№
п/п
| Разделы, программы,
темы урока
| Часы
| Регулятивные универсальные учебные действия
| Познавательные универсальные учебные действия
| Коммуникативные универсальные учебные действия
| Предметные знания
| Предметные умения
|
1
| Входная диагностика
| 1
| Составлять схемы, таблицы.
| Выявлять точки отсчета разных литературных эпох и области их соприкосновения.
| Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству.
| Сведения о русской и европейской литературе, о месте русской литературы в мировой культуре.
| Уметь анализировать тенденции развития русской литературы.
|
2
| Диалог русской и европейской литературы (урок-практикум)
| 1
|
3
| Место русской литературы среди других литератур мира
| 1
|
Раздел I. Русская художественная литература как зеркало народной души
|
4
| «Человек, который весь борьба». Ф.М. Достоевский в письмах и воспоминаниях
| 1
| Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. По окончании урока формулировать новое знание, осознавать умения, которыми пользовались. Фиксировать информацию в разных формах: план, кластер, таблица, сжатый и развёрнутый текст.
| 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема, таблица).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного текста) развернуто и сжато.
6. Работать с источниками, использовать алгоритм критического анализа источника.
7. Устанавливать причинно-следственные связи.
8. Осуществлять анализ и синтез текстовой информации.
| 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
5. Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою.
6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, рефератами.
7. Работать в команде, в паре.
| 1. Биографические сведения о писателях.
2. Содержание прочитанных литературных произведений.
3. Морально-нравственные категории, на которые опираются писатели в произведениях.
4. Изображение народа, народного духа, понятие патриотизма.
5. Изображение эпохи писателем.
6. «Диалектика души» литературных героев.
7. Принцип достоверности в творчестве писателей.
8. Сквозная тема «всеобщего счастья» и её решение в литературных произведениях.
9. Движущие силы человеческих отношений в изображении писателей.
10. Принципы построения художественного образа.
11. Литературные приемы.
| 1. Уметь объяснить отличие художественной литературы как вида искусства от других видов искусства.
2. Знать основные черты реализма как литературного направления.
3. Уметь сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, воплощаемой теме и её решению.
4. Уметь находить в тексте детали, характеризующие героев.
5. Определять конфликт в художественном произведении.
|
5
| Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
| 1
|
6-7
| Раскольников и его теория
| 2
|
8
| Бунт Раскольникова
| 1
|
9-11
| Роман «Преступление и наказание». Теория революции
| 3
|
12-13
| Роман «Преступление и наказание». Начало новой жизни
| 2
|
14
| Критика о романе «Преступление и наказание»
| 1
|
15
| Готовимся к ЕГЭ
| 1
|
16
| «Самый русский из русских». Жизнь и творчество Н.С. Лескова
| 1
|
17-18
| Рассказ «Запечатлённый ангел»
| 2
|
19
| Критика о праведниках Лескова
| 1
|
20
| «Огромный писатель, которого не замечали». Жизнь и творчество А.П. Платонова в письмах и документах
| 1
|
21-22
| Повесть «Сокровенный человек»
| 2
|
23
| Творчество А.П. Платонова в оценке критики
| 1
|
24
| «Самый бескомпромис-сный из русских писателей». Жизнь и творчество В.Т. Шаламова в воспоминаниях и документах
| 1
|
25-26
| Рассказ «Последний бой майора Пугачёва»
| 2
|
27
| Критика о рассказе В.Т. Шаламова
| 1
|
28-29
| «Великий писатель земли русской» Л.Н. Толстой о своей жизни
| 2
|
30-31
| «Война и мир». Особенности композиции и сюжета романа
| 2
|
32
| Основные исторические события в романе «Война и мир»
| 1
|
33
| Система образов романа
| 1
|
34-35
| Духовные искания князя Андрея Болконского
| 2
|
36
| «Диалектика души» Пьера Безухова
| 1
|
37-38
| Любимая героиня Толстого
| 2
|
39
| «Настоящая» и «ненастоящая» жизнь. Народная и дворянская философия в романе «Война и мир».
| 1
|
40
| Роль личности в истории в романе «Война и мир»: от Наполеона до Платона Каратаева
| 1
|
41
| «Война и мир» в контексте мировой литературы
| 1
|
42
| Роман «Война и мир» в оценке критиков
| 1
|
43
| Готовимся к ЕГЭ
| 1
|
Раздел II. Русская литература о сокровенной любви к Отечеству
|
44
| Любовь к Отечеству, как одна из составляющих «народной души»
| 1
| Представлять информацию в виде схемы.
| Выявлять общие точки соприкосновения разных авторов в изображении ими литературных персонажей, выводить общую тенденцию. Делать вывод об отличительных чертах русской литературы
| Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству.
| Изображение двуединства народного характера в статье В. Распутина, в творчестве А.С. Пушкина, в особенностях русского языка.
Значение русской литературы как энциклопедии русской души.
Отличие художественной и «нехудожественной» литературы.
| Уметь анализировать двуединство народного характера в изображении изучаемых авторов; выделять значение русской литературы в формировании личностного самосознания и чувства патриотизма, различать произведения по степени художественности.
|
45
| «Утончённо-изящный европеец и русский поэт». Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева
| 1
| Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. По окончании урока формулировать новое знание. Фиксировать информацию в разных формах: план, кластер, таблица, сжатый и развёрнутый текст.
| 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема, таблица).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного текста) развернуто и с компрессией, с заменой синонимических рядов.
6. Пользоваться источниками, использовать алгоритм критического анализа источника.
7. Устанавливать причинно-следственные связи.
8. Осуществлять анализ и синтез текста.
| 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
5. Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою.
6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, рефератами.
7. Работать в команде, в паре.
| 1. Биографические сведения о поэтах и писателях.
2. Содержание прочитанных литературных произведений.
3. Морально-нравственные категории, на которые опираются авторы.
4. Отражение эпохи в произведениях, понятие патриотизма, чувства Родины.
5. Изображение эпохи писателем.
6. Лирика и эпос как способы познания мира.
7. Принцип достоверности в творчестве писателей.
8. Сквозная тема общей исторической судьбы.
9. Раскрытие смыслов через работу с художественной деталью.
10. Литературные приемы.
| 1. Уметь объяснить отличие художественной литературы как вида искусства от других видов искусства.
2. Знать и понимать содержание прочитанных произведений.
3. Уметь сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, воплощаемой теме и её решению.
4. Уметь находить в тексте детали, с помощью которых создаётся законченная картина.
5. Формулировать понятия: Родина, патриотизм, народный дух.
6. Вырабатывать в себе способность к анализу стилистических приёмов в художественном тексте.
|
46-47
| Сокровенная лирика Ф.И. Тютчева
| 2
|
48
| Готовимся к ЕГЭ
| 1
|
49
| «Поэт дворянской усадьбы». Жизнь и творчество А.А. Фета
| 1
|
50-51
| Лирика А.А. Фета
| 1
|
52
| Лирика А.А. Фета в оценке критиков
| 1
|
53-54
| «Самый русский эмигрант». Жизнь и творчество И.А. Бунина
| 2
|
55
| Рассказ «Антоновские яблоки
| 1
|
56
| Готовимся к ЕГЭ
| 1
|
57
| «Последний поэт деревни». Жизнь и творчество С.А. Есенина
| 1
|
58-59
| Читаем лирику С.А. Есенина
| 2
|
60
| Готовимся к ЕГЭ
| 1
|
61-62
| «Ангел Родины». Жизнь и творчество Н.М. Рубцова
| 2
|
63-64
| «Летописец народного духа». Жизнь и творчество М.А. Шолохова в документах и письмах
| 2
|
65
| Роман «Тихий Дон». Казачество в изображении Шолохова
| 1
|
66
| Тема войны и мира в романе «Тихий Дон»
| 1
|
67
| Тема казачьего бунта
| 1
|
68
| Женские судьбы и любовные линии в романе Шолохова
| 1
|
69
| Родина героев Шолохова: какая она?
| 1
|
70
| Противоречивость в романе «Тихий Дон»: текст, написанный самой жизнью
| 1
|
71
| Критики о творчестве М.А. Шолохова и романе «Тихий Дон»
| 1
|
72
| Готовимся к ЕГЭ
| 1
|
Раздел III. Тема судьбы художника в русской литературе
|
73
| Литературная судьба в контексте нелитературной эпохи
| 1
| Представлять информацию в виде схемы.
| Выявлять общие точки соприкосновения разных авторов в изображении ими эпохи и своего места в ней, выводить общую тенденцию. Делать вывод об отличительных чертах русской литературы.
| Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству.
| Проблема соотношения творческой личности и вызовов эпохи. Суть спора о предназначении литературы и разные направления, иллюстрирующие суть этого спора.
| Уметь анализировать проблему соотношения личности и общества в контексте литературного творчества; аргументировать различные точки зрения на предназначение русской литературы.
|
74-75
| «Поэтесса, научившая женщин говорить». Жизнь и творчество А.А. Ахматовой
| 2
| Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. По окончании урока формулировать новое знание. Фиксировать информацию в разных формах: план, кластер, таблица, сжатый и развёрнутый текст.
| 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема, таблица).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного текста) развернуто и сжато.
6. Пользоваться источниками, использовать алгоритм критического анализа источника.
7. Устанавливать причинно-следственные связи.
8. Осуществлять анализ и синтез текста.
| 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
5. Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою.
6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, рефератами.
7. Работать в команде, в паре.
| 1. Сведения о поэтах и писателях.
2. Содержание прочитанных литературных произведений.
3. Морально-нравственные категории, на которые опираются авторы.
4. Понимание сути вечного конфликта личности и общества, художника и власти, человека и эпохи.
5. Понимание выбора, который приходится делать каждому творческому человеку.
6. Принцип достоверности писателей.
7. Движущие силы человеческих отношений в изображении изучаемых авторов.
8. Принципы построения текста, его индивидуальные стилистические особенности.
9. Литературные приемы.
| 1. Уметь объяснить отличие художественной литературы как вида изобразительного искусства от других видов искусства.
2. Уметь анализировать содержание изучаемых произведений, находить в них черты эпохи, авторское исследование.
3. Уметь находить и анализировать индивидуальные особенности авторского стиля.
4. Уметь сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, открываемой теме и её решению.
5. Уметь находить в тексте детали, характеризующие героев, эпоху и самого автора.
6. Определять конфликт в художественном произведении.
|
76
| Стихотворение «Лотова жена»
| 1
|
77
| Готовимся к ЕГЭ
| 1
|
78
| «Человек эпохи». Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама
| 1
|
79-80
| Лирика О.Э. Мандельштама
| 2
|
81-82
| «Писатель, живущий в России». Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака
| 2
|
83
| Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
| 1
|
84-85
| «Самый зоркий писатель». Жизнь и творчество А.И. Куприна в воспоминаниях и письмах
| 2
|
86
| Рассказ «Исполины»
| 1
|
87
| Критика о творчестве А.И. Куприна
| 1
|
88
| «Герой своего романа». Жизнь и творчество М.А. Булгакова
| 1
|
89
| Роман «Мастер и Маргарита». Сюжет романа и история его создания
| 1
|
90
| Композиция романа «Мастер и Маргарита»
| 1
|
91
| Жанровые особенности романа«Мастер и Маргарита»
| 1
|
92
| Философский смысл романа«Мастер и Маргарита»
| 1
|
93
| Судьба Мастера
| 1
|
94
| Критика о творчестве М.А. Булгакова
| 1
|
95
| Готовимся к ЕГЭ
| 1
|
96-97
| «Интимная поэзия израненной души». Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
| 2
|
98
| Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
| 1
|
99
| Готовимся к ЕГЭ
| 1
|
100
| Заключение. Начало всех начал. А.С.Пушкин
| 1
|
|
|
|
|
|
101
| Русская литература как залог сохранности народного духа
| 1
|
|
|
|
|
|
102
| Итоговый урок
| 1
|
|
|
|
|
|