Скачать 53.64 Kb.
|
Урок русского языка в 11 классе Особенности публицистического стиля Цель урока: обобщить и закрепить знания об особенностях публицистического стиля, его языковых особенностях, совершенствовать орфографические навыки, отрабатывать умение формулировать проблему прочитанного текста, его стилистические особенности Ход урока
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. В прошлые годы мы с вами обращались к текстам публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявления публицистического стиля. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция – характернейшие приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену( «Мещанин во дворянстве» Мольера), который удивился, что, оказывается всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль. Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдем к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки. Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек , хорошо владеющий словом, приемами риторики, способный зажечь своей речью людей, может обратить свой талант к добру. Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией все это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно. Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве». – Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», Лирика Н.А.Некрасов, статьи П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского.) – Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается? (В наиболее острые для страны, переломные моменты истории- Великая Отечественная война, перестройка.) – Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.
-В каких сферах деятельности человека используется публицистический стиль? -Какие жанры публицистики вы можете назвать? -Какие задачи стоят перед автором, который стремится создать текст в публицистическом стиле? - Какие речевые средства при этом используются? Обобщение результатов беседы, показ презентации. 5.Тренировочные упражнения 1) Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе. Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста. 2) Определите, к какому стилю относится предложение. Устно обоснуйте свой ответ. а) Построение искомого сечения зависит от того, на каких ребрах параллелепипеда лежат точки А, В и С. (Геометрия. 10—11 классы). б) Сейчас я вас выведу на чистую воду! — Пожалуйста, пожалуйста! Присаживайтесь и выводите. (Из к/ф “Артистка из Грибова”). в) Сада дремотная мгла липовым цветом цвела. (И. Бунин). г) Не смог первый заместитель мэра наладить отношения с федеральным ведомством. 3) Работа с текстом Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста. (1) В конце апреля, в ещё голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных, опущенных стеблях, как бы ещё (не)окрепших от перворождения, поникшие дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице ещё без единого листочка: просто стебель и на нём – цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями, с уже готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока ещё (не)прибранном буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда ещё издали, за много шагов, увидишь это диво весны. (6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, (не)прикасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. (8) Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда...(9) Оттого и назван так: сон-трава. (10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой нежной (не)прикасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и (не)нужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами. /Е. Носов/ Выполните задание:
А) познакомить читателя с необычным и красивым растением Б) дать описание сон-травы В) предостеречь от необдуманного уничтожения цветов Подведение итогов урока. Домашнее задание Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста. (1) В конце апреля, в ещё голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных, опущенных стеблях, как бы ещё (не)окрепших от перворождения, поникшие дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице ещё без единого листочка: просто стебель и на нём – цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями, с уже готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока ещё (не)прибранном буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда ещё издали, за много шагов, увидишь это диво весны. (6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, (не)прикасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. (8) Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда...(9) Оттого и назван так: сон-трава. (10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой нежной (не)прикасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и (не)нужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами. /Е. Носов/ Выполните задание:
А) познакомить читателя с необычным и красивым растением Б) дать описание сон-травы В) предостеречь от необдуманного уничтожения цветов |
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний" |
||
Моу «сош им. П. П. Грицая ст. Солдатской Прохладненского района кбр»... Цель: показать роль русского языка в современном мире; развивать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному языку |
Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество.... |
||
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию Анализ текста. ( Текст отпечатан на компьютере, спроектирован на экран. Слайд №1) |
||
Урок русского языка в 3-м классе Учитель: Здравствуйте, ребята! Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените |
Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,... |
||
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…» Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |