ОГБОУ СПО «Агротехнологический техникум г. Кораблино»
Одобрено на заседании
методической комиссии.
Протокол от 25. 05. 2013 г.
Пмк _________
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по курсу русской литературы 19–го века.
Разработала
преподаватель русского языка и литературы
Карпухина Л.Н.
2013г.
Данная методичка окажет помощь в подготовке к практическим (или семинарским) занятиям по отдельным темам курса русской литературы XIX века, при рассмотрении наиболее сложных тем и вопросов, в процессе осмысления которых обучающиеся смогут вполне проявить свою читательскую самостоятельность (анализ художественного текста, изучение дополнительной литературы, собственная интерпретация литературного произведения).
Основные требования к ответу на практическом (или семинарском) занятии
1. Ответ должен основываться прежде всего на знании текстов литературных произведений, содержать примеры из них, а не общие суждения. Особенно важно показать умение анализировать и комментировать художественный текст, излагать и отстаивать свое понимание произведения, не сбиваясь при этом на его пересказ.
2. В течение 3-5 минут (на доклад может быть отведено до 10 минут) нужно высказаться по существу вопроса, не уклоняясь от темы, приводя аргументы (примеры из художественного текста и дополнительной литературы, факты биографии и творчества писателя), опираясь на собственный читательский опыт, не повторяя ранее сказанного одноклассниками.
3. Выступление на практическом (или семинарском) занятии должно иметь форму законченного высказывания, логично построенного, грамотного и интересного слушателям.
Схема анализа литературно-художественного произведения.
История создания.
2.Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
Жанровое своеобразие.
Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
Центральные персонажи.
Сюжет и особенности строения конфликта.
Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
Композиция сюжета и отдельных образов.
Место произведения в творчестве писателя.
Место произведения в истории русской и мировой литературы.
При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.
А. Идейное содержание включает:
тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;
проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;
пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир. Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.
Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.
Б. Художественная форма включает:
Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);
Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);
Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.
Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.
1. Место писателя в развитии русской литературы.
2. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
3. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
4. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
5. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
План разбора лирического стихотворения.
1.Дата написания.
2.Реально-биографический и фактический комментарий.
3.Жанровое своеобразие.
4.Идейное содержание:
Ведущая тема.
Основная мысль.
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
Преобладание общественных или личных интонаций.
5.Структура стихотворения:
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Как вести краткую запись о прочитанных книгах.
Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.
Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.
Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).
Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).
Краткий план содержания.
Анкетирование до изучения произведения на уроке.
Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?
Какие проблемы в нем ставит автор? Какие из них, по-твоему, надо обсудить на уроке?
Возникли ли у тебя сокровенные мысли и хочешь ли ты поделиться ими с товарищами?
4. По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить на уроке?
5. Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему?
6. Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие страницы, эпизоды не осознал до конца?
7. Какие вопросы возникли в процессе чтения?
8. Какие высказывания автора или героев привлекли твое внимание?
Программа курса. Основные произведения.
Литература первой половины XIX века.
Александр Сергеевич Пушкин.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др.
Поэма «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание».
Николай Васильевич Гоголь.
Произведения: «Петербургские повести».
А.В.Кольцов.
Песни.
Литература второй половины XIX века.
Иван Александрович Гончаров.
Роман «Обломов».
Критика: Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарев «Обломов».
Александр Николаевич Островский.
Драма «Гроза».
Критика: Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».
Иван Сергеевич Тургенев.
Роман «Отцы и дети».
Критика: Д.И.Писарев «Базаров».
Федор Иванович Тютчев.
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас, и все былое…», «Silentium», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…».
Афанасий Афанасьевич Фет.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».
Алексей Константинович Толстой.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».
Роман «Петр 1»
Николай Алексеевич Некрасов.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей», «Внимая ужасам войны», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Сказки.
Сатирическое произведение «История одного города».
13. Федор Михайлович Достоевский.
Роман «Преступление и наказание»
Николай Семенович Лесков.
Повесть «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», рассказ «Тупейный художник».
Антон Павлович Чехов. . Рассказы: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Черный монах», «Дама с собачкой», и др.
Комедия «Вишневый сад».
Лев Николаевич Толстой. «Севастопольские рассказы», роман-эпопея «Война и мир».
Из литературы народов России.
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Обзор зарубежной литературы XIX века.
Новелла «Ожерелье».
Драма «Кукольный дом».
Темы семинарских и практических занятий и примерные вопросы к ним.
«Маленький человек» и его судьба в творчестве А.Пушкина.
Проблема «маленького автора» в «Повестях Белкина».
«Маленький человек»: сентиментальные аспекты («Станционный смотритель»).
«Маленький человек» и Государство («Медный всадник»).
Творчество М.Ю.Лермонтова.
Молитва как жанр в лирике М.Лермонтова («Молитва»).
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова («Валерик», «Сон», «Завещание»).
«Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Творчество Н.В.Гоголя и наше время.
Своеобразие творческого метода Гоголя.
Гоголь - наш современник.
Место Гоголя в русской литературе.
Гоголь в музыке, в изобразительном искусстве.
Творчество И.А.Гончарова.
Жизнь в Обломовке и в воображаемом имении Обломова (сравнение сна Обломова и разговора Обломова и Штольца в 4-й главе 2-й части).
Творчество И.С.Тургенева.
Смерть Базарова (почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя).
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
Творчество М.Е.Салтыкова – Щедрина.
Народ и господа в сказках Салтыкова – Щедрина.
Творчество Л.Н.Толстого.
Моя встреча с Л.Н.Толстым.
Нормы жизни молодых представителей высшего общества в романе «Война и мир» (А.Болконский, П.Безухов, Долохов, А.Курагин и др.).
Творчество Ф.М.Достоевского.
«Двойники» Раскольникова.
Тематика контрольных, исследовательских работ
и рефератов.
Пушкин – мыслитель, мудрец, философ.
Основные темы лирики А.С.Пушкина.
Как одеты пушкинские герои.
«Обряд известный угощенья» (кухня русского дворянства по произведениям Пушкина).
Друзья Пушкина.
Пушкин в живописи.
Образ метели в творчестве Пушкина.
Символические образы в поэме «Медный всадник».
«Внутренняя красота человека» (Белинский) как выражение эстетического идеала Пушкина (на примере любовной или дружеской лирики Пушкина).
Кавказ в творчестве Лермонтова.
Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта.
Трагедия одиночества (по произведениям М.Ю.Лермонтова).
Пейзажная лирика М.Ю.Лермонтова.
Гоголь и театр.
«Две полярные стороны одной и той же жизни» (В.Г.Белинский) в повести «Невский проспект».
Развитие темы «маленького человека» в повести Гоголя «Шинель».
Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов».
Один день Ильи Обломова.
Фольклорные мотивы в романе «Обломов».
Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
Почему Базаровы нужны России?
Базаров – победитель или проигравший?
Герои – антагонисты в романе «Отцы и дети».
Природа в романе Тургенева «Отцы и дети».
Как понимают счастье герои и автор поэмы Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Тема Родины и ее художественное воплощение в поэзии Н.А.Некрасова.
«Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея.
28. Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
29. Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф.И.Тютчева.
30. Героиня лирики А.А.Фета.
31. Особенности сатиры М.Е.Салтыкова – Щедрина.
32. Пародия как художественный прием в «Истории одного города» Щедрина.
33. Что сближает сказки Щедрина с народными сказками и в чем их отличие?
34. Столица Российской империи в романе Достоевского «Преступление и наказание».
35. Проблема добра и Зла в романе «Преступление и наказание».
36. Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание».
37. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе «Преступление и наказание».
38. Психологизм романа «Преступление и наказание».
39. Отношение Толстого к войне («Война и мир»).
40. Жизнь поместного дворянства в романе Толстого «Война и мир».
41. Портреты героев Толстого и иллюстрации к его роману.
42. Любовь в жизни героев романа «Война и мир».
43. Истинная и ложная красота (по роману «Война и мир»).
44. Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.
45. Чехов и театр.
46. Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч».
47. Комическое и драматическое в рассказах А.П.Чехова.
48. Прекрасное и пошлое в героях Чехова.
49. Чеховские размышления о любви.
50. Русская провинция в изображении Гоголя и Чехова.
51. Драма или комедия? (проблема жанра пьесы «Вишневый сад»)
|