Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника»




Скачать 149.83 Kb.
Название Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника»
Дата публикации 29.09.2014
Размер 149.83 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа


РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ

«ЗА СТРАНИЦАМИ ТВОЕГО УЧЕБНИКА»

Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина

Исследовательская работа на городскую конференцию юных исследователей

«За страницами твоего учебника»


Автор: Федорова Елена,

г. Усть-Илимск,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», 9 класс
Руководитель: Петрова Надежда Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Усть-Илимск, 2012 год
Содержание

I. Введение. 3 II. Исследовательская часть.

  1. История вопроса. 5

  2. Часть 1. Стихотворение «Стансы». 6

  3. Часть 2. Незаконченный роман «Арап Петра Великого». 7

  4. Часть 3. Поэма «Полтава». 8

  5. Часть 4. Поэма «Медный всадник». 10

  6. Часть 5. Стихотворение «Пир Петра Первого». 11

  7. Практическая часть. 13

III. Заключение. 14

Список литературы 15

Приложение 1 16

Приложение 2 18

Приложение 3 20

Приложение 4 21






Введение

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» А.С.Пушкин.

По истории мы проходили царствование Петра I, и я заинтересовалась этим историческим неординарным персонажем. Этот великий человек изменил нашу страну, поставил на пути развития и процветания. Я вспомнила, как на уроках литературы мы проходили поэму «Медный всадник», меня поразило, каким поэт увидел великого полководца и реформатора.

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место культуре и истории России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной жизни. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает своё понимание поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нём спорят, его боготворят или отвергают. Он давно уже вышел за пределы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Пушкин, названый В. Ф. Одоевским «солнцем нашей Поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы. Он создал много великолепных произведений. В своем творчестве он уделил особое внимание изображению некоторых исторических персон, среди них и Петр I.

Итак, цель нашей работы – раскрыть, как изображается личность Петра Великого в произведениях А. С. Пушкина. На пути к поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • Отобрать произведения для анализа.

  • Проанализировать и выявить периоды творчества, в которые изображен ПетрI.

  • Выяснить причины обращения к теме Петра.

  • Выявить, как меняется образ Петра в произведениях разных периодов.

Объект исследования: произведения А.С. Пушкина.

Предмет исследования: образ Петра I.

Гипотеза: Каждое произведение, в котором изображает Пушкин Петра Великого, является новой ступенью для понимания образа, в каждом произведении образ царя меняется в зависимости от отношения к нему писателя.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее на уроках истории, литературы в качестве углубляющего и развивающего материала. На основе материалов работы были созданы карточки для подготовки к ЕГЭ по литературе или олимпиаде по литературе.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

1. Детальный анализ произведений А. С. Пушкина;

2.Систематизация произведений.

3.Наблюдение и сопоставление различных исторических подходов к изображению исторической личности.

Исследовательская часть.

История вопроса.

Художественная литература, как это отметил еще А.Н. Веселовский, есть общественная мысль в ее образно-поэтическом перевоплощении. Узловое место петровской эпохи в судьбах России поставило ряд вопросов, главнейшим из которых было отношение древней и новой России, наряду с проблемами отношения народа и государства, государства и личности (личности правителя и личности обыкновенной).

Устойчивый комплекс причинно-следственных связей обусловливал постоянное обращение художественного сознания к эпохе Петра Первого, как к истокам многих явлений русской жизни. Это и предопределяет особое место петровской теме в русской литературе, как относительно постоянной. В силу этого тема Петра I закономерно привлекает и интерес исследователей этой литературы.

XIX века , тема Петра I у Л.Н.Толстого . Интенсивное обращение к теме Петра I на протяжении всего XIX века, как и в литературе XX века, ожидает своего систематического изучения как в общем, так и по многим частным вопросам: споры декабристов о характере русского государства и постановка в декабристской литературе темы Петра I; тема Петра I в творчестве Пушкина; Гоголь о Петре; споры между славянофилами и западниками по вопросу о судьбах России в связи с реформами Петра I; Петр I в почвеннических концепциях и у Достоевского; отражение темы у Некрасова; попытки Л.Н.Толстого написать роман о петровском времени, вплоть до большого эпического полотна А.Толстого - вот основные вехи осмысления темы Петра на протяжении XIX - начала XX века.

Важнейшее место в истории развития темы Петра I занимает А.С. Пушкин, а эта тема в свою очередь многое проясняет в эволюции творчества поэта. Вопрос «Петр I в творчестве Пушкина» изучался в разное время и с различных сторон, хотя и не становился предметом специального монографического исследования в советском пушкиноведении.

В работе мы остановим внимание на образе Петра I в нескольких художественных произведениях Пушкина: «Стансы», «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого» и «Пир Петра Первого».

Исследователи устанавливают два периода в трактовке образа Петра I у Пушкина: первый период - 1826-1829 годы. Сознательное умалчивание в поэзии отрицательных сторон деятельности царя-реформатора у Пушкина приводит в итоге к идеализации образа Петра I и попытке создать на его примере концепцию просвещенного монарха. Второй период – 1830-1837 гг. в творчестве происходит кристаллизация «более или менее объективной исторической оценки».

Одно из последних обращений к вопросу «тема Петра I у Пушкина» мы находим в работах Г. Германова. Предназначенная в первую очередь для учащихся, она ставила прежде всего популяризаторские. В советском пушкиноведении последних лет вопросу о Петре I уделяет особое внимание Г.П. Макогоненко в рамках исследования пушкинского творчества 30-х годов.

Общая точка зрения исследователей нашего вопроса сейчас почти едина: поэт сумел дать объективную оценку Петра I. Тем острее возникает задача: как складывалась эта оценка с точки зрения "общей устремленности поэта к эпическим объективным формам" . Исследуя эту тему мы выделили произведения для анализа и расположили их в хронологической последовательности по дате создания: 1826 г. – стихотворение «Стансы», 1827 г. – незаконченный роман «Арап Петра Великого», 1828 г. – поэма «Полтава», 1833 г. – поэма «Медный всадник», 1835 г. – стихотворение «Пир Петра Первого».

Часть 1. Стихотворение «Стансы».

В 1825 году на русский престол вступил царь Николай I. Начало его правления совпало с восстанием декабристов. Восстание было подавлено, а декабристов Николай строго наказал. У многих из них были найдены вольнолюбивые стихи Пушкина. Царь «милостиво» простил поэта: он понимал, как велики талант и влияние Пушкина на молодежь, и решил его «приручить». Царь намекнул о предстоящих великих реформах и предложил поэту высказать свои соображения о народном воспитании и образовании. Пушкину были близки мысли о просвещенном монархе, заботящемся о благе народа. Ответом на предложение царя стало стихотворение «Стансы». В годы правления Петра I Россия сделала большой шаг вперед в своем развитии благодаря различным реформам, предпринятым царем. Петр I был предан России и верил в ее силы: « не презирал страны родной, он знал ее предназначенье». Он постоянно тянулся к знаниям, сам учился и заставлял учиться других: «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье». Пушкин восхищается его огромной работоспособностью и пишет о нем «на троне вечный был работник», «неутомим». Царь не боялся никакой работы, сам освоил несколько ремесел и специальностей: инженера, плотника, кузнеца, токаря, шил одежду, обувь. Вот какие заслуги Петра I ставит Пушкин в пример его царствующему правнуку Николаю I. (Приложение 4)

Часть 2. Незаконченный роман «Арап Петра Великого».

В незаконченном романе «Арап Петра Великого» мы видим царя глазами прадеда поэта Абрама (Ибрагима) Ганнибала, сына абиссинского эмира, похищенного турками и присланного ко двору Петра I, который его воспитал. «Романическая» судьба Ганнибала волновала Пушкина в связи с постоянным, на протяжении всей жизни, интересом к эпохе Петра I и к своей родословной. Ибрагим - питомец и сподвижник Петра, получивший европейское образование и воспитание, всецело, но не рабски («Царю наперсник, а не раб») предан императору, осознавая грандиозность задуманных им преобразований и глубину его мыслей: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Даже в вопросах личной жизни, женитьбы он подчиняется его воле. Ибрагим противопоставлен русскому родовитому боярству (Корсакову, Лыкову, патриархальной семье Ржевских, исторический представитель которой Ю.А. Ржевский был прапрадедом Пушкина). Два мира петровской России, сторонников реформ и приверженцев старины, даны Пушкиным в восприятии Ибрагима, которое не во всем совпадает со взглядами автора. Ибрагим выбран в герои по принципу: «Нет пророка в отечестве», он свободен от связей и способен совершать поступки, это трагический герой, его хлеб труден и горек. Обаятельный образ Ибрагим раскрывается со всей полнотой в любви: «От жены я не стану требовать любви, буду довольствоваться ее верностью, а дружбу приобрету постоянной нежностью, доверчивостью и снисхождением». С новаторской смелостью автор изобразил земную и «грешную» страсть как высокое и чистое чувство. Через соперничество И. и Валериана роман должен был изобразить судьбу предков А.С. Пушкина. Хронологические сдвиги в романе не противоречат реальной исторической картине. (Приложение 4)

Часть 3. Поэма «Полтава».

Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характерны исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировали дальнейшую историю страны.

О значении войн петровской эпохи и, в частности, о роли Полтавской битвы в развитии России Пушкин образно писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы»1.

Замысел поэмы «Полтава» был связан с декабристской литературой, которая после поражения восстания 1825 года, получила особенное историческое значение. «Полтава» вышла в свет в 1828 году.

Поэма «Полтава» начинается как семейная драма, а разворачивается как историческая трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа – все они связаны друг с другом личными отношениями, которые находят свою настоящую оценку лишь в отношении к истории. Что касается Петра, то он, в отличие от них, оставлен вне круга личных отношений. (Приложение 4)

Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал ее не «Мазепа», и не «Петр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершенный в битве под Полтавой. В предисловии к поэме Пушкин называл Полтавскую битву «одним из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого». В поэме царь прекрасен. Его зов – “глас свыше”, то есть Божий глас. В его образе нет ничего от человека: царь-полубог. Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе «Полтава» сыграла особенную роль в творческой жизни Пушкина. Именно в связи с этой поэмой Киреевский счел необходимым пересмотреть общий и уже ставший устарелым взгляд на Пушкина как на поэта-романтика. В статье «Обозрение русской словесности на 1829 год» Киреевский назвал Пушкина «поэтом действительности» и указал на свойственное его таланту чувство «уважения к действительности».

Пушкин хорошо знал и любил Украину, с которой познакомился во время своей южной ссылки. Он также живо интересовался событиями петровской эпохи (в более поздний период он в качестве официального историографа с увлечением займётся архивными изысканиями по истории Петра Великого). Он точно характеризует психологическое состояние военачальников – Петра и Карла, даёт потрясающие по своей меткости характеристики сподвижникам Петра, прочно вошедшие в наш исторический лексикон. Исторически достоверным является знаменитый эпизод с «заздравным кубком», поднятым Петром за «своих учителей» в военной науке, то есть шведов, неоднократно наносивших поражение молодой и неопытной русской армии и таким образом преподавшим Петру и его сподвижникам немало горьких, но полезных уроков и, в частности, научивших русского царя осторожности при столкновении со столь опасным противником – сражение при Полтаве он дал лишь после тщательной подготовки, умелыми действиями добившись безусловного превосходства над своим противником. Автор представил Петра как правителя, гениального полководца, умного и дальновидного. Образ во многом идеализирован.

Часть 4. Поэма «Медный всадник».

Необычен образ Петра в поэме «Медный всадник». В ней действует уже не сам Петр, а его «кумир», памятник. Этот образ неотделим от образа Петербурга, он является символом северной столицы.

Город строился в невероятно тяжелых условиях – посреди болот, при постоянной угрозе наводнения, руками бесчисленных мужиков, согнанных на строительство и сотнями мерших от болезней и непосильного труда. Новую столицу не любили, сам переезд царя из Москвы в новый город воспринимался народом как неуважение к традиции и подрыв вековых устоев. Петербург и позднее воспринимался многими как город, чуждый России, официальный, холодный, зачастую враждебный. В этом контексте поэтическое признание москвича Пушкина в своей любви к северной столице приобретает совершенно особый смысл. Прекрасно зная, во что обошлось русскому народу строительство этого города и политика Петра в целом, Пушкин видит и другое – те благотворные результаты, которые имели для России, ее культурного и политического развития петровские преобразования, символом которых Петербург является до сих пор. Поэт не закрывает глаза на мучительную сложность жизни в послепетровской России (эта линия развивается в основной части поэмы) – и всё же он чувствует себя представителем именно той России, в которой живёт, не видя никакого смысла к возвращению назад, ко временам допетровской московской старины.

Эта поэма написана Пушкиным в Болдине в октябре 1833 г., - художественный итог его размышлений о личности Петра «петербургском» периоде русской истории. В поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «простого» («маленького») человека, «ничтожного героя», волновавшая поэта с конца 1820-х гг.. Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.

Петровская эпоха для Пушкина – это длительный период в истории России, не закончившийся со смертью царя-реформатора. Поэт обращается не к истокам этой эпохи, а к её итогам, то есть к современности. Высокой исторической точкой, с которой Пушкин взглянул на Петра, стало событие недавнего прошлого – петербургское наводнение 7 ноября 1824 г., «ужасная пора», о которой, как подчеркнул поэт, «свежо воспоминанье». Это как бы живая, ещё не «остывшая» история. Наводнение, одно из многих, обрушившихся на город со времени его основания, - центральное событие произведения. Наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт. Он взглянул на него как своеобразный итоговый документ эпохи. Это как бы «последнее сказанье» в ее петербургской «летописи», начатой решением Петра основать город на Неве.

Петербург – огромный «рукотворный» памятник Петру. Противоречия города отражают противоречия его основателя. Поэт считал Петра человеком исключительным: подлинным героем истории, строителем, вечным «работником» на троне. Петр, подчеркивал Пушкин, - цельная фигура, в которой соединились два противоположных начала – стихийно-революционное и деспотическое. Поэт видел в Петре «мощного властелина судьбы», который сумел подчинить себе стихийную мощь России. Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной. Уравнивая все сословия одной «дубиной», усмиряя человеческую стихию России «железной уздой», Петр хотел превратить ее в покорный и податливый материал. (Приложение 4)

Часть 5. Стихотворение «Пир Петра Первого».

Образ императора безупречен: царь великодушен, гостеприимен, заботится о просвещении России и ее подданных. «Пир» толкуется в соответствии с давно сложившейся традицией - как призыв к Николаю I проявить милость к декабристам, на основании двух стихов пятой строфы: «И прощенье торжествует, Как победу над врагом». «Пир» рассматривается также, вслед за традицией, вне учета реальных условий, определивших его создание. Победа над собой, над своим гневом, способность от всего сердца простить виноватого, чья жизнь и честь в тот час зависели от царского решения, следование евангельской заповеди на деле, простая человечность для Пушкина в его представлении о государе были драгоценнее любых “державных добродетелей” и военных успехов. На первый план выходит мотив необыкновенной, сказочной милости Петра. В четвертой строфе стихотворения происходит перечисление всех празднеств, по поводу которых Петр теоретически может устроить пир. Но в пятой строфе раскрывается реальная причина торжества: "...он с подданным мирится;// Виноватому вину //Отпуская, веселится; //Кружку пенит с ним одну". Событие, из-за которого происходит пиршество, тем самым для Петра настолько же ценно, насколько ценны другие, вышеперечисленные события. А. С. Пушкину, который во второй половине 20-х годов становится ярым государственником и моделирует идеального монарха, очень важна идея отпущения "виноватому вины". Заслуги и подвиги Петра Первого оказываются не более существенны, чем его человечность и демократичность. (Приложение 4)

Практическая часть.
Работая на этой темой, я собрала большой материал, который мог бы пригодиться выпускнику, сдающему ЕГЭ по литературе или ученику, готовящемуся к олимпиаде по литературе. Поэтому я решила материал оформить в виде карточек и поместить такую картотеку в кабинете литературы. Конечно, она будет нуждаться в пополнении, и эту работу могут продолжить другие ученики. И в результате может получить прекрасный материал для подготовки к экзамену или олимпиаде. (Приложение 1-3)

Заключение
Образ Петра I выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстает вдохновенным военачальником-победителем, но и во многих произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого», «Медный всадник». В каждом из произведений раскрываются новые грани характера царя, его государственной деятельности. Величайший поэт России 
неоднократно обращался к теме истории России, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над "простыми смертными", которым их наделили многие писатели. 

Постоянный интерес к теме Петра I - уникальное явление в творчестве А.С.Пушкина. На этом материале Пушкин решал наиболее актуальные политические вопросы о природе власти вообще и, в частности, самодержавия, искал объяснения социального положения в России, связанного с созданным Петром I типом государственности, отыскивал тенденции развития его исторических реформ, которые сказывались спустя «сто лет».

В работе Пушкина над темой проявляло себя сложное единство философского, исторического, социального содержания. Вместе с тем эта работа открывает эволюцию Пушкина-художника, политика, философа истории, мыслителя, человека с "наиболее совершенным государственным сознанием" (И.Б.Мушина).

Мы установили, что, Пушкин шел к мировоззренческому осознанию Петра I. Пушкин смог разработать петровскую эпоху в такой глубине, что воссоздал всю ее сложность и противоречивость, выявил ее основные конфликты.

Использованная литература


  1. Полное собрание сочинений – М., 1978, т.7, с.211

  2. А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М., 1999.

  3. В. Я. Коровина. Пушкин в школе. М., 1978.

  4. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

  5. А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений. Т.5. М., 2001.

  6. В. Г. Маранцман. Изучение творчества А. С. Пушкина. М., 2002.

  7. Русская литература XIX – XX вв. В 2-х тт. Т.1. М., 2001.

  8. Электронная библиотека. Энциклопедическое собрание сочинений. Пушкин А. С.



1 Полное собрание сочинений – М., 1978, т.7, с.211


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников и в целях повышения качества подготовки учащихся, стимулирования...
Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon Урока в разделе Тема урока Основные виды учебной деятельности
Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника....
Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon Решение задач 141-153 из учебника 99 Решение задач 154-165 из учебника...
Издание разработано при поддержке Отдела теории алгоритмов и математических основ кодирования Вычислительного центра им. А. А. Дородницына...
Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon Заседание республиканской научно-методической секции заместителей...
Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи
Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность»
Программа по воспитанию и развитию нравственности школьников мбоу «Каменно-Бродская оош» «Толерантность»
Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon Приказ по мку имц «Кизлярский район»
Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом №695 от 02. 12. 2009. Минобрнауки России в целях повышения...
Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon Образовательная программа творческого и научно-технического развития...
Федеральная научно – образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи
Программа для молодежи и школьников «за страницами твоего учебника» icon Методическое пособие для учителей по формированию исследовательских...
Включение школьников в исследовательскую проектную деятельность – важный фактор формирования их готовности к профессиональному самоопределению...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции