План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема




Скачать 73.52 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока литературы в 9 классе. Тема
Дата публикации29.09.2014
Размер73.52 Kb.
ТипПлан-конспект
literature-edu.ru > Литература > План-конспект
Информационно-коммуникативные технологии

Урок литературы на тему

«Жизнь замечательных людей»

по биографии А. С. Грибоедова

9 класс

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Горская ООШ»

Царёва Оксана Васильевна
План-конспект урока литературы в 9 классе.

Тема : «Жизнь замечательных людей» по биографии А. С. Грибоедова.

Тип урока : введение новых знаний.

Цель: дать представление о личности А. С. Грибоедова и его трагической судьбе; проследить историю создания комедии «Горе от ума».

Задачи:

Обучающие: - научить конспектировать биографию (дата – событие)

Развивающие:

- развить умение выстраивать биографию писателя.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное отношение к людям;

- воспитывать патриотизм и любовь к отечественной литературе

- воспитывать гордость за русское литературное наследие мирового уровня.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование: учебник, тетрадь, ноутбук, проектор, комедия «Горе от ума», запись 2-ух вальсов, созданных А. С. Грибоедовым.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.




  1. Слово учителя. Задумчиво глядит с портретов порыжелых.

Он не был ни богат, ни слишком знаменит.

И все как сирота в отеческих пределах.

Он в Персии убит, а в Грузии зарыт…

(О. Ермолаева)

Именем Александра Сергеевича Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, ЧТО Грибоедов при всём своём таланте создал лишь одно великое, бессмертное произведение. Люди до сих пор восхищаются комедией «Горе от ума».

Судьба А. С. Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. И его рождение, и его смерть покрыты тайной.

Кто он? Драматург. Военный. Политик. Музыкант. Дипломат. Да, всё вместе.

  1. Содержание презентации:

1 Слайд. Дата рождения.

2Слайд. И. Крамской. Портрет А. С. Грибоедова.

3 Слайд. Дата рождения – загадка. Портрет А. С. Грибоедова неизвестного художника.

4 Слайд. Изображение дома Грибоедовых в Москве.

5 Слайд. Сведения о родителях.

6-8 Слайд. Образование.

8 Слайд. Доброволец в гусарском полку (портрет в форме Иркутского полка). Стихи и статья в журнале «Вестник Европы».

9 Слайд. Отставка из армии; служба в Коллегии иностранных дел; секундант в дуэли; секретарь русской дипломатической миссии в Персии.

10 Слайд. Картина «Писатель-дипломат в Персии»

11 Слайд. Хлопоты о возвращении русских пленных; назначен чиновником по дипломатической части; зреет замысел «Горя от ума»; Петербург, знакомство с Карамзиным, крыловым, Рылеевым; чтение уже написанной комедии.

12 Слайд. принят в общество любителей российской словесности; цензурный запрет публикации полного текста «Горя от ума»; запрет на постановку спектакля по комедии «Горе от ума», встреча с декабристами.

13 Слайд. Смерть Александра I; арест, крепость Грозная; представление Николаю I; Грибоедову предписано принять в своё ведение дела по дипломатическим отношениям с Турцией и Персией.

14-15 Слайд. Подписание мирного Туркманчайского договора; приезд в Петербург, попытка смягчить участь декабристов.

16 Слайд. Направлен министром-резидентом в Персию; женитьба на

кн. Чавчавадзе; представление персидскому шаху; портрет Н. А. Чавчавадзе кисти Десена

17 Слайд. Место захоронения А. С. Грибоедова.

18 Слайд. Разгром русского посольства в Тегеране, убийство Грибоедова.

19 Слайд. Памятник А. С. Грибоедову в Москве на Чистых прудах.

Во время просмотра портретов в презентации звучат вальсы, написанные Грибоедовым. Рассказывается о годах его учёбы, службы на благо России, о знакомстве с известными современниками, о литературных трудах, о мечтаниях и стремлениях, о трагической гибели, о вкладе в отечественную литературу и культуру.

- Так каким он был на самом деле? Каким его видели современники?

Ответы, подготовленные учащимися.

  1. 1 Ученик. А вот каким: «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией, с твёрдой речью». Так говорит о нём В. Андреев. А. Бестужев отмечал: «Кровь сердца всегда играла на его лице».

2 Ученик. …ты ясен был…

Твои светлее были очи,

Чем среди смехов и забав,

В чертогах суеты и шума

Где свой покров нередко дума

Бросала на чело твоё,

Где ты прикрыть желал её

Улыбкой, шуткой, разговором…(В. И. Кюхельбекер)

Учитель. Принято считать, что домом Грибоедова управляла мать, которая была жестока со своими крепостными. Поэтому с юных лет Александр жил «умом и сердцем» в другом мире. Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодёжи, которая заявляла себя противницей насилия и жадно мечтала о новой «свободной» жизни. Уже в университетском пансионе он общался со многими будущими активными участниками декабристского движения.
3 Ученик. Война 1812 года прервала учебные и литературные занятия Грибоедова. Он оставил университет, вступил добровольцем в дворянское ополчение и был зачислен в Московский гусарский полк. Но воевать ему не пришлось, т. к. он служил в войсках, находившихся в тылу. Военная служба расширила его кругозор.

1814 г. в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе пишет статью «О разборе вольного перевода «Леноры» 1815г. в этом же году он публикует и ставит на сцене комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. В 1816 году выходит в свет комедия «Студент».
1 Ученик. В 1816 г. Грибоедов оставил военную службу, поступив на гражданскую службу  в Коллегию иностранных дел, и поселился в Петербурге.

Грибоедов - это сложный и противоречивый характер. Как раз в это время в Петербурге зарождаются тайные политические организации. Тайные общества собирали вокруг себя талантливую и образованную передовую молодежь. В этой среде передовых людей и формировались политические взгляды Грибоедова, развивалось и крепло его свободолюбие, зрело страстное желание послужить родине.

2 Ученик. Вскоре Грибоедову предложили отправиться на дипломатическую службу либо в США, либо в Персию. Он выбрал Персию. Там Грибоедов провел 2,5 года. За это время он хорошо изучил страну, ее культуру, язык и обычаи, политическую и экономическую обстановку. Но Грибоедов тосковал по родине и был очень рад, когда ему удалось выехать из Персии. Он был послан в Тифлис, затем дальше на восток. Он вел переговоры относительно возвращения на родину русских солдат, попавших в плен персам во время русско-персидской войны 1813года. И молодой настойчивый дипломат, решивший, как он сказал, успешно закончил переговоры, и возглавил колонну возвращающихся на родину солдат.

В Тифлисе Грибоедов нашел общество широко образованных людей и литературных деятелей. Особенно сдружился здесь Грибоедов с декабристом Кюхельбекером.
3 Ученик. Решительно все ближайшие друзья Грибоедова в той или иной степени были причастны к декабристскому движению. Грибоедов одобрял цели декабристов, но не разделял их надежд путем военного переворота добиться свержения самодержавия. Но вопрос об участии его в этом движении до сих пор не выяснен окончательно. Когда произошло восстание, Грибоедов находился на Кавказе. Здесь же в 1826 году его арестовали по «высочайшему повелению» по подозрению в принадлежности к тайному обществу. Сам Грибоедов решительно отрицал свою принадлежности к тайному обществу, хотя и не скрывал, что «брал участие в смелых суждениях насчет правительства». Показания декабристов были в общем благоприятны для Грибоедова (они явно выгораживали его, спасая гениального поэта от репрессий).Грибоедов был освобожден. Власти вынуждены были снять обвинения. Под арестом Грибоедова держали более 4-х месяцев.
Учитель. Вернувшись в Грузию, Грибоедов женился на юной Нине Александровне Чавчавадзе, дочери грузинского князя и поэта, с семьей которого давно был дружен. Тогда Нине было 16 лет. По тем временам – возраст невесты, тем более для юной девушки. С замиранием сердца влюбленный Александр Грибоедов сделал ей предложение

22 августа Тифлис облетела новость: в Сионском соборе Грибоедов венчается с Ниной Чавчавадзе. В декабре 1828 года Грибоедов оставил жену в Тавризе и поспешил в Тегеран. Управившись с делами, он должен был сразу же вернуться обратно, но судьба распорядилась иначе… На Кавказ Грибоедов вернулся в то время, когда шла война России с Персией. Грибоедов находился при армии. Под натиском русских войск персы вынуждены были вступить в мирные переговоры. С русской стороны их вел А. С. Грибоедов. Опытный дипломат, Грибоедов много сделал для выработки выгодных для России условий мира. Туркманчайский мирный договор был подписан. Его текст Грибоедов повез на подпись императору в Петербург. Александра встретили салютом, Николай I дал ему аудиенцию, орден, крупную денежную премию, чин статского советника, назначил полномочным послом в Персии. Он был признан замечательным дипломатом. В Тегеране в ходе переговоров о выполнении условий договора возникли недоразумения. Персидские сановники уклонились от своих обязанностей и были враждебно настроены против русского посла. Грибоедова предупредили о готовившемся нападении, но он ответил, что никто не посмеет поднять руку на русского посла.

30 января 1829 года тысячная толпа напала на русское посольство. Силы были неравные: все русское посольство(37 человек) было растерзано. Погибло всё: умнейший дипломат, его рукописи, дневники, документы. Обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течении 3-х дней таскала по улицам и базарам Тегерана. Потом его бросили в какую-то яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела Грибоедова, его удалось опознать лишь по руке, в свое время простреленной на дуэли.


  1. Подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы говорили о судьбе выдающегося человека Александра Сергеевича Грибоедова. Написанная им комедия «Горе от ума», по словам А. Лушкина, «вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». И на последующих уроках нам предстоит в этом убедиться самим.


  1. Домашнее задание: перечитать 1-2 действие комедии; вспомнить основные правила классической комедии; подумать над вопросом: где начинается завязка действия?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconПлан-конспект урока литературы в 11 классе б состоятельна ли человеческая...
Тема: «Состоятельна ли человеческая претензия на господство?» (По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско)

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconКонспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconКонспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло...
Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconПлан-конспект урока в 4 классе Тема раздела: День полный событий
А. С. Пушкина, "Осень", "Пастораль" Г. В. Свиридова, "Осенняя песнь" П. И. Чайковского, "Осенние дожди" В. Попкова и вызвать интерес...

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconКонспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать...
Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconПлан-конспект открытого урока литературы в 5 классе Бочкарева Ирина Витальевна
Цель: на примере текста «Царь Мидас» рассмотреть отражение представлений о человеке и окружающем мире жителей Древней Греции

План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема iconКонспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции