, комментированное чтение







14

Чистота и благородство отношений Владимира Дубровского и Маши.

1

20.10




Работа с учебником, аналитическая беседа







15

Сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина»

1

24.10




Выступление подготовленного учащегося




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

16

Мотивы одиночества, стремление к свободе в стих. М. Ю. Лермонтова «Узник», «Парус»

1

27.10




Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ

презентация М.Ю.Лермонтов




17

Единство человека и природы в стихотворении «Кавказ»

1

10.11










Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

18

Стихотворные размеры

1

14.11




анализ стихотворений




Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

19

Историческое прошлое России в «Песне про царя Ивана Васильевича…..»

1

17.11













20

Герои поэмы. Авторское отношение к героям. Язык и стих поэмы.

1

21.11




Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

21

Запорожская сечь и ее законы в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

24.11




Составление характеристики героев с опорой на текст

презентация Н.В.Гоголь




22

Л.Н.Толстой «Отрочество»

1

28.11




Художественный пересказ произведения, аналитическая







23

Гармоничный мир детства Николеньки Иртеньева и новый мир отрока

1

1.12




Творческая работа, Беседа, работа с текстом

презентация И.С.Тургенев

Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

24

Одиночество отрока среди самых близких людей и его причины, раскрытые автором

1

5.12




Характеристика героев, составление сравнительной таблицы, работа с текстом




Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

25

Драматические стороны отроческих лети их бесценный опыт.

1

8.12










И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

26

Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

1

12.12




Словарная работа




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

27

Настенька и ее история:детская наивность и женская зрелость в чувствах и поступках героини

1

15.12




комментированное чтение, беседа







28

«Взросление»мечтателя под влиянием бескорыстного чувства

1

19.12




Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

презентация Ф.И.Тютчев




29

Взаимное соприкосновение судеб героев, обогатившее их обоих

1

22.12




Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей







30

Р.р.Составление монолога(письма)от лица литературного героя

1

26.12




Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев




Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

31

А.П.Чехов «Степь»

1

29.12




Аналитическая беседа, творческая работа




Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

32

Многообразие русского мира, открывающееся Егорушке(система персонажей)

1

16.01




выразительное чтение

презентация Н.А.Некрасов

И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

33

Мастерство Чехова в изображении картин природы

1

19.01




Пересказ и рецензирование глав от лица одного из персонажей




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

34

Смысл названия повести.

1

23.01




Словарная работа, анализ произведения







35

Анализ эпизода повести

1

26.01













36

Человек и природа в рассказе Короленко В.Г. «Река играет»

1

30.01




Беседа, творческая работа

презентация М.Е.Салтыков -Щедрин




37

Перевозчик Тюлин как художественное воплощение сильных и слабых сторонрусского национального характера

1

2.02













38

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

1

6.02




Работа с учебником, выразительное чтение

презентация А.А.Фета




39

Современность сатирических набросков Гоголя.

1

9.02




Работа с учебником




Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

40

Прием овеществления в описании столичных обитателей и их провинциальных подражателей.

1

13.02







презентация Л.Н.Толстой

Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

41

Комедия «Ревизор»

1

16.02




Комментированное чтение, беседа




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

42

Городничий и его подчиненные

1

20.02




Анализ глав повести, словарная работа, беседа




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

43

Хлестаков:кукольность, механичность в поведении персонажа

1

27.02




Анализ глав повести, словарная работа, беседа, характеристика героев







44

Нравственно-философский смысл названия пьесы.

1

1.03




Комментированное чтение

иллюстрации к рассказу




45

А.Н.Островский«Свои люди-сочтемся!»

1

5.03













46

Нравы старой купеческой Москвы в комедии Островского

1

8.03




беседа







47

Мошенничество Самсона Большова и афера Лазаря- сюжетная основа пьесы

1

12.03




подотовка к сочинению







48

Тема отцов и детей в комедии.

1

15.03




Комментированное чтение, беседа

презентация В.Г.Короленко

Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

49

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»

1

19.03




Аналитическая беседа




Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

50

Образ Прокла, мужество и духовная красота крестьянки Дарьи

1

22.03




Чтение и анализ рассказа, лексическая работа

презентация М.Горький

И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

51

Величественный и страшный образ богатыря Мороза

1

2.04




Тест, беседа, творческая работа




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

52

Анализ эпизода поэмы.

1

5.04




комментированное чтение, пересказ от другого лица







53

И.С.Тургенев «Муму»

1

9.04




Комментированное чтение, беседа по тексту,







54

Героический пафос «Песни о Соколе»

1

12.04




Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа







55

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского

1

16.04




Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

сборник стихотворений В.В.маяковского




56

Воля к жизни в рассказе А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

1

19.04




Аналитическая беседа, составление плана пересказа




Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

57

Любовь к Родине в стихотворении С.А.Есенина «Край любимый, сердцу снятся…»

1

23.04




выразительное чтение

презентация С.А.Есенин

Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

58

Рождение и смерть в стихотворении «Песнь о собаке»

1

26.04




Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

59

Привязанность к родному краю в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

1

30.04




Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

60

Сочинение «Мое любимое стихотворение С.Есенина»

1

3.05




Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ







61

Тема войны в творчестве А.Ахматовой.

1

7.05




Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ

презентация А.А.Ахматова




62

В.Г.Распутин «Уроки французского»

1

10.05










Читаем, думаем, спорим: книга длясамостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)

63

Из литературы народов России

К. Хетагуров «Охота на турок»

1

14.05




Знакомство с текстом, беседа, словарная работа




Разработка урока с презентацией с сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “ “

64

Гуманистические идеи в творчестве Г.Тукая.

1

16.05




Беседа




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

65

Зарубежная литература


«Одиссея» Гомера – поэма, воспевающая мужество.

1

21.05




Комментированное чтение, беседа




И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8кл. (М.: ВАКО, 2007

66

Сатирическое изображение аристократии в пьесе Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»

1

24.05













67

«Шиллер – поэт благородных порывов» (А.Герцен). Сюжет баллады «Перчатка»

1







комментированное чтение







68

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы

1










тесты по литературе




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Учебник: Литература: 7 класс: Учебник для общеобр. Учреждений с русским...
Авт сост.: С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С. Русина; Программы основной школы по русскому языку...
Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Учебник: Литература: 8 класс: Учебник для общеобр. Учреждений с русским...
Авт сост.: С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С. Русина; Программы основной школы по русскому языку...
Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Рабочая программа по русскому языку представляет
Авт сост.: С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С. Русина; Программы основной школы по русскому языку...
Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе проекта...
Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики...
Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Программа: Г. Н. Никольская. Русский язык и литература X-XI классы...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени
Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено
Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа
«Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для школ с русским (неродным) языком...
Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...
Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Программа по литературе для 11 класса составлена на основе федерального...
Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности
Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком icon Линия умк «Русский язык. 5–9 классы» для школ с родным (нерусским)...
Линия умк «Русский язык. 5–9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции