Анализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы продолжило работу над единой методической темой «Формирование социально-экологических основ межкультурной коммуникации в образовательном процессе обучения русскому языку и литературе» в условиях проведения ГИА и ЕГЭ.
Цель работы методического объединения – создание условий, способствующих достижению нового качества обучения русскому языку и литературе.
Приоритетные направления работы ШМО в 2011-2012 учебном году остались те же, что и в прошедшем:
организация учебного процесса в 6-11классах в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённого в 2004-м году, а в 5-х классах в соответствии с ФГОС 2010-го года;
использование инновационных технологий или их элементов на уроках русского языка и литературы с целью воспитания духовно богатой, творчески развитой личности;
совершенствование контроля и управления качеством образования (мониторинг, диагностика);
работа с одарёнными детьми (олимпиады, конференции, конкурсы творческих работ);
усиление работы по подготовке учителей и учащихся к проведению и прохождению новой формы контроля ЗУН – ГИА и ЕГЭ.
Анализируя образовательную деятельность, можно отметить, что реализация целей и задач ШМО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам государственного стандарта, была направлена на защиту интересов обучаемых. Все учителя работали по программам, за основу которых взята примерная программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ 5-11 классов.
Учитывая перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ и Министерством образования Саратовской области, учителя работали по следующим УМК:
Русский язык: программа В.В.Бабайцевой – 8-9 классы;
Русский язык: программа С.И.Львовой и В.В.Львова – 5-7 классы;
Русский язык: программа А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой – 10-11 классы;
Литература: программа В.Я.Коровиной – 5-11 классы.
На заседаниях методического объединения рассматривались следующие вопросы:
«Работа с одаренными детьми»;
Методы, средства, приемы, технологии, соответствующие ФГОС»
«Внеурочная деятельность учащихся как одна из составляющих повышения качества нового образовательного стандарта»;
«Организация и обеспечение реализации неаудиторной занятости обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО»;
«Организация повторения изученного материала на уроках и во внеурочное время».
В межсекционный период рассматривались следующие вопросы:
«Участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок»;
«Участие в муниципальной предметной олимпиаде»;
«Проведение недели русского языка и литературы»;
«Участие в областной научно-практической конференции по литературному краеведению».
В течение всего учебного года велась подготовка к ГИА и ЕГЭ. На уроках русского языка и литературы в 5-8 классах при закреплении и повторении материала использовались тренировочные и контрольные тесты. Итоговая переводная аттестация в этих классах проводилась в формате малого ЕГЭ.
В 10-11 классах велась целенаправленная подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, в 9-х – в форме ГИА:
диагностика уровня знаний по предмету в начале 9-го и 10-го классов;
выявление характерных ошибок и работа по их устранению в ходе тематического повторения;
отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты);
вводный, промежуточный, итоговый мониторинги обученности русскому языку.
Результаты ЕГЭ по русскому языку показали, что все 14 человек перешли порог, 3 человека набрали от 82 до 95 баллов. Часть А с одной ошибкой выполнили 2 учащихся, допустили 2 ошибки 2 человека, не справилась с частью А (7 правильных ответов) – 1 ученица. Не справились с частью В 2 человека (2 правильных ответа), без ошибок выполнили 2 человека, допустили по 1-3 ошибки 5 человек. Все 14 человек смогли сформулировать проблему (часть С), прокомментировать ее, определить позицию автора, 2 человека не аргументировали свою точку зрения, 5 человек в качестве аргумента привели лишь один пример. Кроме этого, 7 учащихся не допустили ни одной орфографической ошибки, 2 человека допустили более 5 ошибок. Двое учащихся не допустили ни одной пунктуационной ошибки, 5 человек написали без грамматических ошибок, 5 – без речевых. Всеми остальными учащимися были допущены и орфографические, и пунктуационные, и грамматические, и речевые ошибки.
Анализ результатов ГИА показал, что из 33 учащихся с работой справились все. Качество знаний составило 45,4% (за год - 42%). Процент несоответствия годовым оценкам составил 42,4%, из них 36,3% с движением вверх, 6,1% с движением вниз. В части А допущено по одной ошибке у 5-х учеников, остальные не допустили ни одной ошибки. В части В 12 учащихся не допустили ни одной ошибки, по 1-2 ошибки – 12 человек, остальные – 3 и более.
При написании изложения и сочинения максимальный балл получили 3 человека. Не допустили ни одной орфографической ошибки 11 человек, по 1-2 ошибки допустили 8 человек. Остальные учащиеся допустили от 3-х и более ошибок. 10 человек не допустили ни одной пунктуационной ошибки, 9 человек ни одной грамматической, 15 человек ни одной речевой ошибки.
ГИА по литературе сдавали 8 человек. 4 человека сдали на «4», качество знаний составило – 50%. Одна ученица не справилась с работой.
Типичные ошибки:
неумение формулировать позицию и подтверждать свои мысли текстом;
неумение найти основание для сопоставления художественных произведений;
непонимание темы сочинения;
незнание теоретико-литературных понятий.
Таким образом, учителям в новом учебном году следует уделять больше внимания практической направленности уроков, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, работать над грамматическими и речевыми ошибками.
В целях повышения научно-методического уровня Курова Т. П. принимала участие в работе семинара «Научно-исследовательская деятельность учителя и ученика в учебное и внеучебное время» Саратовского института повышения квалификации работников образования:
Бакаева С.Ш. и Дубинина Л. А., Курова Т. П. прошли курсы «Реализация ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях в процессе преподавания русского языка и литературы», Курова Т. П. – дистанционные курсы «Научные основы комплексного анализа текста»
Повышению научно-методического уровня способствуют и открытые уроки, мастер- классы. В 2012-2013 учебном году был проведён урок литературы в 7 «а» классе «Применение исследовательского метода при анализе художественного произведения»» (учитель Курова Т.П.), урок русского языка в 5 «б» - «Применение методов, приемов, средств, технологий, соответствующих ФГОС», урок русского языка в 8 «а» - «Работа с одаренными детьми на уроке». Уроки проведены методически верно, использовались разные формы и методы: коллективная, групповая, индивидуальная работа, закрепление знаний, умений навыков, использование ИКТ, здоровье сберегающих технологий, технологии исследовательской деятельности. Кроме того, на уроке в 5 «б» классе учитель Бакаева С. Ш. показала развитие таких УУД, как познавательные (Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, построение речевого высказывания в устной форме), коммуникативные (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе, построение монологического высказывания), личностные (развитие познавательных интересов, учебных мотивов).
В течение 2012-2013 учебного года продолжалась работа с одарёнными детьми. Методическое объединение участвовало в проведении международной игры «Русский медвежонок – языкознание для всех». Лучшие результаты показали Кондрашова Анастасия – 97,08%, Руденко Лариса – 88, 97%, Кулешенко Вероника – 82, 79 – все из 7 «а» класса (учитель Курова Т. П.), Сакказов Жаннат из 11 класса – 95, 43% (учитель Дубинина Л. А.).
В муниципальной олимпиаде по русскому языку участвовало 10 человек. Из них 1 ученица стала победителем – Кондрашова Анастасия из 7 «а» класса (учитель Курова Т. П.) и две – призерами: Таушанова Диана из 9 «а» класса и Бутова Юлия из 11 класса (учитель Дубинина Л. А.).
В муниципальной олимпиаде по литературе участвовало 6 человек. Из них 1 ученица стала победителем – Кондрашова Анастасия из 7 «а» класса и одна призером – Кулешенко Вероника из 7 «а» класса (учитель Курова Т. П.).
Кроме этого, приняли участие в конкурсе сочинений «Район, в котором я живу». В номинации «Поэзия»Дубинина Любовь из 9 «а» класса заняла 2 место, Таушанова Диана и Нургалиев Арман, оба из 9 «а», - 3-е (учитель Дубинина Л. А.). В номинации «Очерк» Кулешенко Вероника из 6 «а» класса заняла 3 место (учитель Курова Т.П.). На областной научно-практической конференции «Литературное краеведение глазами школьников» Идирова Аида из 10 «а» класса заняла 1 место (учитель Курова Т.П.)
Учащиеся 6-х, 7-х, и10 «а» классов приняли участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку от проекта Инфоурок. Две ученицы стали победителями – Кондрашова Анастасия из 7 «а» класса и Идирова Аида из 10 «а» класса (учитель Курова Т. П.) и одна – призером – Шугайкина Елена из 6 «а» класса (учитель Бакаева С. Ш.).
Учащаяся 10 «а» класса Идирова Аида приняла участие во Всероссийской заочной научно-практической конференции «Проба пера» и стала обладательницей двух дипломов: «Популярная исследовательская работа» и «Научный дебют»
В рамках Недели русского языка и литературы были проведены следующие мероприятия:
Литературная викторина в 5-6 классах (учитель Бакаева С. Ш.);
Литературная гостиная «Сердце матери» по произведениям русской литературы в 8-х классах (учитель Дубинина Л. А.);
«Своя игра» по произведениям М. Ю. Лермонтова в 9-х классах (учитель Дубинина Л. А.);
Викторина «О, этот бал!» по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11-м классе (учитель Дубинина Л. А.);
Литературно-музыкальная гостиная «Калинка из Саратова» в 7-х классах (учитель Курова Т. П.);
Литературно-музыкальная композиция «Я, конечно, вернусь!..» к 75-летию В. Высоцкого в 10-11 классах (библиотекарь Березина Л. Н.);
Конкурс рисунков к сказке «Золотой ключик или Приключения Буратино», посвященный юбилею А. Н. Толстого;
Выпуск газеты «Язык мой – друг мой» Бакаева С. Ш.)
На основании вышеизложенного работу школьного методического объединения учителей русского языка и литературы можно считать удовлетворительной.
Недостатками в работе ШМО являются:
• недостаточная подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам различного уровня, начиная с муниципального;
• несистемный подход в работе по обобщению передового педагогического опыта;
• перспективы развития кабинета русского языка и литературы;
• малая активность учителей в работе семинаров на базе ИПКРО;
• неучастие учителей и малая активность учащихся в научно-практических конференциях, проводимых на региональном уровне.
Задачи на новый учебный год:
• создание оптимальных условий для развития личности учащегося в различных видах деятельности сообразно с его интересами, способностями, возможностями, а также потребностями общества в рамках ФГОС;
• применение современных педагогических технологий для реализации новой педагогической концепции образования;
• применений новых образовательных программ и фонда учебников, соответствующих ФГОС;
• использование регионального компонента на уроках русского языка в 10-11 классах;
• участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах;
• повышение профессионального уровня учителей русского языка и литературы через курсы, семинары, конференции, открытые уроки и мастер-классы;
• отслеживание мониторинга по русскому языку и литературе в 5-8,10 классах и сдаче ГИА в 9-м и ЕГЭ в 11-м классах.
|