Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 93 с.
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5-8 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Новизна программы
Программа содержит традиционные разделы и понятия. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
чтение и восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
№ урока
|
Тема
|
Стандарт
|
Повышенный вариант
|
Цели
|
Круг чтения
|
Теория литературы
|
Виды и формы эстетического чтения
|
Виды творческой деятельности
|
Ожидаемый результат обученности
|
Фор мы конт роля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
1.
|
Шедевры русской литературы.
|
Знать: роль литературы в духовной
жизни России
|
Уметь: мини-сочинение
"Книга, которую советую прочитать"
|
Обзорная характеристика основных направлений русской литературы, изучаемых в 9-ом классе
|
|
Сл. работа: шедевры, основное базовое образование.
|
Работа со вступительной статьёй учебника-хрестоматии, работа с вопросами и заданиями.
|
Обмен мнениями о личном читательском опыте девятиклассника.
|
|
|
2.(1)
|
Древнерусская литература (3 ч.)
Богатство жанров древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»
|
Знать: историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве»
Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из"Слова…"
|
Уметь: дать обзорную характеристику древнерусской литературы, письменный ответ об особенностях и значении "Слова…" - замечательного памятника древнерусской литературы
|
1. Обзорная характеристика древнерусской литературы.
2. Изложить историю открытия «Слова» и события, нашедшие отражение в нем, познакомить с исследованиями «Слова» и его переводами.
3. Рассмотреть «Слово» как высокопатриотичное и высокохудожественное произведение.
|
Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве». Исто-рико–литературный очерк.
В. И. Охотникова «Древнерусская литература. 5-9 классы». М.: Просвещение.
|
Сл. работа:
патриотизм честолюбие
Междоусобица
Поучение
Повесть
Слово
Хождение
Житие
Летопись
Жанр
|
Выразительное чтение фрагментов. Чтение наизусть. На примере текста показать связь «слова» с УНТ.
|
Составление плана повествования Ипатьевской летописи и плана основных композиционных частей «слова»
|
Понять «Слово» как высокопатриотичное и высокохудожественное произведение
|
Написать сочинение, Чтение наизусть вступления или плача Ярославны.
|
3. (2)
|
«Слово…». Сюжет. Герои. Образ Игоря.
|
4. (3)
|
«Слово…». Идейный смысл произведения.
|
5.
|
«Золотое слово Святослава». Ярославна как идеальный образ русской женщины.
|
6
|
Русская литература 18 века как литература эпохи классицизма.
|
|
|
Общий обзор «Развитие русской литературы в 18 веке; введение понятия «классицизм»
|
|
Сл. работа:
государственность, «светская» культура, классицизм, гражданственность.
|
Составление опорного конспекта .
|
Рассмотрение характерных черт классицизма. Работа со статьёй учебника
|
Знать признаки и характерные черты классицизма, а также их представителей
|
Тест
|
1
|
2
|
|
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
7
8.
|
М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Теория «трёх штилей».
М. В. Ломоносов. Прославление Родины, науки, просвещения и мира в произведениях поэта.
|
З н а т ь: общие сведения о М.В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды
У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление Родины, мира.
|
У м е т ь: самостоятельно
проводить исследование
художественного своеобразия оды
|
1.Узнать общие сведения о М. В. Ломоносове; М. В. Ломоносов–реформатор русского языка, стихосложения, системы жанров; жанр оды.
2. Изучение оды «На день восшествия…»
|
|
Ода, одический стиль и жанр, силабо –тоническое стихосложение.
Духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы.
|
Чтение статьи учебника
|
Анализ оды «На день восшествия»
Анализ разнообразных поэтических средств, использованных для создания высокого стиля. Составление плана оды.
|
Знать сведения о М. В. Ломоносове как реформаторе русского языка, стихосложения, системы жанров
|
Чтение наизусть отрывка из оды.
|
9
10.
|
Г. Р. Державин. Новаторство Державина-поэта.
Г. Р. Державин. Темы, идейный пафос, приёмы выражения авторской позиции.
|
З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, содержание оды «Фелица»
У м е т ь: показать отличительные черты оды Державина "Фелица" от од М.Ломоносова
|
У м е т ь: комментировать, анализировать характерные для творчества Г.Р. Державина стихотворения
|
1. Знакомство с биографией Державина. Державин в оценке деятельности деятелей русской культуры. Ода «Фелица»
2. Работа над стихотворениями «Памятник», «Властителям и судиям», анализ, новаторство Державина.
|
«Фелица» «Памятник», «Властителям и судиям»
«Псалом 81»
|
Сл. работа:
экспрессия, экспрессивный пафос развенчания, псалом, оригинальное произведение, переводное произведение
|
Выразительное чтение оды, стихотворений
|
Сообщения уч-ся. Анализ стихотворений.
Письменный ответ на поставленный вопрос.
|
Знать биографию Державина, своеобразие оды эпохи классицизма.
|
Письменный ответ на вопрос.
|
11(7)
12.
13.
|
Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Герои и события комедии.
Д. И. Фонвизин. Проблема формирования истинного гражданина.
Д. И. Фонвизин.
Тема воспитания в комедии. Классицизм в драматическом произведении.
|
З н а т ь: общие сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии "Недоросль"
У м е т ь: показать проблему
образования и воспитания в комедии
|
У м е т ь: рассуждать на тему "Проблемы образования и воспитания в комедии "Недоросль" ив современном обществе"
|
1. Знакомство с тв-вом Фонвизина, с героями, сюжетом и текстом комедии; Фонвизин –сатирик.
2. Обсудить проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии.
3. Обсудить проблему традиции и новаторства в пьесе
|
«В мире литературы. 8 кл.» /Авт.-сост. А. Г. Кутузов, и др.
Рассадин О. Б. «Сатиры смелый властелин».
|
Сл. работа:
воспитание
образование
добродетель
благонравие
Сатира
Ирония
Подтекст
|
Выразительное чтение по ролям.
|
Инсценирова-ние по группам отрывков из пьесы
Написание характеристики по плану.
|
Знать содержание, идейную направленность пьесы
|
Написание мини-сочинения.
|
|