АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
Литература
для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы
среднего (полного) общего образования 1. ОДП.14 Литература
2. Область применения
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО гуманитарного профиля
050144 Дошкольное образование;
050146 Преподавание в начальных классах,
050139 Изобразительное искусство и черчение,
050148 Педагогика дополнительного образования. Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. 3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 195 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов.
5. Структура и примерное содержание учебной дисциплины «Литература»
Виды учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 195
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 195
| в том числе:
|
| контрольные работы
| 12
| Итоговая аттестация в форме экзамена (сочинение)
|
6. Контроль и оценка результатов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
| Сочинение
Творческая работа
Устный контроль
Публичные выступления
Реферат
Проект
Индивидуальные задания
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия.
| Письменный контроль
Тестирование
|
Раздел 1. Русская литература XIX века
| Тема 1.2. Русская литература первой половины XIX века
| Тема 1.3. Русская литература второй половины XIX века
| Тема 1.4. Зарубежная литература (обзор)
| Раздел 2. Литература ХХ века
| Тема 2.1. Введение
| Тема 2.2. Русская литература на рубеже веков
| Тема 2.3. Поэзия начала ХХ века
| Тема 2.4. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)
| Тема 2.5. Литература русского Зарубежья
| Тема 2.6. Литература периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет
| Тема 2.7. Литература 50–80-х годов (обзор)
| Тема 2.8. Русская литература последних лет (обзор)
| Тема 2.9. Зарубежная литература (обзор)
| 7. Содержание учебной дисциплины. Основные разделы (темы). |