ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). М.: Просвещение, 2007) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует федеральному компоненту государственного стандарта.
Программа по обучению грамоте построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.
Цель программы:
џ освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
џ овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
џ воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа рассчитана на 117 учебных часов.
Количество часов в неделю – 5.
Количество часов в I четверти – 45.
Количество часов во II четверти – 35.
Количество часов в III четверти – 37.
Используется учебно-методический комплект:
Горецкий, В. Г. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке» для 1 кл. нач. шк. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2010.
Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2009.
Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте : чтение и письмо / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : Вако, 2005.
Тематическое планирование по курсу «Обучение грамоте» (письмо)
№ п/п
|
Дата
|
Тема урока (страницы прописи)
|
Решаемые проблемы (цель)
|
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
|
|
|
|
|
понятия
|
предметные результаты
|
универсальные учебные действия (УУД)
|
личностные результаты (не оцениваются)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ПРОПИСЬ №1
|
1
|
|
История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма Выполнение геометрических узоров по образцу
(с. 3-5)
|
Когда возникла письменность? Что такое пропись? Как работать с прописью? Цель: познакомить учащихся с прописью, с гигиеническими правилами письма
|
Пропись, правила, письменность
|
Знания: научатся пользоваться прописью, узнают о старинных принадлежностях для письма. Умения: соблюдать гигиенические требования письма; применять правила работы в прописях
|
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, ориентация в прописи.
Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Коммуникативные: задавать вопросы
|
Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика»
|
2
|
|
Знакомство с разлиновкой в прописи
(с.7)
|
Какие линии бывают в прописи?
Цели: познакомить с разлиновкой прописи и наклоном; учить применять гигиенические правила письма при выполнении заданий
|
Линии наклона, прямые, вертикальные, ова-лы, строка
|
Знания: научатся различать направление линий.
Умения: находить рабочую строку, правильно удерживать ручку
|
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации.
Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью
|
Адекватная мотивация: личностная ответственность за свои поступки; соблюдение правил здоровьес-берегающего поведения
|
3
|
|
Знакомство с основным алгоритмом
(с.8 - 9)
|
Каковы особенности написания наклонных прямых с закруглением внизу?
Цель: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу
|
Образец, наклон, длинная линия с закруглением, порядок написания
|
Знания: научатся писать короткие линии с закруглением внизу. Умения: делить слова на слоги, ставить ударение, делать анализ слов; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой
|
Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
|
Адекватная мотивация: устойчивое следование социальным нормам в поведении
|
4 - 5
|
|
Рабочая строка. Выполнение в рабочей строке элементов основного алгоритма
(с. 10)
|
Как правильно писать? Цель: познакомить с правилами письма (держать ручку, пользоваться ручкой, столом, тетрадью), выполнением графических заданий по образцу
|
Правила письма, образец, рабочая строка, алгоритм
|
Знания: научатся выполнять в рабочей строке элементы основного алгоритма.
Умения: следить за правильным положением ручки, тетради, позы; бережно пользоваться школьными принадлежностями
|
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; соблюдать простейшие нормы речевого этикета
|
Адекватная мотивация: личностная ответственность за свои поступки; соблюдение правил здоровье
сберегающего поведения
|
6
|
|
Деление рабочей строки на 2 и 3 части и дополнитель-ных строк на 3 части
(с.11)
|
Как точно и ровно написать прямую линию с закруглением снизу и сверху?
Цель: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу
|
Образец, наклон, правильная посадка, работа со схемами слов, с образцом написания
|
Знания: научатся писать прямые линии с закруглением снизу и сверху.
Умения: правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном; совершенствовать аккуратное письмо
|
Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника
|
Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика»; выработка действий, характеризующих нормированное поведение ученика, члена детского коллектива, в адаптационный период
|
7
|
|
Нахождение и обозначение соответствующими значками мест соединения элементов в буквах и словах
(с.11)
|
Чем отличается рабочая строка от межстрочного пространства?
Цель: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу
|
Рабочая строка и межстрочное пространство, шрифт
|
Знания: научатся выполнять графические упражнения по образцу. Умения: ориентироваться на странице прописи; правильно располагать тетрадь на парте под наклоном, находить рабочую строку, работать в ней
|
Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: использовать общие приемы решения задач.
Коммуникативные: просить о помощи, обращаться за помощью
|
Адекватная мотивация: личностная самооценка; соблюдение правил здоровьесбе-регающего поведения
|
8
|
|
Письмо линий с закруглением снизу и сверху
(с. 12)
|
Чем отличается написание линий с закруглением снизу и сверху от ранее изученных видов наклонных линий?
Цели: познакомить с написанием линий с закруглением снизу и сверху; учить ритмично располагать элементы на рабочей строке, составлять рассказ по сюжетному рисунку
|
Образец, наклон, порядок написания длинной петли
|
Знания: научатся правильно писать плавно наклонные линии с закруглением сверху и снизу.
Умения: писать изученные элементы на рабочей строке; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном
|
Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию. Коммуникативные: уметь просить помощи, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить понятные для партнера высказывания
|
Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем
|
9
|
|
Письмо элементов заглавных букв, схожих по написанию с элементами основного алгоритма письма-буквы и. Письмо основного алгоритма.
(с.13)
|
Каковы особенности написания наклонных прямых с закруглением внизу?
Цель: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу, делить слова на слоги, ставить ударение
|
Образец, наклон, длинная линия с закруглением, порядок написания, ударные и безударные слоги
|
Знания: научатся писать короткие линии с закруглением внизу. Умения: делить слова на слоги, ставить ударение, делать анализ слов; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой
|
Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
|
Адекватная мотивация: устойчивое следование социальным нормам в поведении
|
10
|
|
Строчная письменная
буква а
(с. 14)
|
Какие элементы используются при написании строчной буквы а?
Цели: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу, работать со схемами слов, соблюдать наклон; учить писать изучаемую букву
|
Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, буква, наклон
|
Знания: научатся писать плавно строчную букву о.
Умения: соотносить печатную и письменную буквы; ориентироваться на странице прописи
|
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание.
Коммуникативные: выполнять учебные действия в гром-коречевой форме
|
Самоопределение позиции школьника на основе положительною отношения к школе
|
11
|
|
Заглавная
буква А
(с. 15)
|
Какие элементы используются при написании заглавной буквы А? Где используются заглавные буквы? Цели: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу, работать со схемами слов, соблюдать наклон; научить писать и распознавать изучаемую букву
|
Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, буква, наклон, гласные и согласные звуки
|
Знания: научатся писать плавно букву А, соотносить печатную и письменную буквы, работать со схемами. Умения: выделять звук [а] из речи и видеть букву а в словах; ориентироваться на странице прописи
|
Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание.
Коммуникативные: выполнять учебные действия в гром-коречевой и письменной форме
|
Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, адекватное восприятие предложений учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок
|
12-
13
|
|
Строчная и заглавная
буквы о, О
(с. 16-17)
|
Какие элементы используются при написании строчной и заглавной букв о, O? Где используются заглавные буквы?
Цель: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу
|
Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, петля
|
Знания: научатся писать плавно букву О, о, соотносить печатную и письменную буквы, работать со схемами. Умения: выделять звук [о] из речи и видеть буквы О, о в словах; ориентироваться на странице прописи
|
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию. Коммуникативные: обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания
|
Готовность следовать нормам здоровьесбере-гающего поведения
|
14
|
|
Строчная письменная буква и
(с.18)
|
Какие элементы используются при написании буквы и?
Цели: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать букву и в соответствии с образцом, воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму
|
Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, предложение, схема, гласные и согласные звуки
|
Знания: научатся писать и распознавать строчную букву и, соотносить печатную и письменную буквы. Умения: выполнять слоговой и звукобук-венный анализ слов с буквой н; правильно удерживать ручку; ориентироваться на странице прописи
|
Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию. Коммуникативные: обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания
|
Осознание собственной ответственности за общее благополучие, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
|
|