№
п/п
|
Тема урока
| Кол-во
часов
|
Тип урока
|
Элементы
содержания
|
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
|
Вид
контроля.
Измерители
| Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания
|
Домашнее
задание
| Дата
проведения
| план
| факт
| 1
| Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера» Знакомство с героями путешествий.
| 1
| Урок повторения
| Основные темы: произведения о родине;
о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях
| Знать основное содержание изученных произведений, их авторов
| Текущий контроль: устный рассказ
| Пролог в художественном произведении
| Устное сочинение «Мое путешествие
в … век»
|
|
| Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (7 часов)
|
|
|
|
| Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний
| Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»
|
|
|
|
|
| 2
| Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
| 1
| Урок повторения изученного
| Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть
| Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть
| Нарисовать свой город будущего
|
|
| 3
| Е. Велтистов «Приключения Электроника»
| 1
| Урок повторения изученного
| Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста
| Текущий контроль: рассказ о городе будущего
| Самостоятельное чтение
4-й части
|
|
| 4
| Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести
| 1
| Урок обобщения изученного
| Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста
| Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»
| Текущий контроль: выразительное чтение
4-й части
| Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести
| Творческий пересказ на тему «Урок математики»
|
|
|
| 5
| Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»
| 1
| Урок введения новых знаний
| Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности
| Текущий контроль: творческий пересказ
| Самостоятельно осмысливать заглавие произведения
| Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок
|
|
|
| 6
| Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1
(20 минут)
| 1
| Урок обобщения и контроля изученного
| Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения
| Тематический контроль: выполнение проверочной работы
| Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог
|
|
|
|
| 7
| Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках
| 1
| Урок обобщения изученного
| Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов
| Тематический контроль: краткий пересказ
| Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией
| Продолжить чтение понравившихся произведений
|
|
|
| 8
| Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут)
| 1
| Урок развития связной речи
| Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ
о своих впечатлениях
|
| Тематический контроль: творческая работа
| Письменная творческая работа на заданную тему
| Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»
|
|
|
| Раздел 2. У истоков русской детской литературы (15 часов)
|
| 9
| Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»
| 1
| Урок введения новых знаний
| Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность
| Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
|
| Осмысление цели чтения.
История детской литературы
| Выучить один текст наизусть
|
|
|
| 10
| «Повесть временных лет». Расселение славян
| 1
| Урок введения новых знаний
| Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
| Текущий контроль: чтение текста наизусть
| Отрывки из русской летописи
| Составить «летопись» о своем крае
|
|
|
| 11
| Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки «Похвала книгам» Ярослава Мудрого
| 1
| Урок развития умений
и навыков
| Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного
| Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов
| Справочники, энциклопедии, периодические
издания для детей
| Тетрадь,
с. 16.
Творческое задание Задание № 3 на с. 41 учебника
|
|
|
|
12
| «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»
Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия
| 1
| Урок закрепления изученного
| Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль Эмоциональная и стилистическая окрашенность
| Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– отличать древнерусские стихи от современных
| Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи
| Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей Стихи для детей поэтов XVII в.
Савватия
| Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия
|
|
| 13
| Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…
| 1
| Урок повторения изученного
| Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций
| Текущий контроль: выразительное чтение отрывка
| Стихи для детей поэтов XVII в.
Симеона Полоцкого, Кариона Истомина
| Выучить наизусть любое стихотворение
|
|
| 14
| Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги
| 1
| Урок развития умений
и навыков
| Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
| Знать темы и героев путешествия Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения
| Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть
| Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
| С. 57–59, читать по учебнику С. 59–63, читать по учебнику
|
|
|
15
| Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».
Проверочная работа № 2 (20 минут)
| 1
| Урок обобщения и контроля изученного
| Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа
| Уметь:
– выполнять творческие задания;
– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги
| Тематический контроль: выполнение проверочной работы
| Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы
| Задание № 4 по тетради для чтения
|
|
| 16
| Внеклассное чтение. Книги о книгах
| 1
| Урок обобщения изученного
| Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений
| Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
| Тематический контроль: пересказ прочитанного
| Предисловие. Послесловие
|
|
|
| 17
| С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
| 2
| Уроки повторения изученного
| Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
| Текущий контроль: выразительное чтение повести.
Рассказ о герое книги
| Автобиографическое произведение
| Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова
|
|
| 18
| А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»
| 1
| Урок введения новых знаний
| Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного
|
| Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение
| Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары)
| Задание № 4 в тетради, с. 30
|
|
| 19
| Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
| 2
| Урок развития умений
и навыков.
Урок закрепления изученного
| Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи
| Знать:
– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;
– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.
Уметь:
– сравнивать построение нравоучительных статей;
– соотносить текст
с пословицами
| Текущий контроль: выразительное чтение статьи
| Периодическая печать: детские журналы
| Выразительно читать одну из статей
Н. И. Новикова.
Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31)
|
|
| 20
| Детские стихи
А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе
А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»
| 2
| Урок введения новых знаний
| Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений
| Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
| Текущий контроль: пересказ по плану
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова
|
|
|
21
| Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы
XI–XVIII веков.
Проверочная работа № 3 (20 минут)
| 1
| Урок обобщения и контроля изученного
| Жанры. Связный рассказ о прочитанном
| – оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
| Тематический контроль: проверочная работа
| Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары)
|
|
|
| 22
| Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)
| 1
| Урок обобщения изученного
| Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
| Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).
Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности
| Тематический контроль: краткий пересказ
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| Продолжить чтение понравившихся книг
|
|
| 23
| Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»
(40 минут)
| 1
| Урок развития связной речи
| Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению
| Уметь:
– выбирать смысловые слова, тему;
– анализировать тему и содержание сочинения
| Текущий контроль: выполнение творческой работы
| Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему
|
|
|
| |