Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год




Скачать 305.9 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год
страница1/3
Дата публикации29.09.2014
Размер305.9 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

городского округа Стрежевой

с углубленным изучением отдельных предметов.
Согласовано Утверждаю

На методического объединении директор МАОУ СОШ №7

2013 г. 2013г

Председатель методического

объединения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ДЛЯ 4 КЛАССА
НА2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Образовательная система «Школа 2100»

Р.Н. Бунеев. Литературное чтение «В океане света»: Учебник 4 класса (в 2-х частях)

Москва: Издательство «БАЛАСС», 2009

Допущено Министерством образования и науки РФ


Разработчик программы

учитель начальных классов

Кривошеина О.И.

педстаж 21 год

высшая квалификационная категория
2013 год
Пояснительная записка.

Данная учебная программа по курсу Литературное чтение разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МИНОБРНАУКИ РФ от 9.03.2004 и приказом МИНОБРНАУКИ РФ от 3.06.2011.

На основе общеобразовательной программы «Школа 2100» примерной программы по курсу Литературное чтение авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой и др., рекомендованной МИНОБРНАУКИ РФ сборник «Развернутое тематическое планирование Образовательная система Школа 2100» 3 класс авторов О. В. Рыбьяковой – Волгоград, Издательство «Учитель», 2010 г.

Особенности обучения в данном классе.

Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 23 ученика. Из них наблюдаются у логопеда – 3 человека, у психолога – 1 человек. Рекомендовано обучение по коррекционной программе школы VII вид одному обучающемуся.

Особенности обучения в данном классе.

Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 23 ученика. Из них наблюдаются у логопеда – 2 человека, у психолога – 1 человек. Рекомендовано обучение по коррекционной программе школы VII вид одному обучающемуся.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.

Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей. В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Тематика чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приемов понимания прочитанного.

4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

6. Развитие устной и письменной речи.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

– «Любимые книги»;

– «У истоков детской литературы»;

– «XIX век. Путешествие продолжается»;

– «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».

Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

Технологии:

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология проблемно-диалогического обучения

  • Технология оценивания учебных успехов учащегося

Формы:

  • Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

  • Образовательное путешествие;

  • Творческая мастерская;

  • Конференции;

  • Исследование;

  • Презентация;

  • Диагностика;

  • Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;

  • Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, олимпиады, предметные недели, кружки.)

Планируемые образовательные результаты.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы.

Личностные результаты:

Учащиеся научатся:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты.

Учащиеся научатся:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; делить текст на части, озаглавливать части;

  • пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Нормативный срок освоения программы 1 год.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе по 3 часа в неделю (102 ч. в год)

Содержание учебного предмета.

Произведения современной детской литературы разных жанров (8часов)

У истоков русской детской литературы (11 часов)

Детская литература XIX века (33часов)

Детская литература XX века (30 часов)

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-50 ГОДОВ (7 часов)

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90 ГОДОВ (10 часов)

ПОВТОРЕНИЕ (2часа)

Тематическое планирование.

п/п

Тема урока в соответствии с целями и задачами урока

Тип урока

Виды, формы контроля

Дата

план

факт

Произведения современной детской литературы разных жанров (8 ч)

1

Знакомство с учебником.

Комбинированный урок




2.09




2

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог.

Урок изучения нового

Предварительный контроль, устный опрос

3.09




3

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий

Урок закрепления знаний

Текущий контроль, устный рассказ

4.09




4

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Комбинированный урок

Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть

9.09




5

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Комбинированный урок

Текущий контроль, устный опрос, выразительное чтение, чтение по ролям

10.09





6

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

Урок изучения нового

Текущий контроль, творческий пересказ

11.09




7

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тематический контроль, проверочная работа

16.09




8

Внеклассное чтение. Книги о ребятах сверстниках.

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический контроль, краткий пересказ

17.09




У истоков русской детской литературы (11 ч)

9

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

Урок изучения нового

Предварительный контроль, устный опрос

18.09




10

«Повесть временных лет». Расселение славян. Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

Урок закрепления знаний

Текущий контроль, чтение текста наизусть

23.09




11

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

Комбинированный урок

Текущий контроль, выразительное чтение текста

24.09




12

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия. Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

Комбинированный урок

Текущий контроль, выразительное чтение текста

25.09




13

Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика

Комбинированный урок

Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть

30.09




14

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги

Урок комплексного применения знаний

Тематический контроль, выразительное чтение

1.10




15

Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».

Проверочная работа № 2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тематический контроль, проверочная работа

2.10




16

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

Комбинированный урок

Текущий контроль, выразительное чтение повести.

Рассказ о герое книги

7.10




17

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Детские стихи

А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе

А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

Урок изучения нового

Предварительный контроль, самостоятельное чтение; выразительное чтение

8.10




18

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков.

Проверочная работа № 3 (20 минут)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тематический контроль, проверочная работа

9.10




19

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

Комбинированный урок

Текущий контроль, выразительное чтение, пересказ

14.10




Детская литература XIX века (33 ч)

20

Путешествие 3. Москва начала

XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

Урок изучения нового

Предварительный контроль, устный опрос

15.10




21

И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни

Урок закрепления знаний

Текущий контроль, выразительное чтение басни

16.10




22

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»

Урок изучения нового

Предварительный контроль, устный опрос

21.10




23

А. Погорельский «Черная курица»

Комбинированный урок

Текущий контроль, выразительное чтение

22.10




24

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники.

Урок изучения нового

Предварительный контроль, краткий пересказ

23.10




25

Исторические рассказы Александры Ишимовой

Урок закрепления знаний

Текущий контроль, выразительное чтение

5.11




26

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Комбинированный урок

Текущий контроль, краткий пересказ

6.11




27

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Комбинированный урок

Текущий, выразительное чтение сказки.

11.11




28

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Комбинированный урок

Текущий контроль, выразительное чтение

12.11




29

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль, выразительное чтение, пересказ

13.11




30

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

Комбинированный урок

Текущий контроль, выразительное чтение

18.11




31

Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и

В. А. Жуковского (обобщение)

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль, чтение сказки (отрывка) наизусть

19.11




32

Литературные сказки.

Комбинированный урок

Текущий контроль, выразительное чтение

20.11




33

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

Комбинированный урок

Текущий контроль, выразительное чтение

25.11




34

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

Урок закрепления знаний

Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный устный опрос

26.11




35

Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается»

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль, краткий пересказ текста

27.11




36

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Комбинированный урок

Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный устный опрос

2.12




37

Поэты XIX века

о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева

Комбинированный урок

Текущий контроль, чтение отрывка наизусть

3.12




38

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

Урок закрепления знаний

Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть

4.12




39

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Урок закрепления знаний

Текущий контроль, выразительное чтение

9.12




40

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги

Комбинированный урок

Текущий, чтение стихотворения (отрывка) наизусть

10.12




41

Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве»

Комбинированный урок

Текущий, составление схемы рассказа о Л. Н. Толстом

11.12



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год iconРабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России»

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год iconПриказ №82 от 31. 08. 2013г рабочая программа по литературному краеведению...
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса составлена на основе основной образовательной программы об основном общем...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год iconРабочая программа учебного курса по литературному чтению для 2 класса...
Рабочая программа «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе следующих документов

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературному чтению для базового уровня изучения...
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по литературному...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу литературное чтение для 2 класса на 2012-2013 учебный год
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год icon«рабочая программа по литературному чтению для 4 а класса»
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т е читателя, адекватно, полноценно и творчески...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на2013/2014 учебный год iconРабочая программа начального общего образования по литературному...
Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции