Скачать 203.69 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) Архетипы русской литературы программа курса специализации «Русская словесность» Составители: проф. Захарова В.Т. доц. Комышкова Т.П. Нижний Новгород 2012 пояснительная записка Цель курса: Изучение художественных явлений русской литературы с точки зрения обнаружения в них архетипической основы, праистоков, приближающих к глубинному постижению народного характера, творческой души народа, закладывающих принципы отечественного художественного мышления. Основные задачи:
Содержание термина «архетип» опирается на учение К.Юнга о первичных схемах образов, воспроизводимых бессознательно и априорно формирующих активность воображения. Такое понимание термина «архетип» ориентирует на выделение в образной структуре произведений инвариантного архетипического ядра, которое может быть метафорически выражено образами, мотивами, сюжетом, композицией, жанром и т.п. Схемы образов наполняются конкретным содержанием в процессе трансформации архетипа в образ, что на оп ределенной стадии развития культуры приводит к образованию наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных структур, которые также принято называть архетипическими. Среди таких образов наиболее общими и устойчивыми для русской словесности, очевидно, следует считать мифологемы дом, дорога (путь), Мировое древо, лес, река, а также основные христианские образы и символы. Оформляясь в мифологических системах, архетипические образы проникают в т.н. бытовые тексты, подвергаются ассимиляции со стороны бытового сознания. Процесс модификации архетипических образов и мотивов составляет одну из главных сил внутреннего саморазвития литературы; понимание данной закономерности мотивирует необходимость данного курса в системе занятий специализации «Русская словесность» Исходя из юнговского понимания архетипа, практически в любом тексте можно установить связь его структурных элементов с первичными схемами. Однако наибольший интерес вызывают те художественные системы, в которых наиболее очевидна, подчеркнута связь с мифологическими системами, с мифопоэтическим сознанием народа, что в данной программе обусловило выбор произведений для анализа. Как известно, история культуры, в том числе словесной, может быть осмыслена как процесс накопительный, не отвергающий художественный опыт прошлого, но осваивающий и видоизменяющий его. В этом смысле литература XIX и XX столетий представляет особый опыт взаимовлияния мифопоэтических традиций, воспринимаемых в качестве основ национального сознания, и их различных литературных трансформаций в последующие эпохи, осознаваемых как литературная традиция. Такого рода многослойность, многосоставность текстов конца XIX века и всего XX века определила приоритеты в выборе тем в данной программе. Первая часть курса рассматривает мифопоэтику Серебряного века, взаимодействие языческих и христианских основ русской ментальности, отраженной в литературе. Вторая часть курса представляет художественное воплощение шести основных архетипов в русской культуре (литературе и фольклоре) в их динамике и переплетении. Курс носит теоретический характер, проводится в лекционной форме в течение двух семестров, изучение каждой часть завершается зачетом. В процессе освоения курса студенты должны:
СОДЕРЖАНИЕ Введение Понятие об архетипе. Универсальность архетипов в истории культуры, выведенных К. Г. Юнгом из единства человеческой психики на глубинном уровне «коллективного бессознательного». Теория архетипики как отражение интереса к механизму образования ментальных структур на уровне бессознательного. Архетипическое в современном литературоведении как неосознанное восприятие и трансформирование мотива или сюжета. Сила воздействия искусства как следствие актуализации его глубинного уровня и обращения к вечным и общечеловеческим архетипам. Архетипы и архетипические образы, соотношение понятий «архетип», «миф», «мифологема», «символ».Мифопоэтика «Серебряного века» Мифопоэтическое начало в искусстве рубежа XIX-ХХ вв. Идеи синтеза в философии и культуре Серебряного века. Сущность модернистского мифологизма, их отличие от «синтеза искусств» в романтизме. Труды русских мифологов как один из главных источников формирования представлений о поэтических воззрениях древних славян (Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Потебня). А.Н. Афанасьев «Древо жизни»: изучение мифов как проявления процесса самосознания народа. Отражение славянской языческой образности в цикле А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» Миф в философии всеединства Вл. Соловьева. Роль синкретизма древнего язычества. Влияние Вл. Соловьева на творчество А. Блока и «младосимволистов». Контекстуальность символического текста: «Стихи о Прекрасной Даме». Мифологема Софии Премудрости Божией как мифологический метасюжет цикла. Мотив София – Премудрость в первом памятнике древнерусской литературы. Софийная иконопись в древнерусском искусстве как один из истоков «Стихов о Прекрасной Даме» Блока. Архетипическая модель мира в поэтической интерпретации Блока. Мифологическая пространственная образность цикла: архетипы горы, леса, реки, моря, берега, ладьи. «Мифотворец» Максимилиан Волошин Поэзия М. Волошина в контексте мифопоэтических поисков искусства Серебряного века. «Мифизация» собственного образа. Софиология Волошина (царевна Таиах). Синтез в художественных новациях его лирики. Цикл «Киммерийские сумерки»: гимническое начало в соединении с ритуалом, молитвой, заклинанием. Киммерия как «спектр основных проявлений человеческого духа в его диалоге с мирозданием». Своеобразие символико-импрессионистического хронотопа цикла. Пещера – космос в поэтической системе М. Волошина. Мифологические и фольклорные истоки ранней прозы М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Проходимец») Многообразие мифологем. Генезис образов Лойко Зобара, Ларры, Промтова. Античный миф о Ганимеде, древнеславянские представления о животном-тотеме, средневековые сказания об Агасфере как архетипическая подоснова образа Ларры. Интертекстуальные связи в аспекте мифопоэтики: легенда о Лойко и Радде в «Макаре Чудре» М. Горького – «Цыганы» А. Пушкина. Женский архетип Евы (Пандоры) в интерпретации Пушкина (Земфира - Мариула) и Горького (Радда). Образ старого цыгана у Пушкина и Макара Чудры у Горького как воплощение соборной мудрости общинного сознания («предводители хора» в античности). Архетипический мотив возрождения, символика архетипа матери. Пасхальный архетип в русской литературе Концепция Дома в русской литературе ХХ века как важнейшего культурного топоса Богатая ретроспектива поэтизации Дома как воплощение непрерываемой связи с духовным наследием предков. Фольклорные традиции восприятия Дома. Усадебная поэзия (от Г.Державина до В.Набокова); культурный феномен «русская усадьба» в русской классической прозе. Провинциальная усадьба в поэзии и прозе Ив. Бунина Элегический взгляд на усадьбу «родом из детства». Усадебные идиллии: «Танька» (1892), «На хуторе» (1892). Усадьба как особый духовный мир: «Антоновские яблоки» (1900). Судьба усадьбы – судьба России: поэмы «запустения» (рассказы «Новый год» (1901), «Золотое дно» (1903)). Разнообразие архетипических мотивов. Смерть усадьбы как примета времени начала ХХ века. Образ мертвой усадьбы в лирике Бунина («Старик сидел, покорно и уныло…», «Кошка в крапиве за домом жила»). Загадка «Суходола» (1911): вырождение русской усадьбы как «добровольный» путь к пропасти. Апелляция к древнейшим праосновам национальной ментальности в мифопоэтике Бунина. Рассказ «Несрочная весна» (1923): богатая архетипическая основа (мотив возвращения в потерянный рай, мотив «ужаса бездны», оппозиция ночь/день, верх/низ, мифологемы дороги, реки, моста, неба). Многообразие природных образов – символов. Дом – дворец как «заглохший Элизей» (Е. Баратынский). Мотив воскресения как «несказанного одиночества» среди чуждого мира, символика «летийской тени», «несрочной весны». Образ Дома в художественной структуре романа М. Булгакова «Белая гвардия» (1925) Духовное пространство Дома в его вневременных константах: Саардамский плотник, Капитанская дочка. Собирающая, консолидирующая энергия, воплощенная в материнском архетипе: центральная роль образа Елены, сестры, унаследовавшей материнское начало в Доме. Мотив единоборства светлой женской ипостаси с силами тьмы. Молитва Елены - чудесное исцеление Алексея. Мотив вины и искупления. Образы-символы метели, тумана, блужданий, света. Луч, снисходящий к Елене «ясной», - свет веры. Дом в иерархии пространств произведения. Гармония устоявшихся соотношений Дом – Город – Родина в первой части романа. Мотив Хаоса, разрушившего культурное пространство бытия, несущего гибель «urbi et orbi». Возникновение новых оппозиций: Город, таящий Смерть, - Дом, хранящий Жизнь. Мотив Апокалипсиса. Крест, превращающийся в меч. «Откровение Иоанна Богослова» как метатекст (Б. Гаспаров) романа. Эффект взаимопроникновения пространства и времени в снах героев романа. Функции снов: актуализация библейского мотива Страшного Суда и всеобщего воскресения к новому духовному бытию (образ Рая в сне Алексея Турбина, сон часового, сон ребенка). Сопряженность духовного пространства Дома с Космосом, с чистым звездным началом. Небо в древнейшем мифологическом представлении как «Дом всего мира». Предания русского семейства и эмигрантское бытие: Дом в романе Н. Федоровой «Семья» (1940) Трансформация образа «родовое древо» в трагической ситуации социальных катаклизмов: Семья как «дубовый листок», навсегда оторвавшийся от «ветки родимой». Черты «идиллического хронотопа» (М. Бахтин) романа. Структура центрального образа романа – образа Семьи. «Христоцентричность» (Н. Арсеньев) духовной традиции русской семьи в изображении Н. Федоровой. Бабушка как хранительница христианских идеалов Семьи. Женское родовое начало: Бабушка – Мать – Лида – непрерывная цепь духовной стойкости, нравственной чистоты, милосердия. Центростремительная сила материнского архетипа, его защитные функции. Пансион №11 как Ноев ковчег в бушующей стихии. Формирование понятия «Семья» на уровне более сложных, чем родовые, связей. «Мысль семейная» в романе как концентрация «нетленной красы» бытия. Мифологема Дома в концепции повести В. Быкова «Знак беды» (1979) Связь поэтики прозы В. Быкова с фольклорным мышлением: однолинейность сюжетов с неожиданными поворотами, с завершенностью человеческих судеб. Мифологические оппозиции лес и дом, дорога и дом, лес и поле, несущие функции тьмы и света. Дорога как традиционное место встреч и опасностей («Круглянский мост», «Пойти и не вернуться», «Сотников», «Дожить до рассвета»). Война в масштабе общечеловеческой беды. «Перевернутость» функций мифологем лес и дом в сюжетных коллизиях В.Быкова как отражение трагической «перевернутости» жизненных обстоятельств в ситуации войны: превращение леса как обиталища враждебных человеку сил - в защитника; дома как защитника – в доступное для врага место опасности. Бесприютность человека, отчужденность его от Дома во время войны. Мифологизация пространства, художественного времени повести «Знак беды» как эстетический способ постижения национальной трагедии. Голгофа в Выселках как место извечного страдания, сопряженного с крестьянским трудом. Прошедшее время в повести как мифологическое время «всех начал», «время созидания», определившее характер героев. Бедный хуторской Дом Степаниды и Петрока – эпицентр повествования. Образ крестьянки Степаниды как главной хранительницы духовного и нравственного устоев бытия: энергетика материнского архетипа. Активная деятельность натуры, проявление архетипа воительницы, богатырши, защищающей добро от зла. Не меч, но – бомба как орудие мести нового времени. Превращение бомбы из реального орудия мести в символическое: эффект бесконечно расширяющегося пространства /времени как неотвратимого возмездия злу. Различные обличья зла в повести. Возвращение Дому его исконной сущности – быть человеку защитой – в трагедийной сюжетной парадигме произведения. Гибель Дома вместе с хозяйкой по ее воле как выполнение его последнего долга перед ней. Образ храма в отечественной литературе ХХ в. как воплощение устремленности русского человека к духовному возрождению Мотив монастырских паломничеств в русской прозе ХХ в. Апелляция к древнейшему жанру «хожений» в русской литературе. Евангельский архетипический мотив: паломник ← пальма. Многовековая идея богомольных хожений - духовное очищение в соприкосновении со святостью. Понятие святости в древнерусской ментальности: от святой (праслав. svet, svent), означающий «возрастание жизненной плодоносящей силы» (В. Топоров), – к символу высшей гармонии, положительной предельности, «возрастания в духе». Соборный образ святости – Святая Русь. Монастырь в древнерусских памятниках: патериках и житиях. Тема «святой ночи» и «святой души» у А. Чехова Рассказ «Святою ночью» (1886). Архетипический мотив соборного богослужения. Концентрация библейской образности, связанной с древнейшими жанрами православной духовной поэзии. Идея «мирообъемлющего храма» (Е. Трубецкой). Поэтизация пасхального празднества в рассказе «Архиерей» (1902). Архетипические мотивы радости, расширяющейся в бесконечности; светлой целесообразности земного круговорота бытия. Мифологизация образов матери, младенца, птиц. Образ монастыря в прозе Б. Зайцева Обитель преподобного Сергия как средоточие духовного подвижничества: «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева (1924). Строительство монастыря как подвиг трудной (трудовой) жизни. Поэтическое осмысление русской святости в ее глубинных праистоках. «Река времен» Б. Зайцева (1964): «русский монастырь имени великого Святого» «в стране нерусской»; его посланническая миссия. Мифопоэтический образ Леты, реки забвения. Антиномия забвение/вечность. Монастырь как воплощение неостановимой жизни русской святости. Евангельские мотивы радости, благодарения, смирения, вознесения. «Есть защита необоримая»: образ Троице-Сергиевой Лавры в художественном осмыслении Ив. Шмелева Троице-Сергиева Лавра как центростремительное начало повествования Ив. Шмелева «Богомолье» (1931). Архетипическая праоснова сюжета, образной системы. Мотив «святой дороги», «радостного богомолья». Дорога как часть иного, сакрального пространства. Сопряжение мотива «святой дороги» с мотивом «путей небесных». Мифологема неба в произведении. Храм как «живое целое, собранное воедино Духом любви» (Е. Трубецкой). Персонификация великой храмовой святыни в образе колокольни – Троицы, «розовой свечи пасхальной». Лавра как «осуществление или явление русской идеи» (П. Флоренский). Сакральное значение Лавры в рассказе Ив. Шмелева «Куликово Поле» (1946). Антиномии поруганное/нетленное, тьма/свет. Мотивы пророчества юродивого, встречи с мудрым старцем, чудесной находки, «сокрытого лика» Истины, Чуда явления Святого. Мотив «Божественного откровения», связующего века и поколения. Образ храма в поэзии советских лет Поэма Д. Кедрина «Зодчие» (1936) и поэма А. Вознесенского «Мастера» (196). Мифопоэтическая праоснова сюжета произведений. Фольклорные источники: легенды и сказания русского фольклора об ослеплении мастеров. Сербская песня о соборе в Раванне, болгарские, чешские, казахские предания. Конфликт между тираном и мастером, деспотом и творцом – трагедийная основа сюжета. «Зодчие» Д. Кедрина: мотив одухотворяющей рукотворной красоты. Архетипическая образность летописных сказаний, уплотненность событийного времени, объединяющего разновременные пласты. Эффект подчинения сюжетного времени – лирическому. Мотив песни гусляров в эпилоге как свидетельство неумирающей свободы творчества, вечного возрождения души народа. «Мастера» А. Вознесенского: мотив «проклятия варварам всех времен», тираноборческое начало. Фольклорная образная архетипика: «яростные, русские, красные рубахи», «огненные сани», «как пламя гнева – крамольный храм». Широта амплитуды архетипических образных ассоциаций как следствие структурообразующей функции лирического времени. Прославление творческого гения народа: «воители, ваятели – слава вам!». Архетипы и их художественное воплощение Понятие архетип в психологии (К.Юнг) и литературоведении (Ю.Лотман, Е.Мелетинский). Архетипы и архетипические образы, соотношение понятий «архетип», «миф», «мифопоэтика». Изначальные образы (линия, круг, крест, мандала и др.) и их дальнейшее развитие. Символика чисел. Формирование более сложных архетипических образов. Миф как свойство человеческого сознания Определение мифа А.Лосевым. Соотношение мифа и науки, мифа и метафизики, мифа и аллегории. Миф и символ. Понятие чудесного. Примеры отражения мифологических представлений литературой: символика цвета в рассказах Ю.Казакова. Архетип и топос. Топосы русской культуры Специфика восприятия мира абсолютным мифом: идея проницаемости мира как основа формирования мифологических и художественных представлений. Мифологическая модель мира и ее образное воплощение (Мировое древо). Логика бриколажа и архетип Трикстера. Функционирование мифологем дуб, клен, тополь, береза, осина, конь в качестве топосов русской литературы ХIХ- ХХ веков. Авторский миф и мифология природы Принцип сопряжения образов в художественном произведении. Проблема соотношения литературы и мифа: исторический и типологический подходы. Процесс и специфика восприятия русской культурой ХVIII века античной мифологии. Осознанное изучение славянской мифологии романтиками. Формирование авторского мифа: сознательное использование мифологем и неосознанное следование структуре мифологических образов. Мифологемы луна, солнце, ночь, тьма, сон в поэтическом мире А.Пушкина, Ф.Тютчева, Е.Баратынского. Свет и тьма у М.Лермонтова. Попытка восстановления концепции уравновешенной природы А.Фетом. Мифологема солнце в поэзии начала ХХ века. Мифология природы в художественном сознании С.Есенина, трактат «Ключи Марии». Мифологическая образность поэзии Н.Рубцова. Свет и тьма в русском романе ХIХ века. Мифологическая символика солнечного и лунного света в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Эсхатологическая образность временных отрезков прозы конца ХХ века: Л.Петрушевская «Время - ночь», В.Маканин «Лаз», А.Ким «Онлирия». Тьма и свет в поэтике В.Пелевина. Снег. Метель. Бесовство Специфика возникновения пейзажа в русской литературе ХVIII века. Зима в мифологии древних славян, амбивалентность зимних пейзажей. Истоки смысла образа снег как умиротворяющего начала в русской художественной традиции. А.Чехов «Припадок», К.Паустовский «Снег». Символическое звучание образа метель в стихотворении А.Пушкина «Бесы». Тема бесовства в произведениях болдинского периода: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии». «Бесы» Ф.М.Достоевского: образ человеческой мутности. Лейтмотив метель в «Анне Карениной» Л.Толстого. Мифологические истоки образа метель в «Голом годе» Б.Пильняка. Метель, вьюга в системе поэтических образов романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Оппозиции древнерусской культуры и их отражение в литературе ХХ века Воплощение архетипа Трикстера в оппозиции духовного и карнавального пластов культуры Древней Руси. Смех как мировоззрение. Место жанра жития в древнерусской литературе. Традиции житийного жанра в светской прозе ХIХ-ХХ веков. Н.Лесков «Очарованный странник», А.Солженицын «Матренин двор», Д.Балашов «Похвала Сергию». От пикаро к Гамлету Формирование оппозиции поэзия - проза в литературе ХVIII века. Специфика поэзии в системе русской культуры (боговдохновленность поэзии как отражение архетипа Возрождения). Господство пикересного повествования в секулятивной прозе. Реализация архетипа пути в жанре путевых заметок (Н. Карамзин, А.Радищев). Архетип Трикстера в плутовском романе. Традиции плутовского романа в литературе ХХ века. Характер влияния драматургии В.Шекспира на русскую прозу. Дискуссия о Шекспире и Гамлете в русской критике ХIХ века (А.Сумароков, Н.Карамзин, В.Белинский, И.Тургенев.) Шекспировские реминисценции у М.Лермонтова, Н.Лескова. Гамлетовская тема А.Блока. Соединение тем Гамлета и Христа в лирическом герое Б.Пастернака («Гамлет»). Гамлетовское начало в структуре сюжета русского романа: Ю.Лотман о специфике сюжетного пространства русского романа ХIХ века. Конфликт ума и чувства в русской литературеПарадоксы мыслительных ситуаций ХVIII века. Конфликт романтизма и просветительства в структуре характера Чацкого: слияние Гамлета и Дон-Кихота. Решение темы «отцов и детей» в комедии. Специфика жанра (комедия) как отражение конфликта позитивности традиции и неприемлемости формы ее проявления. «Ревизор» Н.Гоголя – инверсия «Горя от ума» А.Грибоедова. Изменение концепции ума у Пушкина: утверждение компромиссной модели поведения в образе Онегина. Гамлет и Фауст в характере романного героя М.Лермонтова. Фаустианская тема И.Тургенева. Судьба героя-рационалиста в русской литературе ХIХ века. Причины появления Христа в качестве персонажа романного повествования. Специфика воплощения образа Христа в русской литературе ХХ века Причины возможности литературных интерпретаций библейских и евангельских сюжетов. Характер осмысления сюжета об искушении Христа в «Поэме о Великом Инквизиторе» (Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»). Оппозиция разум - чувство в литературе ХХ века. Архетипический код романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», утверждение теургичности искусства. Апелляции к сюжету о Христе и Пилате в прозе В.Шаламова («Прокуратор Иудеи»), Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»), Ч.Айтматова («Плаха»). Символические образы пространства в русской литературе Москва и Петербург – основные мифологические топосы русской литературы.Москва как воплощение идеи патриархальности уклада в литературе ХIХ века. Петербург – дерзостный вызов догмам, воплощение рационального сознания. Оппозиция Москва – Петербург в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Радищева, в «Евгении Онегине» А.Пушкина. Петербург - сфера инфернальных сил, «город дьявола» (Н.Гоголь, Ф.Достоевский, А.Блок). Демоническое начало Москвы в прозаической традиции ХХ века (М.Булгаков «Дьяволиада», «Мастер и Маргарита», В.Орлов «Альтист Данилов», В.Ерофеев «Москва – Петушки»). Архетипический смысл топоса деревня в традиции русской прозы. Влияние Данте на соотношение пространственных характеристик русского романа. Сибирь –пространство смерти – проявление архетипа Возрождения. Традиции изображения сибирской каторги в литературе ХIХ-ХХ веков (Ф. Достоевский, В.Шаламов, А.Солженицын). Динамика женских образов в русской литературе Скудость женских мифологических и традиционно-эпических образов русской культуры. Воплощение идеи тождественности Премудрости и Красоты в центральной героине сказочного эпоса. Воплощение черт нравственного идеала в женских образах русской литературы ХIХ века, олицетворение России в героинях русского романа. Влияние образа Офелии. Различные варианты Коры, ослабленность материнского начала. Тургеневская традиция в решении характера русской женщины. Вопросы к зачету
____________________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
|
Программа дисциплины Дополнительная специализация «Русская словесность» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Программа курса "Высокомолекулярные соединения" по специальности... Целью курса "Высокомолекулярные соединения" является знакомство студентов с основами науки о полимерах и ее важнейшими практическими... |
||
Курс «Основы кибернетики» для студентов специализации 01. 02. 09.... Курс является обязательным для всех студентов, обучающихся по специальности 01. 02 – прикладная математика и информатика, а также... |
Мұғалiм: Үмітбаева Ә. А. Учитель: Умытбаева А. А Кiтаптар: Русская словесность: миф и литература. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/ Л. С. Рыгалова, Д. Е. Туниянц. –... |
||
А. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник» В фогс полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный... |
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» Феномен fanfiction в сетевой литературе: «низовая словесность» в сетевых публикациях |
||
Қостанай қ. №22 о м. 2013-2014 оқу жылының 7 «Б» сыныптарга арналған орыс эдебиет бойынша Кiтаптар: Русская словесность: миф и литература. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы/. Савельева В., Лукпанова Г., Шашкина... |
Программа учебной дисциплины Литература без границ: художественная... Целями освоения дисциплины «Литература без границ: художественная словесность в условиях глобализации» являются |
||
Дисциплина «Философская антропология» относится к федеральному компоненту... Дисциплина «Философская антропология» относится к федеральному компоненту дисциплин специализации учебного плана специальности 030101.... |
Реферат студентки II курса очного отделения специализации «Филологическое обеспечение рекламы» Одна из тех, кто "сохраняет мужество надеяться", Туве Янссон, финская художница и сказочница, пишущая на шведском языке и создавшая... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |