Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века




Скачать 124.07 Kb.
Название Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века
Дата публикации 29.09.2014
Размер 124.07 Kb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Литература > Методические рекомендации
ОГБОУ СПО «Агротехнологический техникум г. Кораблино»

Одобрено на заседании

методической комиссии.

Протокол от 25. 05. 2013 г.

Пмк _________

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19–го века.

Разработала

преподаватель русского языка и литературы

Карпухина Л.Н.

2013г.

Данная методичка окажет помощь в подготовке к практическим (или семинарским) занятиям по отдельным темам курса русской литературы XIX века, при рассмотрении наиболее сложных тем и вопросов, в процессе осмысления которых обучающиеся смогут вполне проявить свою читательскую самостоятельность (анализ художественного текста, изучение дополнительной литературы, собственная интерпретация литературного произведения).

Основные требования к ответу на практическом (или семинарском) занятии

1. Ответ должен основываться прежде всего на знании текстов литературных произведений, содержать примеры из них, а не общие суждения. Особенно важно показать умение анализировать и комментировать художественный текст, излагать и отстаивать свое понимание произведения, не сбиваясь при этом на его пересказ.

2. В течение 3-5 минут (на доклад может быть отведено до 10 минут) нужно высказаться по существу вопроса, не уклоняясь от темы, приводя аргументы (примеры из художественного текста и дополнительной литературы, факты биографии и творчества писателя), опираясь на собственный читательский опыт, не повторяя ранее сказанного одноклассниками.

3. Выступление на практическом (или семинарском) занятии должно иметь форму законченного высказывания, логично построенного, грамотного и интересного слушателям.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

  1. История создания.

2.Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

  1. Жанровое своеобразие.

  2. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

  3. Центральные персонажи.

  4. Сюжет и особенности строения конфликта.

  5. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

  6. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

  7. Композиция сюжета и отдельных образов.

  8. Место произведения в творчестве писателя.

  9. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

А. Идейное содержание включает:

  1. тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

  2. проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

  3. пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир. Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

Б. Художественная форма включает:

  1. Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

  2. Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

  3. Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

1. Место писателя в развитии русской литературы.

2. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

3. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

4. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого стиля.

5. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения.

1.Дата написания.

2.Реально-биографический и фактический комментарий.

3.Жанровое своеобразие.

4.Идейное содержание:

  • Ведущая тема.

  • Основная мысль.

  • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

  • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

  • Преобладание общественных или личных интонаций.

5.Структура стихотворения:

  • Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

  • Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

  • Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

  • Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

  • Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

  • Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

  • Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

  1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

  2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

  3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

  4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

  5. Краткий план содержания.


Анкетирование до изучения произведения на уроке.

  1. Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?

  2. Какие проблемы в нем ставит автор? Какие из них, по-твоему, надо обсудить на уроке?

  3. Возникли ли у тебя сокровенные мысли и хочешь ли ты поделиться ими с товарищами?

4. По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить на уроке?

5. Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему?

6. Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие страницы, эпизоды не осознал до конца?

7. Какие вопросы возникли в процессе чтения?

8. Какие высказывания автора или героев привлекли твое внимание?

Программа курса. Основные произведения.

Литература первой половины XIX века.

  1. Александр Сергеевич Пушкин.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др.

Поэма «Медный всадник».

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание».

  1. Николай Васильевич Гоголь.

Произведения: «Петербургские повести».

  1. А.В.Кольцов.

Песни.

Литература второй половины XIX века.

  1. Иван Александрович Гончаров.

Роман «Обломов».

Критика: Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарев «Обломов».

  1. Александр Николаевич Островский.

Драма «Гроза».

Критика: Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».

  1. Иван Сергеевич Тургенев.

Роман «Отцы и дети».

Критика: Д.И.Писарев «Базаров».

  1. Федор Иванович Тютчев.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас, и все былое…», «Silentium», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…».

  1. Афанасий Афанасьевич Фет.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

  1. Алексей Константинович Толстой.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».

Роман «Петр 1»

  1. Николай Алексеевич Некрасов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей», «Внимая ужасам войны», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…».

  1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Сказки.

Сатирическое произведение «История одного города».

13. Федор Михайлович Достоевский.

Роман «Преступление и наказание»

  1. Николай Семенович Лесков.

Повесть «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», рассказ «Тупейный художник».

  1. Антон Павлович Чехов. . Рассказы: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Черный монах», «Дама с собачкой», и др.

Комедия «Вишневый сад».

  1. Лев Николаевич Толстой. «Севастопольские рассказы», роман-эпопея «Война и мир».

Из литературы народов России.

  1. Коста Хетагуров.

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Обзор зарубежной литературы XIX века.

  1. Ги де Мопассан.

Новелла «Ожерелье».

  1. Генрик Ибсен.

Драма «Кукольный дом».

Темы семинарских и практических занятий и примерные вопросы к ним.

  1. «Маленький человек» и его судьба в творчестве А.Пушкина.

  • Проблема «маленького автора» в «Повестях Белкина».

  • «Маленький человек»: сентиментальные аспекты («Станционный смотритель»).

  • «Маленький человек» и Государство («Медный всадник»).



  1. Творчество М.Ю.Лермонтова.

  • Молитва как жанр в лирике М.Лермонтова («Молитва»).

  • Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова («Валерик», «Сон», «Завещание»).

  • «Пророк» Лермонтова и Пушкина.



  1. Творчество Н.В.Гоголя и наше время.

  • Своеобразие творческого метода Гоголя.

  • Гоголь - наш современник.

  • Место Гоголя в русской литературе.

  • Гоголь в музыке, в изобразительном искусстве.



  1. Творчество И.А.Гончарова.

  • Жизнь в Обломовке и в воображаемом имении Обломова (сравнение сна Обломова и разговора Обломова и Штольца в 4-й главе 2-й части).



  1. Творчество И.С.Тургенева.

  • Смерть Базарова (почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя).

  • Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».



  1. Творчество М.Е.Салтыкова – Щедрина.

  • Народ и господа в сказках Салтыкова – Щедрина.



  1. Творчество Л.Н.Толстого.

  • Моя встреча с Л.Н.Толстым.

  • Нормы жизни молодых представителей высшего общества в романе «Война и мир» (А.Болконский, П.Безухов, Долохов, А.Курагин и др.).



  1. Творчество Ф.М.Достоевского.

  • «Двойники» Раскольникова.


Тематика контрольных, исследовательских работ

и рефератов.

  1. Пушкин – мыслитель, мудрец, философ.

  2. Основные темы лирики А.С.Пушкина.

  3. Как одеты пушкинские герои.

  4. «Обряд известный угощенья» (кухня русского дворянства по произведениям Пушкина).

  5. Друзья Пушкина.

  6. Пушкин в живописи.

  7. Образ метели в творчестве Пушкина.

  8. Символические образы в поэме «Медный всадник».

  9. «Внутренняя красота человека» (Белинский) как выражение эстетического идеала Пушкина (на примере любовной или дружеской лирики Пушкина).

  10. Кавказ в творчестве Лермонтова.

  11. Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта.

  12. Трагедия одиночества (по произведениям М.Ю.Лермонтова).

  13. Пейзажная лирика М.Ю.Лермонтова.

  14. Гоголь и театр.

  15. «Две полярные стороны одной и той же жизни» (В.Г.Белинский) в повести «Невский проспект».

  16. Развитие темы «маленького человека» в повести Гоголя «Шинель».

  17. Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов».

  18. Один день Ильи Обломова.

  19. Фольклорные мотивы в романе «Обломов».

  20. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

  21. Почему Базаровы нужны России?

  22. Базаров – победитель или проигравший?

  23. Герои – антагонисты в романе «Отцы и дети».

  24. Природа в романе Тургенева «Отцы и дети».

  25. Как понимают счастье герои и автор поэмы Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

  26. Тема Родины и ее художественное воплощение в поэзии Н.А.Некрасова.

  27. «Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея.

28. Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

29. Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф.И.Тютчева.

30. Героиня лирики А.А.Фета.

31. Особенности сатиры М.Е.Салтыкова – Щедрина.

32. Пародия как художественный прием в «Истории одного города» Щедрина.

33. Что сближает сказки Щедрина с народными сказками и в чем их отличие?

34. Столица Российской империи в романе Достоевского «Преступление и наказание».

35. Проблема добра и Зла в романе «Преступление и наказание».

36. Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание».

37. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе «Преступление и наказание».

38. Психологизм романа «Преступление и наказание».

39. Отношение Толстого к войне («Война и мир»).

40. Жизнь поместного дворянства в романе Толстого «Война и мир».

41. Портреты героев Толстого и иллюстрации к его роману.

42. Любовь в жизни героев романа «Война и мир».

43. Истинная и ложная красота (по роману «Война и мир»).

44. Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.

45. Чехов и театр.

46. Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч».

47. Комическое и драматическое в рассказах А.П.Чехова.

48. Прекрасное и пошлое в героях Чехова.

49. Чеховские размышления о любви.

50. Русская провинция в изображении Гоголя и Чехова.

51. Драма или комедия? (проблема жанра пьесы «Вишневый сад»)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород
Основы тифлопедагогики: Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям. Н. Новгород: нгпу, 2007. 40 с
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Аннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Методические рекомендации по подготовке дипломного проекта 8 Изучение...
Методические указания к дипломному проектированию [Текст] / Государственный университет управления, Высшая школа бизнеса гуу, кафедра...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Зачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы Х i Х века 2 половина»
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История...
Особое внимание уделяется таким важным вопросам, как развитие русской государственности, формирование российской многонациональной...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Литература: Модули по лекциями и практическим занятиям 1 Повзнер...
Кинематика и динамика вращательного движения. Законы сохранения при вращательном движении
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19-го века icon Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики
Вопросы к зачету для студентов филфака в/о по курсу «История русской литературы XIX века (первая треть)»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции