Скачать 233.75 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ к учебнику «Литературое чтение» (2 класс)1 Уже не раз говорилось о том, что современный урок литературного чтения должен строиться на принципах деятельностной педагогики, что способствует развитию ребёнка и формированию его личности. Только погружение в деятельность, активное участие в ней могут вывести ребёнка на конкретный результат, на приобретение им определённых знаний, умений, навыков. Ниже приводятся примеры уроков, отражающих самые трудные и волнующие вопросы учителя, работающего в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО. Самое сложное — начать. Поэтому особое внимание уделяется первым урокам. В данном разделе пособия «Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс» представлены примеры уроков к учебнику «Литературное чтение» (2 класс) к следующим разделам:
Первые две методические разработки даны к урокам, открывающим работу по учебнику во 2 классе. Эти уроки посвящены знакомству с новым учебником «Литературное чтение» (2 класс) и введению в новую тему. Учителю предложены варианты формулировок целевых установок урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Также показаны пути организации различных видов деятельности на уроках открытия нового знания. Две другие методические разработки посвящены оцениванию результатов, представлены методические аспекты работы с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», показан механизм трансформации контрольных вопросов в форму тестовых заданий. Кроме того, в четвёртой разработке на тему «В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Проверим и оценим свои достижения» показано, как работать над сравнением художественного и научно-познавательного текста, на что обращать внимание при работе с детьми, как вместе с ними фиксировать новое знание в виде таблицы. Раздел «Самое великое чудо на свете»2 Урок 1 (1)3 Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение» (2 класс). Введение в тему «Самое великое чудо на свете» Целевые установки урока (планируемые результаты): Предметные: знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться; знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений. Метапредметные: регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек, знать суть новой формы оценивания с помощью «Лесенки достижений»; познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль; коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения. Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги. Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс) в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь» (2 класс), мультимедиапроектор (по возможности), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёные — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовые — надо подтянуться), графическая модель «Лесенки достижений». Ход урока Организационный момент4. Проверка готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся. Знакомство с новым учебником «Литературное чтение» (2 класс). Актуализация знаний и умений, полученных в 1 классе. Актуализирующая беседа.
Формулирование учебной задачи урока. Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование изучения темы.
Работа с новым материалом.
Чтение текста детьми про себя. Беседа с учащимися по содержанию текста.
Чтение текста в парах по ролям.
Выполнение заданий учебника.
Беседа о книгах, прочитанных летом.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Оценивание результатов и знакомство с новыми формами оценивания.
Домашнее задание.
Урок 2 (2) Тема: Мы идём в библиотеку5 Целевые установки урока (планируемые результаты): Предметные: знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; иметь представление о новых типах электронных книг — ридерах. Метапредметные: регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке; познавательные: анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении; коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, разделять полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать школьная библиотека». Личностные: осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу. Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог. Ход урока Проверка домашнего задания. Актуализирующая беседа.
Работа в парах.
Целеполагание. Работа над формулировкой учебных задач урока и над целевыми установками, данными на шмуцтитуле. Откройте с. 3 учебника. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго?
Работа над новым материалом. Постановка проблемного вопроса урока.
Чтение статьи о библиотеках. Сообщение ученика о Птолемее (5—6 предложений). Рассказ учителя о библиотеках мира с показом слайдов. (На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.) Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге.
Перечитывание статьи по абзацам. Беседа на закрепление знаний о библиотеках.
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»6).
Работа с заданиями учебника. Работа с иллюстрациями в учебнике.
План
Выступления групп учащихся с рассказами об электронных книгах. Оценивание выступлений.
Работа над осмыслением высказываний о книгах в учебнике.
Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю». (Стихотворение читает учитель выразительно, так, чтобы школьники прониклись идеей чтения.)
Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.
Домашнее задание.
Раздел «Устное народное творчество»7 Урок 3 (18)8 Тема: Проверим себя и оценим свои достижения Целевые установки урока (планируемые результаты): Предметные: знать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга; знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества; знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки. Метапредметные: регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока, осмыслять её, понимать суть; осмыслять план урока, предложенный учителем, корректировать свои действия в соответствии с планом, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью известных форм оценивания; познавательные: сравнивать малые фольклорные жанры между собой, разделять их на группы по известным признакам, соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений, считывать информацию с предложенных в учебнике схем (композиция сказки, виды малых фольклорных жанров), собирать пословицы и поговорки из предложенных частей, обобщать изученный материал на более высоком уровне (по обобщающим вопросам); коммуникативные: работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе. Личностные: самоопределяться в выборе заданий, определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, реализовывать свой творческий потенциал. Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, контрольно-оценочный лист9 на каждого ребёнка, в конце которого нарисована «Лесенка достижений». Ход урока Целеполагание и планирование урока. Работа над названием рубрики.
Формулирование учебной задачи урока.
Работа над планом урока.
План урока
Проверка знаний по материалам раздела учебника «Устное народное творчество» и оценка уровня достижений учащихся10. Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения. Инструкция учащихся о накоплении оценок в процессе урока.
Выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения»: проверка знаний о малых формах устного народного творчества, оценивание уровня достижений. К заданиям на проверку знаний о малых формах УНТ относятся задания 1, 3, 5 (учебник, ч. 1, с. 56, 58). Эти задания можно выполнять в том порядке, в каком они написаны. Учитель перед каждым заданием говорит, как его нужно выполнять и как оценивать. Педагог должен знать уровень подготовки детей в классе. Следует заранее продумать, успеют ли дети выполнить все задания. Можно взять задания выборочно, при этом принцип оценивания останется тот же. Задание 1 (работа в паре): дети должны назвать жанр, который они хорошо знают, и привести пример из изученного материала (дать название или прочитать строчки из данного произведения наизусть). За каждый правильный ответ учащийся получает красную фишку (фишек у детей должно быть много, у каждого должна быть коробочка, куда они их будут складывать). Если учащийся подсматривает в учебник и читает строчки произведения по тексту, но находит правильно, то даётся зелёная фишка. Если учащийся не знает текста и не может найти его в учебнике, то он получает фиолетовую фишку. Всего за первое задание ребёнок должен набрать 11 фишек (по количеству примеров): все красные — 22 балла, все зелёные — 11 баллов, все фиолетовые — 0 баллов. Конечно, у ребят будут и красные, и зелёные, и фиолетовые фишки, а соответственно и разное количество баллов. Второклассники уже хорошо считают в пределах 100, поэтому им не составит труда быстро сосчитать баллы. Учащимся, у которых выполнение задания вызвало затруднение, нужно помочь. Далее баллы заносятся в контрольно-оценочный лист каждым учеником самостоятельно. Задание 3 (выполняется самостоятельно каждым учеником): учитель даёт примерное время выполнения задания, например 5 минут. За это время ребёнок должен соотнести отрывок из произведения с названием его жанра. После того как дети выполнили задание (они аккуратно могут провести стрелочки от текста к названию жанра), учитель называет правильные ответы, а школьники оценивают себя с помощью фишек. Правильно должны быть названы 5 жанров. Если все фишки красные, учащийся получает 10 баллов, зелёные — 5 баллов, фиолетовые — 0 баллов. Дети считают баллы и записывают их в контрольно-оценочный лист. Задание 5 (выполняется самостоятельно каждым учеником): принцип работы тот же, что и в предыдущем задании. Должно быть 4 правильных ответа. Если все фишки красные, учащийся получает 8 баллов, зелёные — 4 балла, фиолетовые — 0 баллов. Проверка знаний о сказках, оценивание уровня достижений. К заданиям на проверку знаний о сказках относятся задания 14, 15, 16 (с. 62, 63). Все эти задания предусматривают индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Задания 14 и 15 удобнее оценивать вместе. Это нужно объяснить учащимся. Принцип оценивания результатов заданий 14 и 15: если учащийся утверждает, что в схеме ошибок нет, верно находит присказку — 2 балла (красная фишка), допускает одну ошибку — 1 балл (зелёная фишка), допускает 2 ошибки — 0 баллов (фиолетовая фишка). Принцип оценивания результатов задания 16: правильно определяет название сказок в обоих случаях — 2 балла, допускает одну ошибку — 1 балл, не определяет, из какой сказки взяты строки, — 0 баллов. Проверка умений в практических упражнениях, оценивание уровня достижений. К практическим заданиям можно отнести задания 4, 9, 11, 18. Задание 4 (выполняется в малых группах по 4 человека — две пары): учитель сообщает, что учащимся нужно парами прочитать потешку в лицах. Одна пара читает другой паре. При этом происходит взаимное оценивание. Пары раздают фишки нужного цвета друг другу. Принцип оценивания результатов выполнения задания 4: если учащийся читает очень выразительно — 2 балла, читает с запинками, интонации неточные — 1 балл, интонации не соответствуют роли — 0 баллов. Затем пары считают баллы и каждый учащийся ставит в контрольно-оценочный лист столько баллов, сколько получил за чтение. Задание 9 (выполняется в малых группах — по 4 человека): учитель объясняет ребятам, что их задача — придумать интересный вопрос, т е. спросить о сказке так, чтобы вопрос был интересный и звучал вежливо. Затем ребята в парах задают друг другу вопросы, а другая пара их оценивает. Каждый школьник получает за свой вопрос отдельную фишку, которая переводится в баллы. Баллы записываются в индивидуальный листок контроля. Принцип оценивания результатов выполнения задания 9: если вопрос интересный, задан в вежливой форме — 2 балла, вопрос задан в вежливой форме, но простой для формулирования ответа — 1 балл, не смог сформулировать вопрос — 0 баллов. Задание 11 (выполняется в паре): учитель объясняет школьникам, что каждый из них выбирает того героя, которого ему хочется характеризовать (если ввиду каких-то причин необходимо упростить задание, то можно взять только двух героев для характеристики — лису и курочку, описание которых дано в учебнике на с. 61). Один ребёнок называет другому слова, характеризующие героя. Оба выслушивают друг друга и оценивают ответ с помощью разноцветных фишек. Каждый затем проставляет баллы в индивидуальный контрольно-оценочный лист. Принцип оценивания результатов выполнения задания 11: если все слова для характеристики найдены верно — 2 балла, дана неточная характеристика героя — 1 балл, если ученик не смог найти нужные слова — 0 баллов. Задание 18 (выполняется в паре): учитель объясняет, что это задание трудное, над ним надо хорошо подумать. С помощью интонации при чтении пословицы нужно выделить то слово, которое передаёт этот смысл. Например, в первом случае нужно выделить слово декабрь, а во втором — слово кончает, чтобы показать нужный смысл высказывания. Пусть дети попробуют прочитать правильно. Потом учитель демонстрирует, как это нужно было сделать, и после этого дети оценивают друг друга. Принцип оценивания результатов выполнения задания 18: если учащийся правильно передал интонацию при чтении — 2 балла, неточно передал интонацию — 1 балл, не смог найти нужную интонацию — 0 баллов. Баллы заносятся в контрольно-оценочный лист. Задания творческого характера можно предложить детям выполнить в группах на выбор, если останется время. При этом необходимо пояснить, что каждое выполненное задание будет оцениваться красной фишкой как дополнительное задание повышенной сложности. Дополнительную красную фишку получат те, кто предлагал идеи, сочинял и выразительно читал перед классом, т. е. самые активные участники группы. И только группа может решить, кому дать дополнительную красную фишку. Творческие задания необходимо на уроке заслушать целиком, чтобы учащиеся знали, за что другие получают дополнительные фишки. Если времени на них на уроке недостаточно, то можно предложить выполнить эти задания на уроке внеклассного чтения или во время другой внеурочной деятельности, а также в группе продлённого дня по выбору учащихся, а какие-то посоветовать выполнить дома с родителями или старшими братьями и сёстрами. Затем дополнить баллами оценочный лист и снова назвать лидеров. Подведение итогов урока, рефлексия.
Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно детям предложить выполнить те задания, которые на уроке не затрагивались и которые они могли бы выполнить, например, вместе со взрослыми. 1 В данном разделе пособия «Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс» автора Н. А. Стефаненко представлены выборочные разработки уроков к учебнику «Литературное чтение» (2 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др. 2 На изучение раздела выделено 2 ч. 3 В скобках указан номер урока в «Календарно-тематическом планировании». 4 Этот этап обязателен при любом типе урока, поэтому далее в ходе уроков он упоминаться не будет. 5 Урок может быть проведён в школьной библиотеке. Если такой возможности нет, предложите школьникам воображаемое путешествие в библиотеку. 6 При наличии пособия «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» авторов М. В. Бойкиной, Л. А. Виноградской) воспользуйтесь материалами рубрики «Наши проекты» на с. 10—11. 7 На изучение раздела выделено 12 ч. 8 В скобках указан номер урока в «Календарно-тематическом планировании». 9 Форма контрольно-оценочного листа даётся в «Приложении к методическим разработкам уроков к учебнику «Литературное чтение» (2 класс) на с . 10 К сожалению, не все виды заданий можно оценить с помощью балльной системы, поэтому те задания, которые не предусмотрены для перевода в баллы, нужно выполнять коллективно и за самые лучшие ответы давать дополнительные бонусы. Например, на полях контрольно-оценочного листа разрешать учащимся ставить знак «+», что будет означать, что этот ребёнок претендует на лидерство и отличную отметку по итогам урока. Такие задания можно перемежать с заданиями, которые подвергаются балльному оцениванию, но выполнять их нужно в соответствующем блоке, т. е. среди заданий, относящихся к малому фольклору или к блоку проверки знаний и умений по сказкам. |
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 «Музыка» Т. И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т. И. Обучение... |
Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр... |
||
Методические разработки уроков знакомство с творчеством а. С. Пушкина... «Сказки Пушкина». Выбор количества уроков на изучение творчества А. С. Пушкина определяет учитель. Это зависит от учебных особенностей... |
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.... Письмо Департамента государственной политики в образовании моин РФ от 07-06-2005 №03-1263) и авторской программы Власенкова А. И.... |
||
Реализуемые программы 2013-2014 учебный год Русский язык Программа... ... |
Методическое обеспечение для разработки рабочих программ учебных... Литературное чтение. Л. Ф. Климанова, Горецкий В. Г., Голованова М. В., Л. А. Виноградская |
||
Литературное чтение. 1 класс Учебник Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. «Литературное чтение. 1 класс» Изд-во «Просвещение» |
Поурочные разработки по литературе, 7 класс Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368... |
||
Поурочные разработки по литературе. 9 класс Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2007.... |
Поурочные разработки по литературе, 7 класс Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |