Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс)




Скачать 233.75 Kb.
Название Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс)
Дата публикации 29.09.2014
Размер 233.75 Kb.
Тип Методические разработки
literature-edu.ru > Литература > Методические разработки
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ к учебнику

«Литературое чтение» (2 класс)1
Уже не раз говорилось о том, что современный урок литературного чтения должен строиться на принципах деятельностной педагогики, что способствует развитию ребёнка и формированию его личности. Только погружение в деятельность, активное участие в ней могут вывести ребёнка на конкретный результат, на приобретение им определённых знаний, умений, навыков.

Ниже приводятся примеры уроков, отражающих самые трудные и волнующие вопросы учителя, работающего в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО. Самое сложное — начать. Поэтому особое внимание уделяется первым урокам. В данном разделе пособия «Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс» представлены примеры уроков к учебнику «Литературное чтение» (2 класс) к следующим разделам:

  • «Самое великое чудо на свете» (уроки 1 и 2);

  • «Устное народное творчество» (урок 3);

  • «Люблю природу русскую. Осень» (урок 4).

Первые две методические разработки даны к урокам, открывающим работу по учебнику во 2 классе. Эти уроки посвящены знакомству с новым учебником «Литературное чтение» (2 класс) и введению в новую тему. Учителю предложены варианты формулировок целевых установок урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Также показаны пути организации различных видов деятельности на уроках открытия нового знания.

Две другие методические разработки посвящены оцениванию результатов, представлены методические аспекты работы с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», показан механизм трансформации контрольных вопросов в форму тестовых заданий. Кроме того, в четвёртой разработке на тему «В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Проверим и оценим свои достижения» показано, как работать над сравнением художественного и научно-познавательного текста, на что обращать внимание при работе с детьми, как вместе с ними фиксировать новое знание в виде таблицы.
Раздел «Самое великое чудо на свете»2
Урок 1 (1)3

Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение» (2 класс). Введение в тему «Самое великое чудо на свете»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться; знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек, знать суть новой формы оценивания с помощью «Лесенки достижений»;

познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс) в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь» (2 класс), мультимедиапроектор (по возможности), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёные — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовые — надо подтянуться), графическая модель «Лесенки достижений».

Ход урока

Организационный момент4.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

Знакомство с новым учебником «Литературное чтение» (2 класс). Актуализация знаний и умений, полученных в 1 классе.

Актуализирующая беседа.

  • Рассмотрите новый учебник «Литературное чтение» (2 класс), назовите авторов.

  • Определите, из какого количества частей он состоит.

  • Какое пособие есть в помощь к учебнику? (Пособие для учащихся «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» (2 класс).)

  • Пролистайте учебник, вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их.

  • Определите назначение каждого элемента.

  • В каких случаях необходимо пользоваться «Словариком» в конце учебника?

  • Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

  • Проанализируйте условные обозначения. Нет ли среди них новых знаков?

  • Что нужно делать, чтобы учебник не истрепался? Каковы правила бережного обращения с книгой?

  • Назовите правила выбора обложки для учебника.

  • Назовите правила выбора закладки для учебника.

  • Сделайте вывод о том, как нужно относиться к учебной книге и почему.

Формулирование учебной задачи урока.

Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование изучения темы.

  • Прочитайте на с. 3 название первого раздела учебника. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом разделе? Что люди могут называть «самым великим чудом на свете»? Обратите внимание, какой предмет изображён справа от названия раздела.

  • Вспомните, что для нас формулируют авторы на предваряющей тему страничке? (Цели изучения раздела или темы.)

  • Прочитайте их. (Дети читают по цепочке вслух.)

  • Как вы понимаете первую цель, т. е. то, о чём мы узнаем в этом разделе?

  • Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»?

  • Объясните каждую запись третьего блока.

  • Переверните страницу, рассмотрите материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и скажите, что будет важным на уроке.

  • Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о книге и узнаем, почему книгу называют «самым великим чудом на свете».

  • Попробуйте составить план изучения темы. (Дети предлагают пункты плана, а учитель фиксирует их на доске.)

Работа с новым материалом.

  • Сейчас я прочитаю текст, из которого вы узнаете, почему книгу называют чудом, а авторов произведений — волшебниками. (Учитель читает выразительно диалог на с. 4 учебника.)

Чтение текста детьми про себя.

Беседа с учащимися по содержанию текста.

  • В какой форме была представлена нам информация? (В виде диалога.)

  • Что такое диалог?

  • Кто с кем здесь вступает в диалог? Обратите внимание на иллюстрацию сверху.

  • О чём нам рассказывает воображаемый рассказчик? Какую мысль он хочет до нас донести?

  • Почему писателей и читателей называют в статье волшебниками? Какое чудо творят писатели? А в чём состоит волшебство читателя? Подтвердите свои слова текстом.

  • Какую роль играет воображение для писателя и читателя? Подтвердите свой ответ текстом.

  • А как вы понимаете, что такое воображение? Отличается ли оно от фантазии? Вспомните рассказ Н. Носова «Фантазёры». (Фантазия — это основа воображения, в ней много вымысла, воображение читателя всегда идёт за мыслью автора, достраивая образы (воссоздающее воображение). Писатель пользуется творческим воображением, способностью создавать нечто новое.)

Чтение текста в парах по ролям.

  • Прочитаем этот текст по ролям. Сколько собеседников принимают участие в диалоге?

  • С какой интонацией будем передавать мысли рассказчика? (С интонацией убеждения и восхищения, так как рассказчик убеждает нас в том, что писатель и читатель обладают особым талантом.)

  • А с какой интонацией будем читать вопросы ребят? (С любопытством и удивлением.)

Выполнение заданий учебника.

  • Выполните в парах задание 1 (с. 5).

  • Обратите внимание на условное обозначение, расположенное рядом с этим заданием («Работай в паре»). Что значит фраза «обсудите с другом»? Какие правила беседы необходимо выполнить? (Слушать ответы друг друга внимательно, не перебивать, вежливо высказывать свою точку зрения, приводить в качестве аргументов доказательства из текста.)

  • Прочитайте задания 2 и 3 (с. 5). Перечислите героев книг, изображённых на иллюстрации.

  • Кто из этих героев наиболее симпатичен вам? Почему?

Беседа о книгах, прочитанных летом.

  • Какие книги вы прочитали летом?

  • Есть ли они среди тех, что изображены на иллюстрации?

  • Расскажите о наиболее понравившихся книгах так, чтобы другим захотелось их прочитать.

Подведение итогов урока, рефлексия.

  • Какие знания и умения, приобретённые в 1 классе, вы сегодня закрепили на уроке?

  • Какое ценное знание об отношении к учебной книге мы должны зафиксировать с вами на сегодняшний день? (Бережное и аккуратное отношение к учебной книге.)

  • Что узнали нового на уроке?

  • Чему научились?

  • Изменялось ли ваше настроение в процессе урока? Когда вам было особенно радостно и интересно?

Оценивание результатов и знакомство с новыми формами оценивания.

  • Вспомните, как мы оценивали себя и других в 1 классе, с помощью каких условных знаков. (С помощью разноцветных фишек.)

  • Что обозначал цвет каждой фишки? (Красный цвет — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёный — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовый — надо подтянуться.)

  • Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фишек.

  • А сегодня познакомимся с новой формой оценивания — «Лесенкой достижений». У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала! Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки достижений», поставив на одну из её ступенек треугольник, напоминающий фигуру человека.


Домашнее задание.

  • Расскажите родителям о том, какое ценное знание вы получили сегодня на уроке.

  • Выполните задание 3 на с. 5 учебника.

  • Подберите обложку и закладку к учебнику.


Урок 2 (2)

Тема: Мы идём в библиотеку5

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; иметь представление о новых типах электронных книг — ридерах.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке;

познавательные: анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, разделять полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать школьная библиотека».

Личностные: осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Актуализирующая беседа.

  • Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке?

  • Почему это знание ценное?

  • Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям.

Работа в парах.

  • Дома вы должны были выбрать обложку и закладку для учебника «Литературное чтение» (2 класс). Обменяйтесь впечатлениями, покажите друг другу результат работы.

  • Оцените с помощью разноцветных фишек работу вашего товарища: отдельно оцените выбор обложки и отдельно выбор закладки, отдайте ему те фишки, которые он заслужил. Объясните товарищу свою оценку.

  • Встаньте те, кто получил красную фишку за выбор обложки. А теперь встаньте те, кто получил красную фишку за выбор подходящей закладки.

  • А кто из вас получил зелёные фишки? Объясните, почему вашему выбору дали такую оценку, согласны ли вы с этим.

  • Есть ли такие ребята в классе, кто получил фиолетовую фишку? Какой вывод вы сделали для себя на будущее? Постарайтесь исправить недостаток в работе к следующему уроку и покажите своему соседу по парте получившийся вариант.

Целеполагание. Работа над формулировкой учебных задач урока и над целевыми установками, данными на шмуцтитуле.

Откройте с. 3 учебника. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго?

  • Что написано на этой странице? (Тема и цели.)

  • Рассмотрите материал урока, который мы сегодня будем изучать на с. 6—12. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

  • Давайте вернёмся к плану изучения темы, который мы составили на прошлом уроке. Посмотрите, что ещё нам сегодня предстоит сделать.

  • Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока.

  • Попробуйте сформулировать задачи урока по алгоритму, написанному на доске:

  1. Узнаем:…

  2. Научимся:…

  3. Будем учиться:…

Работа над новым материалом.

Постановка проблемного вопроса урока.

  • Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?

  • А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

  • Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

Чтение статьи о библиотеках.

Сообщение ученика о Птолемее (5—6 предложений).

Рассказ учителя о библиотеках мира с показом слайдов.

(На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.)

Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге.

  • Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?

  • Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоит фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю.

Перечитывание статьи по абзацам.

Беседа на закрепление знаний о библиотеках.

  • Для чего создавались библиотеки?

  • От каких слов произошло слово «библиотека»?

  • Где появились первые библиотеки?

  • Какие библиотеки считаются первыми?

  • Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?

  • Кто такой Птолемей, чем он прославился?

  • Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

  • Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека.

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»6).

  • Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.

  • Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?

  • Чему вы научились, выполняя проекты?

  • Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?

  • Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.

  • Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время.

Работа с заданиями учебника.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

  • О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.)

  • Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.

  • А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель может на доске фиксировать этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение незнакомых слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.)

  • Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они?

  • А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры. Можно показать изображение на слайде.)

  • Объединитесь в группы, составьте рассказ об электронной книге по плану.

План

  1. Ридер — самая современная книга.

  2. Внешний вид ридера.

  3. Функции пользователя.

  4. Преимущества ридеров перед другими видами книг.

Выступления групп учащихся с рассказами об электронных книгах.

Оценивание выступлений.

  • Оцените выступления товарищей. Но прежде необходимо определить, какой формой оценивания вы воспользуетесь. Предлагаю вам использовать «Лесенку достижений». Также нужно продумать критерии оценивания, я вам в этом помогу.

  • На доске (или слайде) записаны критерии, которые можно использовать в различных случаях, выберите те, которые помогут вам оценить выступления одноклассников: рассказ полный/неполный (раскрыты все пункты плана), рассказ интересный/неинтересный (было много удивительного), рассказ понятный/непонятный, рассказ реальный/фантастический. (Школьники совместно выбирают 2—3 характеристики, оценивают каждую группу по выбранной шкале.)

Работа над осмыслением высказываний о книгах в учебнике.

  • Прочитайте высказывания о книгах и чтении в учебнике (с. 11). Как вы понимаете каждое высказывание? Что общего в мыслях этих людей?

  • Знакомы ли вам имена К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого? Почему их называют мудрецами?

Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».

(Стихотворение читает учитель выразительно, так, чтобы школьники прониклись идеей чтения.)

  • Какова основная идея стихотворения?

  • Близка ли эта идея высказываниям о книгах и чтении, с которыми мы только что познакомились?

  • Попробуйте сделать вывод: в чём ценность книги и чтения? Почему, по мнению автора, так важно учиться читать всю жизнь?

Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

  • Что нового узнали на уроке?

  • В чём утвердились, какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

  • Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг.

  • Предлагаю в «Портфеле достижений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений.

  • Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек.

Домашнее задание.

  • Выполнение заданий учебника (с. 6, задание 3, с. 11, задания 2 и 3).

  • Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию).

  • Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы.


Раздел «Устное народное творчество»7
Урок 3 (18)8

Тема: Проверим себя и оценим свои достижения

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга; знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества; знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока, осмыслять её, понимать суть; осмыслять план урока, предложенный учителем, корректировать свои действия в соответствии с планом, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью известных форм оценивания;

познавательные: сравнивать малые фольклорные жанры между собой, разделять их на группы по известным признакам, соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений, считывать информацию с предложенных в учебнике схем (композиция сказки, виды малых фольклорных жанров), собирать пословицы и поговорки из предложенных частей, обобщать изученный материал на более высоком уровне (по обобщающим вопросам);

коммуникативные: работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные: самоопределяться в выборе заданий, определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, реализовывать свой творческий потенциал.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, контрольно-оценочный лист9 на каждого ребёнка, в конце которого нарисована «Лесенка достижений».

Ход урока

Целеполагание и планирование урока.

Работа над названием рубрики.

  • Ребята, прочитайте, как называется рубрика, с которой сегодня будем работать.

  • Как вы понимаете это название, что значит проверить себя и оценить свои достижения?

  • Правильно, это значит понять, всё ли ты запомнил, проверить ещё раз, умеешь ли ты делать хорошо то, чему учился на протяжении изучения темы. А оценить свои достижения — это значит понять, на каком уровне (на какой ступеньке «Лесенки достижений» — новой шкалы оценивания результатов) ты будешь находиться, когда выполнишь все задания.

Формулирование учебной задачи урока.

  • Определите, что сегодня будет главным на уроке, какова основная задача урока, если тема урока звучит так: «Проверим себя и оценим свои достижения». (Будем учиться проверять, как мы усвоили пройденный материал по теме «Устное народное творчество», чему научились за это время.)

Работа над планом урока.

  • Ребята, у меня на доске (на слайде) написан план сегодняшнего урока. Прочитайте его и задайте вопросы, если вам что-то непонятно. Постарайтесь следовать этому плану.

План урока

  1. Проверяем свои знания о малых произведениях устного народного творчества, оцениваем уровень достижений.

  2. Проверяем свои знания о сказках, оцениваем уровень достижений.

  3. Проверяем умения в выполнении практических упражнений, оцениваем уровень достижений.

  4. Создаём свои произведения, творим, оцениваем результаты.

Проверка знаний по материалам раздела учебника «Устное народное творчество» и оценка уровня достижений учащихся10. Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения.

Инструкция учащихся о накоплении оценок в процессе урока.

  • Ребята, у нас урок сегодня необычный, и нужно очень постараться, чтобы ваши достижения были высокими, чтобы каждый из вас к концу урока поднялся на самую верхнюю ступеньку «Лесенки достижений». Для этого нужно понять, что разноцветные фишки, которые мы будем с вами использовать для оценивания своих результатов и результатов одноклассников, будут иметь определённый вес. Так, красная фишка будет означать 2 балла, зелёная — 1 балл, а фиолетовая — 0 баллов. Каждый из вас должен стремиться набрать как можно больше красных фишек, так как они означают наибольшее количество баллов.

  • У вас на парте лежат контрольно-оценочные листы. Подпишите их. Здесь даны все задания, рядом с которыми нужно проставить баллы, полученные вами за каждое задание. В конце урока мы посчитаем, кто сколько фишек набрал, и кто из вас может встать на самую высокую ступеньку «Лесенки достижений».

Выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения»: проверка знаний о малых формах устного народного творчества, оценивание уровня достижений.

К заданиям на проверку знаний о малых формах УНТ относятся задания 1, 3, 5 (учебник, ч. 1, с. 56, 58). Эти задания можно выполнять в том порядке, в каком они написаны. Учитель перед каждым заданием говорит, как его нужно выполнять и как оценивать. Педагог должен знать уровень подготовки детей в классе. Следует заранее продумать, успеют ли дети выполнить все задания. Можно взять задания выборочно, при этом принцип оценивания останется тот же.

Задание 1 (работа в паре): дети должны назвать жанр, который они хорошо знают, и привести пример из изученного материала (дать название или прочитать строчки из данного произведения наизусть). За каждый правильный ответ учащийся получает красную фишку (фишек у детей должно быть много, у каждого должна быть коробочка, куда они их будут складывать). Если учащийся подсматривает в учебник и читает строчки произведения по тексту, но находит правильно, то даётся зелёная фишка. Если учащийся не знает текста и не может найти его в учебнике, то он получает фиолетовую фишку. Всего за первое задание ребёнок должен набрать 11 фишек (по количеству примеров): все красные — 22 балла, все зелёные — 11 баллов, все фиолетовые — 0 баллов. Конечно, у ребят будут и красные, и зелёные, и фиолетовые фишки, а соответственно и разное количество баллов. Второклассники уже хорошо считают в пределах 100, поэтому им не составит труда быстро сосчитать баллы. Учащимся, у которых выполнение задания вызвало затруднение, нужно помочь. Далее баллы заносятся в контрольно-оценочный лист каждым учеником самостоятельно.

Задание 3 (выполняется самостоятельно каждым учеником): учитель даёт примерное время выполнения задания, например 5 минут. За это время ребёнок должен соотнести отрывок из произведения с названием его жанра. После того как дети выполнили задание (они аккуратно могут провести стрелочки от текста к названию жанра), учитель называет правильные ответы, а школьники оценивают себя с помощью фишек. Правильно должны быть названы 5 жанров. Если все фишки красные, учащийся получает 10 баллов, зелёные — 5 баллов, фиолетовые — 0 баллов. Дети считают баллы и записывают их в контрольно-оценочный лист.

Задание 5 (выполняется самостоятельно каждым учеником): принцип работы тот же, что и в предыдущем задании. Должно быть 4 правильных ответа. Если все фишки красные, учащийся получает 8 баллов, зелёные — 4 балла, фиолетовые — 0 баллов.

Проверка знаний о сказках, оценивание уровня достижений.

К заданиям на проверку знаний о сказках относятся задания 14, 15, 16 (с. 62, 63). Все эти задания предусматривают индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Задания 14 и 15 удобнее оценивать вместе. Это нужно объяснить учащимся.

Принцип оценивания результатов заданий 14 и 15: если учащийся утверждает, что в схеме ошибок нет, верно находит присказку — 2 балла (красная фишка), допускает одну ошибку — 1 балл (зелёная фишка), допускает 2 ошибки — 0 баллов (фиолетовая фишка).

Принцип оценивания результатов задания 16: правильно определяет название сказок в обоих случаях — 2 балла, допускает одну ошибку — 1 балл, не определяет, из какой сказки взяты строки, — 0 баллов.

Проверка умений в практических упражнениях, оценивание уровня достижений.

К практическим заданиям можно отнести задания 4, 9, 11, 18.

Задание 4 (выполняется в малых группах по 4 человека — две пары): учитель сообщает, что учащимся нужно парами прочитать потешку в лицах. Одна пара читает другой паре. При этом происходит взаимное оценивание. Пары раздают фишки нужного цвета друг другу.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 4: если учащийся читает очень выразительно — 2 балла, читает с запинками, интонации неточные — 1 балл, интонации не соответствуют роли — 0 баллов. Затем пары считают баллы и каждый учащийся ставит в контрольно-оценочный лист столько баллов, сколько получил за чтение.

Задание 9 (выполняется в малых группах — по 4 человека): учитель объясняет ребятам, что их задача — придумать интересный вопрос, т е. спросить о сказке так, чтобы вопрос был интересный и звучал вежливо. Затем ребята в парах задают друг другу вопросы, а другая пара их оценивает. Каждый школьник получает за свой вопрос отдельную фишку, которая переводится в баллы. Баллы записываются в индивидуальный листок контроля.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 9: если вопрос интересный, задан в вежливой форме — 2 балла, вопрос задан в вежливой форме, но простой для формулирования ответа — 1 балл, не смог сформулировать вопрос — 0 баллов.

Задание 11 (выполняется в паре): учитель объясняет школьникам, что каждый из них выбирает того героя, которого ему хочется характеризовать (если ввиду каких-то причин необходимо упростить задание, то можно взять только двух героев для характеристики — лису и курочку, описание которых дано в учебнике на с. 61). Один ребёнок называет другому слова, характеризующие героя. Оба выслушивают друг друга и оценивают ответ с помощью разноцветных фишек. Каждый затем проставляет баллы в индивидуальный контрольно-оценочный лист.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 11: если все слова для характеристики найдены верно — 2 балла, дана неточная характеристика героя — 1 балл, если ученик не смог найти нужные слова — 0 баллов.

Задание 18 (выполняется в паре): учитель объясняет, что это задание трудное, над ним надо хорошо подумать. С помощью интонации при чтении пословицы нужно выделить то слово, которое передаёт этот смысл. Например, в первом случае нужно выделить слово декабрь, а во втором — слово кончает, чтобы показать нужный смысл высказывания. Пусть дети попробуют прочитать правильно. Потом учитель демонстрирует, как это нужно было сделать, и после этого дети оценивают друг друга.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 18: если учащийся правильно передал интонацию при чтении — 2 балла, неточно передал интонацию — 1 балл, не смог найти нужную интонацию — 0 баллов. Баллы заносятся в контрольно-оценочный лист.

Задания творческого характера можно предложить детям выполнить в группах на выбор, если останется время. При этом необходимо пояснить, что каждое выполненное задание будет оцениваться красной фишкой как дополнительное задание повышенной сложности. Дополнительную красную фишку получат те, кто предлагал идеи, сочинял и выразительно читал перед классом, т. е. самые активные участники группы. И только группа может решить, кому дать дополнительную красную фишку. Творческие задания необходимо на уроке заслушать целиком, чтобы учащиеся знали, за что другие получают дополнительные фишки.

Если времени на них на уроке недостаточно, то можно предложить выполнить эти задания на уроке внеклассного чтения или во время другой внеурочной деятельности, а также в группе продлённого дня по выбору учащихся, а какие-то посоветовать выполнить дома с родителями или старшими братьями и сёстрами. Затем дополнить баллами оценочный лист и снова назвать лидеров.

Подведение итогов урока, рефлексия.

  • Ребята, пришло время подвести итоги, посчитать, сколько каждый из вас набрал баллов при выполнении заданий. Сложите все баллы, которые вы получили за урок, и впишите общую сумму в строку «Всего баллов».

  • А теперь посмотрим, кто у нас занимает самую верхнюю ступеньку «Лесенки достижений», кто стал лидером. Ребята, набравшие от 0 до 16 баллов, размещают треугольник на самой первой ступеньке «Лесенки достижений». Это низкий уровень овладения материалом. Школьники, набравшие от 17 до 35 баллов, имеют средний уровень подготовленности, размещают треугольник на второй ступеньке «Лесенки достижений». И учащиеся, набравшие от 36 до 52 баллов (и выше — при наличии дополнительных фишек), имеют высокий уровень знаний и умений, ставят треугольник на самую высокую ступеньку.

  • Ребята, а кто из вас получил дополнительные баллы за творческие задания? Поаплодируем им и порадуемся за них!

  • Чему мы научились сегодня на уроке?

  • Что вам было особенно трудно? А что легко?

  • Попробуйте выполнить остальные задания дома вместе с родителями.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно детям предложить выполнить те задания, которые на уроке не затрагивались и которые они могли бы выполнить, например, вместе со взрослыми.



1 В данном разделе пособия «Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс» автора Н. А. Стефаненко представлены выборочные разработки уроков к учебнику «Литературное чтение» (2 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др.

2 На изучение раздела выделено 2 ч.

3 В скобках указан номер урока в «Календарно-тематическом планировании».


4 Этот этап обязателен при любом типе урока, поэтому далее в ходе уроков он упоминаться не будет.

5 Урок может быть проведён в школьной библиотеке. Если такой возможности нет, предложите школьникам воображаемое путешествие в библиотеку.


6 При наличии пособия «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» авторов М. В. Бойкиной, Л. А. Виноградской) воспользуйтесь материалами рубрики «Наши проекты» на с. 10—11.

7 На изучение раздела выделено 12 ч.

8 В скобках указан номер урока в «Календарно-тематическом планировании».

9 Форма контрольно-оценочного листа даётся в «Приложении к методическим разработкам уроков к учебнику «Литературное чтение» (2 класс) на с .

10 К сожалению, не все виды заданий можно оценить с помощью балльной системы, поэтому те задания, которые не предусмотрены для перевода в баллы, нужно выполнять коллективно и за самые лучшие ответы давать дополнительные бонусы. Например, на полях контрольно-оценочного листа разрешать учащимся ставить знак «+», что будет означать, что этот ребёнок претендует на лидерство и отличную отметку по итогам урока. Такие задания можно перемежать с заданиями, которые подвергаются балльному оцениванию, но выполнять их нужно в соответствующем блоке, т. е. среди заданий, относящихся к малому фольклору или к блоку проверки знаний и умений по сказкам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Пояснительная записка 2 содержание программы 4
«Музыка» Т. И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т. И. Обучение...
Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс
Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр...
Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Методические разработки уроков знакомство с творчеством а. С. Пушкина...
«Сказки Пушкина». Выбор количества уроков на изучение творчества А. С. Пушкина определяет учитель. Это зависит от учебных особенностей...
Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык....
Письмо Департамента государственной политики в образовании моин РФ от 07-06-2005 №03-1263) и авторской программы Власенкова А. И....
Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Реализуемые программы 2013-2014 учебный год Русский язык Программа...
...
Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Методическое обеспечение для разработки рабочих программ учебных...
Литературное чтение. Л. Ф. Климанова, Горецкий В. Г., Голованова М. В., Л. А. Виноградская
Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Литературное чтение. 1 класс
Учебник Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. «Литературное чтение. 1 класс» Изд-во «Просвещение»
Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Поурочные разработки по литературе, 7 класс
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368...
Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Поурочные разработки по литературе. 9 класс
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2007....
Методические разработки уроков к учебнику «Литературое чтение» (2 класс) icon Поурочные разработки по литературе, 7 класс
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции