Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста




Скачать 0.5 Mb.
Название Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста
страница 1/3
Дата публикации 29.09.2014
Размер 0.5 Mb.
Тип Практическая работа
literature-edu.ru > Литература > Практическая работа
  1   2   3
Контрольно-измерительные материалы для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе

Пояснительная записка.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей.

Первая часть работы – написание сжатого изложения (С1) – проверяет комплекс необходимых жизненных умений, в том числе, умение применять различные приёмы компрессии текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с кратким открытым ответом (В1 – В14). Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемым содержания исходного текста, выявляют уровень постижения его культурно-ценностных категорий. Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников.

Третья часть работы (С2.1 и С2.2) проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

Обучение всем этим видам работы осуществляется на протяжении всего курса обучения русскому языку, однако в 9 классе эта работа ведётся целенаправленно для подготовки учащихся к успешному прохождению ГИА.

Предлагаемая работа содержит тематические, практические и итоговые контрольно-измерительные материалы в двух вариантах, используемые на уроках русского языка, в том числе по развитию речи, по программе М. М. Разумовской с целью проверки ЗУН учащихся по изученному материалу и одновременно для подготовки к первой (задание С1 – сжатое изложение) и второй (задания А1 – А6; В1 – В14) частям ГИА.

Все материалы разделены на три раздела:

РАЗДЕЛ 1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Проверочный тест по теме «Лексика. Повторение».

Повторение. Проверочный тест по теме «Простое осложнённое предложение».

Контрольный тест по повторению в 9 классе.

Проверочный тест по ССП.

Итоговый тест по СПП.

Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям.

РАЗДЕЛ 2. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЕМ.

Сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённое предложение.

Итоговый контрольный диктант.

РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Тестовое задание по развитию речи (речеведение).

Проверочный тест «Средства художественной выразительности».

Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста.

Практическая работа по компрессии текста.

Отдельно представлены ключи к каждому контрольно-измерительному материалу.

При составлении данных КИМов использовались тексты публицистической и художественной литературы, сборники ФИПИ для подготовки к ГИА разных лет, а также ресурсы Интернета.

В качестве итоговой подготовки к прохождению ГИА по русскому языку в 9 классе используются КИМы, разработанные ФИПИ и опубликованные в сборнике:

ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – (Федеральный институт педагогических измерений).

РАЗДЕЛ 1.
ТЕСТОВЫЕ

ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Проверочный тест по теме «Лексика. Повторение». 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания А 4, В1)

1 вариант.

1. Какое лексическое значение имеет слово парча?

  1. тонкая ткань из натурального шёлка

  2. плотная шерстяная ткань с мелкими рубчиками по диагонали

  3. гладкая, блестящая шёлковая ткань

  4. плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными линиями

2. В каком значении употреблено слово масштаб в следующем предложении?

Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы, и, чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия.

  1. отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине

  2. прочность, основательность, солидность

  3. размах, охват, значение

  4. расстояние между крайними точками чего-либо раскрытого, распростёртого, расставленного

3. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

  1. багряный – кроваво-красный

  2. контекст – относительно законченная в смысловом отношении часть текста

  3. яхта – большая и лёгкая парусная лодка

  4. экспорт – ввоз товара в страну для продажи

4. В каком ряду не все слова являются синонимами?

  1. узы, оковы, путы

  2. воображение, фантазия, вымысел

  3. усердие, одолжение, услуга

  4. холм, пригорок, возвышенность

5. Замените слово выставляют из предложения Есть люди, которые выставляют на улицу свою собаку за то, что она не приносит дохода синонимом. Напишите этот синоним.

6. Какая пара слов не является антонимами?

  1. баснословный, мизерный

  2. благоговейно, непочтительно

  3. равнодушие, индифферентность

  4. сумасбродство, благоразумие

7. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

  1. распущенный ребёнок

  2. рассеянные семена

  3. открытая душа

  4. танцующая пара

8. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?

  1. волк в овечьей шкуре

  2. тише воды, ниже травы

  3. вольная птица

  4. заячья душа

9. Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

  1. важная птица, птица высокого полёта

  2. в мгновение ока, в два счёта

  3. во всю ивановскую, во времена оно

  4. сломя голову, что есть мочи

10. Каким синонимичным словом можно заменить фразеологизм кот наплакал? Напишите это слово.

Проверочный тест по теме «Лексика. Повторение». 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания А 4, В1)

2 вариант.

1. Какое лексическое значение имеет слово орнитолог?

  1. специалист, изучающий отношения растительных и животных организмов на той или иной территории

  2. специалист, изучающий состояние окружающей среды и её воздействие на животных

  3. специалист, изучающий флору и фауну водоёмов

  4. специалист, изучающий птиц и их распространение

2. В каком значении употреблено слово лицедейство в предложении Театр – это Жизнь, это дивное лицедейство, горькая услада, сладчайшая боль…?

  1. премьера спектакля

  2. притворство, обман

  3. настороженное поведение

  4. коварство, вероломство

3. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

  1. экзаменатор – человек, который принимает экзамен

  2. демонстрировать – выйти на демонстрацию

  3. циничный – непристойный, бесстыдный

  4. энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение

4. В каком ряду не все слова являются синонимами?

  1. чахнуть, угасать, таять

  2. одобрять, хвалить, хвастаться

  3. хитрить, лукавить, лицемерить

  4. устать, измучиться, изнемочь

5. Замените слово глаголов, употреблённое в предложении Наш язык – это язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов в устаревшем своём значении, стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Какая пара слов не является антонимами?

  1. густой, редкий

  2. радоваться, горевать

  3. ускорение, замедление

  4. цветок, дерево

7. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

  1. потерянный взгляд

  2. сорванный цветок

  3. натянутые отношения

  4. подавленное состояние

8. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный человек»?

  1. птица высокого полёта

  2. абсолютный ноль

  3. верста коломенская

  4. колосс на глиняных ногах

9. Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

  1. вывести на чистую воду, вывести в люди

  2. вставлять палки в колёса, перебегать дорогу

  3. втирать очки, водить за нос

  4. гнуть спину, проливать пот

10. Каким синонимичным словом можно заменить фразеологизм набить оскомину? Напишите это слово.


Повторение. Проверочный тест по теме «Простое осложнённое предложение». 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В5, В9 – В11)

1 вариант

1. Прочитайте предложения и выполните задания.

1) Подавляя нервную дрожь, я подал ей руку.

2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звуки, и луну.

3) Стройная и гибкая, она лёгким движением руки захватила юбку чёрного платья.

4) По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами.

5) Друзья мои, прекрасен наш союз!

6) Тогда она была ещё молода, не старше двадцати двух лет.

7) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

8) Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками.

9) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

10) И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.

Укажите номер(а) предложения(ий), осложнённого(ых)

  1. однородными членами;

  2. обращением;

  3. вводным словом;

  4. обособленным определением;

  5. обособленным обстоятельством;

  6. уточняющим членом.


2. Прочитайте текст, в котором цифрами обозначены все запятые.

С особенной силой здесь,(1) в пушкинских местах,(2) возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой,(3) с холодными волосами,(4) спутанными осенним ветром,(5) и слушал влажный гул сосновых вершин,(6) смотрел,(7) прищурившись,(8) на осенние тучи,(9) толкался по ярмаркам,(10) подолгу просиживал на полу около горячей печки,(11) шутил с няней,(12) пел,(13) смеялся. Здесь чудесные слова переполняли его,(14) стесняли душу и,(15) наконец,(16) слагались под огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

(По К. Паустовскому)

Выпишите цифры, обозначающие запятые

  1. при однородных членах;

  2. при обособленном обстоятельстве;

  3. при обособленном определении;

  4. при вводных словах;

  5. при уточняющем члене.


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рассыпавшись по кораблю(1) в своих белых рубашках(2) с широкими воротами(3) открывающими загорелые шеи(4) матросы моют(5) и скребут палубу.

  1. 1, 2, 3, 4, 5

  2. 1, 3, 4

  3. 3, 4

  4. 3, 4, 5

4. Выпишите грамматическую основу предложения.

Я растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону маленького человека.

Повторение. Проверочный тест по теме «Простое осложнённое предложение». 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В5, В9 – В11)

2 вариант

1. Прочитайте предложения и выполните задания.

1) Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася.

2) Пушкин громаден, плодотворен, силён, богат.

3) Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я.

4) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

5) Взволнованная мать, увидев свою дочь катающейся на велосипеде по дороге с движущимся транспортом, отчитывала оправдывавшуюся девочку.

6) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера.

7) Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью.

8) Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.

9) Всё, к чему приходилось прикасаться: топор, котелок, ветки – было ледяное и обжигало пальцы.

10) Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял лёгкий лазурный купол.

Укажите номер(а) предложения(ий), осложнённого(ых)

  1. однородными членами;

  2. обращением;

  3. вводным словом;

  4. обособленным определением;

  5. обособленным обстоятельством;

  6. уточняющим членом.


2. Прочитайте текст, в котором цифрами обозначены все запятые.

Тучу передёрнуло синим пламенем. Медленно загремел гром,(1) разнося вокруг глухие раскаты. Он то усиливался,(2) то почти затихал,(3) уносясь куда-то вдаль. И дождь,(4) подчиняясь грому,(5) начинал временами идти сильнее и широко шуметь по листве,(6) потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце,(7) посвежевшее и яркое. Старый пушкинский парк в Михайловском,(8) крутые берега Сороти,(9) местной речки,(10) запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась над пасмурной далью. Она сверкала,(11) искрилась и дымилась,(12) окружённая космами пепельных туч. Радуга,(13) казалось,(14) была похожа на арку,(15) воздвигнутую на границе заповедной земли.

(По К. Паустовскому)

Выпишите цифры, обозначающие запятые

  1. при однородных членах;

  2. при обособленном обстоятельстве;

  3. при обособленном определении;

  4. при вводных словах;

  5. при уточняющем члене.


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Однажды(1) Лизавета Ивановна(2) сидя под окошком за пяльцами(3) нечаянно взглянула на улицу(4) и увидела молодого инженера(5) стоящего неподвижно(6) и(7) устремившего глаза к её окошку.

  1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

  2. 2, 3, 4, 5

  3. 2, 3, 5

  4. 2, 3, 5, 6, 7

4. Выпишите грамматическую основу предложения.

Несколько посетителей стояли в оцепенении и глядели на плачущую барышню, сидевшую за столиком, заваленным специальной зрелищной литературой, продаваемой барышней.




Контрольный тест по повторению в 9 классе.

(Подготовка к ГИА, задания А1 – А4, В1 – В5, В8, В10, В11)

1 вариант.

Внимательно прочитайте текст и выполните по нему задания.

(1) В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с «Коньком-Горбунком» мы явственно это видим… (3)На «большую учёбу» Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4)Сибиряк учился прилежно. (5)Сторонился студенческих шалостей и пирушек. (6)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7)И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. (8) Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окружение, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему – дураку (а точнее, доброму, честному простаку) – всё хорошее по справедливости достаётся.

(9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо раба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего – волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.

(11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.

1. В каком предложении текста говорится о воздействии сказки на читателя?

  1. 7

  2. 8

  3. 9

  4. 10

2. В каком значении употреблено слово лёгкими в предложении 7?

  1. незначительный по весу

  2. достигаемый без большого труда

  3. малозаметный, едва слышимый

  4. незатруднительный для восприятия

3. В каком предложении содержится обоснование тезиса автора о том, что сказка П. Ершова о придуманной жизни похожа на саму жизнь?

  1. 8

  2. 9

  3. 10

  4. 11

4. О каком свойстве натуры П. Ершова свидетельствует информация, заключённая в предложениях 4-6?

  1. недружелюбности

  2. целеустремлённости

  3. нелюдимости

  4. расчётливости

5. Найдите в предложении 8 синоним к слову ХИТРЫЙ. Напишите этот синоним.

6. Из предложений 8-10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

7. Из предложений 1-6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется , если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

8. Из предложений 1-7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».

9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

И в девятнадцать лет явил миру сказку,(1) написанную стихами лёгкими,(2) как дыханье,(3) занятными,(4) интересными и взрослому,(5) и ребёнку,(6) сказку о придуманной жизни,(7) но похожую и на саму жизнь.

10. Из предложений 1-3 выпишите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

11. Среди предложений 7-11 найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

12. Среди предложений 8-11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Контрольный тест по повторению в 9 классе

(подготовка к ГИА, задания А1 – А4, В1 – В5, В8, В10, В11).

2 вариант.

Внимательно прочитайте текст и выполните по нему задания.

(1)Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры. (2)Трудно сказать, какая из них предпочтительней, если выбирать способ самоубийства. (3)При ядерном это можно сделать моментально, при экологическом – с мучительным, но и недолгим продлением, когда отцы получают возможность наблюдать, как рождаются дети, всё меньше и меньше похожие на людей. (4)И при «культурном» - когда нравственно-эстетическая деградация приведёт к обществу дикарей, которые не захотят терпеть друг друга. (5)В известном смысле можно предполагать, что третья опасность, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привела к появлению и первых двух. (6)Когда красота и тайна теряют смысл и становится позволительным всё, что было непозволительно, когда ценности со знаком минус, постепенно перерождаясь, переходят в положительное качество, - теряет смысл и та сумма законов, которая содержит в моральных границах жизнь. (7)Мы уже привыкаем к парадоксам, каждый из которых должен бы ужасать: чтобы сохранить мир – накапливать оружие, способное десятки раз уничтожить планету; чтобы казаться сильным – отнимать действительную силу, заражая воздух, воду и землю и получая продукты питания, напичканные ядами; чтобы выполнить продовольственную программу – сгонять с земли людей и объявлять их селения неперспективными; чтобы стать богатым – продавать богатства; чтобы очиститься от скверны – плевать в прошлое.

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора данного текста?

  1. Нарушение духовно-поведенческого аппарата привело к появлению ядерной и экологической опасности.

  2. Чтобы сохранить мир, надо накапливать оружие.

  3. Существуют три опасности уничтожения человечества.

  4. Когда становится позволительным всё, что было непозволительно, теряет смысл и та сумма законов, которая содержит в моральных границах жизнь.

2. Для чего автор использует в тексте книжную лексику (нравственно-эстетическая деградация, духовно-поведенческого аппарата, моральные границы жизни и др.)?

  1. Чтобы показать свою образованность и начитанность.

  2. Чтобы заставить читателя обратиться к словарям.

  3. Чтобы установить дистанцию между автором и читающими.

  4. Чтобы дать социальную оценку описываемым явлениям.

3. Какое значение имеет слово аппарат в прочитанном тексте (предложение 5)?

  1. прибор, техническое устройство

  2. система органов живого организма, выполняющих какую-либо функцию

  3. учреждение, осуществляющее руководство

  4. примечания, указатели к научному труду

4. В каком предложении текста содержится доказательство того, что причиной появления ядерной и экологической опасности является нравственно-культурная деградация человечества?

  1. 3

  2. 4

  3. 6

  4. 1

5. Замените слово НАПИЧКАННЫЕ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Из предложений 4-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

7. Из предложений 1-5 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется , если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

8. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».

9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Три опасности уничтожения человечества существуют,(1) на мой взгляд,(2) сегодня в мире: ядерная,(3) экологическая и опасность,(4) связанная с разрушением культуры.

10. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ из предложения 3.

11. Среди предложений 1-4 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

12. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.


Проверочный тест по ССП. 1 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В6, В12)

1. Найдите сложносочинённое предложение.

  1. Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

  2. Не выдержав, отец опять взглянул назад.

  3. Ещё небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.

  4. Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.

  2. Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.

  3. Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.

  4. Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.

  1. Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

  2. Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

  3. Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

  4. Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

У каждой стены и купола особый звук,(1) а вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.
Проверочный тест по ССП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В6, В12)

1. Найдите сложносочинённое предложение.

  1. Двести шагов, и мы в безопасности.

  2. Хотелось домой, где холодно и снег.

  3. Я верил: что-то должно произойти.

  4. Исследования доказывают наличие жизни не только на суше, но и на воде.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.

  2. Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.

  3. Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.

  4. Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

В это время прогремел выстрел и из окна донеслись крики.

  1. Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

  2. Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

  3. Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

  4. Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня – так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

И,(1)когда бы я ни открыл глаза,(2) ты была всегда возле меня,(3) и ночник горел в комнате,(4) и ты глядела на меня своими запавшими очами,(5) будто из тьмы.

Итоговый тест по СПП. 1 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

  1. Никогда этот человек, обещавший столь многого добиться в жизни, не был самим собой.

  2. В лесу еле слышно раздавался звон бубенчиков, и по дороге медленно катила тройка.

  3. В кустах послышался какой-то шорох, который и спугнул куропаток.

  4. Устав от беготни, ребятишки, притихшие и посерьёзневшие, уселись на печке, а бабушка начала рассказывать им сказки.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

В том краю(1) где желтеет крапива(2) и сухой плетень(3) приютились к вербам сиротливо(4) избы деревень.

  1. 1, 2, 3

  2. 2, 3

  3. 1, 3

  4. 1, 4

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удаётся.

  1. Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

  2. Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

  3. Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

  4. Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

  1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

  2. В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

  3. Старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

  4. Я остался ночевать у них, чтобы не попасть под надвигающуюся бурю.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением места.

  1. Дом, где я родился и вырос, навсегда будет мил моему сердцу.

  2. Где река Москва впадает в Оку, вырос красивый город Коломна.

  3. Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

  4. Листья камыша, хотя я и отряхнул их веслом, то и дело беззвучно бросали капли в челнок и на траву.

6. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения.

Цветок был до такой степени необычен, словно его привезли из какой-то экзотической страны.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

  1. Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.

  2. Несмотря на то, что действие началось, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шёл по ковру коридора.

  3. Он решил, что не оставит её, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.

  4. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

  1. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

  2. Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

  3. Ей даже стало холодно от радости и захотелось, чтобы эта ночь тянулась без конца, чтобы без конца неторопливо постукивала по корням телега, чтобы всё дремучей, разбойничей делался лес.

  4. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни,(7) я всегда помню руки твои в работе.
Итоговый тест по СПП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

  1. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

  2. Эта железяка блестела на солнце, как золото.

  3. Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

  4. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго ходил по чердаку.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

Солнце(1)как будто запоздало в это утро(2) и(3) когда оно выглянуло из-за домов(4) и церквей(5) застало всех в страшной суматохе.

  1. 1, 2, 3, 4, 5

  2. 1, 2, 3, 5

  3. 1, 2, 3, 5

  4. 3, 5

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

  1. Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

  2. Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

  3. Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

  4. Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

  1. Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.

  2. День такой яркий, что даже рыбья чешуя за версту сверкает серебряными искрами.

  3. Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.

  4. Взгляните на церковь, что находится от нас по правую руку.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением образа действия и степени.

  1. Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушует море.

  2. Вечерний туман дымился в камыше и лёгким, как кисея, паром вился над водой.

  3. Больной всё сделал так, как велел ему доктор.

  4. Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

6. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения.

Хотя ещё на ветках не высохли капли дождя, птицы уже завели свои призывные песни.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

  1. Казак мой был очень удивлён, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого.

  2. Впереди, куда вела дорога, было немного посветлее, потому что свет декабрьского дня ещё не сменила ночная темнота.

  3. И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.

  4. В это время в третьем ряду кресел, у среднего прохода, подперев

кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном чёрном платье, закрытом до шеи.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

  1. Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья.

  2. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки.

  3. Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

  4. Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем,(1) и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой,(2) а в озеро уходила смесь из ядов,(3) которая оказывает губительное влияние на всё живое,(4) обитающее в этом водоёме.


Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В12, В13)

1 вариант

1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения.

  1. Будет дождик – будут и грибки.

  2. За станцией, дрожа и покрывая свист метели, оглушительно загудел гудок.

  3. Старожилы говорят, что в этих местах давно не было такого засушливого лета.

  4. Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели, с тротуаров сбрасывали липкий, мокрый снег.

  5. Пожар, несмотря на принятые меры, усилился и, кажется, уничтожил треть построек.

  6. Цели воспитания во все времена одинаковы: пробудить у растущего человека любопытство ко всему.

  7. Везде: на склонах гор, на ветвях деревьев – лежал снег.

  1. 2, 4, 7

  2. 1, 4, 6

  3. 1, 2, 4, 6

  4. 2, 3, 4, 6

2. Какое из объяснений постановки тире в предложении является правильным?

В лесу зацвела сосна, ель, можжевельник, на болотах – голубика, клюква, брусника.

  1. Это сложное бессоюзное предложение, между частями которого ставится тире.

  2. Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения – неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из первой части предложения.

  4. Это тире между подлежащим и сказуемым.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

1)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. 2)И такое смешение шло повсеместно. 3)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 4)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. 5)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.

4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.

Земля наша справедлива ко всем,(1) хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу,(2) всякое растение,(3) всякую тварь,(4) и самая бесценная,(5) бескорыстно дарованная радость – сама жизнь.

5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

С крыш свесились сосульки (…) началась капель.

  1. запятая

  2. точка с запятой

  3. двоеточие

  4. тире

6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Когда приходит к вам в дом кто-нибудь, кого дворовые вороны никогда ещё не видели, они начинают тревожно каркать: птицы вас хотят предупредить о возможной опасности, потому что по собственному опыту знают, что всякий новый человек – это какое-нибудь беспокойство.

Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В12, В13)

2 вариант

1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения.

  1. Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.

  2. Через четверть часа с пригорка открылась картина: по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой военной фуражке.

  3. Лунный блик серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

  4. То слишком морозит, то моросит дождь.

  5. Оглянулся – командира рядом не было.

  6. Я считаю, что счастье – это дар судьбы.

  7. Был сентябрь, желтели магнолии, на сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки.

  1. 2, 4, 7

  2. 1, 4, 6

  3. 1, 2, 4, 6

  4. 2, 5, 7

2. Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?

Предметы теряли свою форму: всё слилось в однородную массу.

  1. Это сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.

  2. Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.

  3. Это сложное бессоюзное предложение со значением противопоставления.

  4. Это сложное бессоюзное предложение со значением перечисления.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых) соединяются только бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

1)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. 2)И такое смешение шло повсеместно. 3)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 4)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. 5)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.

4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.

Во всём,(1) что наполняет комнату,(2) чувствуется нечто давно отжившее,(3) все вещи источают тот странный запах,(4) который дают цветы,(5) высушенные временем.

5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

Таланты истинны на критику не злятся (…) их повредить она не может красоты.

  1. запятая

  2. точка с запятой

  3. двоеточие

  4. тире

6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внимательно всматривался в выражения их физиономий, но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того беспокойства, которое испытывал сам: шуточки, смех и рассказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности.




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Научно-практическая работа «Метод полуреакций»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №302
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Литература: Лингво-стилистический анализ текста
Домашнев А. Н., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. – М., 1989
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы»
Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: история, современность, перспективы развития»
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Прецедентные феномены как один из способов интеллектуализации газетного текста
...
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Практическая работа №1 «Создание таблицы с помощью конструктора»
Сборник практических работ предлагает изучение Microsoft Access 2007 методом кратких заданий, позволяющих изучить и использовать...
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Практическая работа №1 Тема: Составление меню для предприятий питания различных типов
Кучер Л. С., Шкуратова Л. М. «Организация обслуживания общественного питания: Учебник – М.: изд. Дом «Деловая литература», 2002г
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Требования к структуре курсового проекта (работы)
По объему курсовой проект (работа) должен быть не менее 15-20 страниц печатного текста, но не более 40 страниц
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Лекция Презентация 2 Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками»
Компьютер — универсальная машина для работы с информа­цией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер...
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Практическая работа над собой …51 Медитация «Прощения»
В книге рассматривается очень подробно применение техник, которые вам помогут освободиться от негативных эмоций и мыслей, научат...
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая работа по компрессии текста icon Практическая работа по теме «Словесные средства комического»
Пародия (от греч перепев) – вышучивание или осмеяние отдельного художественного произведения или явления литературы, творчества писателя;...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции