Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения»




НазваниеЛитература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения»
Дата публикации29.09.2014
Размер83.4 Kb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Литература > Литература
Практическое занятие № 1 (2 часа)

Жанр баллады в творчестве русских романтиков

I.1. Жанровая характеристика баллады: сходство и различие баллады и сказки.

2. Встреча героя с судьбой – стержень балладного сюжета:

а) способы художественного воплощения столкновения героя с потусторонним миром (голос, музыкальный инструмент, ветер, волны).

3. Роль диалога в структуре баллады.

4. Тип балладного сюжета: его признаки (архетипическая основа сюжета, цикличность, повествование о чудесном, лирическое, эмоциональное освещение). Балладный размер.

II. 1. Сопоставительная характеристика баллад П. А. Катенина

« Ольга» (1816) и В. А. Жуковского «Людмила» (1808): особенности жанрового мышления поэтов.

2. Оригинальная баллада В. А. Жуковского «Светлана» (1813)

а) авторская концепция героини (идеальная героиня русской литературы);

б) лирический сюжет в балладе «Светлана».
Литература

1. Веселовский А. Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М., 2003.

2. Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

3. Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985.

4. Немзер А.С. «Сии чудесные виденья». Время и баллады В. А. Жуковского / А.С. Немзер // Зорин А., Немзер А., Зубков Н. «Свой подвиг свершив.». — М. : Книга, 1987.





Практическое занятие № 2 (2 часа)
Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов»

1. Замысел и работа А.С.Пушкина над трагедией. Летописные,

исторические и литературные источники «Бориса Годунова».

2. Проблематика, идейное содержание и основной конфликт.

3.Особенности сюжетного и композиционного построения трагедии.

4. Система образов. Борис Годунов и Самозванец, их роль в раскрытии основной мысли произведения.

5.Народ и «мнение народное» в раскрытии центральной мысли трагедии.

6. Новаторство Пушкина-драматурга:

а) разрушение канонов классицистической трагедии;

б) принципы построения характеров;

в) особенности стихотворной речи, искусство построения
монологов и диалогов, многоголосие массовых сцен.

7. Трагедия «Борис Годунов» — первое русское реалистическое произведение, ее значение в развитии русской литературы.

Литература

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья
десятая // Полн. собр. соч. — Т. VII.

2. Алексеев М.П. Пушкин: Сравнительно-исторические
исследования. - Л., 1972.

3. Благой Д.Д. Роль композиции «Борис Годунов» // Благой Д.Д.
От Кантемира до наших дней. - М., 1973. — Т. 2.

4. Городецкий Б.П. Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов»:
Комментарий. — Л., 1969.

5. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля.-

М., 1957.

6. Филиппова Н.В. «Борис Годунов». - М., 1984.

Практическое занятие № 3 (2 часа)

Художественная оригинальность романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1. Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни и в

высшей степени народное произведение» (В.Г.Белинский).

2. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».

3. Сюжет романа, логика его развития, «зеркальность» сюжетных

ходов, темпы движения сюжета на разных этапах повествования.

4. Эпическая линия и лирическая стихия в романе, их соотношение и

сюжетно-композиционная роль. Основные темы лирических отступлений, многогранность их содержания и функция.

5.Интонационные контрасты.

6.Система цитат и реминисценций.

7. «Онегинская строфа»- ее структура, многообразие вариантов построения и идейно-художественная завершенность каждой отдельной строфы, связь предшествующих и последующих строф.
Литература

  1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статьи восьмая и

девятая // Полн. собр. соч. — Т. VII.

  1. Благой Д.Д. «Евгений Онегин» // Благой Д.Д. От Кантемира до

наших дней. — М., 1973. — Т. 2.

3.Большакова А.Ю. Образ автора//Лит. учеба, 2001, кн. 5

4.Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Наука, 1999

5.Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957.

6.Збарский И.С. «Но так и быть». Пушкинские уроки учителя и

методиста//Лит. в школе, 2004, №11.
7.Лотман Ю.М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий.

2-е изд. — Л., 1983.

8.Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову: В помощь преподавателям,

старшеклассникам и абитуриентам. 3-е изд. М., Изд-во МГУ, 2002.

9.Соловей Н.Я. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». — М., 1983.

10.Турбин В.Н. Роман и романист // Турбин В. Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов: Об изучении литературных жанров. — М., 1978.

11.Эйхенбаум Б.М. «Мой временник»: Художественная проза и избранные статьи 20 – 30-х годов. СПб., 2001.


Практическое занятие № 4 (2 часа)

«Демон» М.Ю. Лермонтова как философская романтическая поэма

(«Демон» и «инобытие» этой поэмы – музыкальные и изобразительные интерпретации)

(круглый стол с использованием мультимедийных технологий)
I.Трагедия мятежной личности в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1.История создания поэмы и ее место в ряду других романических поэм.

2.Лермонтовский «Демон»: сущность и противоречия этого образа:

а) назовите оппозиции романтического текста;

б)соотнесите структуру конфликта и его развитие в поэме с
поэмой « Мцыри»; как осмысливается в той и другой поэме представление о свободе ?

II. Образ Демона в музыкальном и изобразительном искусстве.

1.Поэтизация образа Демона в творчестве Врубеля. Своеобразие его художественной трактовки образа Демона.

2.Рубинштейновский «Демон» и своеобразие его художественной трактовки.
III. Лермонтовский «Демон» в поэзии Серебряного века. (Индивидуальные задания)
Задания

  1. Подготовить сообщения о редакциях поэмы «Демон».

  2. Опера Рубинштейна «Демон» как этап новаторской интерпретации поэмы «Демон».

  3. Выявить поэтику романтического в тексте поэмы.

  4. Врубель и Лермонтов: сходство и различия.



Литература


  1. Глухов А.И. Эпическая поэзия М.Ю. Лермонтова. – Издательство Саратовского университета, 1982.

  2. Дмитриева Н. Михаил Врубель. – М., 1984.

  3. История русской и советской музыки. – М., 1878 (глава о Рубинштейне)

  4. Коган Д. Врубель. – М., 1980.

  5. Логунов К.Н. Творчество Лермонтова. – М., 1990.

  6. Суздалев П. Врубель и Демон. – М., 1980.

  7. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., Наука, 1975.

8.Марченко А.М. Лермонтов. – М., 2010.

9.М.Ю. Лермонтов. Про и контра: личность и творчество Лермонтова в оценке русских мыслителей. – СПб., 2002.

Практическое занятие № 5 (2часа)
Жанровая специфика романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
1. «Герой нашего времени» как социально-психологический и

философский роман, его место в литературно-общественном

движении 30-х годов XIX века.

2. Идейное содержание романа и его проблематика.

3. Связь композиции романа с композиции романа с идейно-художественным замыслом автора

4. Печорин как тип «героя времени», приёмы и средства социальной и

психологической типизации его характера.

5. Сюжетная роль и идейная функция образов Максима Максимыча, Грушницкого, Вернера, Бэлы, княжны Мери..

6. Язык и стиль романа, формы повествования.

7. В.Г. Белинский о «Герое нашего времени».

Литература

1.Белинский В.Г. «Герой нашего времени»: Сочинение М. Лермонтова

// Белинский В.Г. Литературно-критические статьи (любое издание).

2.Виноградов И. Философский роман М.Ю. Лермонтова // Русская

классическая литература: Разборы и анализы. – М., 1969.

3.Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. – М.,

1976.

4.Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». –

Л., 1975.

5.Журавлёва А.И. Лермонтов в русской литературе. М., 2002.

6. М.Ю. Лермонтов в русской критике. – М., 1955.

7.Лермонтовская энциклопедия. – М.; Л., 1981.

8.Мелетинский Е. М. Аналитическая психология и проблемы происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии.– № 10.–1991.

9. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. – М., 1967.

10.Русская литература ХIХ века: Учебник-практикум. М., 2004.

11. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». –

М., 1989.

12. Фохт У. Р. Лермонтов: логика творчества. – М., 1975.

Практическое занятие № 6 (2 часа)

Коллоквиум: типология романтической повести в русской литературе первой трети XIX века.

Трансформация романтической повести. Типология жанра повести в русской литературе 30-х годов: историческая повесть (Н. Бестужев, А. Корнилович, Н. Полевой), светская повесть (А. Бестужев-Марлинский, В. Одоевский), бытовая повесть (О. Сомов, А. Бестужев-Марлинский М. Погодин), фантастическая повесть (А. Погорельский, О. Сенковский, В. Одоевский, О. Сомов). Повести, в которых автор сосредоточен на изображении мира искусства: поэзии, музыки, живописи. Главным героем в повести подобного рода становился художник - трагически переживающий несовершенство мира, страстно стремящийся к идеалу (повести В. Ф. Одоевского «Последний квартет Бетховена», «Себастьян Бах», Н. А. Полевого «Блаженство безумия», «Живописец»).

Практическое занятие № 7 (2 часа)

Тема и образ маленького человека в русской литературе первой трети XIX века.

1. Литературный тип «маленький человек»: структурные признаки и смысловое наполнение.

2. Образ маленького человека в творчестве А. П. Пушкина: поэма « Медный всадник», незавершенная поэма «Езерский». Трагический конфликт частного и общего, государственного и личного, бытового и бытийного. Образы «бедного Евгения» и Петра I.

3. Маленький человек в повести А. С. Пушкина « Станционный смотритель»: конфликт Самсона Вырина со «значительным лицом» (Минский).

Особенности пушкинской интерпретации. Библейская образность в тексте.

4. Развитие темы маленького человека в повестях Н. В. Гоголя: «Записки сумасшедшего», «Шинель»:

Изменение характера конфликта (бунт героя против общества); гоголевский гротеск; гуманистическое наполнение темы.


Литература

1.  Бочаров С.Г. Петербургские повести Гоголя // Н.В.Гоголь. Петербургские повести. — М., 1981.

2. де Лотто Ч. "Лествица "Шинели" // "Вопросы философии" — 1993. — N 8.

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. — М., 1978.

4. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. — М., 1978

Практическое занятие № 8 (2часа)
Жанровое своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
I 1.Замысел поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Проблема жанра.

2.Принципы организации системы персонажей в тексте поэмы: образы помещиков:

а) роль художественной детали (портрет, пейзаж, интерьер);

б) сцена «негоции» Чичикова как стержень сюжетной ситуации;

в) речевая характеристика персонажей;

г) роль пейзажных зарисовок в тексте глав о помещиках

3. Образ Плюшкина: своеобразие художественного воплощения:

а) почему героя появляется последним в череде встреч Чичикова с помещиками?

б) особые приемы, использованные Гоголем при изображении Плюшкина

( предыстория героя, гротеск);

в) значение пейзажной зарисовки сада Плюшкина в концепции образа героя, для уточнения авторской позиции и концепции поэмы.

3. Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя

II.1. Феномен Чичикова: истоки образа, литературные аллюзии; принципы построения образа.

2. Роль предыстории Чичикова в структуре романа.

3. Вставная новелла о капитане Копейкине: семантика образа героя.

4. Образ автора: программа преобразования России (духовное самосовершенствование и покаяние); синтез лирического и сатирического начал в образе автора.
Литература

1.Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.

2.Манн Ю.М. В поисках живой души. М., 1987.

3. Манн Ю.М. Поэтика Гоголя. М., 1995.

4. Манн Юрий. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М., 2004.

5.Набоков В.В Лекции по русской литературе («Николай Гоголь»). – М., 1996.

6. Афанасьев Э. С. Творчество Гоголя: "история души человеческой" / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2009. – N 4. – С. 2–5. (Мир усадьбы в "Старосветских помещиках", образ родного дома в "Тарасе Бульбе", тема дороги и дома в повестях "Миргорода", романе "Мертвые души").

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» iconЛитература Веселовский А. Н. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения»
Тип балладного сюжета: его признаки (архетипическая основа сюжета, цикличность, повествование о чудесном, лирическое, эмоциональное...

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» iconЛитература первой половины 19 века Тема №1
Тема № В. А. Жуковский. Лирика Жуковского: художественный метод, романтическое двоемирие, лирический герой. Баллады Жуковского: «поэзия...

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» iconЛитература: языкознание, литература и поэзия. Медицина. Юриспруденция
Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет иностранных языков, специальность: английский и французский язык и литература...

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» iconВеселовский А. Н. Историческая поэтика Веселовский А. Н. Историческая...
Готовясь к экзамену, будущий магистрант знакомится с научной литературой из раздела «Теория», а также из того раздела («Средние века...

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» iconЛитература XIX века Жуковский В. "Светлана"
Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» icon4. Литература
Своеобразие выражения лирического чувства в текстах любовной тематики Роберта Бернса

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» iconЛитература XIX века» 3 секция «русская поэзия XIX xx веков»

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» iconХудожественная литература Абрамов Повести и рассказы. Астафьев В....

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» iconЛитература на письменном экзамене по литературе поступающий должен показать
На холмах Грузии ", "К ", "Евгений Онегин", "Поэт", "Поэту", "Когда за городом задумчив я брожу", "Два чувства дивно

Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» iconМагистерская программа Сравнительное литературоведение
Отражение процессов этногенеза в героическом эпосе разных народов. Сходные сюжетные мотивы и их изучение (А. Н. Веселовский, В. М....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции